Что значит публичность права

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Энциклопедия юриста . 2005 .

Полезное

Смотреть что такое «ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО» в других словарях:

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право,… … Юридический словарь

Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда… … Элементарные начала общей теории права

Публичное право — (лат. jus publicum; англ. public law) в объективном смысле совокупность отраслей права (отраслей законодательства), нормы которых определяют организацию, функции и деятельность государства, его отношение к отдельным лицам (физическим и… … Энциклопедия права

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — ПУБЛИЧНОЕ право, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Современная энциклопедия

Публичное право — ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). П.п. служит интересам государства,… … Юридическая энциклопедия

Читайте также:  Что значит урезать углеводы

Публичное право — отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства. Деление права на публичное право и частное право заимствовано из римского права.… … Политология. Словарь.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — касающееся интересов общества, а не отдельн. лица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО совокупность норм, установленных в интересах целого общества или больших общественных групп, право… … Словарь иностранных слов русского языка

Публичное Право — См. Право публичное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

публичное право — Набор юридических принципов, определяющих использование полномочий публичными властями. Средствами защиты публичного права являются те процедуры, которые граждане могут использовать, чтобы оспорить справедливость или легальность решений властей… … Справочник технического переводчика

Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

Источник

Что такое публичное право

Публичное право: определение

Перед тем как дать определение такому понятию, как публичное право, вспомним некоторые термины:

  • Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Например, выделяют такие отрасли права, как семейное, уголовное, трудовое, корпоративное, конституционное и др. (эта тема детально раскрыта в нашей статье «Критерии деления системы права на отрасли»).
  • Публичные правоотношения — это правоотношения, возникающие между или с участием публичных субъектов: государства, органов власти, общества, должностных лиц и др.

Таким образом, публичное право — это совокупность юридических отраслей, в сфере регулирования которых находятся т. н. публичные правоотношения (а какие именно правовые отрасли охватывает публичное право, примеры рассмотрим далее).

Для сравнения, относящиеся к частному праву юридические отрасли включают те правовые нормы, которые регламентируют сферу имущественных и неимущественных правоотношений между частными субъектами — гражданами и юридическими лицами. Следует иметь в виду, что публичные субъекты тоже могут быть участниками частных правоотношений, если они выступают в таких правоотношениях уже как частные лица.

Например, муниципалитет заключил с коммерческой организацией договор на оказание услуг. В этом случае субъекты правоотношений являются равноправными партнерами, между ними нет соподчиненности и т. п.

Характерные черты публичной отрасли права

Выделим следующие специфические признаки публичного права:

  • Нормы направлены на удовлетворение публичных, общественных, государственных интересов.
  • Как минимум одной из сторон правоотношений является публичный субъект (государство, орган власти, должностное лицо и т. п.).
  • Участники таких правоотношений обычно находятся в неравном, соподчиненном положении (т. е. наделены неравным правовым статусом). Однако могут быть и исключения. Например, правоотношения, возникающие между главами двух регионов, между двумя главными прокурорами из разных субъектов РФ и т. п.
  • Реализация норм предполагает возможность воздействия одного из субъектов правоотношений на другого с применением власти, силы, авторитета.
  • Нормы преимущественно императивного характера. Предписания публичного права не могут быть изменены соглашением сторон.
  • Нормы предполагают одностороннее волеизъявление субъектов.

Важно! Деление отраслей права на публичное и частное достаточно условно. Практически в любых правоотношениях можно выделить признаки как публичного, так и частного права. Например, правоотношения при расторжении брака можно отнести к сфере частного права. Уплата госпошлины за регистрационные действия при этом — уже публичные правоотношения и т. п.

Рекомендуем! Сравнение признаков норм частного и публичного права мы проводим в нашей статье «Что такое частное право».

Защита публичных прав

Еще одно различие между нормами публичного и частного права кроется в особенностях защиты публичных и частных интересов, в т. ч. в суде.

В случае нарушения норм публичного права и если задеты именно публичные интересы, государство / его представители обязаны инициировать судебное разбирательство независимо от правового статуса пострадавшего и даже если никто из участников правонарушения пострадавшим себя не признает.

Например, частное лицо передало взятку должностному лицу. Фактически никто из этих двух субъектов может и не считать себя пострадавшим, однако при этом ущемляются интересы общества. В связи с этим уголовное дело должно быть возбуждено в любом случае.

Для сравнения, между сторонами частных правоотношений возник спор: поставщик нарушил сроки поставки и отказывается платить неустойку. Заказчик сам определяет, закрыть глаза на такое несоблюдение условий договора или обратиться в суд за защитой.

Другая ситуация: ФНС взыскала с ИП излишний налог, с чем ИП несогласен. В данном случае нарушены права частного лица, пусть и в рамках публичных отношений. Поэтому частное лицо само решит, обратиться ли в суд за защитой.

Источники публичного права

Источниками публичного права являются:

  • Конституция РФ;
  • конституции (уставы) субъектов РФ;
  • федеральные конституционные и федеральные законы;
  • постановления органов исполнительной власти;
  • внутригосударственные и международные декларации, соглашения;
  • публично-правовые договоры;
  • законы бывших СССР и РСФСР в части, не противоречащей действующему законодательству РФ;
  • Указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • акты Конституционного суда РФ;
  • акты Верховного суда РФ.

Рекомендуем! В нашей статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА» мы рассказываем, каким образом соотносится юридическая сила НПА.

Отрасли публичного права

К отраслям публичного права относятся те группы правовых норм, которые:

  • обеспечивают защиту общественных отношений от наиболее общественно опасных посягательств;
  • определяют правовое регулирование административных правоотношений в РФ;
  • регулируют сферу международных отношений с участием публичных субъектов;
  • регламентируют прочие сферы правоотношений с участием публичных субъектов и т. д.

К сфере публичного права относятся, например:

  • уголовное право;
  • налоговое право;
  • финансовое право;
  • конституционное право;
  • экологическое право;
  • уголовно-процессуальное право;
  • уголовно-исполнительное право;
  • гражданско-процессуальное право;
  • административное право;
  • международное публичное право;
  • арбитражно-процессуальное право и др.

Обратите внимание! Данный список отраслей права, относимых к публичному, не является исчерпывающим и может быть как дополнен, так и сокращен — в зависимости от обстоятельств, при которых нормы применяются.

Нормы частного и публичного права дополняют друг друга, и между ними не установлено субординации. Нельзя говорить, что нормы публичного права главенствуют над нормами частного, как и наоборот.

Нельзя четко разграничить сферы публичного и частного права — во многих отраслях их элементы сочетаются.

Самый яркий пример — земельное право, в котором часто используется административный метод по причине высокой ценности объекта (земли) для общества. Еще один пример — семейное право, где есть как частноправовые институты (режим супружеской собственности), так и публично-правовые элементы (лишение родительских прав).

Итак, нормы публичного права регулируют сферу публичных, общественных, государственных отношений и направлены на удовлетворение интересов народа, общества и государства. Нормы публичного права обычно носят императивный характер, и регламентированные ими правоотношения не могут быть изменены по соглашению сторон. Разграничение юридических норм, что относится к публичному праву, а что — к частному, проводится весьма условно.

Источник

Понятие и характеристика публичного права

Публичное право – совокупность юридических отраслей, регламентирующих правовые отношения, связанные с обеспечение публичного общегосударственного интереса, стороны которых находятся в системе отношений власти и подчинения, то есть обладают неравным правовым статусом. Публичность как понятие, от латинского слова «publicus» – общественный, гласный, открытый, несет в себе емкое содержание. Термин «публичное право» обладает очевидной исторической устойчивостью и преемственностью, а также отражает ту меру содержательности, которая присуща данному явлению. В юридическом смысле оно обозначает правопонимание, отличающееся особым представлением о праве. Это не сумма актов или норм, это,

целостное правопонимание специфики права в общественно значимой сфере, т.е. в той сфере, от которой зависят существование, функционирование и развитие и общества, и государства, и организованных групп, корпораций, объединений, и граждан.

Публичное право связано с осуществлением государственной власти и регулирует так называемые вертикальные отношения – отношения между государством, его органами, с одной стороны, и гражданами и иными субъектами права – с другой. [9, с. 25]

Публичное право обладает рядом качественных свойств:

1. Одной из сторон правоотношений, регулируемых публичным правом, всегда выступает государство в лице его органов или должностных лиц, наделенных властными полномочиями;

2. Публично-правовые отношения характеризуются известной степени централизованности, основой которой выступает государственная власть;

3. Содержание правоотношений, входящих в предмет публичного права исключает добровольность вхождения в них, а также возможность свободного определения поведения сторон, и их прав и обязанностей;

4. Публичное право предполагает возможность властного воздействия одного субъекта регулируемых правоотношений на другого, чем обуславливается необходимость детального качественного урегулирования процедуры взаимодействия в публично-правовой сфере, вопросов правового положения

участников правоотношений, а также возможные гарантии и меры защиты от злоупотреблений властных участников правоотношений.

Кроме того, публичное право характеризует преимущественное использование публично-правового метода правового регулирования, выраженного в императивном властном воздействии, используемом в процессе упорядочения отношений в публичной сфере.

Предмет публично-правового регулирования весьма специфичен, но не только в смысле многообразия объектов воздействия, а также в социальной укрупненности

предметов регулирования. И хотя всегда непосредственным предметом воздействия является волевое поведение участников правоотношений, сами участники весьма необычны. Они обладают в публично-правовой сфере особым статусом, т.е. возможностью использовать властно-управленческие полномочия, решать задачи политические, государственные, социально значимые, открывающие путь для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.

Методы правового регулирования весьма многообразны, но их можно разделить на две большие группы, свойственные публичному и частному праву. В юридической литературе выделяется метод диспозитивного регулирования с присущими ему свойствами децентрализации и координации и метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление и строгая субординация участников правоотношений. Нетрудно сделать вывод о диспозитивном методе как родовом, специфическом для отраслей частного права и об императивном методе как специфическом для отраслей публичного права.

Говоря о конкретных видах публичных отраслей права, следует указать на то, что в соответствии с описанными ранее предметом и методом правового регулирования публично-правовых отраслей, в правовой системе Российской Федерации к ним принято относить:

1. Отрасли, направленные на обеспечение защиты общественных отношений от наиболее общественно-опасных посягательств: уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право;

2. Отрасли, закрепляющие правовое регулирование административных и юрисдикционных правоотношений в РФ: конституционное право, административное право, административный процесс, арбитражный процесс и т.д.

3. Отрасли, регламентирующие узкую сферу публичных правоотношений: финансовое право, экологическое право и т.д.;

4. Отрасли, устанавливающие правовое регулирование надгосударственных

публичных правоотношений уполномоченных субъектов: международное

публичное право, международное гуманитарное право и т.д.

В настоящее время в юридической науке такой перечень отраслей не признается исчерпывающим. В зависимости от собственного видения правовой системы Российской Федерации учеными-юристами предлагаются точки зрения о необходимости дополнения перечня публичных отраслей, например, за счет включения теории государства и права, информационного права и др. (Тихомиров Ю.А.). Либо, напротив – сокращения перечня публично-правовых отраслей путем исключения отдельных из них, ввиду их подчиненности более крупным отраслям (Червонюк В.И.).

Генетические корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Именно в сферах жизни общества, государства и гражданина зарождаются процессы и явления, требующие публично-правового регулирования. Вызревают потребности, удовлетворение которых отвечает социальным интересам. Применительно к публичному праву имеются в виду общие потребности, отношения, интересы, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

Источник

Оцените статью