- Что значит публично правового образования
- Что такое собственность публично-правовых образований?
- Публично-правовые образования
- Право собственности
- Имущественные права государственных публично-правовых образований
- Собственность муниципальных публично-правовых образований
- Управление публичной собственностью
- Передача прав собственности публично-правовых образований
- Особенности приобретения земельных участков
- Публично-правовые образования
- Публично-правовые образования: что это
- Правосубъектность публично-правовых образований
- Специфика участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях
- Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований
- Заключение
Что значит публично правового образования
Статья 2. Понятие публично-правовой компании
1. Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.
2. Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или указа Президента Российской Федерации (далее также — решение о создании публично-правовой компании) и действует на основании решения о создании публично-правовой компании и утверждаемого Правительством Российской Федерации устава.
3. Публично-правовая компания может быть создана путем реорганизации государственной корпорации (за исключением государственных корпораций, указанных в части 4 настоящей статьи), государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация, федеральных государственных учреждений в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также некоммерческой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на осуществление функций по формированию компенсационного фонда долевого строительства, на основании федерального закона, определяющего порядок такой реорганизации.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 218-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.
Источник
Что такое собственность публично-правовых образований?
Помимо подробно описанных прав граждан и юридических лиц в отношении имущественного права, в Российской федерации выделяют право на владение и распоряжение имуществом для государственных субъектов.
Собственность публично-правовых образований – что это значит и какие правовые аспекты применимы в отношении имущественных прав этих субъектов?
Публично-правовые образования
Понятие публично-правовое образование (ППО) часто встречается в законодательных актах, но его трактовка часто неоднозначна.
Действительно, термин употребляется в Гражданском и Бюджетном кодексах РФ при уточнении аспектов участия ППО в гражданско-правовых отношениях, но не имеет четко прописанной формулировки.
В юридической практике под публично-правовыми образованиями понимают некоторые субъекты Российской Федерации.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ, в список субъектов гражданского права включены не только граждане и юридические лица, но и государство.
Субъекты гражданско-правовых отношений делят на несколько категорий:
- республики;
- автономные области;
- автономные округа;
- края;
- области;
- города федерального значения.
Любой из перечисленных субъектов территориально, юридически, законодательно и конституционно обладает особым публичным статусом и считается публично-правовым образованием.
Право собственности
Статья 212 ГК РФ наделяет ППО правом собственности наравне с другими субъектами, если иное не установлено законодательством.
Владение, управление и распоряжение имуществом субъектами признаются и защищаются Конституцией, если это удовлетворяет нескольким условиям:
- не причиняет ущерба окружающей среде;
- не нарушает прав и законных интересов членов публично-территориального коллектива и других лиц.
Имущественные отношения публично-правовых образований регулируются так же, как у гражданских субъектов и юридических лиц.
Что такое собственность публично-правовых образований на простом языке и какими нормами она устанавливается? В соответствии с подразделом 3 ГК РФ, под определением понимают имущество (объекты гражданских прав), принадлежащие государственным субъектам.
В определении имущественных прав есть строгая иерархия. Право собственности в Российской Федерации (в его составе и субъектах РФ), а также муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 г и ст. 218 ГК РФ.
Имущественные права государственных публично-правовых образований
Правовое обоснование права государственной собственности закреплено ст. 214 ГК РФ. Согласно законодательству, государственной собственностью признается имущество, которое:
- является имуществом РФ (федеральная собственность);
- является имуществом субъектов РФ (собственность субъекта РФ).
Имущественные права государственных публично-правовых образований закрепляются за унитарными предприятиями и учреждениями. В обязанности предприятий входит владение, управление, пользование и распоряжение государственной собственностью на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).
В список также включена казна, которую составляют средства федерального бюджета и бюджетные средства (казна) субъектов РФ.
Государство имеет право владение всеми типами федерального имущества, в том числе ограниченного и изъятого из оборота.
Существует ряд объектов гражданских прав, законодательно закрепленных за государственными публично-правовыми образованиями Постановлением ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 года (под ред. от 24.12.1993 года, далее Положение*).
Федеральная публичная собственность включает следующее имущество:
- земля, не принадлежащая гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям;
- недра и ископаемые ресурсы;
- лесной фонд;
- водные ресурсы (в том числе территориальных вод);
- ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;
- железные дороги;
- производственные мощности по производству и использованию ядерных и радиоактивных материалов (атомные станции, ядерное оружие);
- исторически значимые объекты на федеральном балансе;
- объекты культурного наследия федерального значения;
- монетные дворы и другие предприятия по изготовлению государственных знаков и др.
Перечисленные объекты изъяты из оборота и не могут принадлежать частным или юридическим лицам. Государство вправе распоряжаться собственностью в соответствии с собственными нуждами, с учетом получения пользы заинтересованными лицами.
Собственность муниципальных публично-правовых образований
Муниципальная форма собственности регламентируется ст. 215 ГК РФ. Имущественные права этого субъекта гражданских правоотношений распространяются на объекты гражданских прав, которые принадлежат публично-правовым образованиям на правах муниципальной собственности.
Имущество закрепляется за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).
Положение* причисляет к собственности муниципальных публично-правовых образований следующие объекты в рамках ответственности местной исполнительной власти:
- жилищный и нежилой фонд;
- объекты инженерной инфраструктуры городов;
- учреждения образования и здравоохранения;
- социально-бытовые объекты и т. д.
Собственность также составляют средства местного бюджета и иные средства, не распределенные между муниципальными учреждениями и предприятиями (муниципальная казна).
Управление публичной собственностью
Как любая собственность, имущество публично-правовых образований может использоваться для извлечения пользы владельца. Осуществление прав собственности происходит посредством участия этих образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК РФ).
Управление имуществом осуществляется в соответствии со ст. 125 ГК РФ и выполняется следующим образом:
Поскольку имущественные права государственных и муниципальных ППО построены по принципу раздельности имущества, эти образования не отвечают по обязательствам друг друга (ст. 126 ГК РФ).
Передача прав собственности публично-правовых образований
В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущественные права государственных и муниципальных собственников можно передать гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных собственников в отношении земли.
Передача объектов выполняется в соответствии с законами о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юрлиц и некоммерческих организаций.
Помимо земельных участков, в рамках приватизации можно приобрести:
- предприятия;
- промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе незавершенные);
- акции открытых акционерных обществ.
Как собственность публично-правовых образований перевести в частную и как выкупить земельный участок? Порядок приобретения и прекращения права собственности государственных и муниципальных публично-правовых образований регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодекса (если законодательством для объектов собственности не предусмотрено другое).
Особенности приобретения земельных участков
Гражданско-правовые отношения в отношении такой части имущества публично-правовых образований, как земля, дополнительно регламентируются Земельным кодексом.
В 2021 г. права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести следующим образом:
- возвести на арендованной земле жилой дом или другое капитальное строение;
- организовать на арендованной земле сельского поселения крестьянско-фермерское хозяйство;
- выиграть тендер по продаже земельных участков.
Чтобы убедиться, что земля находится в собственности публично-правового образования, нужно найти свободный от застроек, но сформированный по требованиям ЗК РФ (статья 11) участок на кадастровой карте РосРеестра.
Если сведения на электронном ресурсе не соответствуют действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.
Имущественное право публично-правовых образований четко регламентируется законодательством РФ. Собственность ППО – это имущество государства, его субъектов и муниципальных образований, которыми владельцы имеют право распоряжаться в интересах публично-территориального коллектива.
Порядок управления публичными объектами гражданско-правовых отношений в РФ определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими законами и подзаконными актами.
Источник
Публично-правовые образования
Государство не только регулирует гражданско-правовые отношения, но и является их активным участником. Оно подчиняется как общеустановленным правилам, так и нормам, учитывающим специфику государственного управления. Взаимодействие государства, субъектов хозяйствования и обычных граждан в рамках гражданско-правового оборота происходит через публично-правовые образования.
Публично-правовые образования: что это
Любые структуры, созданные для управления государством или отдельными его частями, выполняют функцию публичной власти. Они организовывают определенный порядок на подконтрольной территории, исполняют социальную функцию и решают другие проблемы, находящиеся в ведении государства.
С другой стороны, для решения вопросов, находящихся в ведении этих органов, необходима и хозяйственная деятельность. Поэтому органы власти не только создают нормы и правила (законодательство), но и подчиняются им.
Специфика выполняемых функций и вовлеченности властных структур в гражданско-правовой оборот порождает необходимость выделения их в отдельный вид субъектов правовых взаимоотношений — публично-правовые образования.
Хотя российское законодательство и не содержит четкого определения таких образований, на основании правовых теорий, международных документов и правоприменительной практики, к ним относят:
- само государство — Российскую Федерацию;
- отдельные территориальные образования в виде субъектов РФ;
- муниципалитеты.
Примерами публично-правовых образований являются органы исполнительной власти. Вместе с тем, не все исполнительные органы принимают непосредственное участие в гражданско-правовых взаимоотношениях.
Например, глава муниципального образования может выступать как самостоятельный субъект, а вместо Президента РФ действует его управление делами, администрация и т. д.
Кроме того, органы власти могут создавать отдельные организации, учреждения, которые действуют от их имени и по поручению госоргана.
Правосубъектность публично-правовых образований
И государство в целом, и отдельные его части, относятся к субъектам гражданско-правовых отношений (ГК РФ, ст. 124). Соответственно, на их действия распространяются законодательные нормы, действующие и на других участников таких отношений — юридических лиц и граждан.
Несмотря на то, что правила гражданско-правовых отношений устанавливает государство, у властных структур нет и не должно быть особых преференций по отношению к другим субъектам таких взаимоотношений.
Вместе с тем, для публично-правовых образований характерны некоторые особенности законодательного регулирования. Связано это, прежде всего со спецификой таких субъектов гражданских правоотношений.
Основной задачей госорганов (муниципалитетов) является управление государством в целом либо отдельными его частями. То есть выполнение функции администрирования на той или иной территории. Поэтому и возникновение гражданско-правовых отношений, и вступление в них публично-правовых образований носит второстепенный характер и связано с обеспечением выполнения основной функции.
Кроме того, специфика госуправления создает специфические правовые отношения, не характерные для других участников гражданско-правовых отношений. Это финансирование государства через налоги и государственные ценные бумаги, порядок отчуждения госимущества, администрирование государственной собственности и т. д. Такие специфические отношения регулируются отдельными законодательными нормами.
Совокупность всех этих условий и определяет специфичность правосубъектности публично-правовых образований, как субъектов гражданского права.
Специфика участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях
Государство обладает правом собственности на имущество. Управляют госимуществом органы госуправления. В рамках своих полномочий они могут передавать имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление организациям, учреждениям и предприятиям.
Кроме того, госимущество может отчуждаться. Происходит это в специфическом порядке — путем приватизации.
Приобретение имущества в собственность государства может происходить обычным порядком — путем его купли-продажи, наследования, создания в рамках договоров оказания услуг, подряда и т. д.
Отдельно стоит остановиться на таком способе получения имущества в собственность, как дарение. Публично-правовое образование не может подарить свое имущество, однако, оно может выступать в качестве одаряемой стороны.
В силу различных обстоятельств государство может:
- конфисковать имущество;
- национализировать;
- реквизировать;
- изъять из оборота.
Распоряжаются имуществом государства или муниципального образования, специально уполномоченные органы. При передаче госимущества в хозяйственное управление различным учреждениям и организациям, за этими органами закрепляется функция контроля использования государственной собственности.
Для обеспечения основной деятельности, публично-правовые образования могут участвовать в договорных отношениях купли-продажи, оказания услуг, подряда, выступать в качестве займодавца и эмитента ценных бумаг. Кроме того, федеральные органы власти обладают исключительным правом эмиссии денежных средств.
Публично-правовые образования могут выступать в качестве заказчиков научно-технических разработок, получать исключительные права на продукцию интеллектуального труда и т. д.
Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований
По общему правилу, публично-правовые образования могут отвечать своим имуществом в рамках взятых на себя обязательств. Так же как и другие субъекты гражданско-правовых отношений, госорганы не несут ответственности за действия учрежденных ими организаций и предприятий, а также иных публично-правовых образований. Исключением из этого правила является прямое поручительство или гарантии этих субъектов гражданского права.
Кроме того, при выполнении обязательств не всякое имущество может быть отчуждено у государства. Существуют виды имущества, которое может находиться только в исключительной собственности государства. Например, недра и природные ископаемые.
Эти субъекты гражданских правоотношений несут ответственность за вред, причиненный их действиями при выполнении основной функции — управления государством. Например, при принятии нормативных актов, ухудшающих положение того или иного субъекта правоотношений, местных законов, не соответствующих конституции или федеральному законодательству и т. д.
Заключение
Публично-правовые образования представляют собой государство и территориальные образования внутри него. В России существует два уровня таких образований — федеральный и муниципальный. В качестве субъектов гражданско-правовых отношений могут выступать различные госорганы и учрежденные ими организации, предприятия, учреждения.
Публично-правовые образования подчиняются тем же законодательным нормам, что и другие субъекты гражданско-правовых взаимоотношений. Однако существуют специфичные отношения, присущие только этому виду субъектов.
Источник