Что значит публичная лекция

публичная лекция

Учебный словарь стилистических терминов. — Новосибирск: Новосибирский государственный университет . О. Н. Лагута . 1999 .

Смотреть что такое «публичная лекция» в других словарях:

ЛЕКЦИЯ — (лат. lectio чтение, от legere читать). Чтение профессора с кафедры, преподавание, урок, учебный час. Лекции публичные, т. е. предназначенные для всех желающих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

Публичная продажа — отчуждение имуществ на публичных торгах в пользу лица, предложившего высшую, сравнительно с другими торговавшимися, цену. Добровольной она является тогда, когда собственник или управитель имущества, не имея возможности совершить в данный момент… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Лекция — (лат. lectio чтение) цельнооформленное речевое произведение публичной адресованное™ на научные темы, обладающее устойчивыми, повторяющимися и воспроизводимыми признаками, общезначимыми для носителей языка. Основное социальное назначение Л.… … Педагогическое речеведение

Устная публичная речь — Устная публичная речь разновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных выступлениях на общественно значимые темы. Вместе с разговорной речью составляет устную форму литературного языка, которая реализуется в… … Лингвистический энциклопедический словарь

Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия

Смирнов, Илья Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с именем Смирнов, Илья. Смирнов Илья Сергеевич … Википедия

Читайте также:  Steve что это значит

Иванов, Сергей Аркадьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иванов, Сергей. Сергей Аркадьевич Иванов … Википедия

Митрофан (Афонский) — Епископ Митрофан (в миру Митрофан Васильевич Афонский; 13 (25) октября 1861(18611025), Орловская губерния 1920, Каменец Подольский) епископ Русской православной церкви, епископ Подольский и Брацлавский. Духовный писатель.… … Википедия

Зализняк, Андрей Анатольевич — Андрей Анатольевич Зализняк А. А. Зализняк во время лекции о берестяных грамотах из раскопок 2008 года Дата рождения … Википедия

Гейман, Родион Григорьевич — (von Heimann) ординарный профессор Московского университета на кафедре химии, действительный статский советник, доктор медицины и кандидат философии; родился в Вильне 23 мая 1802 г. Сын врача Григория Ефимовича Г. (см.), получил первоначальное… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Публичная лекция как способ осмысления себя

О том, чем полезны интеллектуальные публичные выступления, как они реализуются в современной городской среде и как сделать свою лекцию запоминающейся и успешной.

Я заметила в последнее время очень интересную тенденцию — появились неакадемические и неуниверситетские площадки для публичных лекций на вполне серьёзные научные темы для самой широкой аудитории. И если раньше посетить такие мероприятия удавалось только в столицах, сегодня это пространство значительно расширилось. Теперь это открытые площадки парков, «антикафе» и библиотек.

Так, в нашем городе лидером в этом движении выступает Донская государственная публичная библиотека. Темы лекций на любой вкус, публика собирается разная. Тем интереснее показалось разобраться в этом феномене современного коммуникационного ландшафта городской среды. Конечно, по-прежнему самой богатой содержательной площадкой остаётся интернет. Именно здесь размещена лекция социолога и главного редактора журнала «Социология власти» Виктора Вахштайна о залоге успеха публичной лекции, типах коммуникативных ситуаций и четырех иллюзиях взаимоотношений лектора с аудиторией.

«Публичная лекция о публичной лекции на публичной лекции — это только на первый взгляд двойная тавтология».

Отлично, подумала я. Это прекрасная возможность не только разобраться в феномене публичных выступлений, но и почерпнуть полезные навыки взаимодействия с широкой публикой в формате лекции.

В этом нам помогут цитаты из лекции Виктора Вахштайна, прочитанной в рамках проекта «Открытая среда».

Боязнь публичных выступлений для многих часто связана с непониманием правил, которые необходимо соблюдать для успеха в этом деле. Что такое академическая лекция, думаю, представляют все, кто хоть раз оказывался на студенческой скамье. А вот публичные выступления научной общественности вне академической среды появились не так давно.

За последние 10 лет формат публичных лекций радикально изменил интеллектуальный ландшафт, изменив пространство интеллектуальной коммуникации в крупных городах России и не только. Интересно, почему возник этот тренд медиатизации науки, которая приобретает формы публичных лекций? К публичным лекциям можно относиться по-разному. Но то, что это вошло в нашу жизнь, очевидно.

Кстати, аудитория всё более охотно собирается на такие выступления. И не только лично, но и в телевизионном формате. Здесь лидером выступает ACADEMIA.

Лекции ACADEMIA на самые разные темы.

Публичная лекция представляет собой речевое событие, содержание и тот формат, в который это речевое событие помещено (это так называемая фрейм-коммуникация). Так почему же публичная лекция сегодня оказывается одним из самых востребованных форматов трансляции коммуникации, в публичном пространстве?

Существуют две основные среды существования интеллектуального контента в обществе: это пространство для специалистов, говорящих на одном языке терминов (гомогенная коммуникация) и площадка, где специалист транслирует на широкую публику, во время чего рождаются новые понятия и термины для этой конкретной аудитории (гетерогенная коммуникация).

Можно сказать, публичная лекция — это неотъемлемая часть гетерогенной коммуникации, публики, у которой нет общего языка терминов и понятий. Сегодня науке необходимы такие открытые площадки для расширения пространства и просвещения.

Мне нравится посещать публичные лекции. Это особенная атмосфера, в которой слушатель приобретает более активную роль и ощущает доверие к лектору. Вспомним хотя бы опыты Александра Гордона на НТВ, когда зрителю предлагались темы весьма узкие и подчас очень сложные для восприятия. Пожалуй, эти опыты были первыми попытками в стране вывести научный контент в широкое зрительское пространство. Программы стали событием в телевизионном эфире, получили дальнейшее развитие и своих последователей.

109 выпуск ночного эфира Александра Гордона, «Происхождение Вселенной».

Посмотрим, как изменялись публичные лекции за эти годы.

Начиналось всё в ситуации, когда никто точно не понимал, чем лекция публичная отличается от академической. Каждый лектор принимал решение самостоятельно — читать привычную академическую лекцию или экспериментировать в новом пространстве.

Событие перемещалось от игнорирования особенностей собравшейся публики до полного подстраивания к обывательской речевой ситуации.

С течением времени форматы определились, и стало понятно, как работать в этой новой среде.

Все знают, что чтение вслух в публичном пространстве делает непереносимым даже самые интересные для аудитории темы. А вот почему это происходит, задумывались, наверное, не все.

Существуют три основных режима речевого события в академическом понимании лекции: «чтение по бумажке», цитирование по памяти (декламирование), неподготовленная речь (так называемая, на самом деле требует подготовки).

Для публичной лекции свойственно освоение темы в рамках от декламирования до неподготовленной речи.

Источник

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНЫХ ЛЕКЦИЙ

Академическая лекция (от лат. Lесtio – «чтение») является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях. Это важный компонент профессионального образования, представляющий собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.

Основная цель академической лекции – трансляция знаний, необходимых для освоения теоретических аспектов дисциплины учебного плана студентами/магистрантами. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение. Стиль такой лекции – четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы. Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Академические лекции, как правило, обращены к молодежи, получающей профессиональное образование. Слушатели академической лекции обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка вуза и по этой причине имеют ограничения на несвоевременный вход и выход из аудитории, занятия посторонними предметами. В случае использования балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения последнее может быть наказуемо в виде своеобразных штрафов – лишения баллов. Баллы могут потерять и студенты/магистранты, пропустившие лекцию. Кроме того, обучающиеся мотивированы предстоящим контролем знаний в той или иной форме, поэтому они решаются оппонировать далеко не всем преподавателям.

Чтение академических лекций администрация кафедр, как правило, предлагает наиболее опытным и квалифицированным преподавателям, желательно имеющим ученые степени и звания, а также преподавателям-практикам. Преподаватель, читающий академическую лекцию, мотивирован на её успешное проведение как внешними стимулами — выполнение учебного поручения, договора на оказание образовательных услуг, контроля со стороны администрации, интернет-контроля знаний обучающихся и др.; так и внутренними стимулами — содержанием и значимостью работы для преподавателя лично, возможностью реализовывать свои природные способности и склонности. В данной ситуации, на наш взгляд, в большинстве случаев внешние стимулы деятельности лектора довлеют над внутренними.

Чтение академических лекций проходит в специально оборудованных для этой цели аудиториях вуза, сам интерьер которых настраивает на погружение в предмет изучения.

Публичная же лекция в отличие от академической представляет изложение научных истин для аудитории, которая теоретически мало или даже совсем не подготовлена к их восприятию, но имеет культурно-познавательные потребности по тематике мероприятия. Лекция может иметь отношение к росту профессиональной квалификации слушателей, но это не обязательно. Людей могут интересовать события в политической жизни, экономические процессы, проблемы оздоровления, приобщения к культуре и знаниям в области фундаментальных наук, взаимоотношения в семье и др.

Цель публичной лекции – это создание условий для самореализации, самоопределения личности слушателя в современной жизни, способствование раскрытию творческого потенциала человека, формированию его ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей актуализацией в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни. Исходя из цели публичных лекций, можно признать их социальную востребованность и значимость.

Возрастной состав слушателей может быть любым — от школьников до пенсионеров. Нередко бывает и так, что возраст и жизненный опыт популязатора научных знаний меньше среднего возраста и жизненного опыта слушателей. Для подобной аудитории лектор должен учитывать андрогогические принципы обучения:

уважение плюрализма жизненных позиций слушателей;

опора на жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт слушателей;

контекстность обучения: материал лекции, с одной стороны, преследует жизненно важные для слушателей цели и ориентирован на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой – строится с учётом профессиональной, социальной, бытовой деятельности целевой аудитории и его пространственных, временных, профессиональных и бытовых факторов (условий);

актуализация результатов обучения – безотлагательное применение на практике знаний, умений и навыков [1].

Слушатели публичной лекции, как правило, активно оппонируют, задают неожиданные или неудобные для лектора вопросы и имеют право на досрочный уход из аудитории, которая чаще всего не оборудована под лекционную. Аудиторией публичной лекции могут быть актовые залы домов культуры, читальные залы библиотек, открытые площадки, где внимание слушателей в случае непонятного, скучного, неиллюстированного фактами рассказа легко рассеивается. Таким образом, при проведении публичной лекции по сравнению с академической возрастают требования к педагогической квалификации лектора.

Нельзя забывать, что преподавателей вуза можно классифицировать по склонности к научной и педагогической деятельности. Чаще всего вузовских преподавателей условно разделяют на три группы:

с преобладанием педагогической направленности (

2/5 от общего числа);

с преобладанием исследовательской направленности (

с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (

На наш взгляд, чтение публичной лекции организаторами мероприятия должно доверяться преподавателям-популяризаторам (группы I и III вышеприведенной типологии), которые в силу своих педагогических талантов способны рассказать о сложных вещах в доступной для неподготовленной аудитории форме (но учитывать, что изложение материала на примитивном уровне не развивает слушателей), гибко сочетать теоретические сведения и материал из повседневной жизни, удержать внимание присутствующих и удовлетворить их познавательные потребности, вдохновить слушателей на дальнейшее расширение собственного кругозора.

Для осуществления этой миссии популязатор должен иметь неравнодушное отношение к предмету рассказа, а также владеть педагогической техникой в виде использования речевых и вербальных средств, опытом педагогического наблюдения, воздействия, установления контакта, тактом, методическим мастерством, способностью к импровизации, чувством юмора, обладать вкусом (одеждой, обувь, прическа), быть оптимистом, передавать аудитории положительные эмоции.

В случае, если чтение публичной лекции, по каким-либо экстраординарным причинам поручено неопытному лектору со стороны более опытных коллег ему должна быть оказана методическая помощь.

Возвращаясь к сравнению академической и публичной лекций, отметим, что преподаватель, читающий публичную лекцию, также, как и лектор, занятый чтением академической лекции, мотивирован на её успешное проведение как внешними стимулами — выполнение обязательств перед организаторами мероприятия, возможностью пролонгации сотрудничества с ними (эгоистические мотивы); так и внутренними стимулами, в числе которых можно отметить убежденность в полезности своей деятельности для группы людей, пришедших его послушать полностью по своему выбору, и общества в целом (альтруистические мотивы). В ситуации чтения публичной лекции, на наш взгляд, альтруистические мотивы как отклик на заинтересованное отношение слушателей и организаторов приобретают большую значимость. Здесь уместно вспомнить слова Л.Н. Толстого о том, что «…образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать знания, а другого – сообщать уже приобретённое им» [3].

Кстати, за рубежом требования к квалификации преподавателя высшей школы и его научной деятельности дополнены целым рядом требований к его социальной, гражданской, общественной деятельности, без чего его продвижение по службе становится проблематичным. К отечественным же преподавателям на федеральном уровне пока предъявляются лишь требования, связанные с уровнем образования, квалификации и стажем работы.

Хотелось бы провести сравнение академических и публичных лекций по показателю организации. Академические лекции проводятся по расписанию потоков и групп студентов/магистрантов. Публичная же лекция «нераскрученного» лектора – это мероприятие, включенное в некую программу работы, или в виду острой актуальности тематики идущее «вне расписания». Поэтому организаторы должны осуществить информирование потенциальных слушателей о лекции всеми доступными им методами. Время и место проведения лекции должно быть удобным для целевой аудитории. К примеру, после перерыва по окончании научной конференции – лекция в формате мастер-класса в компьютеризированном зале библиотеки вуза по инновациям в поиске научной информации. О ней потенциальные слушатели – участники конференции — получили информацию из анонса в программе конференции.

Желательно, чтобы само место проведения лекции настраивало слушателей на тему лекции. Так, лекция на тему допингового скандала в мире спорта была бы уместна в закрытом спортивном зале с местами для слушателей и оборудованием для показа слайдов и видео.

Лекция не должна навязываться слушателям – иначе получится ситуация, подобная показанной в кинофильме «Карнавальная ночь», когда аудитория, нежелающая слушать информацию о жизни на Марсе, всеми возможными способами не допускала лектора к выполнению своей миссии. А ведь тема лекции – освоение космоса – в те времена первых успехов космонавтики была достаточно популярной.

Тематика лекций должна быть актуальной, интересной, но вместе с тем такой, в которой потенциальным слушателям достаточно сложно самостоятельно разобраться по причине нехватки специфичных знаний, противоречивости сведений и др. Следует помнить про то, что современные слушатели почти все являются пользователями интернета, поэтому им не интересно тратить свое время на прослушивание несистематизированных «кусочков» материала из сети.

Формат лекции может быть в виде монолога лектора, его беседы с аудиторией, ответов на вопросы, мастер-класса и других форм.

Перед чтением публичной лекции лектору необходимо представить (а, может быть, даже продумать как спровоцировать) возможные вопросы слушателей и подготовиться к ответам. Желательно прочитать лекцию перед коллегами или небольшим числом слушателей, чтобы выявить эти моменты и возможные недочеты.

Современная публичная лекция обязана быть наглядной. Ей необходимо адекватное сопровождение в виде слайдов, видеофрагментов, раздаточного материала и др.

После чтения лекции необходимо провести её анализ по критериям достижения цели работы со слушателями: какова была для них её информационная ценность и воспитательное воздействие?

Подводя итог, можно отметить, что за каждой хорошей лекцией, как академической, так и публичной лежит огромный труд лектора. Проведение же публичной лекции требует учета её специфических особенностей:

Тематика лекции: актуальная, достаточно сложная;

Целевая аудитория: заинтересованная, но плохо подготовленная к восприятию научных истин; в случае чтения лекции перед взрослыми людьми необходим учет андрогогических принципов обучения;

Тщательная подготовка организаторов: подбор и оборудование места проведения лекции, выбор времени её проведения, информирование потенциальных слушателей;

Выбор лектора: компетентность в предмете рассказа, высокая квалификация в области педагогической техники;

Подготовка лектора: подбор и систематизация материала; построение структуры лекции; выбор формата проведения; соблюдение принципа наглядности обучения;

Анализ итогов публичной лекции как социально-значимого мероприятия с целью её дальнейшего совершенствования.

Ветров Ю. Подготовка преподавателей к использованию ИКТ: актуальные проблемы / Ю. Ветров, Д. Сомов, С. Печерская // Высшее образование в России. – 2007. — № 8. — С.40-44.

Багдасарьян Н.Г. Кто встанет за кафедру завтра? / Н.Г. Багдасарьян // Высшее образование в России, 2006. — № 5.- С. 113-117.

Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 16. Публицистические произведения 1855-1886 / Л.Н. Толстой — М.: Художественная литература, 1983. – С. 34.

Источник

Оцените статью