- Что значит публичная компания или нет
- Что такое публичные компании, и чем они отличаются от частных?
- Публичная компания
- Публичные и непубличные акционерные общества
- Признаки публичных компаний
- Условия отнесения общества к публичным компаниям
- Последствия приобретения публичного статуса
- Что такое публичные компании простыми словами
- Содержание статьи
- Какой компании нужна публичность
- Признаки публичной компании
- Преимущества и недостатки публичной компании
- Как компании стать публичной
Что значит публичная компания или нет
(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
АО, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам ПАО, признаются таковыми независимо от указания на это в их наименовании. Об исключениях из этого правила и об отказе от публичного статуса см. ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
Если на 01.07.2015 устав и наименование созданного до 01.09.2014 АО указывает, что оно ПАО при отсутствии признаков публичности, такое АО до 01.01.2021 должно зарегистрировать проспект акций или изменить устав, исключив из наименования публичный статус (ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ).
1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.
3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:
внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;
2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка принятия решений о проведении заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, при условии, что такие изменения не лишают участников общества права на участие в заседании общего собрания общества или в заочном голосовании и на получение информации о них;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества;
7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;
8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;
9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.
4. В случаях, если положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.
Источник
Что такое публичные компании, и чем они отличаются от частных?
Публичные компании отличаются от частных тем, что их акции размещены на биржах и публика имеет доступ к покупке акций этих компаний по рыночной цене, а публичные компании в свою очередь имеют возможность привлекать капитал у публики.
Частные же компании используют собственный капитал либо устраивают раунды финансирования в рамках сделок Private Equity.
При этом как публичные, так и частные компании могут использовать долговое финансирование.
Таким образом, у публичных компаний, в отличие от частных, намного шире пул инвесторов. Инвесторы непубличных компаний также, как правило, имеют право голоса в принятии решения либо имеют большую степень воздействия на принимаемые компанией бизнес-решения.
Ещё одним важным отличием публичных компаний – это требование публиковать финансовые результаты. Регулятор обязывает публичные компании отчитываться о своих финансовых результатах поквартально, за полугодие и за полный год. Это нужно для того, чтобы широкий круг инвесторов мог принять обоснованное и реалистичное инвестиционное решение.
Частные компании чаще всего становятся публичными посредством первичного публичного размещения своих акций. IPO является долгим и дорогостоящим процессом для компаний, поэтому в последнее время популярность набрал выход на публичный рынок посредством SPAC компаний, так как это позволяет быстрее и дешевле стать публичной компанией и привлекать деньги от большего количества инвесторов.
При этом публичная компания при необходимости может снова стать частной. Чаще всего такое происходит при M&A сделке, когда более крупная компания желает приобрести узконаправленный быстрорастущий стартап для диверсификации своего бизнеса.
Публичные компании несут больше ответственности: как в связи с финансовой отчётностью, так и с репутацией и позиционированием. Негативные судебные разбирательства, реакция недовольных клиентов и прочее могут прямо отразиться на стоимости акций компании, снижая ее ценность.
С точки зрения инвестиций, важно отметить и сроки сделок. Инвестиции в публичные компании являются наиболее ликвидными, так как инвестор может сам определять, когда ему приобрести акции компании и когда их продать. В случае с инвестициями в частные компании инвестор может приобрести акции в рамках раундов финансирования и для того, чтобы продать свои акции ему нужно дождаться следующего раунда и иметь возможность продать свои акции другим инвесторам.
Несмотря на более долгий горизонт нахождения непосредственно в качестве инвестора, инвестиции в частные компании могут приносить высокий доход. Необходимо правильно отбирать компании, которые имеют наиболее высокий потенциал. Как правило, интересными являются быстрорастущие компании, чаще всего из IT сектора.
Итак, чтобы инвестировать в публичные компании не требуется большой капитал и срок инвестирования определяется самим инвестором, а в случае с частными компаниями, требуются гораздо большие суммы и сроки. Таким образом, инвестировать можно как в частные, так и публичные компании, выбор зависит от возможностей и горизонта планирования инвестора.
Источник
Публичная компания
Публичная компания — акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений.
Как правило, национальное законодательство по регулированию фондового рынка накладывает определённые требования по раскрытию информации на компании, акции которых могут предлагаться к приобретению неограниченному кругу лиц и/или обращаться на фондовом рынке.
Компании, выполняющие эти требования, называются публичными компаниями.
К публичным компаниям предъявляются требования обязательного раскрытия информации о собственниках и аффилированных лицах, а также о существенных фактах, способных повлиять на деятельность эмитента.
Это необходимо в интересах потенциальных акционеров для повышения прозрачности процесса инвестирования в ценные бумаги фирмы.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников.
Согласно Гражданскому кодексу РФ:
Такая форма юридических лиц, как ЗАО, отныне упразднена.
Все хозяйственные общества делятся на публичные и непубличные компании.
Публичные и непубличные акционерные общества
Публичное акционерное общество считается публичным, если его акции и ценные бумаги публично размещаются или обращаются на рынке ценных бумаг. Акционерное общество считается также публичным, если устав и фирменное наименование указывают на то, что общество является публичным.
Все остальные акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО) являются непубличными.
Признаки публичных компаний
Публичные общества характеризуются следующими признаками:
-акции компании могут приобретаться и свободно продаваться неограниченным кругом лиц;
-информация о структуре собственности и результатах хозяйственной деятельности акционерного общества находится в открытых источниках;
-ценные бумаги публичной компании размещаются на фондовой бирже или реализуются по открытой подписке, в том числе, с использованием рекламы;
-данные о совершённых сделках с акциями фирмы (их количестве и цене) доступны всем участникам рынка и могут быть использованы для анализа динамики стоимости бумаг.
Условия отнесения общества к публичным компаниям
Акционерное общество признается публичным в 2 случаях:
1.Компания выпускает свои акции в свободное обращение путём открытой подписки или размещения на бирже, в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг».
2.В наименовании и уставе указывается, что организация является публичной.
Если уже действующая фирма имеет признаки открытого АО, она получает публичный статус, независимо от того, упоминается ли это в названии компании.
ЗАО и другие организации, не имеющие указанных признаков, признаются непубличными.
Последствия приобретения публичного статуса
Публичность общества предполагает повышенную ответственность и более строгое регулирование его функционирования, поскольку оно затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров.
1. Открытые акционерные общества должны зарегистрировать в ЕГРЮЛ изменения своего фирменного названия, включив в него указание на публичность. Одновременно вносить корректировки в правоустанавливающие документы, если они не противоречат нормам ГК, нет необходимости – это можно сделать при первом изменении учредительных документов АО.
2. С момента фиксации в ЕГРЮЛ статуса публичности в наименовании организации, она приобретает право размещать свои акции на рынке ценных бумаг
3. Публичная компания обязана иметь коллегиальный орган управления, состоящий не менее чем из 5 членов.
4 .Ведение реестра акционеров публичного АО передаётся в независимую лицензированную компанию.
5. Организация не вправе вмешиваться в свободное хождение своих акций: накладывать ограничения по величине и стоимости пакета в руках одного инвестора, наделять отдельных лиц преимущественным правом на покупку ценных бумаг, препятствовать каким-либо образом отчуждению акций по желанию акционера.
6. Эмитент обязан в открытом доступе размещать информацию о своей деятельности:
годовую бухгалтерскую отчётность;
список аффилированных лиц;
решение об эмиссии акций;
сообщение о проведении собрания акционеров;
другие данные, предусмотренные законодательством.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Источник
Что такое публичные компании простыми словами
Содержание статьи
Какой компании нужна публичность
Великий Уоррен Баффетт никогда в жизни не платил дивиденды. Ни одного раза. Если ты ты был партнером Баффетта, то ты бы ни получил ни копейки дивидендов. Ты бы спросил — как?! В чем смысл тогда этого бизнеса, если я не получаю дивиденды. А смысл в том, что бизнес зарабатывает прибыль, а великий Баффетт берет эту прибыль и дальше реинвестирует. И твои акции растут. Ты вложил тысячу долларов, купил сто акций. Твои акции остались, но они теперь стоят десять тысяч долларов. Поэтому если тебе нужны деньги — продай свои акции. Или часть акций.
Если практиковать подход Баффетта в своем бизнесе — то говорить акционерам, что ты лучше знаешь как вложить их деньги. А если им необходимы деньги — предложить им продать свою долю. Это предложение логично только если это публичная компания. Потому что в таком случае есть ликвидность.
Для выхода на IPO должен быть какой-то смысл. Например, нужны деньги на масштабирование. Или создать ликвидность. Если например компания уже зарабатывает достаточно денег, и им хватает этой прибыли на масштабирование.
Нужно понимать, что IPO — это на самом деле привлечение денег. Но за это привлечение ты отдаешь долю. Если тебе выгодно за определенную сумму условно 20% своей компании отдать. Какой процент доли в компании продавать — ты решаешь сам.
Если у тебя есть огромная частная мультимиллиардная компания, то можно пригласить инвестиционных банкиров. Заплатить им огромные деньги и они примерно тебе скажут, какая у тебя была бы цена, если бы ты сейчас выходил на IPO.
Любую частную компанию можно так оценить. Банкиры определяют рынок, исследуют компанию. А потом идут к инвесторам, которые любят покупать компании на IPO и спрашивают, сколько они готовы заплатить за конкретно эту.
Они достаточно зарабатывают денег и продолжают масштабироваться за счет собственного капитала.
Признаки публичной компании
Компанию, вышедшую на IPO оценивают по определенному коэфициенту. Тогда, как «шарашкину контору» вообще не оценивают.
Есть три типа бизнеса. Маленький бизнес — дойная корова. Это ресторанчик или магазин, который зарабатывает и ты эти дивиденды забираешь. Но дальше не растешь. Новые точки не открываешь. И это получается у тебя дойная шарага.
Есть крупные бизнесы — дойные коровы. И они тоже не оцениваются. Они не будут оцениваться в 20 или 30 чистых прибылей. Потому что они уже по всему миру и они не продолжают быстро расти.
Это должен быть бизнес на стадии активного роста. Который по подсчетам может принести большую прибыль через 5 или 10 лет. Очень важна оценка таких показателей, как бизнес-модель и менеджмент.
Открытость любой информации. По всем процессам и всем акционерам.
Преимущества и недостатки публичной компании
Для самой компании быть публичной — неоднозначное решение. Есть плюсы и минусы.
Первый минус — нужно часть компании отдать.
Второй минус — ты начинаешь быть очень прозрачным. Частная организация — это ты налоги заплатил и больше никто никуда не лезет. А если публичная — тебе все морочат голову, приходится совершать сложные операции из-за прозрачности. Но для меня это не минусы. Я люблю прозрачность. Я хочу, чтобы все все знали, даже если я не публичный.
Но есть и большие плюсы — чем ты прозрачнее, тем лучше финансирование ты можешь привлечь. Как банковское, так и инвесторов. Чем ты прозрачнее — тем больше тебе доверяют. Когда ты вкладываешь в частную компанию, ты не получаешь ликвидности. А если купишь акции АлиБабы — то через неделю посмотришь и увидишь, сколько у тебя стало денег. Больше или меньше. Это первое. А второе — публичность компании дает легкий доступ к капиталу, который ты можешь привлекать. Например, для быстрого развития.
Ликвидность акций — это важный показатель для инвесторов. Например, у менеджмента опцион. В публичной компании его стоимость понятна. И менеджер может легко кусочки своей доли продавать, получать деньги, лучше жить. Плюс, ты сам можешь в любой момент кусочек своей доли продать. Просто если компания стоит миллиард долларов, то 1 миллион — это всего 0.1%.
Мне, например, нужна ликвидность для инвесторов, чтобы они могли легко продавать свои акции. При этом легко продать и легко купить. Буквально за секунду. Когда у тебя частная компания — очень тяжело за 1 млн долларов на 0,1% доли найти покупателя. А если компания публичная, то тебе нужно только компьютер и интернет, чтобы продать свои акции. Зашел к себе в электронный кабинет, кнопку нажал и у тебя на счету миллион.
Как компании стать публичной
Биржа — это по сути, инструмент ликвидности тех инвестиций, которые человек делает. И, говоря простыми словами, тот же NASDAQ — это просто базар, на который мы должны прийти.
Решение, выходить на IPO или нет, принимает генеральный директор, посоветовавшись с партнерами. Гендиректор приходит к инвестиционным банкирам, посредникам. И говорит: «Мы готовы продать 20 %. По цене всей компании я хочу ее оценить в миллиард. Значит, я хочу получить 200 млн долларов». Они смотрят, готовы ли инвесторы приобрести эту долю по такой цене. И помогают продать ее. Размер доли, которая выставляется на продажу ты определяешь сам.
Инвестиционные банки — это посредники. Они не свои деньги дают, а просто помогают тебе провести IPO. Плюс, они знают как упаковать, как оформить весь этот процесс. Помогают в правовой подготовке. Им выгодно помочь тебе продать дороже. Они с тобой в одной лодке, потому что процент за это получают. От всех денег, за которые смогут продать твой кусочек компании.
Какая капитализация компании достаточна, чтобы стать публичной? Примерные цифры — это 30-40 миллионов оборота годового. Такой капитализации вполне хватит для того, чтобы стать публичной компанией.
Если капитализация большая — это значит, что сложнее компания. А значит более профессиональные менеджеры должны быть. С высоким уровнем управленческих и операционных навыков. И для этого нужны фундаментальные мощные знания.
Источник