Статья на тему «Психолого-педагогические условия реализации образовательных программ для детей дошкольного возраста»
статья
В статье говориться о том, что такое психолого-педагогические условия в ДОО согласно нормативным законодательным актам и примерной основной образовательной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия реализации образовательных программ для детей дошкольного возраста.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия, которые следуя логике С.Л.Братченко могут быть квалифицированы как гуманистические ценности современного дошкольного образования. Психолого-педагогические условия, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, являются основной для успешной реализации ООП ДО:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования предполагает создание психолого-педагогических условий следующего порядка, которые безусловно заданы стандартом:
- Личностно-подражающее взаимодействие взрослых с детьми, которое предполагает создание ситуаций, дающих возможность свободного выбора деятельности, партнера, средств. При этом, в процессе получения новых знаний и жизненных навыков, за основу берется личный опыт ребенка.
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности. При этом берется за основу сравнение предыдущих и нынешних достижений ребенка, активно стимулируется его самооценка.
- Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
- Создание развивающей образовательной среды, направленной на всестороннее развитие и обогащение личного опыта ребенка.
- Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, в которой ребенок способен совместно и самостоятельно проявлять творческую, поисково-исследовательскую активность.
- Участие семьи в образовательном процессе – необходимое условие для полноценного развития ребенка.
- Профессиональное развитие педагогов, направленное повышение уровня компетентности педагога, совершенствование его мастерства, в особенности мастерства мотивирования ребенка к деятельности.
Создание вышеуказанных условий направлено на становление социальной ситуации развития ребенка, которая присуща определенному возрасту детей, в том числе на рубеже между дошкольным и начальным общем образовании.
Федеральный государственный стандарт также задает условия, в которых происходить становление социальной ситуации развития, перечисленные в п. 3.2.5. ФГОС ДО. Согласно данному пункту дошкольная организация должна обеспечить: эмоционально-благополучную обстановку через непосредственное общение с каждым ребенком и уважительное отношение к каждому из них, к их чувствам и потребностям.
Оказание поддержки и инициативы детей заключается в создании условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; в создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; в поддержке детской самостоятельности в разных видах деятельности – является также одним из условий, прописанном в ФГОС ДО.
Очень важно уделить внимание организации взаимодействия в разных ситуациях, установлении правил, что благотворно влияет на установление доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национальностям, отличным, от привычных, культурам. Создание условий для комфортного пребывания детей в детском саду подразумевает также отсутствие конфликтных ситуаций в детском коллективе. Управление конфликтом, умение разрешить его, навыки работы в команде – все это лежит в основе развития коммуникативных навыков детей, что безусловно необходимо обеспечить педагогу в процессе воспитания детей.
При создании вышеперечисленных условий важно помнить, что ориентация на детские возможности и инициативу, его желания и возрастные особенности – это необходимый фактор в подборе средств и методов воспитания. Вариативные формы организации образовательного процесса, направленные на овладения культурными средствами деятельности; способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей в различных видах детской деятельности безусловно являются важным аспектом в работе педагога ДОУ.
ФГОС ДО обозначил еще один очень значимый пункт при создании условий для полноценного развития ребенка – взаимодействие с родителями, что подразумевает организацию совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс.
Для достижения вышеизложенных целей и реализации задач, педагогам рекомендовано:
- проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
- создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
- обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
- обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
- обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
- обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Система дошкольного образования в образовательном учреждении нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности.
Источник
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Наталья Мокрецова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Под психолого-педагогическими условиямимы понимаем следующие:
• применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;
• создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;
• формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;
• разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;
• внесение в развивающую предметно-пространственную среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.
Эффективность такого взаимодействия обеспечит:
— для детей: приобретение социального опыта, создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
— для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами; оказать помощь детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности;
— для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при воспитании ребёнка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в ДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Для успешной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении созданы условия для реализации психолого-педагогической деятельности. К условиям реализации психолого-педагогическойдеятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя: кабинет педагога-психолога, комнату психологической разгрузки.
Комната психологической разгрузки представляет собой отдельно стоящее помещение, площадью 22,9 квадратных метра.
В комнате подобраны модули расслабляющего и активизирующего характера, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Это «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и нежные звуки успокаивающей музыки.
Главная задача педагога-психологасовместно с воспитателем и другими специалистами вести работу в трех направлениях:
1. Адаптация детей к детскому саду (ребенок попадает в среду, где не испытывает на себя никакого давления из вне. Быстрее идет на контакт со взрослым. Получает положительные эмоции);
2. Индивидуальные психологические отклонения,например: агрессивный ребенок;
3. Развитие психических процессов (коррекционно-развивающие занятия в микрогруппах).
В комнате выделяется две зоны (два сектора): активный и спокойный.
Активная зона (сектор):
Назначение Виды и формы работы
Светильник «Пламя» Развитие:
Релаксация: представление Сказкотерапия;
Комплекс упражнений на воображение;
Игра «Праздник у костра».
«Сухой бассейн» Снижение уровня психо-эмоционального напряжения;
Снижение двигательного тонуса;
Регуляция мышечного напряжения;
Развитие:
— кинестетической и тактильной чувственности;
— пространственных восприятий и представлений.
Коррекция уровня тревожности, агрессивности. Игра «Море шариков»;
Игра на снятие агрессивности;
Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности;
Упражнения на релаксацию;
Психологическая разгрузка;
Игры на воображение;
Игра «Дыши и думай».
Мягкое напольное покрытие Релаксация;
Снятие негативных эмоций и состояний;
Развитие:
Саморегуляция психологического состояния. Упражнения на релаксацию;
Упражнение на воображение;
Игры на снятие агрессивности.
Напольные сенсорные дорожки Развитие:
— речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;
Профилактика плоскостопия. Игры-путешествия;
Игры на воображение;
Игры на коррекцию уровня тревожности;
Игра «Кто за кем?»;
Игра «Быстро — медленно».
Центр, развивающий активность Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности;
Развитие:
— зрительной, слуховой и осязательной активности;
— координации движений. Игры со звучащими предметами;
Проектор направленного света. Зеркальный шар Развитие:
— ориентировки в пространстве.
Создание психологического комфорта;
Снижение уровня тревожности;
Релаксация: воздействие зрительных образов;
Обогащение восприимчивости и воображения. Сказкотерапия;
Комплекс упражнений по релаксации;
Упражнение «Солнечные зайчики»
Игра-путешествие к звезде;
Спокойная зона (сектор):
Назначение Виды и формы работы
Мягкий остров Релаксация;
Снятие негативных эмоций и состояний;
Саморегуляция психического состояния Упражнение «Улыбка»;
Комплекс упражнений на релаксацию;
Комплекс упражнений на воображение.
Куб «Твизлер» Развитие:
— координации «глаз — рука»;
Снятие стресса, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции. Игра «Кто быстрее?»
Игра «С закрытыми глазами».
Центр тактильности Активизация развитияпознавательных процессов: мышления, внимания, памяти.
Координация зрительных и тактильных анализаторов.
Развитие:
— восприятия и воображения;
— речи. Игра-занятие «найди и покажи»;
Игра-занятие «Найди на ощупь»;
Упражнение «Опиши предмет».
Аквалампа Развитие:
Релаксация: представление образов. Сказкотерапия;
Игра «Праздник на морском дне»;
Настенное небьющееся зеркало с фибероптическими нитями, фибероптические нити Способствуют эмоциональному расслаблению;
Создают психологический комфорт и мотивируют на дальнейшую работу;
Развивают воображение, познавательные процессы;
Способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Игра «Эмоции»;
Комплекс упражнений по релаксации;
Комплекс упражнений на воображение.
Настенный ковер «Звездное небо» Снятие эмоционального напряжения;
Развитие творческого воображения, образного мышления;
Создание новых тактильных ощущений. Сказкотерапия;
Комплекс упражнений на релаксацию;
Комплекс упражнений на воображение.
Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов Развитие:
Активизация мышления и внимания;
Стимуляция тактильных анализаторов;
Стимулирующее и расслабляющее воздействие.Комплекс заданий на определение:
— твердости и мягкости;
— скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности.
Мягкие подушечки (разной формы) Развитие фантазии и воображения;
Снижение уровня тревожности;
Снятие уровня агрессивности;
Формирование навыков саморегуляции. Игра «Уходи, злость, уходи!»
Игра «Выбиваем пыль»;
Игра «Упрямая подушка».
Музыкальный центр и записи музыки Обогащение восприимчивости и воображения;
Создание психологического комфорта;
Релаксация: воздействие слуховых образов;
Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения;
Активизация двигательной активности;
Формирование навыков саморегуляции. Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации.
Комната психологической разгрузки представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды. Специально подобранное оборудование позволяет создать оригинальное пространство для повышения качества и объёма образовательных услуг.
Комната психологической разгрузки оснащена матами, пуфами, подушками, сенсорными мешочками с разными наполнителями (крупа, песок и др.). В комнате есть центр развития тактильных ощущений, светящиеся светодиодные нити, пузырьковая колонна, сухой бассейн, проектор света, зеркальный шар, настенное панно «Звездное небо».
Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, то есть в течение одного сеанса пребывания в сенсорной комнате (15-20 минут) у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми.
Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.
В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи является актуальной, особенно в период пребывания в дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Изобразительная деятельность, средство обеспечивающие обучения в школе и развитие познавательных способностей Изобразительная деятельность, как средство обеспечивающие успешность обучения в школе и развитие познавательных способностей Подготовила.
Педагогические условия формирования у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности. К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н. Н. Поддьяков относит следующие показатели: — наличие у детей знаний.
Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни. Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.
Педагогические условия организационной культуры в аспекте деятельности ДОУ Педагогические условия — это целенаправленно созданная об становка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность.
Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г. Перми детей 6–7 лет Большое значение для детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом Пермь, его историей, достопримечательностями. Знание истории.
Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.
Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома Введение Одной из глобальных проблем российского общества нашего века стало увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей и.
Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.
Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в ОУ. Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая.
Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.
Источник