Что значит психологическая подготовка

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

* * *
целенаправленное формирование индивидуальных приемов, обеспечивающих оператору сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных ситуациях. Формы и методы П. п. весьма разнообразны, они определяются характером и условиями деятельности, а также теми требованиями, которые она предъявляет к психологическим качествам оператора. Одним из способов П. п. является моделирование в процессе тренировки необычных (в том числе и экстремальных) ситуаций и отработка при этом необходимых действий оператора. Такое моделирование может проводиться с помощью специальных стендов и макетов (см. Ситуационное моделирование), либо в идеальном плане. Последнее основывается на воспроизведении тренируемых навыков или отдельных элементов деятельности с помощью умственных представлений. При этом возможна идеомоторная или мысленная тренировка. Приобретаемые в ходе обоих видов моделирования навыки в будущем могут снизить экстремальность и неожиданность ситуации, повышают степень сознательного контроля за протеканием психических процессов. В целом все это повышает психологическую готовность оператора. Другое направление П. п. связано с совершенствованием и тренировкой профессионально важных психологических качеств. Тренировке в первую очередь подлежат те из них, которые являются наиболее важными в структуре профессиональной пригодности и наиболее легко тренируемы. Для тренировки используются как специальные методические приемы (напр., правила мнемотехники), так и специальные психологические тренажеры. Существуют, напр., тренажеры памяти, внимания, реакций и др. Хорошие результаты в плане П. п. дают также специальная производственная гимнастика, нервно-мышечная релаксация (расслабление), самовнушение (аутогенная тренировка). Рассмотренные методы П. п. являются составной частью более общей системы психологической поддержки оператора:

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» в других словарях:

Психологическая подготовка в области гражданской защиты — совокупность мероприятий по формированию у индивида и коллектива психологической устойчивости и способности к адекватным действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Читайте также:  Что значит шагать жаргон

Психологическая подготовка населения — формирование психологической готовности человека к жизнедеятельности в экстремальной ситуации. Особое внимание должно уделяться формированию таких компонентов психологической готовности, как: наличие необходимого и достаточного уровня… … Словарь черезвычайных ситуаций

Психологическая подготовка спасателей — мероприятия, направленные на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Включает: адаптацию спасателей к деятельности в чрезвычайных ситуациях; создание у них еще до… … Словарь черезвычайных ситуаций

Психологическая подготовка осужденных к освобождению — Ее определяют как средство мобилизации осужденных, активизации их установок, привычек, психических состояний, отвечающих условиям труда, жизни, быта после освобождения (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин,1975.). Необходимость ее обусловлена более или… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психологическая подготовка личного состава вооружённых сил — система мероприятий по формированию у военнослужащих н воинских коллективов психологических качеств, необходимых для выполнения боевых задач. П. п. воинов социалистических государств способствует формированию таких черт характера, как мужество,… … Словарь военных терминов

Психологическая подготовка спасателей — комплекс мероприятий, направленных на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Включает: адаптацию спасателей к деятельности в ЧС; создание у них еще до начала … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Психологическая подготовка к бою — система мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологических качеств, обеспечивающих их высокую боевую готовность и устойчивость к воздействию… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Непосредственная морально-психологическая подготовка — Подготовка сотрудников и групп, проводимая непосредственно перед началом решения сложных и ответственных задач. Профессионально и психологически важно, чтобы сотрудник приступил к действиям в состоянии мобилизованности и готовности проявить в… … Энциклопедия современной юридической психологии

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников — Особый, важный вид профессиональной практической подготовки персонала ПОО, отличающийся психологически обоснованной педагогической системой занятий и мер и основанный на применении специальных современных интенсивных психолого педагогических… … Энциклопедия современной юридической психологии

Морально-психологическая подготовка сотрудников — Особый, важный вид профессиональной подготовки персонала ПОО, основанный на применении современных интенсивных психолого педагогических технологий. Его цель – подготовка сотрудников к высокоморальному выполнению профессионального долга при… … Энциклопедия современной юридической психологии

Источник

Основные понятия психологической подготовки

Термин психологическая подготовка чаше всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях.

Под психическое готовностью спортсмена подразумевается состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (в том числе и психологической) и позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка – один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом связана с повышением психологической культуры спорта, с междисциплинарным взаимодействием наук о спорте.

Весьма существенным понятийным компонентом психологической подготовки в спорте является взаимодействие видов подготовки (психологической, физической, специальной. технической, теоретической). Чаше всего психологическая подготовка рассматривается как один из видов подготовки. В этом случае ей, наряду с другими видами, отводится определенная роль в планировании тренировочного и соревновательного процессов, назначаются соответствующие цели, формы и методы. Такой подход упрощает решение организационных задач и структуирование подготовки, однако является проблематичным для решения задач системного взаимодействия различных ее видов.

Например, спортсмен выполнил большой объем силовых нагрузок, но не занимался психотренингом. В логике рассмотрения психологической подготовки как одного из видов подготовки он носил свою физическую подготовленность, но не продвинулся в психологической. Однако выполнение силовой нагрузки потребовало от него значительных волевых усилий, сосредоточение внимания, вестибулярной устойчивости и проявление других психических качеств. В результате произошли изменения и в его психологической готовности, но они не были учтены. Та же самая силовая нагрузка вполне могла быть использована для развитии волевых качеств или сосредоточения внимания. Тогда ( в той же логике разделения видов подготовки) не были бы учтены изменения физических кондиций,что тоже неверно.

Психологическая подготовка может быть рассмотрена не только как особый вид подготовки, наряду с физической, специальной, тактической, теоретической, технической, но и как особая функция каждого из этих видов подготовки -функция формирования субъективного отношения, оценки значимости всех видов проделанной работы (в том числе и вне тренировки) для успеха в спортивной деятельности. Только в этом случае достигается более высокий системный уровень подготовки, когда все действия спортсмена организуются в соответствии с логикой высоких спортивных достижений, имеют четкую мотивационную структуру. И именно эта субъективизация способствует включению целенаправленных действий спортсмена в состав деятельности.

Субъективизация – условие и процесс возникновения и развтия активности человека, в котором его психика обогащается знаниями и средствами преобразования действительности, заключенными в осваиваемой деятельности. Последующее использование этого обогащенного психического образа самим субъектом при решении практических задач создает предпосылки для оценки соответствия этого образа реальной действительности. Практическая проверка реального значения психического образа для данного субъекта делает его сторонником,приверженцем или, напротив, противником осваиваемой деятельности.

Итак, психологическая подготовка – это формирование, развитие и совершенствование свойств психики, необходимых для успешной деятельности спортсменов и команд.

Источник

Статья «Психологическая подготовка спортсмена»
статья на тему

В этой статье представлены основные моменты работы педгога (тренера) при подготовке спортсмена к соревнованиям и выступлениям.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 25.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга

Педагог дополнительного образования

Психологическая подготовка спортсмена

Соревнование – мощный стрессор, сила психофизиологической нагрузки которого не может быть снижена, в чем, наверное, вся притягательная прелесть спорта. Кому из спортсменов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, беспокойно лезут в голову навязчивые мысли, вкрадываются сомнения за исход своего выступления. Это так называемое предстартовое состояние.

Влияние его на организм двояко. Оно или значительно возбуждает нервную систему и под действием его спортсмен теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий.

Цель психологической подготовки — развить психические качества, необходимые спортсмену для достижения высокого уровня спортивного совершенства, психической устойчивости и готовности к выступлению в ответственных соревнованиях.

Воспитание психической устойчивости спортсмена складывается из формирования умения сохранять и даже повышать в экстремальных условиях уровень своего эмоционального состояния, работоспособность и эффективность двигательных действий. Психическая готовность, представляющая собой наиболее высокий уровень психологической подготовленности к конкретным соревнованиям, предполагает наличие высокого уровня развития сенсорных и сенсомоторных качеств, свойств внимания, идеомоторики, тактического мышления, памяти и других качеств, важных для осуществления двигательной деятельности спортсмена, способности произвольно управлять своим поведением и чувствами.

Психологическая подготовка спортсмена заключается в том, чтобы:

  • способствовать совершенствованию психических процессов — специализированных восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления и других, важных для достижения высшего уровня технико-тактического мастерства;
  • формировать психические свойства личности спортсмена, оказывающие влияние на оптимальное стабильное проявление психических процессов, сохранение и повышение уровня работоспособности и эффективности двигательных действий в трудных условиях тренировки и соревнований;
  • создавать оптимальные психические состояния в процессе тренировки и соревнований;
  • развивать умения управлять своими психическими состояниями и в экстремальных условиях деятельности;
  • способствовать выработке знаний о предстоящих соревнованиях;
  • создавать положительную «психологическую атмосферу» в коллективах спортсменов.

Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей.

При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является, прежде всего, воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Правильная постановка реально достижимых целей — решающий момент психологической подготовки. При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших дерганий в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражении излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка либо апатия.

Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях. Чем более психологически устойчив спортсмен тем меньше он сделает ошибок на дистанции.

Благотворное влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико- тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей.

Большое значение имеет иногда специальная психологическая настройка на предстоящее действие — соревнование, тренировку или отдельное упражнение. Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность.

В разминку перед соревнованиями полезно включать так называемые идеомоторные упражнения — мысленное представление своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению.

Чтобы предстартовое возбуждение не смазало мысленной картины, стоит тренироваться в выполнении идеомоторных упражнениях на тренировках.

В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий тренировочных занятий. Необходимо отметить, что спортивный результат слагается из трех составляющих:

Совершенствования механизмов нервно-психической регуляции деятельности и поведения человека.

Спортивный результат снижается при ослаблении любой из этих «трех опор».

Многочисленные исследования показывают, что отрицательные формы предстартовых состояний не только вызывают отчетливо переживаемый психический дискомфорт, но и отрицательно воздействуют на готовность к спортивной борьбе и на результат соревнования. Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и добиться у них противостояния многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласования функций, т.е. проявления высокой надёжности в соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка предусматривает планомерное развитие необходимых качеств, способствующих развитию психических, технических и тактических возможностей спортсмена. Непосредственная психологическая подготовка к соревнованиям должна базироваться на информации о возможных и явных соперниках, состоянии мест соревнований и др. Изучение этих факторов и реальная оценка уровня достижений спортсменов должны служить основой для формирования стоящей перед нами задачи.

Список использованной литературы

  1. Бабушкин Г.Д. Психология физического воспитания. — Омск: СибГАФК, 1998.
  2. Киселев Ю.А. Победи: Размышление и советы психолога спорта. М: Спортакадемия, 2002.
  3. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. /Под ред. Г.Д. Бабушкина. Омск.: СибГУФК, 2006.
  4. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. — М.: «Академия», 2000.

Источник

Оцените статью