Что значит психофизические качества

Развитие психофизиологических качеств дошкольников

Александра Коробова
Развитие психофизиологических качеств дошкольников

Развитие психофизиологических качеств дошкольников

Развитие психофизиологических качеств (или двигательных способностей) — од важнейшая сторона физического воспитания дошкольников. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них в конкретном возрасте те или иные психофизические качества. К наиболее предпочтительным и доступным из них для дошкольного возраста относится развитие: скоростных двигательных качеств (или быстроты, общей и силовой видов выносливости, ловкости, ее производной — координации, гибкости, а также скоростно-силовых качеств. В дошкольном возрасте отмечается несформированность физиологических структур организма ребенка, поэтому скоростная выносливость и сила, как психофизические качества развивать крайне сложно. Первое обусловлено несформированностью и слабостью физиологических структур организма, второе — по причине отсутствия достаточной мышечной массы ребенка.

Психофизические качества не могут быть результатом воспитания, поскольку не являются личностными. Они скорее, характеризуют способность организма человека к функциональному единству психомоторики и его ресурсных физиологических возможностей, являясь, как раз, результатом естественных качественных изменений функций организма человека, т. е. развития. Кроме того, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств.

Развитие психофизиологичеких качеств дошкольников не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия. Воспитывать нужно потребность (как одно из личностных качеств) ребенка в движениях, здоровом образе жизни и т. д. И это совершенно оправдано, поскольку речь идет о некоей (комплексно формируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации желания или нежелания, и в соответствие с этим, поведения. А всякая воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма — есть категория нравственности

Читайте также:  Парень отвечает смайликами что это значит

Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр» МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» города Ставрополя, 2019 год Воспитатель по физическому развитию Семёнова О. Е. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю.

Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки» Упражнения с использованием гимнастической скамейки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Развитие воображения у дошкольников «Все мы родом из детства» А. Сент-Экзюпери Современных родителей, как правило, интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка.

Источник

Что значит психофизические качества

Основные психофизические качества личности.

Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Быстрота — способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Ловкость – сложное комплексное качеств, не имеющее единого критерия для оценки. Измерителями ловкости являются:

— координационная сложность задания;

— точность его выполнения;

— время выполнения задания.

Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризуется степенью подвижности его звеньев, определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений.

Выносливость – способность к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности. Это способность противостоять утомлению.

Ловкость характеризуется быстротой и легкостью овладения новыми движениями – быстро обучаться, осознанно выполнять движения, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки и всегда находить оптимальное решение. Как сложное комплексное качество ловкость не имеет единого критерия оценки. В каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной измеритель:

— координационная сложность задания;

— точность его выполнения;

Ловкость – довольно специфическое качество. Любое движение, сколь бы новым оно ни казалось, выполняется всегда на основе старых координационных связей. Схематически можно представить, что человек каждый раз «строит» новое движение из большого числа элементарных «кусочков», каждый из которых был освоен и закреплен в процессе предшествующего двигательного опыта. Тесно связана ловкость с быстротой и точностью сложных двигательных реакций.

Воспитание ловкости складывается:

во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия;

во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Существенное значение имеет повышение точности восприятия своих движений в пространстве и времени («чувство времени», «чувство пространства»).

Основной путь в воспитании ловкости – овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями.

Быстрота выполняемых движений не ограничивается только перемещением отдельных частей тела (рук и ног), это перемещение всего тела. Можно отметить три основные формы проявления быстроты:

— латентное время двигательной реакции;

— скорость отдельного движения;

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Можно отличаться быстротой реакцией и быть относительно медлительным в движениях и наоборот. Сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты. Обычно быстрота проявляется комплексно. Возможность достижения рекордных результатов в двигательной деятельности, связанной с проявлением скоростно-силового потенциала, обусловлена генетическим сочетанием в мышцах быстрых и медленных волокон.

Проявление быстроты многогранно. Это: быстрота двигательных реакций, способность переключаться в работе с одних мышечных групп на другие, быстро менять режимы работы.

Один из методов развития быстроты реакции заключается в кратчайшем по времени реагировании на внезапно появившийся сигнал.

Общим правилом при воспитании быстроты является необходимость выполнения упражнений в оптимальном состоянии, без признаков усталости. Дозировка упражнений осуществляется в соответствии с самочувствием занимающегося.

ГИБКОСТЬ

Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Возможность выполнить то или иное движение с оптимальной амплитудой и напряжением мышц определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц. Наибольшее значение имеет подвижность позвоночника, особенно его грудного отдела, тазобедренного и плечевого суставов. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Можно выделить активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость – способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав.

Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил.

Показатели активной гибкости меньше соответствующих показателей пассивной гибкости.

На гибкость, больше чем на другие физические качества, оказывает влияние суточная периодика. Так, в утренние часы гибкость значительно снижена. Колебания ее под влиянием разных условий надо учитывать при проведении занятий. Гибкость отрицательно связана с силой: занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах. В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений.

Методика воспитания гибкости:

— упражнения на растягивание выполняются по несколько повторений в каждом. Амплитуда движений увеличивается от серии к серии;

— упражнения выполняют до появления ощущения легкой болезненности;

— упражнения на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже два раза в день;

— упражнения на гибкость удобнее всего давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом.

Поначалу выполнение упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться. После активных упражнение увеличенная гибкость сохраняется дольше, чем после пассивных. Основную работу по развитию гибкости планировать и проводить в детском и подростковом возрасте. При правильно организованном процессе в последующие годы надо только поддерживать достигнутый уровень.

Для обозначения силы, как двигательного качества, применяют термины:

силовые возможности, мышечная сила.

Как известно, мышцы могут проявлять силу

— без изменения своей длины (статистический, изометрический режим)

— при уменьшении длины (преодолевающий, миометрический режим)

— при удлинении (уступающий, плиометрический режим).

Для сравнения силы людей различного веса пользуются понятием относительной силы:

Источник

Вопрос 6. Психофизические качества дошкольников

Теоретические вопросы: понятие «Психофизические качества» (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие). Определение, особенности развития и совершенствования в дошкольном возрасте. Подбор упражнений. Выявление уровня сформированности (тесты, диагностика).

Практическое задание: Предложить перечень подвижных игр на развитие и совершенствование быстроты для детей разных возрастных групп.

Основные понятия: психофизические (физические) качества, ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие, тесты по определению психофизических качеств.

Основные исследователи: Е.Н Вавилова, Г. П. Юрко, В. Г. Фролов, Н.А.Бернштейн, Э. Я. Степаненкова.

Психофизические (физические) качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно- силовые и временные характеристики движения ребенка. Они включают в себя такие понятия:

Развитие и совершенствование психофизических качеств – одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников. Физическое развитие ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.

Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо- физиологических, биохимических, психологических особенностей. При этом следует учитывать, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.

Развитие психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств применяются в работе с детьми в строгой последовательность, включаются в разные формы двигательной деятельности (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, активный отдых, самостоятельную деятельность ребенка).

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он называет ловкость способностью, отмечая ее особое место среди других качеств. Выделяют два вида ловкости: телесные и предметная (ручная).

Измерителями высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. т.о., показателями ловкости могут быть время,пространство и точность выполнения движений.

С целью развития и совершенствования ловкости предлагаются следующие виды упражнений:

-физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет, метание игры с мячом, лазание);

-общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема;

-совместные упражнения вдвоем, небольшой группой с мячами, шестами;

-применение необычных И.п. (бег из положения стоя на коленях, сидя), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать);

— изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Тесты по определению ловкости и координационных способностей:

-бег зигзагом (для детей 4-7 лет),

-прыжки через препятствие и пролезание под ним (для детей 4-7 лет),

-бросок малым мячом (150 г) в горизонтальную и вертикальную цели (для детей 3-7 лет),

-прыжки через скакалку (для детей 5-7 лет).

Быстрота (скоростные качества) – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова предлагает использовать следующие упражнения:

— с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью),

— на скорость (добежать до финиша как можно быстрее),

— с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый).

— скоростно-силовые упражнения (прыжки, метание),

— упражнения в размахивании, кружении, ударах, поворотах, бросании, выполняемых с максимальной частотой,

— подвижные игры (подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения).

Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Тесты по определению быстроты:

-бег на дистанцию 10 м с хода (для детей 4-7 лет),

-бег на дистанцию 30 м (для детей 4-7 лет),

-«челночный бег» 3х10м (для детей 4-7 лет).

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и снарядам (мяч, мешочек с песком). От развития силы в значительной степени зависит развитие быстроты, ловкости, выносливости. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.

При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные силовые напряжения:

— упражнения в беге, метаниях, прыжках,

— упражнения с повышенной сопротивляемостью (с набивными мячами, преодоление сопротивления партнера- парные упражнения),

— упражнения, отягощенные весом собственного тела (прыжки, лазание, общеразвивающие упражнения на укрепление основных мышечных групп),

— упражнения с весомыми предметами (набивной мяч, гантели),

Тесты по определению силы:

-динамометрия кистей рук (детским ручным динамометром) – для детей 3-7 лет,

-становая динамометрия (для детей 3-7 лет).

-тесты по определению силовой выносливости:

-вис на согнутых руках (для детей 3-7 лет),

-поднимание ног в положении лежа на спине (для детей 5-7 лет)

Тесты по определению скоростно-силовых качеств:

— прыжок в длину с места (для детей3-7 лет),

— бросок набивного мяча (1 кг) (для детей 3-7 лет),

— метание легкого мяча на дальность (для детей 3-7 лет),

— прыжки на двух ногах боком за 10 с (для детей 4-7 лет).

Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.

Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность выполнять мышечную работу небольшой интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности.Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин:

— укрепление организма ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечной системы,

— улучшение функционирования организма, повышение его работоспособности,

— помощь в раскрытии и развитии природных задатков детей,

— формирование волевых качеств личности, черт характера: смелости, целеустремленности, решительности.

В исследованиях показано, что лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на коньках и лыжах и т.д.

Тест по определению выносливости:

— бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м ( в зависимости от возраста детей – от 5 до 7 лет).

Гибкость – способность выполнять движение с максимальной амплитудой.

Гибкость дает легкость, свободу , непринужденность движений. Гибкость придает изящность, выразительность движениям. Результатом недостаточного развития гибкости являются травмы. Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений:

— общеразвивающие упражнения с предметами и без них,

— акробатические упражнения (кувырок, мостик, шпагат),

— упражнения с большой амплитудой (бросок, подлезание, прыжок в длину),

— упражнения на растягивание (стрейчинг).

Тесты по определению гибкости:

— наклон туловища вперед (для детей 3-7 лет).

Равновесие – способность сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

В качестве упражнений на развитие равновесия (статического и динамического) рекомендуются следующие виды:

— движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба,ползание, бег по скамейке и т.п.),

— качание на качелях.

Практическое задание: Предложить перечень подвижных игр на развитие и совершенствование быстроты для детей разных возрастных групп.

«Кто быстрее ко мне», «Самолеты», «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Огуречик», «Перебежки», «Ловишки», «Гуси- лебеди», «Два мороза», «Краски», «Третий лишний», элементы спортивных игр.

Источник

Оцените статью