Что значит psf жидкость для гидроусилителя

Что такое жидкость для ГУР, а также ее виды и различия

Гидравлический усилитель руля (ГУР) – это система, входящая в состав рулевого управления автомобиля и предназначенная для снижения прикладываемых усилий водителем при повороте ведущих колес. Она представляет собой замкнутый контур, внутри которого находится жидкость ГУР. В статье рассмотрим разновидности жидкостей для гидроусилителя, их характеристики и отличия.

Что такое ГУР

Вначале кратко рассмотрим устройство гидроусилителя рулевого управления. Как уже говорилось, система замкнутая, а значит, находится под давлением. В ГУР входит насос, рулевая рейка с гидроцилиндром, бачок с запасом жидкости, регулятор давления (перепускной клапан), управляющий золотник, а также напорный и обратный трубопроводы.

Схема устройства ГУР

При повороте руля управляющий золотник вращается, переключая гидравлические потоки. Гидроцилиндр интегрируется с рулевой рейкой и работает в обоих направлениях. Насос имеет ременной привод от двигателя и создает рабочее давление в системе. Перепускной клапан регулирует давление, отводя излишки жидкости при необходимости. В качестве жидкости в системе применяется специальное масло.

Жидкость для гидравлического усилителя

Жидкость ГУР передает давление, создаваемое насосом, на поршень гидроцилиндра. Это главная ее функция, но есть и другие:

  • смазка и охлаждение узлов системы ГУР;
  • защита от коррозии.
Читайте также:  Клетка живая система это значит что она способна

В среднем в систему гидроусилителя вмешается около одного литра жидкости. Заливается через бачок, на котором обычно имеются указатели уровня, иногда рекомендации по типу жидкости.

Различные типы жидкостей для ГУР

На рынке представлен большой выбор жидкостей, которые отличаются по химическому составу (синтетические или минеральные) и цвету (зеленые, красные, желтые). Также водителю необходимо ориентироваться в аббревиатурах и названиях жидкостей для ГУР. В современных системах применяются:

  • PSF (Power Steering Fluid) – жидкости для гидроусилителей.
  • ATF (Automatic Transmission Fluid) – жидкости для автоматических трансмиссий.
  • Dexron II, III и Multi HF – торговые марки.

Типы жидкостей для ГУР

Жидкости для ГУР должны обладать разными свойствами, которые обеспечиваются присадками и химическим составом. Среди них:

  • необходимый индекс вязкости;
  • устойчивость к температурам;
  • механические и гидравлические свойства;
  • защита от коррозии;
  • антипенные свойства;
  • смазывающие свойства.

Всеми этими характеристиками в той или иной степени обладают все жидкости для гидроусилителя, представленные на рынке.

В свою очередь, по химическому составу различают:

  • синтетические;
  • полусинтетические;
  • минеральные масла.

Разберем их различия и сферу применения.

Синтетические

Синтетика основана на углеводородах (алкилбензолы, полиальфаолефины) и различных эфирах. Все эти соединения получают в результате направленного химического синтеза из нефти. Это база, в которую добавляют различные присадки. Синтетические масла имеют следующие преимущества:

  • высокий индекс вязкости;
  • термоокислительная стабильность;
  • продолжительный срок эксплуатации;
  • низкая испаряемость;
  • устойчивость к низким и высоким температурам;
  • отличные антикоррозийные, антипенные и смазывающие свойства.

Но даже с такими характеристиками полностью синтетические масла редко используют в системах гидроусилителя руля из-за множества резиновых уплотнителей, на которые синтетика влияет агрессивно. Применяют синтетику только в случае допуска производителем. Еще одним недостатком синтетики является высокая цена.

Полусинтетические

Чтобы нейтрализовать агрессивное влияние на резиновые детали, производители добавляют разнообразные силиконовые присадки.

Минеральные

В основе минеральных масел лежат различные нефтяные фракции, такие как нафтены и парафины. 97% составляет минеральная основа, другие 3% – это присадки. Такие масла более применимы для ГУР, так как нейтральны к резиновым элементам. Рабочая температура в пределах от -40°С до 90°С. Синтетика работает до 130°С-150°С, нижний предел схож. Минеральные масла доступны по цене, но по другим параметрам уступают синтетическим. Это касается срока службы, пенообразования и смазывающих свойств.

Какое же масло заливать в ГУР – синтетическое или минеральное? Прежде всего, то, которое рекомендовано производителем.

Различия по цвету

Как уже было сказано, масла различаются и по цвету – красные, желтые, зеленые. Они бывают как минеральные, так синтетические и полусинтетические.

Красные

Они относятся к классу ATF, то есть, трансмиссионные. Чаще всего используются для автоматических коробок передач, но иногда применимы и для ГУР. Красные марки Dexron II и Dexron III являются разработкой автоконцерна General Motors. Есть и другие марки красного цвета, но они изготавливаются по лицензии General Motors.

Желтые

Разработка концерна Daimler AG, соответственно чаще всего используются в марках Mercedes-Benz, Maybach, AMG, Smart и других. Относятся к классу универсальных для гидроусилителей и гидроподвесок. Для ГУР используются минеральные желтые масла. Популярные марки желтого цвета – Mobil и Total.

Зеленые

Разработка концерна VAG, соответственно применяется в марках Volkswagen, Porsche, Audi, Lamborghini, Bentley, Seat, Scania, MAN и других. Относятся к классу PSF, то есть, применяются только в гидроусилителях руля.

Компания Daimler также производит свои зеленые аналоги класса PSF под популярной маркой Pentosin.

Жидкости для ГУР

Можно ли смешивать разные цвета

Сразу стоит сказать, что вообще лучше не допускать смешения разных масел, даже если это допускается. Категорически нельзя смешивать синтетические и минеральные масла ввиду их различия в химическом составе.

По цвету желтые и красные смешивать можно, так как их химический состав во многом схож. Присадки не будут вступать в реакцию с другими веществами. Но и эту смесь лучше затем сменить на однородную.

Зеленые масла нельзя смешивать с другими, так как они имеют универсальную химическую структуру, то есть, синтетические и минеральные составляющие.

Смешивать масла приходится во время доливки, когда уровень жидкости в бачке падает. Это свидетельствует об утечке, которую нужно выявить и устранить.

Признаки утечки

Признаки, которые могут указывать на утечку жидкости ГУР или говорить о необходимости ее замены:

  • падения уровня в бачке;
  • на уплотнителях или сальниках системы появились подтеки;
  • в рулевой рейке слышен стук при езде;
  • руль поворачивается туго, с усилием;
  • насос ГУР издает посторонние шумы, гул.

Для заливки жидкости в ГУР нужно пользоваться, прежде всего, рекомендациями производителя. Старайтесь использовать одну марку, не допуская смешивания. Если приходится мешать разные масла, помните, что минеральные и синтетические масла несовместимы, даже если они одного цвета. Также необходимо регулярно следить за уровнем масла и его состоянием.

Источник

3 основных вида масла для гидроусилителя руля

Гидравлический усилитель руля — это важный узел, обеспечивающий безукоризненное и простое управление автомобилям. Главной задачей ГУР является снижение нагрузки на рулевое колесо при изменении направления движения ТС. Для стабильной работы этого узла необходимо регулярно менять жидкость в системе усиления. Большинство автопроизводителей советуют выполнять данную процедуру с периодичностью один раз в год.

Функционирование и исправное состояние ГУР во многом зависят от качества и состава масла, залитого в систему усиления. Оптимальный тип жидкости для той или иной марки авто обычно указывается к комплектующей инструкции к нему. Своевременная замена и грамотный выбор масляной жидкости для ГУР является лучшей гарантией безаварийной эксплуатации машины на протяжении долгих лет.

Классификация гидравлических жидкостей гур

Основной функцией жидкости для гидроусилителя является передача давления, нагнетаемого насосом, на поршень гидроцилиндра. Кроме того с ее помощью обеспечивается охлаждение и смазка всех узлов и механизмов системы усиления, их защиты от разрушительных коррозийных процессов.

Многие водители, впервые сталкивающиеся с выбором и покупкой этого типа масляных жидкостей, вполне ожидаемо приходят в замешательство, так как в любом магазине представлено, как минимум 5-10 составов, которые различаются между собой по следующим характеристикам:

  • механические свойства;
  • вязкость;
  • химический состав;
  • гидравлические свойства;
  • температурные характеристики.

Самым простым вариантом подбора масла для ГУР является использование ее цветовой градации.

Цветовая классификация

В зависимости от цвета на современном рынке техжидкостей для ТС представлено три вида масла в ГУР 0 красная, желтая и зеленая.

Красный

Гидравлическая жидкость красного цвета является разработкой торговой марки General Motors, которая специализируется на производстве синтетических и минеральных масел. Наиболее известными минеральными составами в этой цветовой категории являются Dexron II и Dexron III, к популярным синтетическим жидкостям относится ATF и производные от нее.

Отличительной особенностью красного масла для гидроусилителя руля является присутствие в его составе примесей, предназначенных для фрикциона АКПП. На работу самого ГУРа эти добавки никак не влияют. Более того, в некоторых азиатских стран в принципе отсутствие разделение масляной жидкости на гидравлические и трансмиссионные.

Красное масло, как правило, рекомендовано к использованию в автомобилях американского, европейского, японского и корейского производства.

Желтый

Желтые масляные жидкости также могут быть синтетическими и минеральными. Первые могут заливаться не только в ГУР, но и применяться в гидроподвеске, тогда как вторые предназначены для использования только в систему усилителя руля.

Основным производителем минерального масла ГУР желтого цвета является концерн Daimler AG. В большинстве случаев эти жидкости используются в автомобилях бизнес и премиального класса — Mercedes-Benz, Maybach и т.д.

Желтая синтетика в основном представлена такими марками, как Total и Mobil. Чаще всего ее можно встретить в Citroen и некоторых других авто европейских производителей.

Зеленый

Зеленые жидкости ГУР, независимо от того, идет речь о синтетическом или минеральном масле, предназначены исключительно для использования в систему гидроусиления руля.

На отечественном рынке наиболее популярной и доступной по цене жидкостью гидроусилителя зеленого цвета является продукция компании VAG. Она широко используется в таких автомобилях, как: Volkswagen, Skoda, Scania, Porsche, Audi и т.д.

Собственные линейки масла имеются у некоторых автоконцернов. Так, например, Mercedes-Benz выпускает минералку зеленого цвета для ГУР, тогда как BMW занимается производством первоклассной синтетики под маркой Pentosin.

Виды масел

Состав масел для ГУР по своему составу мало чем отличается от любых других технических жидкостей для ТС. Для их производства используется минеральная или синтетическая масляная основа. Для придания готовому составу определенных характеристик и функций в него добавляются различные присадки: противозадирные, антикоррозийные, противопенные, снижающие скорость износа узлов и механизмов, предотвращающие окислительные процессы в системе гидроусиления.

Синтетика

Синтетические PSF (аббр. Power Steering Fluid, дословно переводится, как жидкость для гидроусилителя руля) — это современные, высокоэффективные составы, в которых используются инновационные добавки. Так, например, нефтяные фракции проходят многоступенчатую очистку гидрокрекингом, а многоатомные спирты, полиэфирные вещества и другие компоненты искусственного обогащаются разнообразными присадками, которые придают готовой жидкости полезные характеристики, вроде увеличенного срока службы масляной жидкости, невосприимчивости к температурным перепадам и т.д.

Перед покупкой синтетики в ГУР следует убедиться в том, что она подходит для использования на вашем авто. Дело в том, что составы этого типа крайне агрессивно воздействуют на резиновые элементы гидравлики машины. Также при выборе следует учитывать совместимость синтетического масла ГУР с минеральными жидкостями.

Как правило, синтетика рекомендована для машин следующих марок: Ниссан, Мазда, Тайота, Киа, Хонда и т.д.

Полусинтетика

Полусинтетическое масло является своеобразным промежуточным вариантом, в котором объединены все наиболее «сильные» качества минеральных и синтетических составов: превосходные антикоррозийные свойства, сниженное пенообразование, отличная текучесть и др. Однако имеются у полусинтетики и свои недостатки. В частности, присутствие в ее составе синтетических компонентов обуславливает разрушающее воздействие масла на резиновые детали и комплектующие гидравлической системы.

Отличным вариантом жидкости в ГУР Тайоты, Хонды или Мазды станут следующие полусинтетические составы: MotulDexron III, Zic ATF Dex 3 и Comma PSF MVCHF. Если говорить про стоимость, то покупка полусинтетики обойдется несколько дешевле синтетических масел, но дороже минеральных.

Минералка

Продукты, для производства которых используются минеральные соединения, имеют следующий состав: 85-98% жидкости — очищенные нефтяные фракции, оставшиеся 15-2% — различные присадки, призванные улучшить общие характеристики гидравлического масла. В отличие от синтетики минералка не оказывает никакого воздействия конструктивные элементы ГУР, выполненные из резины.

Важным достоинством минеральных масел является их относительно невысокая стоимость. Говоря про недостатки обязательно нужно отметить относительно небольшой срок службы жидкости, что в свою очередь уменьшает период ее замены. Многие водители также отмечают, что гидравлическая минералка доставляет немало проблем с повышенным пенообразованием и высокой вязкостью, что негативно сказывается на эффективности работы всей системы усиления.

Популярными продуктами из этой категории технической жидкости являются составы Декстрон 2 и 3, Мобил АТФ 320 Премиум.

Какое масло заливают в гидроусилитель руля

Выбор масла для гидроусилителя руля в первую очередь должен осуществляться в соответствии с рекомендациями производителя ТС. Если возможности или желания соблюдать инструкции нет, то универсальным вариантом может стать ATF в средней ценовой категории.

Однако, здесь имеется небольшой нюанс. Синтетика или полусинтетика обойдутся дороже минералки, однако, они обладают более стабильными показателями вязкости. Это особенно важно, если авто эксплуатируется при низких температурах. Более жидкое на морозе масло обеспечит минимальный износ насоса при работе ГУРа на непрогретом транспортном средстве, что в итоге минимизирует вероятность его выхода из строя. Поэтому многие водители, несмотря на цену, предпочитают заливать в гидроусилитель руля более дорогой синтетический тип масла.

В свою очередь специалисты, рекомендуют при выборе оптимальной жидкости для ГУР учитывать следующие факторы:

  • Гидравлические масло должно выдерживать не только низкие, но и высокие температуры, так как летом оно может разогреваться до +100 °С и выше.
  • Жидкость должна обладать высокой текучестью, в противном случае на насос будут воздействовать чрезмерные нагрузки, что приведет к его преждевременному износу и выходу из строя.

Кроме прочего, масло должно иметь хороший рабочий ресурс, так как обычно его замену выполняют не чаще одного раза в 2-3 года или через 70-90 тысяч километров пробега.

Можно ли смешивать масла

В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть самые разные ситуации, требующие срочной доливки жидкости в ГУР. В подобных случаях многие автомобилисты задаются вполне закономерным вопросом, можно ли смешивать масла? В профессиональных СТО заниматься подобными экспериментами категорически не советуют, однако, сами автопроизводители допускают возможность смешивания PSF, правда с небольшими ограничениями.

  • Главное правило, которое должно соблюдаться при решении этого вопроса, заключается в том, что одновременно заливать в систему гидравлического усиления минеральные и синтетические составы ни в коем случае нельзя, так как они имеют несовместимые друг с другом основы.
  • Красные и желтые жидкости смешивать можно, так как их химический состав во многом схож между собой. Главное, чтобы присадки, содержащиеся в масле, не вступали в реакцию с другими веществами и не образовывали нежелательные соединения.
  • Зеленые масла смешивать с другими жидкостями не стоит, так как в их составе имеются синтетические и минеральные составляющие.

Можно ли заливать в ГУР моторное масло

В попытках сэкономить, некоторые владельцы транспортных средств, вместо того, чтобы использовать специальные составы PSF, предназначенные для заливки в ГУР, предпочитают использовать имеющиеся у них остатки моторного масла. На самом деле, это допускается только в том случае, если другого выхода нет и водитель планирует исправить ситуацию в самое ближайшее время.

Использовать для ГУР составы, которые разрабатывались для двигателя, не стоит, потому что эти жидкости выполняют разные функции. Так, жидкость для гидроусилителя должна успешно справляться со следующими задачами:

  • Смазка всех узлов и механизмов системы гидроусиления;
  • Защита деталей и комплектующих ГУР от коррозии и преждевременного износа;
  • Препятствие обильному пенообразованию;
  • Охлаждение системы усиления в жаркое время года.

Очевидно, что моторное масло выполняет несколько иные функции, следовательно, эти жидкости назвать взаимозаменяемыми можно с большей натяжкой. Вместе с тем, основа моторного масла, жидкостей для АКПП и составов ГУР ничем не отличаются между собой. В том числе в них содержатся схожие присадки, направленные на уменьшение трения между металлическими, резиновыми и фторопластовыми деталями. Поэтому, при необходимости в ГУР все же можно залить другую жидкость. Но здесь далеко не все так однозначно. Так, например, европейцы используют на использовании исключительно специальных PSF, тогда как японцы не видят ничего страшного в том, чтобы залить масло ATF не только в гидроусилитель, но и в автоматическую трансмиссию.

Сколько масла в ГУР

В систему гидроусиления легкового автомобиля при полной замене жидкости входит порядка 1 литра, тогда как для грузовых ТС потребуется 3-4 литра. При покупке составе необходимо ориентироваться на указанный производителем машины объем, приобретая техжидкости с небольшим запасом на случай экстренной доливки.

Как проверить уровень

Примечательно, что далеко не все водители, знают, где искать бачок ГУР. На практически ничего сложного здесь нет, так как обычно он находится непосредственно на корпусе насоса гидроусилителя, в моторном отделе. Низкий уровень масла в ГУР может привести к проблемам в системе, что сразу отобразиться на приборной панели. Для проверки уровня жидкости автомобиль необходимо установить на ровную, горизонтальную проверку. В целом существует два основных способа, позволяющих получить нужную информацию:

  • По меткам, нанесенным на стенки бачка ГУР;
  • По меткам на щупе, который встроен в расширительный бачок.

На большинстве современных легковых и грузовых автомобилей на бачок ГУР нанесены следующие метки:

  1. Hot min и Hot max — позволяют контролировать минимальный и максимальный уровень горячего масла;
  2. Cold min и Cold max — показывают минимальное и максимальное значение уровня холодной жидкости.

Соответственно, при прогретом двигателе следует смотреть на метки hot, при холодном моторе — cold. Оптимальным вариантом станет нахождение жидкости ГУР где-то посередине между min и max. Если даже при одном из состояний двигателя (холодном или прогретом) показатели уровня будут ниже или выше допустимых значений, необходимо, значит, имеет место неисправность насоса гидроусилителя. Например, причинами утечки жидкости могут стать: разгерметизация системы, механическое повреждение бачка или неисправность клапана на его крышке, засор фильтров и т.д.

При проверке уровня масла в ГУР стоит потратить несколько минут своего времени, чтобы изучить качество жидкости. Для этого с помощью щупа берем небольшое количество смазки и наносим ее на чистый лист белой бумаги. Прозрачный состав и стойкий цвет свидетельствуют о том, что поводов для беспокойства нет. Но, если масло мутное, в нем отчетливо заметны посторонние примеси, его следует заменить как можно быстрее, в противном случае система гидроусиления руля может выйти из строя в самое ближайшее время. Осадок на дне расширительного бачка говорит о том, что присадки перестали справляться с возложенными на них функциями и начали распадаться на составные компоненты.

Как долить

Самостоятельная доливка и полная замена жидкости в ГУР — это достаточно кропотливое занятие, к которому следует подходить со всей ответственностью. В случае с частичной доливкой масла рекомендуется использовать универсальные составы, по типу Multi HF, которая может без особых последствий смешиваться практически с любыми видами смазок.

Алгоритм действий при доливке гидросмазки в систему усиления включает следующие шаги:

  1. Внимательно осмотреть расширительный бачок и расположенные рядом с ним механизмы на наличие потеков. Если такие имеются, нужно определить и устранить причину их появления.
  2. С помощью меток оценить масла в бачке. Сделать это можно при прогретом или холодном двигателе.
  3. Снять крышку. Жидкость заливается до 0.
  4. Плотно закручиваем крышку. Заводим двигатель, поворачиваем рулевое колесо из крайнего левого в крайне правое положение.
  5. Проверяем уровень масла в расширительном бачке, при необходимости снова доливаем.

Частичная доливка масла в гидроусилитель уместна далеко не всегда. Если жидкость давно не менялась, в ней имеются посторонние примеси, осадок или она потеряла первоначальный цвет необходимо выполнить полную замену гидросмазки.

Алгоритм действий при замене жидкости в ГУР включает несколько основных шагов:

  1. Приподнять автомобиль на подъемнике — это позволит существенно облегчить процесс вращения рулевого колеса при заглушенном двигателе.
  2. Для выполнения работ потребуется большой шприц — с его помощью откачиваем из расширительного бачка отработанную смазку.
  3. Ослабляем хомуты на шлангах, демонтируем их, а саму емкость промываем.
  4. Шланг рулевой рейки опускаем в пустую тару и ждем, пока стечет оставшееся в системе масло.
  5. Чтобы удалить остатки смазки несколько раз интенсивно поворачиваем руль до упора влево и вправо.
  6. Как только остатки отработанной жидкости перестанут вытекать, промываем рейку новым составом — во второй шланг вставляем воронку, после чего наполняем систему «под завязку».
  7. Повторяем интенсивные повороты рулевого колеса и ждем, пока из первого шланга вытечет залитое масло.
  8. Ставим бак на место, тщательно затягиваем хомуты.
  9. Заливаем смазку по уровню.
  10. Заводим двигатель, поворачиваем руль из крайне правого в крайне левое положение.
  11. Глушим мотор, опускаем машину и при необходимости доливаем жидкость в бачок до максимального значения.

Частичный долив масла разрешается выполнять только в критических ситуациях, например, если вы столкнулись с утечкой смазки из системы. Он позволяет лишь на небольшое время отложить визит в СТО, при этом жидкость следует заменить на «правильную» сразу, как только появится такая возможность.

В некоторых случаях насос, рулевая рейка и расширительный бачок оказываются в настолько запущенном состоянии из-за многократно пропущенных сроков замены масла ГУР, что перед его заменой требуется предварительно провести промывку все системы гидроусиления. Чем попало мыть нельзя, так как в конструкции гидроусилителя присутствуют детали и механизмы, которые могут быть чувствительны к отдельным веществам и химическим составам. Поэтому, оптимальным решением этой задачи становится покупка специальной промывочной жидкости для ГУР. В принципе, примером качественной жидкости может являться практически любой продукт от ведущих торговых марок с пометкой «Power steering flush».

Процесс промывки системы во многом сход с процедурами, которые выполняются при замене, за исключением того, что отработанная смазка вытесняется с помощью очистителя и свежего масла. Чем больше очистителя будет пропущено через ГУР, тем лучше будет итоговый результат.

Благодаря ГУР повышается не только уровень безопасности вождения, но и комфорт управления транспортным средством. Однако, как и любой другой ответственный узел, гидроусилитель нуждается в регулярном техническом обслуживании, в противном случае нужно быть готовым к устранению различных неисправностей в системе усиления. Водителю необходимо регулярно контролировать уровень масла с расширительном бачке и менять смазку с периодичностью раз в 2-3 года.

Полная замена масла в ГУРе выполняется в нескольких случаях: в случае длительной эксплуатации ТС, при демонтаже и установке деталей и элементов гидравлической системы, при обнаружении в расширительном баке посторонних примесей и мутностей. Если цвет и консистенция смазки в норме, но уровень находится на минимуме жидкость можно долить, соблюдая простейшие правила — синтетику и минералку смешивать нельзя, зеленые состав не подходят для добавления к синим и желтым. В некоторых случаях в гидравлику допускается добавлять трансмиссионное масло. Но экспериментировать в этом вопросе все же не стоит — лучше всего придерживаться рекомендаций производителя транспортного средства.

Источник

Оцените статью