Основные понятия о покроях одежды
Основные понятия о формообразовании деталей одежды, о конструктивных, декоративно-конструктивных и декоративных линиях членения деталей одежды, о покроях одежды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция №3 : Основные понятия о покроях одежды
Объёмную форму одежды из плоского материала можно получить различными способами. Это способы создания формы изделия из одного куска ткани или из нескольких деталей с помощью швов, вытачек, подрезов, сборок, фалд, драпировок, деформацией материала и т. п. На практике, чаще всего, разнообразные формы одежды получают сначала членением поверхности материалов на отдельные части линиями различных конфигураций и направлений, а затем соединением и формованием этих частей определёнными способами и приёмами в необходимую форму изделия. Такой процесс создания формы называют формообразованием . Различают методы формообразования одежды: конструктивный; основанный на использовании и пластических свойств материалов и комбинированный. Конструктивный метод позволяет получить объёмную форму модели с помощью полного или частичного членения плоского материала на детали, с последующим их соединением в изделие. Линии , расчленяющие поверхность материалов на отдельные части конструктивными методами, являющиеся одновременно контурными линиями полученных деталей, участвующие в процессах формообразования, но не сущие декоративной нагрузки, называют конструктивными. При обработке и соединении срезов таких линий — швы будут малозаметными. Изменение конфигурации этих линий влечёт за собой изменение формы модели. Линии, участвующие в формообразовании одежды, но и ещё дополнительно выполняющие декоративные функции, то есть роль украшения и гармонизации изделия усложняющими элементами, называют декоративно-конструктивными. Швы таких линий должны быть отчётливо видны и подчёркнуты отделочными строчками, кантами и т. п. Это могут быть линии рельефов, подрезов, вытачек, кокеток и т. п. Линии , не участвующие в формообразовании одежды, но гармонично украшающие изделие, чаще всего являющиеся контурными линиями краёв деталей (бортов, воротника, клапанов и т. п.) или линиями, образуемые различными отделками (отделочными строчками, вышивками, бейками и т. п.), называют декоративными.
Покрой одежды – исторически сложившийся характер рационального членения поверхности одежды на части, определённых конфигураций и размеров. Различают два основных покроя – покрои плечевой и поясной одежды. Для каждого покроя складываются свои варианты конфигураций, расположения и направлений линий членения в одежде, их называют типовыми. Покрой одежды, с деталями из различных типовых покроев, совмещенных в одно изделие, называют комбинированным. Каждый типовой покрой характеризуется многообразием вариантов, полученных видоизменением контуров свободных краёв деталей, конструктивных и декоративно- конструктивных линий. В одежде различают ряд типовых покроев, в зависимости от характера членения изделия в области сопряжения его частей по основанию шеи (узел горловина – воротник), рук (узел пройма – рукав), по боковой поверхности горизонтальными и вертикальными линиями членения. В зависимости от характера членения одежды (рис. 1.4, а): а) в области основания шеи а) в области основания шеи (узел горловина – воротник) — 1 — без воротников, с отрезными воротниками: 2- с воротником-стойкой, 3 – с отложным воротником и отрезной стойкой, 4 – с отложным воротником и не отрезной стойкой, 5- с воротником без стойки – плосколежащим воротником; с цельнокроеными воротниками с основными деталями или подбортом: 6 – шаль, 7 — цельнокроеная стойка и т.п., с воротниками с отворотами (с лацканами): 8- отложной воротник, 9 — воротник стойка с отворотами; и с комбинированными воротниками. В зависимости от характера членения одежды (рис. 1.4, б) в области основания рук (узел пройма – рукав) различают основные покрои — 1- без рукавов, с рукавами: 2 — втачным рукавом, 3 — реглан, 4 — цельнокроеными рукавами с полочкой и спинкой, 5 – с комбинированными руками. В зависимости от характера членения изделия по боковой поверхности горизонтальными линиями (рис. 1.4, в) в) различают покрои (1 -цельнокроеные, с различными вариантами кокеток на спинке и полочке: 2 -выше, 3 — ниже уровня выступания груди или под грудью, отрезные 4 — по линии талии или 5 -ниже). В зависимости от характера членения изделии по боковой поверхности вертикальными линиями (рис. 1.4, г) различают покрои (1 — прямокроёные, 2 — клиньевые, 3 — бесшовными 4 круговые, 5 — одно — и – многошовными, и — комбинированные).
Источник
Разновидности покроев и силуэтных форм одежды.
Разновидности покроев и силуэтных форм одежды.
Существует много чувств восприятия окружающего, одно их них зрительное, оно обладает большой объяснительной силой.
Первое зрительное впечатление от костюма, надетого на человека, складывается из степени объемности этого костюма и его силуэта. В направлении моды силуэт это обобщенное выражение плоскостного графического изображения основных особенностей его формы.
Силуэт это как бы рамка, в пределах которой, ограничиваясь ее контурами, разрабатывают объемную форму изделия в целом и отдельные ее конструктивно-декоративные линии. При этом силуэт в какой-то мере определяет форму изделия, но не отражает ее конструкции.
Конструкция изделия определяется ее покроем и разрабатывается на чертеже основы. На сетку чертежа основы наносятся контурные линии основных деталей изделия (линии проймы, горловины, плечевых и боковых срезов, низа изделия), а также линии талии, вытачек или рельефные линии. Отдельно разрабатываются чертежи основы рукава и юбки.
Покрой изделия определяется особым покроем рукава, членением основных деталей, расположением вытачек, швов и т. п. К основным покроям рукава можно отнести:
классический втачной рукав с окатом разной высоты; рукав покроя реглан и его разновидности; цельнокроеные рукава с различным наклоном от плечевого среза; комбинированные; рукава рубашечного покроя (прямой народный крой). Юбки одной и той же силуэтной формы могут также иметь самый разнообразный покрой в зависимости от наличия и расположения продольных и поперечных швов.
Выбор покроя изделия зависит от свойств применяемой ткани, ее ширины, пластичности, масштаба и направления рисунка, от назначения модели, а главное, от рекомендаций моды и конкретной фигуры.
В современной одежде форма рукавов очень разнообразна. Так, цельнокроеные рукава могут быть любого объема, с ластовицей и без нее, покроя «летучая мышь».
Разнообразна и сложна форма рукавов покроя реглан и полуреглан: от мягкого объемной формы до реглан-погона. Втачные рукава могут быть классического покроя, с наполненной головкой, функциональные (с незначительно пониженным окатом), окорокообразные (со сборками по окату и узкие у запястья); рубашечного покроя, а также прямокроеные в традициях русской народной одежды с ластовицами, клиньями и без них, внизу узкие и на манжетах.
Силуэт является основным фактором в выборе модной формы изделия. В основе силуэтной формы одежды лежит простейшая геометрическая фигура прямоугольник, треугольник, цилиндр, трапеция, овал и др. Построение этих фигур отнюдь не предусматривается с помощью циркуля, но именно из них исходят художник и конструктор при моделировании одежды.
Конструкция любого изделия обусловлена силуэтной формой и строится на чертеже основы.
На каждом этапе развития современной моды один и тот же силуэт одежды может быть представлен несколькими вариантами, различающимися объемом по линии груди, формой линии плеч, шириной низа. Этот важный фактор следует иметь в виду при создании строго индивидуальной одежды. Изменение объемов силуэтных форм способствует разнообразию стилевых решений и видов одежды различного назначения на фигуры разных возрастных групп. Следовательно, перед построением чертежа конструкции или разработкой выкройки необходимо прежде всего уточнить силуэтную форму, определить все ее нюансы и затем воплотить их в чертеже конструкции будущего изделия.
Существуют следующие силуэты одежды: прямой, прилегающий, полуприлегающий и трапециевидный. В разные периоды моды предпочтение отдается тому или иному силуэту.
Прямой силуэт
предлагается в нескольких вариантах.
Основой прямого силуэта является вытянутый четырехугольник, с естественной линией плеча, такой силуэт подойдет для женщин разных возрастов.
Модой диктуется расширенный прямоугольник, силуэт приобретает эту форму при расширении выкройки по линии плеча.
Узкий прямоугольник, что характерно для изделий со спрямленной линией плеча, такая форма приобретается при поднятии линии плеча, плечевыми накладками.
Квадрат с усеченными верхними углами. Изделия этого силуэта, объемные в области плечевого и грудного пояса, имеют округлую, значительно удлиненную линию плеча выразительной является прямая форма с четким расширенным плечевым поясом и зауженным низом.
Полуприлегающий силуэт
различается незначительным прилеганием по линии груди, бедер. Линия талии выражена незначительно, она может, варьировать от оригинальной в верх или вниз, в зависимости от фасона. Низ изделия, юбки брюк расширен к низу. Полуприлегающий силуэт, еле заметно выделяет очертания фигуры. Для женщин в возрасте и небольшим избытком веса, является отличной находкой.
Прилегающий силуэт
предназначен в основном для изделий отрезных по линии талии, с моделями включающими в себя пояс, ремни. Свободное прилегание по линии бедер,возможно, каскадные, пышные юбки. По линии груди от плечевых швов идут рельефы или облегающие фигуру вытачки. Прилегающий силуэт предназначен для женщин с отлично сложенной фигурой.
Силуэт трапеция
входит в моду и варьируется от умеренных до активных форм. умеренная или сильное прилегание по линии груди и плеча, и широкой юбкой книзу,возможен клеш, воланы складки, увеличивающий объем в низу.
В изделиях для молодых девушек, возможно использование поясов и активное расширение в низу изделия, для женщин постарше, предпочитаются формы более сдержанные и приближенные к традиционным.
Разновидности покроев и силуэтных форм одежды.
Существует много чувств восприятия окружающего, одно их них зрительное, оно обладает большой объяснительной силой.
Первое зрительное впечатление от костюма, надетого на человека, складывается из степени объемности этого костюма и его силуэта. В направлении моды силуэт это обобщенное выражение плоскостного графического изображения основных особенностей его формы.
Силуэт это как бы рамка, в пределах которой, ограничиваясь ее контурами, разрабатывают объемную форму изделия в целом и отдельные ее конструктивно-декоративные линии. При этом силуэт в какой-то мере определяет форму изделия, но не отражает ее конструкции.
Конструкция изделия определяется ее покроем и разрабатывается на чертеже основы. На сетку чертежа основы наносятся контурные линии основных деталей изделия (линии проймы, горловины, плечевых и боковых срезов, низа изделия), а также линии талии, вытачек или рельефные линии. Отдельно разрабатываются чертежи основы рукава и юбки.
Покрой изделия определяется особым покроем рукава, членением основных деталей, расположением вытачек, швов и т. п. К основным покроям рукава можно отнести:
классический втачной рукав с окатом разной высоты; рукав покроя реглан и его разновидности; цельнокроеные рукава с различным наклоном от плечевого среза; комбинированные; рукава рубашечного покроя (прямой народный крой). Юбки одной и той же силуэтной формы могут также иметь самый разнообразный покрой в зависимости от наличия и расположения продольных и поперечных швов.
Выбор покроя изделия зависит от свойств применяемой ткани, ее ширины, пластичности, масштаба и направления рисунка, от назначения модели, а главное, от рекомендаций моды и конкретной фигуры.
В современной одежде форма рукавов очень разнообразна. Так, цельнокроеные рукава могут быть любого объема, с ластовицей и без нее, покроя «летучая мышь».
Разнообразна и сложна форма рукавов покроя реглан и полуреглан: от мягкого объемной формы до реглан-погона. Втачные рукава могут быть классического покроя, с наполненной головкой, функциональные (с незначительно пониженным окатом), окорокообразные (со сборками по окату и узкие у запястья); рубашечного покроя, а также прямокроеные в традициях русской народной одежды с ластовицами, клиньями и без них, внизу узкие и на манжетах.
Силуэт является основным фактором в выборе модной формы изделия. В основе силуэтной формы одежды лежит простейшая геометрическая фигура прямоугольник, треугольник, цилиндр, трапеция, овал и др. Построение этих фигур отнюдь не предусматривается с помощью циркуля, но именно из них исходят художник и конструктор при моделировании одежды.
Конструкция любого изделия обусловлена силуэтной формой и строится на чертеже основы.
На каждом этапе развития современной моды один и тот же силуэт одежды может быть представлен несколькими вариантами, различающимися объемом по линии груди, формой линии плеч, шириной низа. Этот важный фактор следует иметь в виду при создании строго индивидуальной одежды. Изменение объемов силуэтных форм способствует разнообразию стилевых решений и видов одежды различного назначения на фигуры разных возрастных групп. Следовательно, перед построением чертежа конструкции или разработкой выкройки необходимо прежде всего уточнить силуэтную форму, определить все ее нюансы и затем воплотить их в чертеже конструкции будущего изделия.
Существуют следующие силуэты одежды: прямой, прилегающий, полуприлегающий и трапециевидный. В разные периоды моды предпочтение отдается тому или иному силуэту.
Прямой силуэт
предлагается в нескольких вариантах.
Основой прямого силуэта является вытянутый четырехугольник, с естественной линией плеча, такой силуэт подойдет для женщин разных возрастов.
Модой диктуется расширенный прямоугольник, силуэт приобретает эту форму при расширении выкройки по линии плеча.
Узкий прямоугольник, что характерно для изделий со спрямленной линией плеча, такая форма приобретается при поднятии линии плеча, плечевыми накладками.
Квадрат с усеченными верхними углами. Изделия этого силуэта, объемные в области плечевого и грудного пояса, имеют округлую, значительно удлиненную линию плеча выразительной является прямая форма с четким расширенным плечевым поясом и зауженным низом.
Полуприлегающий силуэт
различается незначительным прилеганием по линии груди, бедер. Линия талии выражена незначительно, она может, варьировать от оригинальной в верх или вниз, в зависимости от фасона. Низ изделия, юбки брюк расширен к низу. Полуприлегающий силуэт, еле заметно выделяет очертания фигуры. Для женщин в возрасте и небольшим избытком веса, является отличной находкой.
Прилегающий силуэт
предназначен в основном для изделий отрезных по линии талии, с моделями включающими в себя пояс, ремни. Свободное прилегание по линии бедер,возможно, каскадные, пышные юбки. По линии груди от плечевых швов идут рельефы или облегающие фигуру вытачки. Прилегающий силуэт предназначен для женщин с отлично сложенной фигурой.
Силуэт трапеция
входит в моду и варьируется от умеренных до активных форм. умеренная или сильное прилегание по линии груди и плеча, и широкой юбкой книзу,возможен клеш, воланы складки, увеличивающий объем в низу.
В изделиях для молодых девушек, возможно использование поясов и активное расширение в низу изделия, для женщин постарше, предпочитаются формы более сдержанные и приближенные к традиционным.
Источник