Что значит пройти поприще

Поприще

Поприще — старорусская путевая мера для измерения больших расстояний; с XI по XVII век заменяется верстой. Этими словами первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Известны упоминания в письменных источниках XI века. В рукописях XV века есть запись: «поприще сажений 7 сот и 50» (длиной в 750 саженей, т.е. 1620 метров).

Слово встречается в русском переводе Библии: «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5:41).

«Поприще — ср. (попирать) вообще место, простор, пространство, на коем подвизаются или действуют; арена, сцена, ипподром, приспособленное место для бега, скачек, для ристалищ, игр, борьбы и пр. Выйти на поприще. Устроить поприще для садки, травли, боя зверей. Поприще битвы — место, где она случилась.»

В современном русском языке слово поприще в высоком стиле означает род деятельности: к примеру, «трудиться на таком-то поприще».

См. также

Литература

  • Романова Галина Яковлевна Наименование мер длины в русском языке / ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Ф.П. Филин. — «Наука», 1975. — С. 19-32. — 176 с. — 9800 экз.

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Поприще» в других словарях:

ПОПРИЩЕ — Слово поприще проникло в русский литературный язык из языка старославянского. В современном русском языке оно обозначает сферу, род деятельности, жизненную арену, жизненный путь. В нем очень ощутителен стилистический оттенок книжной риторичности … История слов

Читайте также:  Что значит деформированные легкие

ПОПРИЩЕ — ср. (попирать) вообще место, простор, пространство, на коем подвизаются или действуют; арена, сцена, ипподром, приспособленное место для бега, скачек, для ристалищ, игр, борьбы и пр. Выдти на поприще. Устроить поприще для садки, травли, боя… … Толковый словарь Даля

поприще — См. арена, карьера, место кончить земное поприще, подвизаться на поприще. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. поприще арена, карьера, место; область деятельности, круг,… … Словарь синонимов

ПОПРИЩЕ — ПОПРИЩЕ, поприща, ср. (книжн. ритор.). Сфера деятельности. Военное поприще. Научное поприще. «Какое мне поприще откроется, когда он сломит рог боярству родовому.» Пушкин. «Там уж поприще широко: знай работай да не трусь.» Некрасов. «Подвизается… … Толковый словарь Ушакова

Поприще — (иноск.) родъ жизни, занятіе, которому мы себя посвящаемъ (намекъ на поприще мѣсто, которое попираютъ, на которомъ попираются, на которомъ дѣйствуютъ, арена для скачекъ, борьбы). Ср. Поприще самое выгодное и легкое жить на чужой счетъ. ***… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

поприще — ПОПРИЩЕ, арх. – 20 вёрст (прим. авт.). – От Унукова стойбища до Кетского острогу не меньше десяти поприщ (2. 17). См. Даль 3. 306: поприще «путевая мера и, вероятно, суточный переход, около 20 вёрст» … Словарь трилогии «Государева вотчина»

ПОПРИЩЕ — ПОПРИЩЕ, а, ср. (высок.). Область деятельности. На п. науки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

поприще — поприще, род. мн. поприщ (неправильно поприщей) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

поприще — ас., высок. 1) Область применения чьих л. сил, способностей, сфера деятельности. Литературное поприще. Научное поприще. Я сел в раздумье около реки, тихо влекущейся вдаль, и поглядел в звездное скопление на небе, на это будущее поприще… … Популярный словарь русского языка

поприще — (иноск.) род жизни, занятие, которому мы себя посвящаем (намек на поприще место, которое попирают, на котором попираются, на котором действуют, арена для скачек, борьбы) Ср. Поприще самое выгодное и легкое жить на чужой счет. *** Афоризмы … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Источник

Поприще

Слово поприще проникло в русский литературный язык из языка старославянского. В современном русском языке оно обозначает сферу, род деятельности, жизненную арену, жизненный путь. В нем очень ощутителен стилистический оттенок книжной риторичности, официальной торжественности. Например, в выражениях: «подвизаться на служебном поприще», «окончить свое жизненное поприще», «работать на поприще народного просвещения»; «пред ним открылось блестящее поприще»; «вступить на новое поприще» и т. п.

Вокруг слова поприще сложилась не очень многочисленная и разнообразная, но очень устойчивая фразеология. Она в основном сформировалась во второй половине XIX в. в публицистических стилях русского литературного языка. Но само значение – «род деятельности, жизненная арена» установилось у слова поприще значительно раньше, в конце XVIII в. См., напр., у Пушкина в «Борисе Годунове»:

[Басманов:] Мысль, важная в уме его родилась,

Не надобно ей дать остыть. Какое

Мне поприще откроется, когда

Он сломит рог боярству родовому!

(Москва. Царские палаты).

Ср. в «Записках сумасшедшего» Гоголя фамилию героя – Поприщин. Зародыши этого значения обозначились уже в русском литературном языке XVII – начала XVIII вв.

Как показывает морфологический состав слова: приставка по-, суффикс места ­ищ(е) (ср. игрище, огнище, городище, пожарище, пепелище, ристалище и т. п.), корневой элемент пьр- (ср. пьрати, попьрати– «попрать»). Первоначально поприще должно было обозначать: «место, которое топчут, по которому ходят» (см. Преображенский, 2, с. 105). В языке древнерусской письменности основным значением слова поприще является старославянское «мера пути», «стадий»; «мера пути длиной около 2/3 версты» (греч. μíλιον); «мера пути в полторы версты»; «мера пути в дневной переход» (Срезневский, 2, с. 1203–1204). В значении меры пути слово поприще употребляется в богослужебных текстах, в житийной литературе, в летописном стиле, в языке путешествий и исторических сочинений. Это значение было живым и в литературном языке XVI–XVII вв. Например, в Софийском сборнике XVI–XVII вв.: «Поприще ж саженей 700 и 50; есть же убо едино поприще стадии 7 и пол. Сiя оубо мы от землемѣрец приахом» (Срезневский, 2, с. 1204).

Проф. А. В. Марков в своем исследовании «Бытовые черты русских былин» писал: «Если на чем можно несколько остановиться, так это на терминах, которыми в былинах означаются расстояния. В измерениях их мы видим полное соответствие былинных выражений данным письменных памятников. И здесь, и там для измерения больших расстояний служат поприща (Кир. I, 41; Рыбн. II, 150; IV, 48; Гильф. 1219, 1296, № 34, ст. 150; № 104, ст. 22; Тих. и Милл. II, 125, 182) и версты, причем одни с другими отождествляются» (Этнограф. обозр. 1903, № 3, с. 77–78). «За три поприща, да по русски-то сказать за три верстоньки» (Гильф. 1212). В старинном «азбуковнике» поприще объясняется как «верста – имат саженей 750»; но считали поприще и в тысячу сажень (см. Буслаев. Русск. хрестоматия, с. 141). Поприще встречается в житии Антония Римлянина, в летописи под 1259 г. По-видимому, в XVII в. измерение верстами окончательно вытеснило применение слова поприще, как меры расстояния, однако ср. определение слова поприще как меры расстояния, посредством сопоставления с милей – «49–42 мили» в «Лексиконе словеноросском» Памвы Берынды (см. с. 88). От этого древнерусского значения отделился оттенок: «расстояние вообще», «расстояние определенной длины». Например, в «Хождении Стефана Новгородца»: «И оттоле идохом сквозѣ град далече поприще велико» (Сперанский. Из старин. Новгород. лит-ры, с. 59; ср. с. 79).

В тесной связи с этим значением находилось и другое, это – «пространство, определенную длину имеющее, на котором древние Римляне и Греки подвизалися в бегании» (см. сл. 1822, 4, с. 1529–1530). В словаре 1847 г.: «Место определенной длины и ширины, с оградою для бегания и ристания» (сл. 1867–1868, 3, с. 758). Напр.: «Древние греки и римляне подвизались на поприщах».

В «Лексиконе треязычном» Фед. Поликарпова помещены такие сюда относящиеся слова и объяснения их: «Пóприще – στάδιον, stadium. Поприщный– σταδιαĩος, stadialis. Поприще теку σταδιοδζω, stadium curro. Поприщетечный σταδιοδζόυος, σταδιεους, qui stadium currit, qui statio certat, stadiodromus. Поприщемерятель σταδιαĩος, stadii mensuram aequans» (2, с. 24).

Это значение – «арена, место борьбы, ристалище» стало основным в русском литературном языке XVIII в. у слова поприще и сохранялось в русском поэтическом языке первых десятилетий XIX в. Ср. у Жуковского в стихотворении «Перчатка»:

Перед своим зверинцем,

С баронами, с наследным принцем,

Король Франциск сидел;

С высокого балкона он глядел

На поприще, сраженья ожидая.

Именно на основе этого значения в высоком штилеXVIII в. возникает переносное, фразеологически связанное употребление: поприще жизни. В «Словаре Академии Российской» это новое значение истолковывается тускло и неопределенно: «течение, продолжение времени чего. Прейти, окончитипоприще жизни» (сл. 1822, ч. 4, с. 1530). В словаре 1847 г. оно получает более отчетливую формулировку: «Известное пространство или продолжение времени. Прейти поприще жизни. Поприще военных действий. Поприще ученой деятельности» (сл. 1867–1868, 3, с. 758).

Очевидно, именно в русском литературном языке 20–40-х годов начинает расширяться круг фразеологического употребления слова поприще и в связи с этим углубляется и точнее вырисовывается отвлеченное значение – «род, сфера деятельности». В словаре Даля находим широкое отражение новых контекстов употребления слова поприще: «Поприще ср. (попирать) – вообще место, простор, пространство, на коем подвизаются или действуют, арена, сцена, ипподром, приспособленное место для бега, скачек, для ристалищ, игор, борьбы и пр. Выйти на поприще. Устроить поприще для садки, травли, боя зверей. Поприще битвы, «место, где она случилась». // Поприще жизни – «вся земная жизнь человека в бытовом отношении». Какое поприще он избрал? «Какой род жизни, или каким наукам, ремеслу и делу посвятил себя». Поприще великосветской жизни пусто и пошло. Высшее служебное поприще скользко. Поприще художеств стало ныне бесхлебным. Из новейших Гумбольдт на поприще естественных наук первенствует. // црк. Путевая мера, вероятно суточный переход, около 20 верст» (сл. Даля 1912–1913, 3, с. 796).

Заметка не была опубликована. В архиве сохранилась рукопись (на 6 листках неодинакового формата, написанных в разное время), озаглавленная «К истории значений слова поприще», а также машинопись с авторской правкой.

Здесь печатается по машинописи, сверенной с рукописью, и с внесением ряда необходимых уточнений и поправок. – В. П.

Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет «Рус. яз.». Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М., 1999. — 1138 с. ISBN 5-88744-033-3

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

«И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»

Для того, чтобы понять эти слова, нужно знать, что такое поприще. Поприще – «1 место для бега, борьбы и других состязаний; 2 область, сфера деятельности, род занятий; 3 период человеческой деятельности, жизни, а также сама деятельность» (Словарь русского языка в 4-х томах. Под редакцией А.П.Евгеньевой. Москва, издательство «Русский язык», 1984, страница 297). В данном примере Иисус Христос опять обращается к конфликтной ситуации, в которой фигурирует насилие в виде принуждения. Принудить выполнять что-либо значит – «заставить сделать что-нибудь» (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова, «Толковый словарь русского языка», 2-е исправленное и дополненное издание, Москва, издательство «Азъ», 1994, страница 585).

В данном примере сказано, что кто-то принуждает человека идти с ним одно поприще. Под поприщем может подразумеваться область какой-либо деятельности, например занятие спортом, наукой или искусством. Анализируя данный случай, можно предположить такую ситуацию, в которой человек от природы наделен определенным талантом в сфере спорта, науки или искусства. Но этот человек не хочет развивать свой талант по какой-либо причине, например из-за лени. Кто-то, также наделенный талантом, заставляет этого человека идти с собой одно поприще. То есть заставляет заниматься определенной деятельностью.

В этой предполагаемой ситуации принуждение данного человека заниматься определенной деятельностью оправдано тем, что такая деятельность пойдет во благо этому человеку, так как он сумеет в полной мере раскрыть свой талант, проявив свои врожденные способности на благо общества. И возможно, впоследствии этот человек будет благодарен тем людям, которые его принуждали развивать свой талант, так как помогли ему найти свое место в жизни и определить наилучший для него род занятий. Но поскольку в этой ситуации даже оправданное последующим благом все же фигурирует насилие в виде принуждения, то возникает вопрос, как принуждаемому человеку надлежит поступить.

Иисус Христос советует принуждаемому человеку разобраться в ситуации, и если поприще, по которому принуждают идти, не вредно человеку, идти не только одно поприще, но и два. То есть выполнить требуемое не в одинарном, а в двойном размере. Иными словами, применительно к сфере спорта, науки и искусства человек должен проявить свои способности в два раза больше требуемого. Такой поступок приведет к тому, что принуждаемый человек проявлением согласия, покорности, не противодействия не допустит ссоры, обострения отношений и зла. И разрешит данную конфликтную ситуацию, в которой его принуждали идти одно поприще, тем, что пойдет даже два поприща, и таким образом мирным путем достигает согласия, взаимопонимания и добрых отношений, при этом не допустив возникновения вражды, неприязни и зла.

На описанную ситуацию скептик может ответить ниже следующим возражением. А если у человека огромный талант к воровству и его принуждают заниматься воровской деятельностью, то ради того, чтобы не допускать ссор и обострения отношений, человек разве должен согласиться с теми, кто его принуждает и проявить себя на поприще бандитской деятельности? На это замечание можно дать такой ответ. Слово «деятельность» может применяться к роду занятий, для которых требуется наличие творческих способностей, без чего не возможна работа в области науки, искусства, культуры. Словом «деятельность» также обозначают обычную работу, труд. Очень редко слово «деятельность» употребляют для обозначения рода занятий, причиняющих вред обществу, например для обозначения бандитизма, воровства, разбоя. Но в словах Иисуса Христа ясно сказано, о какой деятельности идет речь. Если бы Спаситель имел ввиду принуждение к роду занятий, приносящих вред, Он сказал бы о преступном поприще. Поскольку в словах Иисуса Христа упоминание о преступном поприще отсутствуют, значит Спаситель имеет ввиду не вредоносную, а полезную сферу деятельности, в которой и может в полной мере раскрыться талант одаренного в этой области человека.

Как и в случае со щекой и рубашкой, Спаситель указывает на ситуацию, связанную с виновностью человека. Но в этом случае вина человека состоит в том, что он не желает идти свое поприще, то есть не желает развивать свой талант в той сфере (не преступной, а полезной) деятельности, в которой у него проявляются ярко выраженные способности. И такого человека нужно, полезно и необходимо заставлять, принуждать идти этим поприщем, потому что он не хочет делать этого самостоятельно. А не развитие своего таланта, полученного от Бога, порицается Богом. В этом состоит вина одаренного, но не развивающего свой талант человека. Об этом так сказано Иисусом Христом в притче о таланте. Раб, «получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов» ( Матф.25:16 ). А раб «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» ( Матф.25:18 ). Господин возблагодарил раба, приумножившего таланты, а нерадивому рабу сказал: «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Матф.25:28–30 ).

Как видим, из этой притчи, раб, не захотевший приумножить данный ему талант, порицается и наказывается. Словосочетание «зарыть талант в землю», взятое из Библии, стало широко употребляемым, крылатым выражением, применяемым «в значении не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть» (Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина, «Крылатые слова», Москва, издательство «Художественная литература», 1988, страница 127).

Первоначально талантом в древнееврейском государстве называлась еврейская монета, равнявшаяся 60 минам или 6000 драхмам или 3000 сикелям. При земной жизни Спасителя ценность одного таланта равнялась 1290 рублям, имевшим хождение в дореволюционной России. У древних евреев слово «талант» использовалось также для обозначения веса металлов: золота, серебра, свинца, железа. В наше время слово «талант» используется для обозначения: 1 выдающихся врожденных качеств, особых природных способностей; 2 человека, обладающего этими способностями.

Как в притче о талантах, так и в ситуации с поприщем Иисус Христос порицает лень, бездействие и инертность, связанные с отсутствием развития таланта. В случае с поприщем Иисус Христос указывает на единственно правильное разрешение данной ситуации в виде признания своей вины в том, что человек не хочет развивать данные ему Богом способности – таланты. И в виде исправления своей ошибки тем, что человек выполняет требуемое от него в двойном размере, то есть занимается в два раза усердней развитием своих способностей. А на языке Евангелия идет не одно поприще, а два. Этим поступком человек, которого принуждают идти одно поприще, проявляет покорность, кротость, согласие и не противодействие тому человеку, который его принуждал. И таким образом не противится злу в виде принуждения, но ликвидирует конфликтную ситуацию с принуждением покорностью, согласием и миром. То есть добром. При этом такой человек приносит пользу не только себе самому тем, что достигает развитие своих способностей и находит свое место в жизни, но ещё приносит пользу и обществу тем, что этот человек свои развитые способности использует на благо людей, хорошо выполняя свое дело, и таким образом совершая общественно полезную деятельность.

Именно таким способом человек решает данную конфликтную ситуацию без вражды и противодействий, мирным путем, не допуская появления зла. А достигая торжества добра и строя свою жизнь по заветам Божьим.

Источник

Оцените статью