Что значит проводится техническая проверка оповещения

Плановые проверки готовности систем оповещения МЧС. Где посмотреть график мероприятий, чтобы не нервничать, услышав звук сирены

Два раза в год на улице или по телевизору, а если у кого остались радиоприемники, то и по ним, можно услышать сигнал сирены. Речь идет о проведении проверки систем оповещения населения региональными управлениями МЧС для оценки качества работы таких систем.

📣 Что собой представляют системы оповещения населения

Правовое регулирование оповещения населения происходит на основании Федерального закона №28-ФЗ «О гражданской обороне».

Еще одним нормативным актом, которым с 2021 года регулируется порядок осуществления оповещения населения с помощью специальных систем МЧС, является Приказ №578/365 от 31 июля 2020 года. Данным Приказом было утверждено Положение о системах оповещения населения, которое начало действовать с 1 января 2021 года на всей территории России.

Система оповещения населения представляет собой комплекс технических средств, нацеленных на доведение до населения срочных сообщений, в том числе в целях уменьшения возможного ущерба и сокращения числа пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Она включает в себя систему электросирен и громкоговорителей, а также специальные технические средства, которые позволяют прерывать эфирное телевещание и вещание центральных радиостанций:

  1. Разветвленная сеть сирен и громкоговорителей, расположенных на крышах зданий, позволяет в зависимости от ситуации включать сигнал тревоги на территории всего региона или же выборочно в отдельных городах и районах.
  2. Прерывание эфирного сигнала происходит, в первую очередь, на центральных телеканалах, а также на двух основных радиостанциях – «Радио России» и «Радио Маяк». Развлекательные радиостанции не обязаны прерывать свое эфирное вещание в случае начала проверки систем оповещения населения. Однако если они предоставят свои частоты для вещания сигнала оповещения, то проверка будет касаться и их.
Читайте также:  Что значит облик лирического героя

💁‍♂️ Цели проверок

Проверки проводятся с целью улучшения качества прохождения проверочного сигнала и последующего доведения информации до населения того или иного региона или всей страны в целом. В случае выявления неисправности, из-за которой либо сигнал не проходит полностью, либо качество его прохождения существенным образом снижено, система оповещения подлежит срочному ремонту.

Более того, такая проверка преследует еще одну цель – расширить охват систем оповещения на всей территории Российской Федерации: к 2030 году не менее 90% населения должно гарантированно через них получать экстренную информацию.

📆 Ежегодный график

Информацию о графике проведения проверок систем оповещения населения можно заблаговременно посмотреть на официальном сайте МЧС России в разделе текущих новостей: пример такой новости. Кроме того, подобную информацию можно уточнить на официальном сайте регионального управления МЧС.

Общий график проведения таких проверок – один раз в шесть месяцев. В марте 2021 года проверка была проведена 3 марта. Следующий блок проверок ожидается 6 октября 2021 года. В соответствии с последними приказами МЧС даты проведения проверок установлены, как первая среда марта и первая среда октября текущего года.

В том случае, если такая проверка не будет проведена в указанные даты, сведения о ее переносе будут опубликованы в новостных разделах на официальных сайтах территориальных подразделений ведомства.

Как себя вести во время проверок

В случае проведения плановых проверок, во время которых происходят подача звуковых сигналов и замещение телеэфира, необходимо сохранять спокойствие.

✨ Итоги

Резюмируем:

  1. Проверка систем оповещения населения, проводимая МЧС в разных регионах, носит контрольный характер для проверки качества работы таких систем, а также отработки своевременного доведения до населения проверочных сигналов и информации о чрезвычайных ситуациях.
  2. Проверки проводятся два раза в год – в первую среду марта и в первую среду октября текущего года в дневное время. Первая такая проверка в 2021 году состоялась 3 марта. Следующая будет проведена 6 октября.
  3. Во время подачи звуковых сигналов и замещения теле- и радиоэфира рекомендуется сохранять спокойствие.

Источник

С 2021 года комплексные проверки систем оповещения населения с запуском электросирен будут проходить централизованно дважды в год

11 ноября под руководством заместителя Министра МЧС России Павла Барышева состоялось второе заседание рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

Участники обсудили вопросы создания и развития систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации. В мероприятии приняли участие представители ФОИВ, руководители межведомственных рабочих групп субъектов РФ, а также операторы связи и вещатели общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.

Тема оповещения населения в настоящее время является архиважной, поскольку касается сохранения жизни и здоровья граждан в условиях нарастающих рисков природного и техногенного характера.

В рамках заседания были рассмотрены не вполне удовлетворительные результаты комплексных проверок готовности региональных и муниципальных систем оповещения населения, централизованно организованных по всей стране 2 октября. В каждом субъекте были приведены в работу электросирены и громкоговорители, а также организовано замещение трансляций местных теле- и радиоканалов.

По итогам принято решение об организации аналогичных проверок дважды в год – в первую среду марта и октября каждого года. До марта 2021 года, когда состоится плановая проверка, органам госвласти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо устранить выявленные недостатки, обеспечить в полном объеме готовность систем оповещения населения.

В ходе заседания Барышев отметил, что в рамках выполнения мероприятий по реализации Основ госполитики в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС России совместно с Минцифры России разработан ряд основополагающих нормативных правовых актов по вопросам оповещения населения. Соответствующие совместные приказы подписаны и зарегистрированы в Минюсте России.

С 1 января 2021 года начнут действовать Положение о системах оповещения населения и Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.

Так, Положение о системах оповещения населения определяет их назначение, задачи и требования, а также порядок задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности. Доведение до населения экстренной информации начинается, как и прежде, с подачи сигнала «Внимание всем!» путем включения сирен и мощных акустических систем. После этого аудиосообщения передаются по сетям связи. При этом задействуются телевидение и радио, местная телефонная и сотовая связь, уличные громкоговорители, проводное радиовещание и другие ресурсы.

Комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности технических средств оповещения определен новым Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.

Источник

Методические рекомендации по контролю ЛСО

по организации создания и содержания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.

В ходе работы по контролюсоздания и содержания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и готовность их к применению на территории муниципального образования необходимо установить:

1. Наличие руководящих документов по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и знание их требований руководящим составом объекта (руководитель, главный инженер, энергетик, специалист связи, начальник штаба ГО);

2.Паспорт ЛСО( Книга или папка с документами):

-приказ руководителя на создание ЛСО;

— техническое задание на создание ЛСО;

-план мероприятий по созданию ЛСО;

-проектно сметная документация со схемой организационно-технического построения ЛСО и пояснительной запиской;

-договора с подрядчиком на закупку оборудования,

проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;

-справки о соответствии локальной системы оповещения и смонтированного оборудования утверждённому проекту, о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СНиП 2.0151-90, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;

-приказ руководителя о назначении комиссии по проверке готовности и приёму ЛСО;

-план работы приёмочной комиссии;

-акт проверки готовности ЛСО с: протоколом испытаний, замечаниями и рекомендациями с выводом о выполнении требований технического задания;

-приказ руководителя о приёме, вводу в эксплуатацию и назначении ответственных должностных лиц за эксплуатационно-техническое обслуживание ЛСО;

— план организационных мероприятий по оповещению населения не охваченного ЛСО.

3. Наличие и состояние технических средств оповещения, соответствие организации технического обслуживания технических средств оповещения требованиям:

-технические средства оповещения приказом руководителя должны быть закреплены за специалистами, прошедшими специальную подготовку и стажировку, имеющих практические навыки в использовании техники по назначению, в её техническом обслуживании, сдавшими зачёты по знанию правил и особенностей технического обслуживания технических средств оповещения, знанию правил техники безопасности, прошедших инструктаж по технике безопасности;

4.Наличие и ведение документов учёта технического обслуживания технических средств оповещения:

-формуляр на изделие;

-книга учёта технического состояния средств оповещения.

5.Организация контроля готовности ЛСО:

-технические проверки готовности ЛСО к задействованию без включения оконечных средств оповещения проводятся — ежедневно дежурным диспетчером потенциально опасного объекта путём передачи сигнала (речевого сообщения) «техническая проверка»;

-комплексная проверка с запуском оконечных устройств (речевого и звукового оповещения) на объекте проводится ежемесячно, (раз в квартал с запуском с пункта управления департамента предупреждения и ликвидации ЧС Ростовской области) с доведением проверочных сигналов и информации оповещения до органов управления по делам ГО и ЧС, должностных лиц потенциально опасного объекта, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;

-результат контроля готовности записывается в книгу учёта технического состояния технических средств оповещения.

6.Уровень подготовки дежурного диспетчера по организации оповещения и наличие:

-персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения проверяется опросом ;

-наличие и соответствие требованиям инструкции по организации оповещения персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;

-наличие плана (схемы) организации оповещения;

— в должностной инструкции проверить наличие пункта вменяющего в обязанность диспетчеру организацию оповещения персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения в чрезвычайных ситуациях.

7. Оценить готовность локальной системы оповещения:

Критериями оценки готовности систем оповещения могут быть:

— исправность оборудования систем оповещения и оконечных устройств;

— уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначению;

— наличие и ведение документации на технические средства системы оповещения в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».

— сопряженность ЛСО с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения (ТАСЦО);

— способность дежурной службы организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;

— возможности по охвату оповещением.

— наличие паспорта ЛСО с установленным перечнем документов.

Готовность локальной системы оповещения к действиям в чрезвычайных ситуациях может быть оценена:

«готова к выполнению задач», если:

-создана и готова к работе локальная система оповещения;

-локальная система оповещения сопряжена с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения (электросирены, внутренняя трансляционная сеть включены в ТАСЦО);

-организована и функционирует связь в интересах службы спасения на базе телефонного номера 01;

-технические средства локальной системы оповещения исправны;

-локальной системой оповещения, охватываются весь персонал объекта, персона всех организации и не менее 80% населения в зоне действия локальной системы оповещения, ведутся работы по ее развитию (реконструкции), проводятся мероприятия по обеспечению ее постоянной готовности, организовано оповещение населения, не охваченного средствами автоматизированной системы централизованного оповещения;

-уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначению

-документация на технические средства системы оповещения заведена и ведется в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».

-дежурная служба способна организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;

«ограниченно готова к выполнению задач», если:

-создана и готова к работе локальная система оповещения;

-локальная система оповещения не сопряжена с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения (электросирены, внутренняя трансляционная сеть не включены в ТАСЦО);

-организована и функционирует связь в интересах службы спасения на базе телефонного номера 01;

-технические средства локальной системы оповещения исправны;

-локальной системой оповещения, охватываются весь персонал объекта, все организации и не менее 70% населения в зоне действия локальной системы оповещения, ведутся работы по ее развитию (реконструкции), проводятся мероприятия по обеспечению ее постоянной готовности, организовано оповещение населения, не охваченного средствами

автоматизированной системы централизованного оповещения.

— уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначении

-документация на технические средства системы оповещения заведена и ведется в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».

-дежурная служба способна организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;

«не готова к выполнению задач», если:

— не создана локальная система оповещения;

-технические средства оповещения (электросирены) имеются, исправны, поддерживаются в готовности к применению;

-радиотрансляционная сеть отсутствует;

-технические средства оповещения не сопряжены с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения;

-организована и функционирует связь в интересах службы спасения на базе телефонного номера 01;

-уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначению;

-документация на технические средства системы оповещения заведена и ведется в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».

-системой оповещения, охватываются весь персонал объекта, частично организации в зоне действия системы оповещения, проводятся мероприятия по обеспечению ее постоянной готовности;

-дежурная служба способна организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций;

— работы по развитию (реконструкции) системы оповещения не ведутся;

— не организовано оповещение населения, не охваченного средствами системы оповещения в зоне действия ЛСО;

-паспорт ЛСО не разработан (разработан не в полном объёме).

По результатам проверки оформить актоценки готовности локальной системы оповещения потенциально опасного объекта, довести до руководителя под роспись, организовать контроль устранения недостатков.

Основные требования руководящих документов по вопросам создания и содержания локальных систем оповещения

Источник

Оцените статью