Что значит проводил сына через огонь

Содержание
  1. проводить через огонь
  2. Смотреть что такое «проводить через огонь» в других словарях:
  3. Дикости и жестокости Ветхого Завета
  4. В Ветхом Завете — в Пятикнижии и книге Иисуса Навина — можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?
  5. Некоторые почитаемые фигуры Ветхого Завета совершают очевидно аморальные поступки — Лот спит со своими дочерьми, Авраам обманывает, Давид, «муж по сердцу Божию», проявляет жестокость в ходе борьбы за власть. Как Библия может предлагать их в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу?
  6. Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?
  7. О страшном культе служения Молеху, требующем приносить в жертву детей
  8. Запрет
  9. Что такое Молех?
  10. Погибали ли дети?
  11. Действительно ли это служение практиковалось среди евреев?
  12. Исторический урок
  13. Сноски

проводить через огонь

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое «проводить через огонь» в других словарях:

проводить\ через\ огонь — провод’ить ч’ерез ог’онь (Втор.18:10 ; 4Цар.16:3 ; 4Цар.17:17 ; 4Цар.21:6 ; 4Цар.23:10 ; 2Пар.28:3 ; 2Пар.33:6 ; Иер.32:35 ; Иез.16:21 ; Иез.20:26 ,31; Иез.23:37 ) идолослужение, при котором в жертву Молоху (4Цар.23:10 ; Иер.32:35 ) или Ваалу… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Иез.20:26 — И попустил им оскверниться жертвоприношениями их, когда они стали проводить через огонь всякий первый плод утробы, чтобы разорить их, дабы знали, что Я Господь. Иез.20:31 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Читайте также:  Что значит ценить ребенка

Иер.32:35 — Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду. Лев.18:21 4Цар.21:6 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книга пророка Иезекииля 20:26 — И попустил им оскверниться жертвоприношениями их, когда они стали проводить через огонь всякий первый плод утробы, чтобы разорить их, дабы знали, что Я Господь. Иез.20:31 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книга пророка Иеремии 32:35 — Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду. Лев.18:21 4Цар.21:6 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Молох — М’олох (родственно слову «мелех», см.) (Лев.18:21 ; Лев.20:2 5; 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:10 ; Иер.32:35 ; Ам.5:26 ; Деян.7:43 ) божество сирийцев, финикиян и аммонитян, изображавшееся в виде человека с бычьей головой и протянутыми вперед руками, в… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

человеческие жертвы — челов’еческие ж’ертвы см. проводить через огонь … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Молох — М’олох (родственно слову «мелех», см.) (Лев.18:21 ; Лев.20:2 5; 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:10 ; Иер.32:35 ; Ам.5:26 ; Деян.7:43 ) божество сирийцев, финикиян и аммонитян, изображавшееся в виде человека с бычьей головой и протянутыми вперед руками, в… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

человеческие\ жертвы — челов’еческие ж’ертвы см. проводить через огонь … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Революция 1917 года в России — См. также: Революция 1905 1907 годов в России Смена власти в России в 1917 1918 годах … Википедия

Источник

Дикости и жестокости Ветхого Завета

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного читателя — и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты Писания занимают в Божием замысле?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».

В Ветхом Завете — в Пятикнижии и книге Иисуса Навина — можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?

Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор 20:16-18).

Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.

Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа — это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета — это совсем не повод терять веру во Христа.

«Я не понимаю» — это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.

Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер. Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется — не потому, конечно, что меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять. Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия находятся на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина — это Его образ в сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса Христа, а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом Завете.

Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого Завета?

В наши дни слово «язычество» означает что-то вроде этнографических ролевых игр. Во времена Ветхого Завета это было что-то больше похожее некоторые современные африканские культы с широко распространенными человеческими жертвоприношениями. Как, например, сообщается в недавних новостях из Уганды: «За сентябрь в стране по подозрению в совершении ритуальных убийств арестовали более 44 человек. Один из них сознался, что убил восемь женщин. «Эти убийства были ритуальными жертвоприношениями, — говорит генерал-инспектор полиции Уганды Кейл Кайихура (Kale Kayihura). — Мы работаем не покладая рук, чтобы арестовать остающихся подозреваемых и искоренить эту практику».

Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и, очевидно, мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.

Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта.

Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить верность Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете — то вас постигнет проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы будете истреблены.

Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют проклятие, которое проявляется в том, что они в целом (как сообщество) будут истреблены с лица земли.

Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, «он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» (2 Пар 28:3).

«Проводить [детей] через огонь» — означало сжигать их в жертву языческим богам. Как сказано в другом месте у пророка, «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» (Иер 32:35).

Или, как говорит псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью» (Пс 105:37,38).

Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен людям того времени.

В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве, могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо отвергнуть. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14).

Просто мы — в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина — можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом).

Некоторые почитаемые фигуры Ветхого Завета совершают очевидно аморальные поступки — Лот спит со своими дочерьми, Авраам обманывает, Давид, «муж по сердцу Божию», проявляет жестокость в ходе борьбы за власть. Как Библия может предлагать их в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу?

Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис, который мы уже выдвигали — Библейское откровение развивается поступательно, от более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос — и как нам жить, и как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.

Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и доверия Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле.

Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.

Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?

Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах — при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».

Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» (4 Цар 3:26,27).

Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.

«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт 22:10-13).

Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.

В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.

Источник

О страшном культе служения Молеху, требующем приносить в жертву детей

от Леви Авцон 18 Iyyar 5779 – 23.05.2019, 09:13 2.2k Просмотры 2 Голоса

В библейские времена было огромное количество разных божеств и идолов, которым поклонялись древние язычники, и иногда некоторым из них начинали поклоняться и евреи. Во Танахе есть множество упоминаний о служении под названием Молех , который подразумевал проведение детей через огонь. И каждый раз Всевышний предупреждал нас, чтобы мы не уподоблялись другим народам в этом злодеянии.

Запрет

Впервые мы видим упоминание об этом в недельной главе Ахарей Мот:

«И никого из детей твоих не давай проводить перед Молехом, и не оскверни Имени Всесильного твоего: Я — Бог» .( 1)

В следующей недельной главе, Кдошим, мы читаем о последствиях нарушения этого запрета:

«Скажи сынам Израиля: всякий из сынов Израиля и из пришельцев,проживающих среди сынов Израиля, кто отдаст кого-либо из детей своих Молеху, смерти да будет предан; народ земли да забросает его камнями.

И Я обращу лицо Мое на человека того и отторгну его из среды народа его за то, что отдал он кого-либо из детей своих Молеху, чтобы осквернить святилище Мое и обесчестить Имя Мое.

Если же народ земли отвратит глаза свои от человека, отдавшего кого-либо из детей своих Молеху, дабы не умерщвлять его.

То обращу Я лицо Мое на человека того и на семью его, и отторгну его и всех совращенных им на блудное хождение за Молехом из среды народа их» .( 2)

И еще раз говорится об этом в недельной главе Шофтим:

«Да не найдется у тебя никого, кто проводил б сына своего и дочь свою через огонь [Раши поясняет, что это было отличительным признаком служения Молеху], кудесника, волхва, и гадателя, и колдуна» .( 3)

Маймонид называет запрет на принесение своего ребенка Молеху запретительной заповедью № 7 из 365 .

Что такое Молех?

Очевидно, что раз служение Молеху упоминается в Торе столько раз, значит, оно было очень привлекательным в глазах людей. Итак, что мы знаем об этом виде идолопоклонства?

Давайте начнем с Талмуда.( 4) В Мишне мы читаем: «Тот, кто отдает своих детей Молеху, не несет ответственности [не должен быть побит камнями], пока не передаст [ребенка] священнослужителям Молеха и не пропустит ребенка через огонь».

Гемара предлагает два варианта, как проходил этот ритуал: по словам Абайе, ребенок должен был пройти между двумя кострами по приподнятой кирпичной дорожке.

Согласно Раве, ребенка заставляли прыгать через огонь, горящий в яме (подобно тому, как в более позднее время дети забавлялись в Пурим).

Раши в своем комментарии к Торе соглашается с мнение Абайе: «Была такая форма идолопоклонства, которая называлась Молех, и способом ее служения было, когда кто-то передавал своего ребенка языческим священнослужителям, которые разводили два огромных костра, а затем пропускали ребенка пройти по дорожке между этими кострами».( 5)

Нахманид, цитируя Иерусалимский Талмуд, 6 утверждает, что на этом служении присутствовал и отец ребенка, который сам пускал его пройти через огонь!( 7) Маймонид согласен с этим мнением.( 8)

Мидраш( 9) рассказывает об этом больше:

Как проводилось служение Молеху в долине Бен-Хином? Он был построен за пределами Иерусалима. Это был идол с мордой теленка и раскрытыми руками, как у того, кто словно хочет что-то взять у другого. Люди поджигали этого идола и оставляли гореть, пока его руки не обгорали. Перед ним было семь помещений, и в зависимости от ценности приносимой жертвы определялось, насколько близко человек может подойти к нему. Если кто-то приходил с птицей, то проходил в первое помещение; если с козой — во вторую; с овцой — в третью; с теленком — в четвертую; с коровой — в пятую; с быком — в шестую.

Но про того, кто приводил своего ребенка, священнослужители говорили, что он приносит самую ценную жертву. Такой человек входил во внутреннее седьмое помещение и целовал Молеха…

Затем священнослужители забирали ребенка и помещали его возле Молеха, после чего начинали громко бить в барабаны, чтобы заглушить крики и плач…

…Приходите посмотреть, как одержимый народ поклоняется идолам, ради которых они даже готовы делать даже что-то настолько предосудительное! Но в будущем, говорит Бог, «Я удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти».( 10)

Погибали ли дети?

Хотя вышеупомянутый Мидраш гласит, что во время служения Молеху ребенок погибал, не все с этим согласны.

Маймонид утверждает, ребенок выживал (хотя и оставался эмоционально травмированным на всю жизнь).( 11) Однако многие другие говорят, что в процессе дети очень сильно травмировались физически и даже могли умирать от полученных ожогов.( 12) Священнослужители Молеха били в барабаны и издавали всяческие звуки, чтобы заглушить крики ребенка, услышав которые его отец мог бы пожалеть о своем решении.

Но это ведь ужасно! Как кто-то в здравом уме мог бы счесть такое служение идолу подходящим для своих детей?

Маймонид рассказывает, что жрецы Молеха убеждали людей, что те, кто не приведет на это служение своих детей, впоследствии станут свидетелями их смерти.( 13) И многие люди начинали чувствовать, что таким образом они смогут умиротворить Молеха и обеспечить благополучное будущее своего ребенка.( 14)

Действительно ли это служение практиковалось среди евреев?

Подтверждение этому печальному факту можно не раз найти непосредственно в Танахе. В книге Млахим I мы видим повествование о жизни царя Шломо и его многочисленных женах, принцессах из разных стран и народов, оказавших, к сожалению, пагубное влияние на царя.

Мало того, написано:

«Тогда построил Шломо жертвенное возвышение Кемошу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молеху, мерзости сынов Амона» .( 15)

Неужели сам мудрейший царь Шломо построил возвышение Молеху?!

Говорит Раши:( 16) «Наши мудрецы учат, что, поскольку Шломо не протестовал против идолопоклонства своих жен, этот грех упоминается от его имени». Сам царь не строил храмы, но он оставался спокойным, несмотря на неправильное поведение своих жен.

Также мы читаем о злом царе Израиля по имени Ахаз:

«20 лет было Ахазу, когда он начал царствовать, и 16 лет царствовал он в Иерусалиме; и не делал он того, что было праведным в очах Господа, Бога его, так, как делал Давид, отец его.

Но следовал он пути царей Израильских, и даже сына своего провел через огонь, по мерзостным обычаям народов, которых прогнал Господь от сынов Израиля» .( 17)

А потом служение Молеху упоминается в связи с царем Менаше:

«И провел сыновей своих через огонь, в долине Бен-Хином, и гадал, и ворожил, и колдовал, и завел вызывающих мертвецов и чревовещателей; много сделал зла в очах Господа, чтобы прогневать Его» .( 18)

И в самом конце мы читаем в книге Ирмияу, что Бог сказал про сынов Израиля:

«И построили жертвенные возвышения Тофета, что в Гэй Бен-Хиноме, чтобы сжигать в огне сыновей своих и дочерей своих, чего Я не повелевал и чего не приходило на ум Мне».( 19)

Исторический урок

Мудрецы задаются вопросом, почему запрет служения Молеху в Торе следует за запретом о запрещенных половых отношениях. Рассмотрим несколько интересных ответов на него.

Менахем бен Беньямин Реканати( 20) предполагает, что оба эти греха демонстрируют отказ от верности клятвам, данных при заключении отношений. Как запрещенные половые связи происходят из-за извращения отношений между людьми, так идолопоклонство — это проявление неверности союзу, который мы заключили с Богом на горе Синай.( 21)

Абарбанель ( 22) предлагает два ответа:

  1. Жители Кнаана больше всего упорствовали именно в этих двух грехах.
  2. Точно так же, как сексуальная распущенность — это злоупотребление силой возбуждения, так и убийство (или риск жизнью) своего ребенка из-за идолопоклонства — это злоупотребление божественным даром деторождения.

Рабби Шимшон Рафаэль Гирш ( 23) полагает, что связь между этими запретами заключается в том, что «дети рождаются не от слепой физической похоти, а скорее благодаря природе свободного человека. Так же и в своей жизни они не должны слепо подчиняться судьбе и везению, которые их постигают. В конце концов, их зачатие и рождение произошли благодаря Божественному Провидению и чуткому руководству, и поэтому они должны вести жизнь, полную смысла… «Дайте Мне ваших детей, — говорит Бог, — позвольте Мне обучать их, позвольте Мне привести каждого из них к их высшему потенциалу уникальным для каждого способом. Не передавайте их Молеху, тем самым оскверняя Мое Имя!»

Главная идея этого исторического урока заключается в том, что мы должны беречь своих детей и осознавать свою ответственность перед ними. Маленькие дети так или иначе зависят от взрослых, поэтому взрослые обязаны серьезно относиться к своей задаче и никогда не злоупотреблять их наивностью и доверием. На нас, взрослых, возложена особая очень ценная миссия — присматривать за прекрасными детьми Всевышнего и защищать их, и кроме нас ее никто не может выполнить.

Сноски

  1. Ваикра, 18:21.
  2. Ваикра, 20:2-5.
  3. Дварим, 18:10.
  4. Сангедрин, 64б.
  5. Комментарий Раши на Ваикра, 18:21.
  6. Сангедрин, 7:10.
  7. Ваикра, 18:21.
  8. Мишне Тора, Законы Авода Зара, 6:3.
  9. Танхума (Бубер) дополнение к Ваэтханан, раздел 2.
  10. Йехезкель, 36:26.
  11. Маймонид, Мишне Тора, Законы Авода Зара, 6:3, и комментарий на Мишна, Сангедрин, 7:7.
  12. Нахманид на Ваикра, 18:21; Раши на Ирмияу, 7:31; Радак на Млахим II, 23:10.
  13. Море Невухим (Путеводитель Заблудших), 3:37.
  14. Этот аргумент может работать только в соответствии с мнением самого Маймонида о том, что ребенок не умер во время проведения ритуала.
  15. Млахим I, 11:7.
  16. Комментарий на Млахим I, 11:7.
  17. Млахим II,16:2-3.
  18. Диврей ха-Ямим II, 33:6.
  19. Ирмияу, 7:31.
  20. Комментарий Реканати на Ваикра, 18:21.
  21. Этот ответ касается не конкретно служения Молеху, а скорее общей концепции идолопоклонства.
  22. Комментарий на Ваикра, 18.
  23. Комментарий на Ваикра, 18:21

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Источник

Оцените статью