Что значит провести анкетирование

Анкетирование как метод исследования

В настоящее время анкетирование является самым популярным способом проведения опросов.

Что такое анкетирование

Анкетирование — эмпирический метод исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с помощью анкет.

Анкета — растиражированный, структурированный список вопросов, созданный с определенной исследовательской целью.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основоположником этого метода исследования считают Ф. Гальтона, который первым в истории опросил сто человек при помощи анкеты.

Особенность данного метода опроса заключается в его анонимности (личность опрашиваемого в анкете не фиксируется, значение для исследования имеют только ответы).

Что дает такой способ исследования

Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.

У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:

  • возможность проведения действительно массовых исследований;
  • оперативность в получении результатов;
  • минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования;
  • беспристрастность к личности опрашиваемого;
  • отсутствие необходимости в обучении интервьюера;
  • отсутствие особенных требований к человеку, проводящему опрос.

Из минусов можно выделить недостаточную достоверность и скудность полученных данных.

Основные задачи

В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться:

  • в получении теоретической информации (такие опросы часто проводятся среди экспертов);
  • в получении данных о целевой аудитории (это касается маркетинговых исследований);
  • в получении отзывов о событии, объекте, товаре (такие опросы часто проводят производители, чтобы узнать объективную оценку о своей продукции и при необходимости доработать ее);
  • в проверке уровня знаний (встречается редко, предпочтение для решения этой задачи обычно отдают тестированию);
  • в понимании точки зрения (уточняющие анкеты уменьшают недопонимание, устанавливают эффективное общение между исследователями и аудиторией);
  • в установлении позитивной связи с аудиторией (респонденты знают, что их мнение ценят и лояльнее относятся к организатору исследования.

Разновидности

По количеству опрашиваемых анкетирования бывают:

Индивидуальное анкетирование проводится с одним респондентом. Групповое, соответственно, — с группой людей, которые находятся в одном помещении.

По полноте охвата анкетирование может быть:

Сплошным называют такое анкетирование, когда происходит опрос всех представителей выборки. Выборочным — когда опрос проводится среди части представителей выборки.

Формы анкетирования

По способу взаимодействия с респондентами анкетирование бывает:

Очное анкетирование подразумевает ответы на вопросы анкеты при личном контакте интервьюера и респондента. Заочное предполагает заполнение опросника самостоятельно.

К заочным типам анкетирования относятся:

  • компьютерное;
  • телефонное;
  • почтовое;
  • адресное вручение по месту жительства, работы или учебы.

Компьютерное — один из самых удобных способов для опрашиваемых (анкету можно заполнить в любое время) и дешёвых для организатора исследования. В этом случае анкета отправляется респондентам по электронной почте.Телефонное анкетирование проводится по телефону. Это не самый удачный способ получить ответы на вопросы, так как большинство людей негативно реагирует на телефонные опросы. Анкетирование по почте — дорогой и не всегда эффективный способ. Нет никаких гарантий получить заполненную анкету в ответном письме. Адресное вручение ещё один недешевый способ проведения анкетирования. Он предполагает личное посещение исследователем квартиры или места работы опрашиваемого с целью раздать, а затем и собрать анкеты.

Как составлять анкету, план

Независимо от цели анкетирования опросник обычно состоит из 3-х частей:

Вводная часть содержит обращение к респонденту, сведения о компании, просьбу ответить на вопросы по заданной теме, гарантии конфиденциальности, благодарность за участие в анкетировании. «Паспортная» часть должна раскрывать статистические данные респондентов: пол, возраст, город проживания и т.п. Её советуют располагать в конце опросника. Основная часть состоит из тех самых вопросов, ради которых анкетирование и проводят. Анализ этой части анкет дает ту самую, необходимую исследователю, информацию.

Простые правила составления анкеты:

  1. Вопросы, задаваемые в анкете, должны отвечать задачам исследования.
  2. Язык анкеты должен быть максимально простым и понятным каждому, близок к разговорному.
  3. В анкете должна быть такая последовательность вопросов, которая удержит внимание респондента до конца.

Типы вопросов в анкете

По содержанию вопросы в анкете бывают:

  • о событиях;
  • об оценках этих событий.

По функциям вопросы делятся на:

  1. Основные, ради которых и проводится исследование.
  2. Контрольные, с их помощью проверяется достоверность ответов на основные вопросы.
  3. Буферные используют для переключения внимания респондента на новый блок в опросе, для устранения влияния предыдущих вопросов.
  4. Фильтрующие, которые отсеивают неподходящих респондентов.
  5. Вопросы-ловушки выявляют правдивость и добросовестность опрашиваемых.

В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:

  1. Открытые (те, на которые участник анкетирования может ответить развёрнуто, своими словами).
  2. Вопросы с выбором ответа.
  3. Дихотомические (да, нет).
  4. Матричные вопросы (вопрос в виде таблицы, где нужное значение необходимо отметить «галочкой»).
  5. Масштабные вопросы (ответы по шкале от 1 до 10).
  6. Дополнительные вопросы (вопрос, к которому переходят только в том случае, если респондент дал конкретный ответ в предыдущем пункте).

По форме вопросы могут быть:

Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.

Какие вопросы нельзя использовать

Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:

  1. Гипотетических. Вопросы должны быть чёткими и конкретными.
  2. Смущающих, вызывающих неловкость. Неуместно спрашивать о каких-то личных моментах, это приводит к потере доверия.
  3. Резких в оценке. Вопросы должны быть нейтральными. Эмоционально окрашенные формулировки могут негативно сказаться на объективности респондента.

Примеры методики анкетирования в современных условиях

Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.

Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала.

Источник

Анкета – что это такое, для чего нужна, структура, виды вопросов и каналы распространения

Добрый день, уважаемые гости моего блога! Сегодня я хочу продолжить разговор о различных видах опросов и рассказать вам, что такое анкета. Вы уже наверняка сталкивались с этим понятием и имеете представление о предмете беседы, однако углубить знания никогда не помешает.

Из моей публикации вы узнаете о том, какие бывают анкеты и зачем они нужны в различных сферах нашей жизни. Я расскажу вам о правилах составления опросников и их примерной структуре, а также дам общую информацию о вопросах, которые могут быть в них включены. Итак, поехали!

Содержание понятия

С анкетами мы сталкиваемся постоянно: мы их заполняем при всевозможных соцопросах, оформлении на работу и даже посещении врача. Любой опрос по типовому плану – это анкетирование, а значит, в нем присутствуют анкеты.

Согласно определению, анкета (или опросник) – это набор вопросов, который позволяет собрать данные для систематизации. Ее структура и наполнение определяется целью исследования.

Человек, проводящий анкетирование, именуется анкетером или интервьюером, а отвечающий на вопросы – респондентом или информантом. Анкеты могут быть анонимными или персонифицированными, но данные используются в обобщенном виде. Правильно составленные опросники обрабатываются очень легко, что позволяет получить и систематизировать данные с минимальными затратами.

Анкету следует отличать от теста. Она позволяет собирать общие данные о человеке (его социальном положении, предпочтениях, мнении о чем-либо) и не требует от респондента специальных знаний. А тест – это именно проверка знаний, возможностей и навыков в какой-либо сфере.

Сфера применения

Различные виды анкет нашли широкое применение практически во всех областях деятельности человека. Но наиболее часто они встречаются в:

  • Социологии. Анкеты на классических бланках – один из самых популярных инструментов для социологических исследований. При этом можно исследовать как картину общества в целом (например, при переписи населения), так и отдельных его слоев, отсортированных по различным признакам (род занятий, пол, геолокация и так далее).
  • Маркетологии. Маркетинг неразрывно связан с социологией. Анкеты применяются как учеными-маркетологами (для выяснения картины потребительских возможностей и интересов в целом), так и маркетологами отдельных компаний. В последнем случае изучается мнение потребителей о конкретном товаре, бренде, упаковке и так далее.
  • Других сферах, связанных с деятельностью человека. Очень часто анкеты используются в психологии, педагогике, медицине, деятельности эйчаров и так далее. При помощи столь доступного средства можно изучить мнение населения о деятельности коммерческой, государственной или общественной организации и устранить выявленные проблемы.

Структура анкеты

Типовая анкета, издавна использующаяся в социологии, представляет собой бумажный бланк для заполнения. Рассмотрим классический образец, состоящий из нескольких блоков:

  • Служебное поле. В нем размещается общая служебная информация: регион, вид опроса, данные анкетера, дата исследования и так далее. Как правило, это поле заполняется на компьютере, в электронном варианте бланка.
  • Вводная часть. В этой части обычно размещают информацию о целях и задачах исследования, организации, его проводящей, образец заполнения и так далее. Здесь же можно поместить и мотивационную часть: всевозможные бонусы за заполнения бланка. По сути, это связующее звено между интервьюером и респондентом.
  • Тело анкеты. В теле бланка располагаются собственно вопросы, на которые отвечает информант. Они должны располагаться логично, от общего к частному, от простого к более сложному. Считается, что заполнение бланка должно занимать не более 40 минут (иначе внимание респондента рассеется), поэтому желательно провести предварительный хронометраж.
  • Классификационная часть. Этот блок зачастую именуют паспортичкой. В нем содержатся данные об информанте. Как правило, он не содержит запроса указать ФИО и другие личные данные, нужна лишь общая информация: пол, возраст, семейное положение, род занятий и так далее. Паспортичка обязательно включает благодарственную фразу за участие в исследовании.

Какими бывают вопросы?

Перечень и структура вопросов для анкеты определяется целями исследования. Составлением опросников занимаются, как правило, специалисты: социологи, маркетологи, психологи и так далее.

Требования к вопросам очень жесткие. Они должны быть сформулированы очень четко и грамотно, быть понятными среднестатистическому информанту, не допускать двоякого толкования и не содержать психологических триггеров, могущих послужить подсказками. Имеет значение и логика построения опросника.

По структуре вопросы могут быть:

  • Закрытыми. Респондент может ответить только да/нет/затрудняюсь либо выбрать варианты из предложенных.
  • Открытыми. В данном случае респондент может выразить ответ в письменном виде словом или целой фразой, содержащей развернутый ответ.
  • Полузакрытыми. Информант может выбирать из предложенных ответов, но если ни один из них не подходит, имеется возможность вписать ответ в специально отведенное поле.

Помимо основных (касающихся непосредственно целей исследования) бланк может включать и другие вопросы: буферные (переходные), контрольные (ловушки для проверки истинности ответов), контактные (для установления доверительной атмосферы) и так далее.

Каналы распространения

Существует масса способов распространения анкет, которые и определяют их вид. Традиционные опросники, как правило, распространяются лично: анкетирование проводится в местах наибольшей концентрации ЦА: по месту работы (в общем помещении) или досуга, в торговых центрах, спортзалах и кинотеатрах, поликлиниках и школах и так далее. Это раздаточное анкетирование, которое, как правило, бывает групповым.

В некоторых случаях анкетеры приезжают по месту жительства представителей ЦА или рассылают бланки по почте (или бросают в почтовые ящики), а в наши дни нередки и опросы в мессенджерах. Кроме того, анкетирование может проводиться и по интернету.

Интернет-анкетирование

Абсолютно все пользователи интернета неоднократно заполняли всевозможные анкеты. В частности, они широко используются во всех формах авторизации в браузерах, ПС, соцсетях и других ресурсах.

Всевозможные внутренние формы широко используются в соцсетях (во многих есть даже специальная кнопка типа «Создать опрос»). А владельцы сайтов часто используют это нехитрое средство для удержания внимания посетителей. Заполни анкету и узнай, кем ты был в прошлой жизни – интересно же!

Большинство сетевых опросников заполняется либо в обязательном порядке (регистрация) или по велению души (развлечение или желание обозначить собственную позицию).

Однако у каждого пользователя интернета есть возможность поучаствовать в анкетировании за деньги. В сети есть десятки площадок-опросников типа YouThink , Survey Harbor , Анкетка , Экспертное Мнение и иже с ними. Они готовы платить реальные деньги за заполнение анкет или поощрять пользователей другими способами (бонусы, скидки, товары и так далее).

Заказчиками опросов обычно выступают маркетинговые агентства и частные компании, реже – государственные и общественные организации. Им интересно мнение пользователей относительно конкретных вопросов: компаний, товаров, услуг, общественных явлений и так далее.

Для того чтобы высказать свое мнение и получить небольшое, но приятное вознаграждение, нужно зарегистрироваться на любой из площадок-опросников (или на нескольких: чем их больше, тем доходнее) и заполнить профиль.

Информация о доступных опросах будет приходить в личный кабинет и на почту. Все предельно просто: вы заполняете электронную анкету, денежка поступает к вам на баланс, вы копите минимальную сумму и выводите ее любым из предусмотренных функционалом площадки способом.

Ну вот, теперь вы узнали, какой может быть анкета и где с ней можно повстречаться в повседневной жизни. Спасибо за внимание и до новых встреч!

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Источник

Читайте также:  Что значит товарно денежные отношения
Оцените статью