- Кого и как могут проверить вне рамок налоговой проверки?
- Проверка «вне рамок проверки» — что это значит?
- Как запрашивают документы?
- Штраф за отказ
- Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
- Как бухгалтеру реагировать на требования из налоговой
- Шаг 1. Проверяем способ вручения требования: официальный или «неофициальный»
- Шаг 2. Определяем, унифицирована ли форма требования
- Шаг 3. Устанавливаем дату выставления требования
- Шаг 4. Проверяем ссылки на НК РФ и устанавливаем обоснованную необходимость
- Шаг 5. Устанавливаем, конкретизирована ли сделка
- Шаг 6. Проверяем, относятся ли к сделке запрошенные документы и информация
- Шаг 7. Проверяем, есть ли поручение на истребование документов (информации)
- Шаг 8. Готовим ответ на требование или уточняем его
- Пример разбора требования от налоговой
- Как бухгалтеру вести себя на допросе
- Стоит ли надеяться на ст. 51 Конституции РФ — не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких
- Как бухгалтеру вести себя при осмотре
- Читайте также
Кого и как могут проверить вне рамок налоговой проверки?
Налоговые инспекторы могут запросить документы и вне рамок проведения налоговой проверки. Так инспекторы могут истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают документами или информацией об этой сделке. Рассмотрим подробно.
Проверка «вне рамок проверки» — что это значит?
В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам во время проверки требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности. Такую проверку еще называют «встречной».
Налоговые инспекторы могут потребовать любые документы относительно конкретной сделки у любых лиц, обладающих такими сведениями, даже вне рамок налоговой проверки. В том числе те, которые касаются того или иного сотрудника этой фирмы или ИП (например, бумаги с его подписью).
Налоговики вправе запросить информацию о сторонах этой сделки, ее предмете и об условиях совершения сделки.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Как запрашивают документы?
ИФНС направляет поручение об истребовании документов в инспекцию по месту учета налогоплательщика, у которого должны быть истребованы нужные документы.
В поручении указывается, при проведении какого мероприятия возникла необходимость в представлении документов, а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Из требования должно быть ясно, какая именно сделка имеется в виду. Должен быть указан контрагент, сделка с которым проверяется.
В течение пяти дней со дня получения поручения ваша ИФНС направит требование о представлении документов. К нему прилагается копия первоначального поручения об истребовании документов (ст. 93.1 НК РФ).
Запрашиваемые документы (информацию) нужно представить в налоговый орган в течение десяти рабочих дней со дня получения требования. Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок. Пункт 5 статьи 93.1 Налогового кодекса позволяет при наличии объективных причин ходатайствовать перед инспекцией о продлении срока представления запрашиваемых документов.
Ответить налоговикам нужно в любом случае, даже если требование неправомерно.
Чтобы свести к минимуму, а возможно и полностью оградить себя от получения указанных требований, ФНС на своем сайте рекомендуют:
- отказаться от взаимоотношений с «сомнительными» контрагентами;
- проводить регулярную сверку с контрагентами и перед сдачей налоговой декларации убедиться, что все реквизиты счетов-фактур отражены верно.
Штраф за отказ
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов по контрагенту или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса.
А ответственность по статье 129.1 Налогового кодекса предусмотрена за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации о контрагенте.
За отказ предоставить инспекции по ее запросу документы по контрагенту фирме грозит солидный штраф – 10 000 рублей (ч. 2 ст. 126 НК РФ). Такая же ответственность предусмотрена и за несвоевременное предоставление, уклонение от предоставления документов и предоставление документов с недостоверными сведениями. А вот за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации о контрагенте предусмотрена другая ответственность – штраф в размере 5000 рублей, а при повторном нарушении в течение календарного года – 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Источник
Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
Инспекция всё чаще направляет требования, проводит осмотры и допросы. Закон поможет понять, какие права есть у бухгалтера во время налоговых проверок. Вы можете уточнять сомнительные требования, брать на допросы адвоката, записывать разговоры, снимать на видео осмотр, запрещать проверяющим скачивать документы. Ещё больше рекомендаций для каждого мероприятия — в статье.
Статья подготовлена по материалам бесплатного вебинара Юлии Шиляевой «Правила взаимодействия с налоговыми органами».
Как бухгалтеру реагировать на требования из налоговой
Инспекторы истребуют документы у налогоплательщиков и их контрагентов. Налоговые требования можно разделить на две крупные группы — направленные вне налоговых проверок и в налоговых проверках. Реагировать надо и на те, и на другие, просто промолчать в ответ нельзя: если налоговики не дождутся ответа, то могут оштрафовать компанию.
Разберём алгоритм, по которому бухгалтеру следует работать с требованиями, полученными вне налоговых проверок.
Шаг 1. Проверяем способ вручения требования: официальный или «неофициальный»
Вручёнными официально считаются требования, которые передали лично, по ТКС (с подтверждением факта получения) или почтовым отправлением с описью и уведомлением о вручении.
С даты получения начинает отсчитываться срок для ответа — это десять рабочих дней. Если требование пришло по почте, датой его получения будет шестой день со дня отправки заказного письма. Если требование отправили через оператора, датой получения будет день отправки получателем квитанции о приёме, — на это есть 6 рабочих дней.
Шаг 2. Определяем, унифицирована ли форма требования
Налоговики должны пользоваться формами, которые утверждены приказами ФНС. Тогда у них не будет возможности добавить в требование что-то своё: они просто берут и заполняют унифицированную форму. Заполнение, как правило, автоматизировано, поэтому бывает и так, что налоговики даже не знают, что система включила в требование.
Шаг 3. Устанавливаем дату выставления требования
Эту дату всегда соотносите с глубиной истребуемых документов и с проверочными мероприятиями. Например, вы получили требование вне проверки, в котором сказано, что у контрагента проходит камеральная проверка за I квартал 2020 года, а дата требования — сегодняшняя. Тут и возникает вопрос — не нарушены ли сроки камеральной проверки? Если сопоставим дату и сроки, то поймём, что налоговая истребует документы и информацию за пределами возможных камеральных проверок.
Бывает и так, что дата требования сегодняшняя, а документы требуют за 2014 год. Налогоплательщик должен хранить документы в течение четырех лет, поэтому он не обязан представлять документы шестилетней давности — их может просто не быть.
В таких случаях мы имеем право направить в налоговую только ту часть документов, истребование которой соответствует закону.
Шаг 4. Проверяем ссылки на НК РФ и устанавливаем обоснованную необходимость
Если речь о внепроверочной деятельности, то должна быть ссылка на п. 2 ст. 93.1 НК РФ, никаких иных ссылок быть не может.
Далее изучаем основания, позволяющие истребовать соответствующие документы, информацию. Мы говорим о внепроверочной деятельности, поэтому в этой графе помимо статей налогового кодекса должны быть указаны причины, цели, мотивы, которые побудили налоговую на истребование информации.
Шаг 5. Устанавливаем, конкретизирована ли сделка
Сделка должна быть конкретизирована через договор, то есть в требовании должен быть указан номер договора, даты, стороны, период, который исследуется в рамках внепроверочной деятельности или счет-оферта.
Частенько попадают в руки требования, в которых налоговая почему-то видит конкретизацию сделки через акты, счета-фактуры. Я всегда задаюсь вопросом, точно ли налогоплательщику понятно, о какой сделке речь.
Шаг 6. Проверяем, относятся ли к сделке запрошенные документы и информация
Перечень запрошенных документов должен быть конкретный. Исполнение договора подтверждает первичная документация: товарно-транспортные накладные, накладные, акты выполненных работ и т.д., а также счета-фактуры. Бывает, что налоговая обращается к своему налогоплательщику и говорит: «Уважаемый налогоплательщик, мне нужны документы по сделке с ООО “Ромашкой”, касающиеся вашей деятельности». Здесь должен сработать стоп-сигнал — проверьте, весь ли перечень документов касается сделки или налоговая включила в требование в довесок то, что ей нужно для контроля вас.
Шаг 7. Проверяем, есть ли поручение на истребование документов (информации)
Очень важно для исполнения требования его приложение — поручение. Копия поручения на истребование информации обязательно должна быть приложена к требованию.
Сами налоговики не оформляют поручение, если налогоплательщик стоит у них на учёте. Они выполняют рекомендации ФНС. Но правила ст. 93.1 НК РФ не вводят никаких исключений. Оформить и выставить поручение налоговый орган обязан, потому и к требованию его приложить должен.
Шаг 8. Готовим ответ на требование или уточняем его
Если с требованием всё в порядке, подготовьте ответ в установленные сроки. Если же оно не соответствует закону по какому-либо из указанных пунктов, то уточните данные требования в свободной письменной форме. Это ваше право по ст. 21 НК РФ.
Уточняя требование, вы сообщаете налоговой, что оно некорректное, исполнить его невозможно. Вы можете не только уточнить требование, но и продлить сроки его исполнения.
Пример разбора требования от налоговой
Налогоплательщик получил это требование в 2019 году официально по ТКС. Давайте разберём его для примера.
Образец требования из ИФНС с разбором от эксперта
Мы видим, что требование выставлено по установленной форме. Дата — ноябрь 2019 года.
Изучим требование и подумаем, что надо уточнить, а что противоречит закону.
1. Одновременное использование ст. 93 и п. 2 ст. 93.1 противоречит НК РФ. Ст. 93 позволяет истребовать документы только в налоговой проверке, а п. 2 ст. 93.1 — вне налоговой проверки. Так в какой процедуре мы находимся: всё-таки в налоговой проверке или вне?
2. Не конкретизировано мероприятие налогового контроля. Графа с основаниями не заполнена, то есть мы не видим ни причин, ни мотивов, ни оснований для истребования документов вне налоговой проверки. Эта часть требования противоречит законодательству.
3. Не конкретизирована сделка. В требовании должен быть указан номер договора, дата, стороны, период, который исследуется в рамках внепроверочной деятельности. Однако судебная практика идёт по другому пути. Суды считают, что в требовании не обязательно указывать реквизиты договора, если есть иные характеристики сделки, которые позволяют её идентифицировать. У нас по договору указаны стороны и период — IV квартал 2017 года. Глубина проверки в пределах четырёх лет, поэтому этот срок нас не смущает. Могу предположить, что налогоплательщику понятно о какой сделке идет речь.
4. Запрошенные документы должны касаться конкретной сделки. Мы же видим приказ об учётной политике, штатное расписание, оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки и только в п. 1.8 — договоры. Всё, что находится выше договоров, требует уточнения, так как непонятно, в связи с чем налоговая истребует такую информацию вне налоговой проверки.
Если бы требование было корректным, то мы должны были бы предоставить договор, счета-фактуры, товарные накладные. Но далее у нас с вами идут ещё и доверенности, сертификаты, деловая переписка — каким образом они относятся к сделке и как сопряжены с налогообложением? Этот блок тоже требует уточнения.
5. Требование направлено вне рамок налоговых проверок. Вопрос: имеет ли право налоговый орган истребовать у налогоплательщика первичную документацию, регистры бухгалтерского и налогового учета и т.п., не входя в налоговую проверку? Нет, не имеет. Ему нельзя истребовать документы (информацию) о деятельности самого налогоплательщика вне налоговой проверки. Поэтому то, что касается сделки, мы обязаны предоставить, а по всему остальному ждём налоговых процедур.
6. К требованию не приложено поручение на истребование документов.
Подводя итоги по этому требованию получается, что мы должны были бы его исполнить в отдельной (законной) части. Но если учесть все появившиеся вопросы, то лучше оформить письменные пояснения-уточнения и направить в налоговую, от которой поступило требование.
Как бухгалтеру вести себя на допросе
В открытом доступе есть примерный перечень вопросов, по которым инспекторы проводят допрос. Он размещён в методических рекомендациях об установлении умысла в ходе проверок (письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). По ним вы сможете понять, чего ждать. Как правило, налоговый орган интересуется, кто и как выбрал контрагента, кто взаимодействовал с ним, где виделись, где совершена сделка, кто рекомендовал контрагента.
Вызвать на допрос могут работников налогоплательщика и его контрагентов, а также их должностных лиц или учредителей. Иногда инспекторы приглашают бывших сотрудников, которые работали в проблемном периоде или напрямую связаны с изучаемой ситуацией. Вызов оформляется повесткой, в которой указаны причины, время начала и место проведения допроса.
Как бухгалтеру подготовиться к допросу:
- Найдите адвоката и возьмите с собой — он будет вашим помощником, которого инспекторы не имеют права допрашивать.
- Предварительно подготовьтесь к допросу по информации из повестки и списку вопросов из методички.
- Самостоятельно регулируйте время допроса, паузы и т.п. Вы имеете право сделать перерыв или перенести допросную процедуру, прервать допрос.
- Запишите встречу на диктофон. Можно использовать приложение в телефоне.
- Отвечайте на поставленные вопросы коротко и чётко, не углубляйтесь в рассуждения и не говорите лишнего. Можно отвечать уклончиво, но рекомендуется избегать таких фраз как «не помню», «не знаю», «не могу сказать». Они могут трактоваться как некая номинальность, например, в отношении директоров.
- Внимательно прочитайте протокол допроса и в случае некорректных формулировок сделайте замечания и попросите внести исправления.
- Получите копию протокола допроса.
Стоит ли надеяться на ст. 51 Конституции РФ — не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких
Свидетель может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ не всегда.
Судебная практика по этому вопросу говорит о том, что бухгалтер и директор не могут отказаться от свидетельских показаний, потому что налоговый орган интересует не личная или профессиональная деятельность директора и бухгалтера, а именно деятельность организации, поэтому статья 51 не действует (Постановления Четырнадцатого ААС от 24.09.2013 № А05-957/2013, Восемнадцатого ААС от 24.04.2012 № 18АП-2762/2011, Третьего ААС от 15.05.2014 № А74-5471/2013).
Как бухгалтеру вести себя при осмотре
Налоговики имеют право осматривать территории, помещения, предметы и документы в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. С территориями и помещениями более-менее понятно, но осмотр предметов и документов вызывает много вопросов.
Предметы, например, компьютеры и флешки, налоговый орган действительно имеет право осматривать. Верховный суд не видит в этом ничего предосудительного.
Документы инспектор может только осматривать, забирать или скачивать их ему нельзя, так как это уже выемка документов. Она возможна, только если вы откажетесь предоставить истребуемые документы, их копии или электронные версии. Поэтому вы имеете полное право запретить инспектору скачивать файлы.
Как подготовиться к осмотру:
- Наведите порядок на рабочем месте. Личных вещей на нём быть не должно.
- Поставьте пароли на компьютеры, ноутбуки, планшеты и пр.
- Почистите информацию на компьютере, если вы готовы дать инспекторам доступ, и проверьте, нет ли там секретной информации, личных файлов, переписки.
- Создайте отдельную учётную запись (гостевую), по которой инспектор сможет войти и посмотреть документы, но при этом не сможет скачать файлы или внести какие-то изменения.
- Сделайте «вырезку» базы на отдельном компьютере на время проверки. Дайте возможность инспектору с ней работать, чтобы не копировать документы в ходе налоговой проверки.
- Ограничьте доступ к документам и другим элементам с помощью настроек, которые есть в программе.
- Используйте аудиозапись и видеосъемку во время процедуры осмотра.
Читайте также
Автор — Юлия Шиляева, практикующий налоговый юрист, специалист по налогам и налогообложению, советник налоговой службы РФ 2 ранга, руководитель налогово-правового направления АБ «Юркомпэкс»
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник