Чем может быть осложнено предложение
Вне зависимости от количества грамматических основ предложения в русском языке могут быть осложнены разными синтаксическими конструкциями, к числу которых относятся:
- выделяемые из общей структуры предложения обороты, называемые обособленными;
- ряды слов, имеющих одинаковую синтаксическую роль и являющихся однородными;
- вводные конструкции, придающие предложению дополнительное значение;
- слова и сочетания, выступающие в составе предложений в качестве обращения;
- обороты, имеющие сравнительное значение.
Обособленные обороты в предложениях
Некоторые члены предложения, выраженные причастными и деепричастными оборотами, обособляются, выделяясь на письме запятыми. Причастные и деепричастные обороты – это сочетания причастий и деепричастий с зависимыми от них словами. В случаях, когда подобные обороты выполняют функцию определения и находятся после определяемых слов, они превращаются в конструкции, осложняющие предложение. Примеры:
Письма, написанные известным актером, хранятся в архиве музея.
Сережа подарил маме открытку, сделанную из разноцветной бумаги.
Имущество, полученное по наследству, не принесло ей счастья.
Машина, угнанная на прошлой неделе, была найдена возле центральной площади.
Цветы, собранные ребятами, стояли в красивой голубой вазе.
Обстоятельства, выраженные сочетаниями, в составе которых имеется деепричастие, обосабливаются всегда:
Начиная работать над этим проектом, он даже не мог представить, сколько трудностей ожидает его впереди.
Сашка пил горячий чай и ел румяные булочки, чавкая от удовольствия.
Переехав в другой город, Полина начала скучать по старым друзьям.
Через несколько дней, обдумав предложение, Владимир вернулся.
Однородные члены
Однородными называются слова, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении и относятся к одному и тому же слову. Однородные члены также осложняют предложение:
Возле каждого дома была красивая, опрятная и ухоженная лужайка.
На день рождения Алеша получил в подарок велосипед, игрушечную машинку и новый свитер.
В некоторых случаях конструкции дополняются обобщающими словами:
Цветы были везде: на тротуарах, в парке, в вазах, стоящих на подоконниках.
Мы собирались посетить все достопримечательности города: музеи, галереи, дворцы и древние церкви.
Вводные слова и обращения
Еще одним видом конструкций, осложняющих предложение и выделяющихся с помощью запятых, являются вводные сочетания и обращения.
Вводными называются слова и сочетания, имеющие дополнительное, чаще всего эмоционально-экспрессивное значение. Примеры:
К счастью, она успела прийти вовремя.
Во-первых, самые хорошие результаты были у наших участников, а не у них.
Марина, к сожаленью, не смогла приехать.
Обращения используются для указания лица, к которому обращена речь говорящего. Они не являются частью предложения и выделяются на письме запятыми:
Олеся, помоги маме накрыть стол.
Дорогие гости, присаживайтесь!
Сравнения
Сравнительные обороты служат для сопоставления предметов, людей или явлений на основе их сходств. Они присоединяются к предложению с помощью союзов со сравнительным значением:
Она нахмурилась, как затянутое серыми облаками осеннее небо.
Все указанные конструкции могут присутствовать в составе как простых, так и сложных предложений.
Источник
Простое осложненное предложение
Осложнено | Определение | Обособление | Пример |
1. Однородные члены предложения | члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом | обычно обособляются друг от друга запятыми. | Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии. |
2. Определения | второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и под. |
— прилагательные или местоимение с зависимым словом и без;
— причастие или причастный оборот;
— редко числительное
2) По природе стыдливая и робкая , она досадовала на свою застенчивость (обособленное определение, относящееся к местоимению)
3) На серебряном от инея окне за ночь хризантемы отцвели (необособленное определение)
— любые при личных местоимениях,
— распростра-ненные приложения после определяемого слова;
— вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения
2) Могучий Лев , гроза лесов, лишился силы.
3) Вы, как инициатор , должны играть главную роль.
4) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.
2) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.
Обстоятельства
— деепричастия и деепричастные обороты;
— несмотря на + сущ.
2) Проводив товарищей , Тоня долго стояла молча.
3) Несмотря на морковный румянец , она была миловидна.
Вводные конструкции – слова, СЧ и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (не/уверенность, чувства, источник высказывания, порядок мыслей, способы выражения мысли)
Вводные конструкции могут обособляться с помощью скобок или тире.
2) Однажды – не помню почему — спектакля не было.
3) Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна.
4) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей.
Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.
В роли уточняющих членов часто выступают и определения.
Гроза началась вечером, часу в десятом.
Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят, шинели.
Алгоритм действий.
Иногда бывает очень трудно найти то, что требуется в задании. Возможно, поможет следующий алгоритм, который ориентируется на знаки препинания (в задании В5 необходимо найти обособленные, то есть выделенные запятыми, члены предложения).
1. Исключи те предложения, где нет знаков препинания.
2. Выдели основы и исключи те предложения, где все знаки препинания отделяют основы друга от друга.
3. В остальных предложениях попытайся порассуждать, почему проставлены те или иные знаки препинания: однородные члены, причастные или деепричастные обороты, вводные слова и т. д.
Разбор задания.
Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно , зачем он , обычный слесарь , ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал , и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка . Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно , показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения .
Итак, исключаем предложения № 6 и 8, где отделяются запятыми однородные члены предложения.
В предложении 10 запятые выделяют деепричастный оборот и грамматические основы. Исключаем и его.
В предложении № 9 выделяются запятыми деепричастный оборот и уточняющее обстоятельство (тоненько (как именно?) по-женски).
Остается предложение № 7. В круглых скобках представлена вставная конструкция, две запятые обозначают границы грамматических основ. Остается обособленное обычный слесарь, которое и является обособленным распространенным приложением (является существительные, указывает на признак, имеет зависимое слово обычный).
Таким образом, выписываем номер предложения 7.
Потренируйся.
1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Сегодня то и дело звучат голоса новых пророков о том, что пора остановить опыты, научные эксперименты, что не в меру дерзкая любознательность привела человечество к пропасти: стоит сделать всего лишь один неверный шаг – и вся цивилизация рухнет в бездну.
(2) Давайте вспомним античные мифы, в которых аккумулируется древняя мудрость землян. (3) Несмотря на пестроту мифологических сюжетов, красной нитью в них проходит мысль о пределе человеческих возможностей. (4) Да, человек может многое, но далеко не все.
2. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным (-и) согласованным (-и) приложением (-ями). Напишите номер (-а) этого предложения.
(1) В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2) Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на тощей, но рыбной речушке Сисявы. (3) В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына – Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4) Два дня пролетели в один миг; мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.
3. Среди предложений 1 –9 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.
(1) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (2) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (3) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (4) Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчиненные фатальной воле гроссмейстера. (5) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (6) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (7) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Все, мужики, прекращаем бойню! (8) Мы проиграли!» (9) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство.
Источник
Осложнённое простое предложение
теория по русскому 🐻 синтаксис
Простым осложнённым предложением называется такое предложение, в котором, помимо обычных членов предложения, есть другие конструкции без грамматической основы. От сложного простое осложнённое предложение отличается наличием только одной грамматической основы.
Простое предложение может быть осложнено:
- однородными членами;
- обособленными членами;
- обращением;
- вводными словами и конструкциями;
- уточняющими членами.
Осложняющий элемент | Значение | Пример | |
Однородные члены предложения | Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову. Чаще всего обособляются запятыми, кроме случаев с одиночным употреблением сочинительных соединительных союзов | ||
Обособленные члены предложения | Определение | ||
Приложение | Определение, выраженное существительным. Обособляются распространённые приложения, стоящие после определяемого слова, либо относящиеся к личному местоимению. Может выделяться запятыми или тире | «Онегин, добрый мой приятель , / Родился на брегах Невы» (А.С. Пушкин) | |
Дополнение | Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. Обособленными дополнениями будут обороты со словами кроме, помимо, включая, сверх, исключая и др. | «Многие из бойцов, помимо своей винтовки , были вооружены трофейными автоматами» (Б.Н. Полевой) | |
Обстоятельство | Второстепенный член предложения, обозначающий место, время, образ действия, цель, причину. Обосабливаются одиночные деепричастия, деепричастные обороты и оборот с несмотря на (=вопреки) | ||
Обращения | Слова или словосочетания, называющие того, к кому или чему обращаются с речью. Выделяются запятыми | «О первый ландыш, из-под снега / Ты просишь солнечных лучей» (А.А. Фет) | |
Вводные слова и конструкции | Слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к содержанию высказывания. Обособляются с помощью запятых, тире или скобок | ||
Уточняющие члены предложения | Члены предложения, конкретизирующие другие члены предложения, чаще всего обстоятельства и определения. На письме выделяются запятыми |