- Чем промышленный образец отличается от объемного товарного знака?
- Чем промышленный образец отличается от объемного товарного знака?
- Что такое объемный товарный знак?
- Что такое промышленный образец?
- Чем товарный знак отличается от промышленного образца?
- Условия для регистрации объемного товарного знака и промышленного образца
- Какой объект интеллектуальной собственности выбрать?
- Промышленный образец и промышленный дизайн — способы патентования
- Что такое промышленный образец
- Критерии патентоспособности
- Существенные признаки промышленного образца
- Объекты патентования
- Авторы и правообладатели
- Этапы патентования
- Государственные пошлины
- Поддержание патента в силе
- Срок правовой охраны
- Другие способы защиты дизайна
- Распоряжение патентным правом
Чем промышленный образец отличается от объемного товарного знака?
Чем промышленный образец отличается от объемного товарного знака?
Что такое объемный товарный знак?
Товарный знак – это некое обозначение, которое используется с целью выделить продукцию одного производителя или поставщика на рынке от однородной продукции других производителей или поставщиков или же индивидуализировать услуги, оказываемые одной компанией или ИП, по отношению к услугам, оказываемым другими лицами.
Законодательство Российской Федерации предусматривает, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (к «другим» можно отнести, например, цвета и мелодии). Таким образом, товарный знак может представлять собой практически любое объективно воспринимаемый объект: это может быть слово, словосочетание или слоган; картинка; комбинация из слов и картинок и др.
Чтобы получить правовую охрану, товарный знак должен быть в обязательном порядке зарегистрирован в Роспатенте. Для этих целей в российское ведомство подается заявка, по которой в дальнейшем проводится экспертиза. Стандартный срок регистрации товарного знака в России сегодня составляет 8-10 месяцев (при отсутствии предварительного отказа по заявке), размер оплачиваемых государственных пошлин (за подачу и проведение экспертизы и за регистрацию знака и выдачу свидетельства) составляет ориентировочно от 23 тыс.руб. Дополнительно могут оплачиваться услуги представителей, если Вы решите зарегистрировать свой знак с помощью Патентного поверенного.
Стоимость и сроки регистрации не зависят от того, к какому виду относится Ваш товарный знак. Однако, каждая категория обладает некоторыми особенностями, которые стоит учитывать при подаче заявки. Достаточно специфической и при этом интересной категорией товарных знаков являются объемные, то есть, по сути, трехмерные. Как правило, в качестве объемных товарных знаков регистрируется форма самого товара или же упаковка товара. Это может быть трехмерная форма, сама по себе, или же форма/упаковка с иными элементами (словами, картинками) – то есть с «этикеткой».
Так, в Правилах Роспатента говорится: «К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении, которые могут представлять собой форму товара или его части, форму упаковки товара, форму, не связанную с товаром».
Объемные товарные знаки могут быть как цветными, так и черно-белыми. При подаче заявки есть некоторые особенности. Так, в заявочной документации должен быть изображен не только общий вид этого обозначения (в виде схемы, картинки или фотографии), но и все нужные проекции, которые характеризуют это обозначение как объемное и, как отмечено в Правилах ведомства, «дают исчерпывающее представление о разных видах этого обозначения».
Что такое промышленный образец?
Согласно ГК РФ, промышленный образец – это, по сути, внешний вид изделия (ст. 1352: «решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства»). Этот внешний вид объективно определяется некоторыми существенными признаками, которые и составляют его оригинальность и уникальность, т.н. «эстетические особенности» (это как раз форма, а также цвета, орнаменты, контуры, текстура и др.)
Процедура получения прав на промышленный образец (патента) несколько отличается от процедуры регистрации товарного знака, хотя, в целом, есть много общего: также подается заявка, также проводится экспертиза, и по итогам выдается охранный документ. Сроки регистрации похожи. Пошлины, в общем, меньше, чем при регистрации товарного знака, но стоимость услуг патентных поверенных по подаче заявки и ведению делопроизводства, как правило, больше.
Чем товарный знак отличается от промышленного образца?
Товарный знак и промышленный образец – разные объекты интеллектуальной собственности. Так, например, промышленный образец считается результатом творческого труда автора (и автор указывается в патенте), в то время как чисто формально у товарного знака автора нет, ТЗ – это лишь «средство индивидуализации».
Товарный знак регистрируется для списка товаров и услуг по выбору заявителя. Все товары и услуги по однородности делятся на 45 классов международной классификации (МКТУ), которые охватывают все основные виды продукции и коммерческой деятельности. От количества классов МКТУ в заявке будет зависеть стоимость регистрации. Заявитель может указать все 45 классов при необходимости. Главное, чтобы товарный знак не был ложным и не вводил потребителя в заблуждение относительно вида товаров и услуг для некоторых или всех позиций.
Подобного «перечня» в патенте на промышленный образец нет и быть не может, так как объект патентования – конкретное изделие с конкретными функциями, и промышленный образец от этого изделия неотделим.
Далее, отличается срок действия прав. Исключительные права на товарный знак чисто теоретически могут существовать бесконечно. «Первичный» срок действия составляет 10 лет с даты приоритета, и он может продляться правообладателем неограниченное количество раз, каждый раз на 10 лет. Для этого необходимо подать заявление о продлении и оплатить пошлину (сегодня она составляет от 20000 руб. в зависимости от количества классов МКТУ в регистрации)
Права на промышленный образец всегда ограничены по времени: «изначально» они действуют пять лет и могут быть продлены еще на 5 – но так, чтобы общий срок не превышал 25 лет. Поэтому рано или поздно патент на пром. образец продлить будет уже нельзя.
Однако, например, у патентообладателя нет формальной обязанности использовать зарегистрированный промышленный образец. У правообладателя товарного знака такая обязанность есть: если он не использует свое обозначение в течение 3 лет после его регистрации (любых последовательных трех лет), правовая охрана ТЗ может быть досрочно аннулирована по заявлению любого заинтересованного лица.
Условия для регистрации объемного товарного знака и промышленного образца
Помимо вышеобозначенных отличий, которые обусловлены правовой природой промышленного образца и товарного знака, значительно отличаются и условия для их регистрации. Это особенно заметно, если сравнивать основания для отказа в регистрации словесных или изобразительных товарных знаков и основания для отказа в выдаче патента на промышленный образец.
Здесь мы рассмотрим, однако, именно объемные товарные знаки в сравнении с пром. образцами. По каждой из заявок проводится экспертиза, которая делится на два этапа: формальная экспертиза и экспертиза по существу. Формальная экспертиза практически одинакова: ведомство проверяет правильность заполнение и комплектность заявочной документации, наличие всех документов, поступление оплаты пошлин.
Экспертиза по существу также отчасти совпадает: так, например, эксперт проверяет, нет ли у третьих лиц ранее заявленных или уже зарегистрированных прав на тождественные/сходные объекты. Это актуально и для товарного знака, и для промышленного образца.
Наверное, основным требованием, предъявляемым сегодня к объемным товарным знакам, является наличие у них так называемой различительной способности – то есть способности выполнять основную функцию ТЗ: индивидуализировать товары и услуги конкретного производителя на рынке. Таким образом, если форма или упаковка товара обусловлена его функциональностью, являются безальтернативной или традиционной для соответствующей продукции, считается, что она не обладает различительной способностью и не может быть зарегистрирована.
К промышленному образцу другие требования: он должен быть новым и оригинальным. Новизна означает, что совокупность его существенных признаков не известна из общедоступных данных – опубликованных до даты приоритета промышленного образца. Такая новизна должна быть мировой (в то время как для ТЗ действует строго территориальный принцип – то есть только РФ). Под «оригинальностью» понимается творческий характер изделия (так чтобы существенные признаки промышленного образца были обусловлены творческим характером особенностей изделия).
Какой объект интеллектуальной собственности выбрать?
Вопрос о выборе того или иного объекта интеллектуальной собственности – товарного знака или промышленного образца – сегодня все чаще встает перед предпринимателями, желающими получить правовую охрану для упаковки своего товара. Если раньше форма товара, или же упаковка, в большинстве случаев обуславливались функциональным назначением продукции и не отличались особой оригинальностью, то сегодня, в условиях жесткой конкуренции и перенасыщенности рынка, форма и упаковка могут играть ключевую роль в создании и продвижении репутации того или того бренда.
В разработку внешнего вида продукции вкладываются огромные ресурсы, и неудивительно, что предприниматели хотят оградить итоговый результат от неправомерного копирования и недобросовестной конкуренции. И такие права можно защитить либо путем подачи заявки на товарный знак, либо в рамках патентования промышленного образца, либо в результате одновременной регистрации двух этих объектов интеллектуальной собственности для одного и того же трехмерного объекта.
Перед подачей заявок и на товарный знак, и/или на промышленный образец, мы всегда рекомендуем провести предварительные проверки (так называемые «поиски»), которые позволяет оценить шансы на регистрацию и определить, не нарушаете ли Вы права каких-либо третьих лиц на уже зарегистрированные на их имя объекты интеллектуальной собственности. Есть вероятность, что именно предварительные поиски помогут Вам определить, как объект выбрать.
Если серьезных проблем по итогам поисков не обнаружено, мы рекомендуем Вам взвесить все преимущества и недостатки отдельно – товарного знака, отдельно – промышленного образца, о которых сказано выше, и выбрать приоритетный для себя вариант, запустив процедуру регистрации. Однако, есть позволяют ресурсы, мы бы советовали Вам зарегистрировать и то, и другое. Это обеспечит максимальную защиту формы или упаковки Вашего товара. И если с каким-то из объектов возникнут проблемы, и он, например, будет досрочно аннулирован, у Вас останется второй, и это позволит Вам обеспечить свои интересы.
При этом нужно понимать, что сегодня требования к объемным товарным знакам ужесточаются. Все чаще заявители получают отказы на том основании, что у заявляемого обозначения, по мнению ведомства, нет различительной способности. Поэтому для формы товара или объемной упаковки может иметь смысл начать с патентования, а затем – пытаться зарегистрировать и товарный знак.
В любом случае, выбор того или иного объекта интеллектуальной собственности – всегда непростой. И понимание, чем объемный товарный знак отличается от промышленного образца – в теории и на практике – позволит Вам выбрать оптимальную стратегию защиты своих прав. Если у Вас есть вопросы о преимуществах и недостатках этих двух объектов интеллектуальной собственности, или Вам нужна более подробная консультация, которая позволила бы Вам решить Вашу конкретную проблему в этой связи, пожалуйста, оставьте нам свои контактные данные, и мы обязательно свяжемся с Вами и ответим на все интересующие Вас вопросы!
Источник
Промышленный образец и промышленный дизайн — способы патентования
Дизайн товаров широкого потребления и технических конструкций обладает большой экономической ценностью, так как он непосредственно влияет на визуальное восприятие потребителя. Для защиты таких художественных и конструкторских решений от копирования и незаконного использования применяется патентование промышленных образцов. Юридическая защита предоставляется именно дизайну, а не функциональным особенностям, что и отличает промышленные образцы от других объектов патентования – изобретений и полезных моделей.
Что такое промышленный образец
Определение промышленного образца в российских нормативных документах несколько раз менялось. В 1965 г., когда было принято новое Положение о промышленных образцах, под ними понимались объекты, в которых достигается единство эстетических и технических качеств. В начале 90-х гг. XX в. появилось новое толкование – художественно-конструкторское решение.
В современной редакции Гражданского кодекса РФ для промышленных образцов применяется более широкое определение. Промышленный образец – это решение внешнего вида, которое может касаться как промышленных объектов, так и изделий кустарно-ремесленного производства.
Режим предоставления правовой охраны промышленным образцам не является чисто российским продуктом законотворчества. Он используется во всем мире, поэтому, если товар будет продаваться в другой стране, то нужно получить патент в национальном патентном ведомстве этого государства. Не существует единого «международного» патента, который бы защищал дизайн на территории всего мира. Для упрощения процедуры регистрации используется Гаагская система, которая позволяет централизованно, по 1 заявке, получить патент сразу в нескольких государствах.
Узнать подробнее о регистрации промышленных образцов в других странах.
Критерии патентоспособности
Получение патента на промышленный образец невозможно, если не соблюдаются 2 основных условия охраноспособности, указанные в статье 1352 Гражданского кодекса РФ:
- Новизна в мировом масштабе. Это значит, что еще не должно быть решений, аналогичных вашему. Нужно учитывать, что раскрытие информации самим автором (правообладателем) также может лишить разработку новизны, например, если образец изделия экспонировался на выставках или были опубликованы рекламные, информационные материалы в каталогах, печатных изданиях. В России разработчикам дизайна предоставляется льгота по новизне – если заявка в «Роспатент» подана не позднее 12 месяцев со дна раскрытия информации, то патент выдается. Однако, чем больше заявитель затягивает с регистрацией, тем выше вероятность тиражирования дизайна, который легко можно скопировать в современной цифровой среде. Так, например, в Китае постановка новой продукции на массовое производство занимает всего 1 месяц, и утечка информации может лишить вас возможности получить патент. Новизна учитывается только для существенные признаков, которые описаны в статье далее.
- Оригинальность решения. Новый дизайн должен иметь творческий характер. Например, если патентуется дизайн бутылки, то такой ее признак, как резервуар для сбора жидкости, не может получить правовую охрану. Это даст необоснованную монополию заявителю по сравнению с другими производителями.
Для установления этих важнейших критериев патентоспособности проводится информационный поиск перед подачей заявки на регистрацию. Оригинальность и новизна проверяются по заявкам с более ранней датой подачи (приоритетом) и по уже выданным патентам других лиц:
- на изобретения, полезные модели (они тоже могут содержать элементы дизайна), промышленные образцы;
- на товарные знаки.
Существенные признаки промышленного образца
Правовая охрана со стороны государства предоставляется не всем элементам дизайна, а только его существенным признакам. Соответственно, незаконным признается только копирование этих признаков, а не всего внешнего вида. К ним относятся:
- форма, или внешнее очертание изделия, не связанная с его назначением;
- взаимное расположение частей изделия (конфигурация);
- цветовое сочетание;
- узор, орнамент;
- текстура и фактура материала, из которого сделано изделие;
- эргономические свойства, например, легкость выполнения определенных операций с объектом.
Существенные признаки, обладающие новизной, оригинальностью и для которых испрашивается охрана, на чертежах и рисунках выделяются черным цветом, а те элементы, которые не защищаются патентом, – пунктирными линиями.
Объекты патентования
Юридическая защита в качестве промышленного образца может предоставляться самым разнообразным объектам:
- Вешний вид промышленных изделий, машин, конструкций, узлов и отдельных деталей.
- Элементы интерфейса приложений, программ, сайтов (иконки, ярлыки) и весь интерфейс в целом; шрифты.
- Упаковка и ее элементы (этикетки, наклейки).
- Изделия народных промыслов, предметы ручного труда.
- Рисунки, дизайн одежды, фактура поверхностей, принт тканей и другие решения, касающиеся внешнего вида изделий.
Авторы и правообладатели
Автором промышленного образца всегда является физическое лицо. Авторов может быть несколько, и все они должны быть указаны в заявке на регистрацию. При этом нужно учитывать, что автором признается только то лицо, которое внесло творческий вклад в разработку.
После создания дизайна права на него могут быть переданы другому лицу, которое станет его правообладателем. Поэтому в заявке есть 2 графы – для авторов и правообладателей. В отдельных случаях автор не вправе распоряжаться своей разработкой – если она была создана в порядке выполнения служебных обязанностей по трудовому договору (или другим видам договоров).
Право на имя и авторство являются неотчуждаемыми для авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и объектов авторского права. Права на использование разработки могут передаваться по договорам или в порядке общего правопреемства (в результате реорганизации юридического лица, по наследству и другими бездоговорными способами).
Автором промышленного образца может выступать любой гражданин, вне зависимости от статуса и возраста. Заявку от лица недееспособных авторов должны подавать их законные представители (родители несовершеннолетних, опекуны).
Этапы патентования
Регистрацией промышленных образцов в России занимается ФГБУ «ФИПС» (Федеральный институт промышленной собственности), который входит в структуру «Роспатента».
Этап I. Подготовка к подаче заявки, проводится самим заявителем или патентным поверенным:
- Подготовка технической документации для патентования. Выбор классов по Локарнской классификации промышленных образцов.
- Патентный поиск по выбранным классам для определения новизны дизайнерского решения. Для этого используется информационно-поисковая система «Роспатента» и международные системы.
- Подготовка патентной заявки. К ней прикладывается комплект изображений (фотографии, рисунки, иллюстрации, выполненные в графических редакторах), в которых отображены отличительные особенности дизайна.
Этап II. Подача заявки.
- Расчет размера государственных пошлин. Оформление платежных документов, оплата госпошлин.
- Отправка заявки и пакета документов одним из 3 способов: по почте, в системах электронного взаимодействия (на сайте «Роспатента», через портал «Госуслуги»).
Этап III. Документооборот в «Роспатенте».
- Регистрация и публикация заявки в реестре заявок. Здесь можно найти свою заявку по регистрационному номеру и отследить делопроизводство по ней.
- Формальная экспертиза – проверка правильности оформления заявки, комплектности пакета документов, оплаты госпошлин за регистрацию.
- Экспертиза по существу – проверка дизайнерского решения по критериям новизны и оригинальности, а также соответствие другим требованиям закона.
- Регистрация промышленного образца в госреестре, публикация в официальном бюллетене или отказ.
- Выдача патента заявителю.
На каждом этапе заявителю направляется уведомление о результатах проверки, соответствии/несоответствии требованиям регламентов. Эксперт патентного ведомства может направить запрос о предоставлении дополнительной информации (например, если комплект изображений не дает полное представление о дизайнерском решении) с указанием крайнего срока, до которого нужно направить аргументированный ответ. При его отсутствии делопроизводство останавливается, а заявка аннулируется.
Общий срок регистрации составляет в среднем 4-6 месяцев. Получить патент можно по ускоренной процедуре за 2 месяца. Такая услуга предоставляется «Роспатентом» на коммерческой основе.
Государственные пошлины
За регистрацию промышленного образца в «Роспатенте» необходимо уплатить государственные пошлины. Их общая сумма складывается из нескольких составляющих и зависит от количества образцов в заявке:
- Приемка и регистрация заявки в патентном ведомстве, формальная экспертиза – 1 700 рублей (+700 руб.).
- Экспертиза по существу – 3 000 рублей (+2 500 руб.).
- Регистрация в государственном реестре, публикация в официальном бюллетене на сайте «Роспатента», выдача патента в электронном формате – 3 000 рублей.
В скобках указана доплата за каждый дополнительный образец в заявке. По желанию заявителя (это необходимо указать в материалах заявки или направить в «Роспатент» ходатайство) патент может быть выдан на бумажном носителе с гербовой печатью. Госпошлина за эту услугу составляет 2 000 рублей.
Для некоторых категорий заявителей законом установлены льготы (учащиеся, научные сотрудники, единственный автор патента). Подробнее о льготной системе обложения пошлинами вы можете узнать в статье нашего блога «Способы снижения размера государственных пошлин при патентовании».
Указанные госпошлины могут быть легально снижены на 30% при подаче заявки в электронном формате на сайте ведомства или через портал «Госуслуги». Для электронного взаимодействия с «Роспатентом» необходимо получить усиленную электронно-цифровую подпись, установить криптопровайдер, плагин для браузера.
Отправить заявку в электронной системе взаимодействия вы можете в нашем патентном бюро Ezybrand. Подача заявки возможна как непосредственно заявителем, так и его представителем, патентным поверенным, на основании доверенности. Личное присутствие в офисе не требуется, весь документооборот происходит в режиме онлайн.
Узнать подробнее о регистрации промышленного образца в «Роспатенте».
Поддержание патента в силе
Перед патентованием дизайна необходимо учитывать также затраты за поддержание патента в силе. Это значит, что начиная с третьего года со дня подачи заявки нужно платить госпошлину. Ее размер зависит от «возраста» патента и указан в таблице ниже. Длительное поддержание патента для физического лица, единственного автора дизайна, может стать довольно затратным.
Год с момента подачи заявки | Пошлина, рублей | Год с момента подачи заявки | Пошлина, рублей |
Третий и четвертый | 1 700 | 13-й и 14-й | 9 800 |
Пятый и шестой | 2 500 | 15-й, 16-й, 17-й, 18-й | 12 200 |
Седьмой и восьмой | 3 300 | 19-й и 20-й | 16 200 |
Девятый и десятый | 4 900 | Остальные | 24 000 |
Одиннадцатый и 12-й | 7 300 |
При неуплате госпошлины патент аннулируется, а дизайнерское решение переходит в разряд общественного достояния – его может использовать любое лицо. Тоже самое происходит и при истечении всего срока охраны (5, 10, 15, 20 или 25 лет).
Срок правовой охраны
Патент на промышленный образец выдается на срок 5 лет, после чего его можно продлить еще на 5 лет. Для этого нужно направить заявление установленной формы в «Роспатент» и уплатить государственную пошлину, за соответствующий год правовой охраны (указано выше).
Общий срок охраны не может превышать 25 лет. Необходимо отметить, что такой короткий период охраны (5 лет) вполне оправдан, так как дизайнерские решения быстро устаревают, особенно в сфере модной индустрии. В странах Европейского союза охрана предоставляется на еще более короткий срок – 3 года.
Другие способы защиты дизайна
Гражданский кодекс РФ предоставляет и другие возможности для правовой охраны художественно-конструкторских решений и дизайна.
Способ защиты | Преимущества по сравнению с промышленным образцом | Недостатки по сравнению с промышленным образцом |
Нормами авторского права | Права возникают непосредственно в момент создания дизайна и не требуют регистрации. Права действуют на территории всего мира. Долгий срок охраны – в течение всей жизни автора Нет никаких критериев охраноспособности | При возникновении споров трудно доказать первенство, нужно проводить экспертизу. Другое лицо может безнаказанно использовать аналогичное решение, воплощенное в другом художественном выражении (имитация, подражание) |
В виде товарного знака | Более быстрая и простая процедура регистрации. Срок охраны практически не ограничен (при продлении свидетельства через каждые 10 лет). Запрет даже на частичное копирование Не требуется уплата ежегодных пошлин, только через 10 лет за продление, минимум 20 тыс. руб. | Каждое дизайнерское решение нужно регистрировать в виде отдельного товарного знака. Регистрация только на ИП или юридических лиц Госпошлина за регистрацию зависит от количества классов товаров/услуг и может достигать существенной величины |
Ноу-хау (секрет производства) | Срок охраны не ограничен (до раскрытия секрета производства). Не требуется регистрация в «Роспатенте». | Необходимо введение особого режима на предприятии. Используется только для юридических лиц. При раскрытии информации третьим лицам правовая охрана утрачивается. |
Во многих случаях разработка требует комплексной правовой защиты. Например, для новой модели одежды это можно сделать следующими способами:
- дизайн – авторское право или промышленный образец;
- оригинальный механизм застежки-молнии – полезная модель;
- применение особой технологии (например, использование 3D-печати при производстве ткани) – изобретение;
- название нового бренда – товарный знак;
- некоторые элементы одежды – объемные товарные знаки;
- способ обработки ткани, не обладающий патентоспособностью, но представляющий собой коммерческий интерес, – ноу-хау (секрет производства).
Примеры товарных знаков, защищающих дизайн
Для более усиленной защиты одновременно могут применяться сразу несколько способов – авторское и патентное право; закон не исключает такой возможности. Для облегчения доказывания авторства на более раннюю дату используется процедура депонирования в авторских обществах – передача дизайна на хранение в независимую организацию с получением свидетельства.
Узнать подробнее о процедуре депонирования дизайна и художественно-конструкторских решений.
Распоряжение патентным правом
Патент на промышленный образец предоставляет следующие возможности для его правообладателя:
- Исключительное право, или монополия на использование запатентованного дизайна любыми не запрещенными способами: производство и реализация продукции, реклама, хранение и другие.
- Пресечение незаконного копирования, распространения. Взыскание компенсации до 5 млн. рублей с нарушителя исключительных прав.
- Оценка промышленного образца и включение его стоимости в уставный капитал организации.
- Выдача лицензий на использование запатентованного решения другим производителям, получение прибыли за счет лицензионных отчислений.
- Продажа (отчуждение) исключительных прав на патент по договору.
Специалисты патентного бюро Ezybrand помогут выбрать оптимальный вариант защиты дизайнерского решения от плагиата. Мы регистрируем все виды интеллектуальной собственности: от товарных знаков до авторских произведений, а опыт работы наших патентных поверенных – более 10 лет. Получение государственных патентов и свидетельств обеспечивает правовую охрану новых и уникальных продуктов, которые приносят прибыль своему владельцу.
Бондарева Ольга
Патентный поверенный №2104
Патентная деятельность с 2010 года. Основные направления — регистрация товарных знаков, патентование в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрация программ ЭВМ.
Источник