Что значит пролетные птицы

Что значит пролетные птицы

Видовая классификация птиц приведена по Р.Бёме с соавт. (1997) с некоторыми изменениями, подвидовая — по Л.С.Степаняну (1990) и H.Henzel et al. (1995).

Все виды птиц, встречающиеся в пределах области, поделены на 6 групп: гнездящиеся, вероятно гнездящиеся, летующие, зимующие, пролетные и залетные.

Гнездящиеся виды птиц (Группа А и Б) — это виды птиц, с доказанным в пределах области гнездованием. Гнездование считалось доказанным, если наблюдалось строительство птицами гнезда или обнаружено жилое, или нежилое по каким-то причинам гнездо птицы, скорлупа яиц или остатки птенцов, видовая принадлежность которых может быть четко идентифицирована. Из-за невозможности осмотра гнезда в связи с его труднодоступностью или нецелесообразностью его осмотра, а также если гнездо не удавалось обнаружить, заключение о гнездовании птиц делалось на основании их поведения: регулярное пребывания на гнезде взрослых птиц, в особенности с кормом, регулярные однонаправленные полеты к вероятному гнезду с кормом, и от него с остатками пищи и экскрементами, поведение отвода от гнезда или птенцов, нападение на наблюдателя, токовые игры, спаривание. Фактом гнездования считается также обнаружение только что покинувших гнездо птенцов, держащихся выводком, докармливаемым родителями.

Вероятно гнездящиеся виды птиц (Группа В) — это виды, наблюдаемые в пределах области в течение гнездового периода в подходящих для гнездования биотопах, нередко демонстрирующие территориальное поведение, в частности, привязанность к одному участку, пение самца, внутривидовые и межвидовые конфликты, квалифицируемые как территориальные, сформированные пары и т.п.

Летующими видами птиц (Группа Л) являются виды, не размножающиеся в пределах области, но регулярно встречающиеся в летний период.

Зимующими видами птиц (Группа Г) являются виды, не размножающиеся в пределах области, но регулярно встречающиеся в зимний период.

Читайте также:  Что значит нетканые полоски

К пролетным видам птиц (Группа Д) относятся виды, появляющиеся в пределах региона во время миграций (пролета, кочевок) в негнездовой период или во время него.

Залетными видами птиц (Группа Е) считаютс виды, случайно оказавшиеся на территории области по каким-то причинам, пролетные пути и места гнездования которых находятся далеко за пределами области.

Редкий вид — вид, который в силу своих биологических особенностей никогда не сможет достичь того предела численности, при котором он станет обычным, причинами чему могут служить:

  • стенобионтность вида, особенно когда она выражается в обитании вида в узких, часто территориально разобщенных экотопах и в освоении видом малораспространенного кормового ресурса;
  • общая трофическая специализация вида;
  • дисперсное распространение в пределах ареала.

В публикации принято 4 категории редкости видов:

Категория 1 — глобально редкие, то есть редкие в масштабах всего континента и редкие на федеральном уровне, то есть — в России.
Категория 2 — регионально редкие, т. е. редкие в Челябинской области.
Категория 3 — малочисленные, редкие в отдельных природных районах области.
Категория 4 — обычные и многочисленные в области,

Угрожаемый вид — вид, который в силу ряда причин, большей частью антропогенных, характеризуется негативными популяционными тенденциями, выражающимися:

  • в низком успехе размножения вида, не обеспечивающем жизнеспособности популяции;
  • в общем сокращении численности (плотности) вида в течение длительного промежутка времени;
  • в перераспределении вида на размножении, ведущему к деструкции ареала с образованием изолятов.

В публикации принято 4 категории угрожаемости видов:

Категория 1 — глобально угрожаемые, то есть находящиеся под угрозой вымирания в масштабах всего континента и на территории России.
Категория 2 — регионально угрожаемые, то есть находящиеся под угрозой вымирания в Челябинской области.
Категория 3 — угрожаемые в отдельных природных районах области.
Категория 4 — виды с благополучным состоянием в области.

При фаунистической характеристике природных районов использовались понятия “типичный вид” и “специфичный вид”.

Типичные виды (Группа А) — это виды, регулярно гнездящиеся на более чем половине территории области.

Специфичные виды (Группа Б) — это виды, гнездящиеся на территории области не регулярно или регулярно гнездящиеся на менее чем половине территории области или лишь в одном природном районе в пределах региона.

Источник

Методические рекомендации «Перелетные птицы»

Юлия Королева
Методические рекомендации «Перелетные птицы»

Расскажите детям о перелетных птицах.

Перелетные птицы — это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.

Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?

Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.

Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно — лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед — до рыбешек птицам не добраться.

Аисты улетают вереницей — верёвочкой.

Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.

Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком

Ласточки и скворцы улетают стаей. Скученной стаей летят дрозды и другие мелкие птицы.

А кукушки улетают поодиночке.

А весной, когда станет тепло и появятся насекомые, перелётные птицы возвратятся к нам обратно.

Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.

Знать: чем питаются, почему улетают в теплые края.

Обогащение и уточнение словаря:

Существительные: птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка, гусь (дикий, дрозд; стая, косяк, клин, вереница, поодиночке, лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; Внешние признаки,части тела: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки, коготки, хвост.

Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть, летать, улетать, прилетать, перелетать, возвращаться, подлетать, вылетать, ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять.

Прилагательные: дикие, перелетные, водоплавающие, болотные, насекомоядные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края, белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь, утка, проворный, голосистый; журавлиный, утиный, гусиный (косяк, лебединая (песня…Назвать и показать части тела птицы: голова, туловище, лапы, хвост, крылья, клюв, шея. Чем покрыто тело у птицы?

У птиц есть голова, туловище, шея, две лапки, крылья и хвост. На голове — клюв и глаза. Тело покрыто пухом и перьями.

Нарисуй или вырежи изображения перелетных птиц и назови их части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.

Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

Назвать перелетных птиц:лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка.

Спросите ребенка, почему этих птиц называют перелетными; почему они улетают.

Игра «Ответь на вопросы»

Почему птицы улетают в теплые края? (зимой нет корма)

Какие птицы улетают первыми? (которые питаются насекомыми, т. е.насекомоядные: скворцы, соловьи,ласточки: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края)

А последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)

Как называется большая группа птиц? (стая)

Как улетают журавли? (клином) (Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком).

Как улетают цапли, утки? (шеренгой)

Как улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды? (стаей)

Какая птица улетает на юг в одиночку? (кукушки)

Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)

Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)

У каких птиц на лапках перепонки?

У каких птиц длинные ноги?

У каких птиц длинный клюв?

Какие птицы питаются лягушками?

Какая птица живет в скворечнике?

У какой птицы хвостик похож на ножницы?

У какой птицы длинная шея?

Игра «Кто как кричит?»

Утка: «Кря – кря» — крякает

Игра «Подбери слова-действия»

1 вариант: Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо.

Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала) …подлетела.

Птичка из гнезда (что сделала) …улетела; вылетела.

Птичка в гнездо (что сделала…залетела; влетела; прилетела.

Подбери слова-действия (не менее трех действий):

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (кукует, летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда)

Игра «Какой, какая?» Подбери признаки (не менее трех признаков):

Ласточка какая?-(маленькая, чёрная, быстрая, проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная)

Аист какой?-(белый, большой, красивый)

Грач какой?-(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-(маленький, голосистый)

Игра «Как улетают птицывозьми много пуговиц и разложи их так,как улетают:

гуси, утки, лебеди — вереницей;

ласточки, грачи, скворцы — вереницей;

Игра «Птицы улетают на юг — кто и когда?»

Взрослый называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, затем спрашивает ребёнка; если есть предметные картинки, то выкладываются все птицы, затем последовательно убираются)

Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.

Конец сентября – аисты, кукушки.

Середина октября – цапли.

Лебеди, утки, гуси с первыми морозами.

Игра «Чем питаются птицы (полный ответ)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

1523ad8aefb6fa347e2f9d9dce779313bfb11b84-1.jpgИгра «Какая – чем?»

Какая у тебя перелетная птица и чем ты ее угостишь?

У меня соловей. Я угощу соловья ягодами.

У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.

У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.

Игра «Чем мы угостим?». Взрослый называет птицу, а ребёнок должен сказать, чем она питается.

Угощу … грача — червяком, журавля — рыбой, скворца — жуком,

ласточку — комаром, кукушку — гусеницей.

ИГРА «Добавь слово».

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хочу продолжить тему экологического воспитания дошкольников. Особую.

Конспект НОД познание «Перелетные птицы» с презентацией Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: формирование у детей знаний о перелетных птицах. Задачи: учить детей по характерным.

Лэпбук «Перелетные птицы» Последовала Вашему примеру и решила собрать первый лепбук, что из этого получилось увидите и надеюсь дадите рекомендации и оценки данному.

Лэпбук «Перелетные птицы Прибайкалья» Здравствуйте, милые коллеги и гости моей страницы! В прошлой своей публикации я рассказала о своем первом лэпбуке «Растительный мир Прибайкалья»,.

Методическое пособие. «Птицы перелетные и зимующие» Содержание Введение Пояснительная записка Задачи методического пособия ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «ПТИЦЫ – ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ» ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА:.

Проект в средней группе «Перелетные птицы» Проект в средней группе «Солнышко» МКДОУ № 196 «Перелетные птицы» Авторы : воспитатели :Ожева Н. Н,Прилепко Е. А. Описание проекта: краткосрочный,.

Рекомендации для родителей по теме «Перелетные птицы» Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости сайта. В настоящее время мы все перешли на удаленную форму работы, но остаемся на связи с родителями.

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям «Весна. Перелетные птицы» для детей 4–5 лет Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком находитесь большую часть времени дома, постарайтесь провести его с пользой.

Викторина по теме «Перелетные птицы» Доброго времени суток,уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме «Перелетные птицы», которую можно провести в старшей.

Экологический проект для детей 6–7 лет «Перелетные птицы» Автор проекта: воспитатель семейного сада Иванова Наталья Анатольевна Продолжительность проекта: 2 недели Интеграция образовательных.

Источник

Оцените статью