Что значит произвести орфографический разбор

Как выполнить орфографический разбор слова?

Подскажите , как выпол­ня­ет­ся орфо­гра­фи­че­ский раз­бор слова?

Орфографический раз­бор сло­ва — это объ­яс­не­ние всех орфо­грамм в сло­ве. Этот вид раз­бо­ра сло­ва тес­но свя­зан с поня­ти­ем «орфо­грам­ма».
Орфограмма — это напи­са­ние в сло­ве, кото­рое соот­вет­ству­ет опре­де­лён­но­му пра­ви­лу рус­ско­го языка.
Некоторые сло­ва рус­ско­го язы­ка как про­из­но­сят­ся, так и пишутся:
дом, стол, забор, кров­ля.
В этих сло­вах нет орфограмм.
Произношение боль­шин­ства слов рус­ско­го язы­ка не соот­вет­ству­ет их написанию.

Сравним, как пишут­ся и зву­чат слова:

празд­ник [п р а з’ н’ и к]
город [г о р а т]

Вот тогда ошиб­ко­опас­ное место в сло­ве явля­ет­ся орфо­грам­мой, к напи­са­нию кото­рой сле­ду­ет при­ме­нить соот­вет­ству­ю­щее правило.
Выделяют несколь­ко видов орфограмм:

напи­са­ние бук­вы (глас­ной, соглас­ной, про­пис­ной или строчной);
дефис в сло­вах (светло-зеленый, диван-кровать, по-лисьи);
про­бел меж­ду сло­ва­ми раз­ных частей речи (по мосту, в лесу).

Орфограммы могут нахо­дить­ся в любой мор­фе­ме слова:

при­став­ке (избе­гать, при­е­хать);
корне (поло­жить, ука­зать);
суф­фик­се (белиз­на, руле­вой);
окон­ча­нии (в небе, об экс­пе­ди­ции).
Чтобы выпол­нить орфо­гра­фи­че­ский раз­бор сло­ва, при­ме­ним сле­ду­ю­щий алгоритм:

выпи­сать слово;
ука­зать гра­фи­че­ски мор­фе­мы с орфограммами;
под­черк­нуть бук­вы, соот­вет­ству­ю­щие орфограмме;
ука­зать пра­ви­ло и объ­яс­нить (уст­но или пись­мен­но) усло­вия пра­виль­но­го написания;
подо­брать, если необ­хо­ди­мо, про­ве­роч­ное слово;
при­ве­сти при­ме­ры слов с ана­ло­гич­ной орфограммой.

Примеры орфо­гра­фи­че­ско­го раз­бо­ра слов.

Праздник
1. Обозначим корень сло­ва — праздник-.
2. Подчеркнем бук­ву «д» и «и».
3. Непроизносимая соглас­ная в корне. Непроверяемая без­удар­ная глас­ная в корне.
4. Непроизносимую соглас­ную про­ве­рит сло­во «праз­ден». Написание без­удар­ной глас­ной «и» запомнить.
5. Примеры слов с непро­из­но­си­мым согласным:
позд­ний, без­дна, звёзд­ный.

Город
1. В корне сло­ва (обо­зна­чим дугой корень) две орфограммы.
2. Подчеркнем вто­рую бук­ву «о» и «д».
3. Непроверяемая без­удар­ная глас­ная в корне. Проверяемый соглас­ный в корне.
4. Буква «о» пишет­ся в соче­та­нии -оро-. Написание запом­ним. Согласный в корне про­ве­рит фор­ма сло­ва «горо­да» или род­ствен­ное сло­во «горо­док».
5. Примеры слов с конеч­ным про­ве­ря­е­мым соглас­ным в корне:
мор­ковь (сте­бель мор­ко­ви), столб (стол­бы, стол­бик), плуг (плу­ги).

Источник

Что значит произвести орфографический разбор

Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами.

Скошенная — правописание суффиксов причастий.

  1. две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? — скосить): выкрашенный, прочитанный;
  2. суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или гла­голов с основой на согласный: выкрасить — выкрашенный; увидеть — увиденный, сберечь — сбережённый.

Трава, рядами — безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением: трава — травы, рядами — ряд; вода — воды, леса — лес.

Источник

Орфографический разбор слова

Часто, выполняя задания по русскому языку, школьники и студенты сталкиваются с необходимостью произвести орфографический анализ слова. Для этого необходимо знать орфограммы и уметь их анализировать и применять на практике. Орфограмма помогает корректно написать слова в соответствии с правилами или устоявшимися традициями правописания. Подробно разбирая слово, мы выясняем, почему буква пишется так, а не иначе. Сегодня я расскажу, как правильно производить орфографический разложение слова.

Для того чтобы правильно произвести все действия, увидеть в слове орфограмму и корректно применить ее, разработан целый алгоритм.

Порядок орфографического разбора слова

Следуя нижеприведенным действиям, вы правильно выполните орфографическое рассмотрение слова и обязательно получите хорошую оценку. Данный материал пригодится и родителям, занимающимся со своими детьми и помогающим им с выполнением домашних заданий. Ведь, чтобы суметь помочь ребенку, самим родителям необходимо сначала изучить и понять тему.

Нужно увидеть орфограмму

Первым делом, разбирая слово, необходимо увидеть в нем орфограмму. Звуковая и письменная речь очень сильно отличаются друг от друга – многие слова пишутся совсем не так, как воспринимаются на слух. Например, мы говорим “ ша г ”, а слышим “ ша к ”. Без знания орфограмм некоторые так и напишут, как услышат. А можно применить правило и поставить “ шаг ” во множественное число – “ ша г и ”. После выяснения правильной буквы смело пишите слово. Или “ г о ра ” (слышим “ г а ра ”) – образуем множественное число “ г о ры ” и пишем правильно. Один и тот же слышимый нами звук может отображаться на письме другой буквой, например:

  • слышим “и” , а пишем “и” – “п и ла” [п’и]ла , или “е” – “п е сок” [п’и]сок , “я” – “м я сной” [м’и]сной, “а” – ч а сы [ч’и]сы, “э” – “экскаватор” [и]кскаватор ;
  • слышим [крап] , а пишем “краб” , или [купаца] – “купаться”, [щитать] – “считать” .

Поэтому самым правильным будет не писать на слух, а немного подумать и применить орфограмму.

После обнаружения орфограммы в слове нужно подобрать правило, которое поможет верно написать нужную букву. Система правильного написания слов в русском языке базируется на трех принципах:

  • морфемный разбор слова (по составу);
  • использование чередующихся гласных и согласных;
  • принцип, основанный на историческом или традиционном написании слов (здесь главными советчиками выступают словари).

В школах рекомендуется заучивать орфограммы наизусть, как таблицу умножения. Этому могут помочь интересные стихи, позволяющие легко и быстро запомнить орфограмму, например:

Но важно не просто заучивать орфограммы, а еще и понимать, в каких словах они применяются, чтобы при письме, когда сомневаешься в корректности написания слова, проверять себя при помощи правил. Одно из неоспоримых выражений гласит, что нужно больше читать, причем не современные книги, где нередки ошибки, а классику в старых изданиях, где о неправильном написании не могло быть и речи. Этот способ позволит не только приятно провести время с лучшим другом – книгой, но и значительно поднимет уровень грамотности книголюба. Потом при письме у школьника или студента меньше времени уйдет на подбор и применение орфограмм.

Подобрать нужное правило

Основа любого орфографического правила – определение части речи и состава проверяемого слова. Для того, чтобы определить состав слова, нужно произвести его морфемный разбор. В ходе действий условными обозначениями выделяются: окончание, суффикс, корень и приставка . Это нужно для того, чтобы узнать, какую орфограмму следует применить. Ведь, если необходимо проверить правильность написания буквы в приставке, к ней нельзя применять орфограмму для корня, и наоборот. Установить часть речи поможет постановка вопроса к слову или выяснение того, что же обозначается данным словом.

Итак, мы подошли к собственно орфографическому разбору слова. Он осуществляется по следующей схеме:

  • контрольное слово выписывается отдельно и прочитывается вслух;
  • вставляются буквы, пропущенные в слове, или раскрываются скобки;
  • место в слове, где присутствует орфограмма, подчеркивается, а морфема, в которой она находится, выделяется условным обозначением;
  • орфограмма называется вместе со всеми своими признаками: какое место она занимает в слове и почему появилась, возможно ли подобрать проверочное слово, также в письменном либо устном виде объясняются условия ее правописания;

  • указывается проверочное слово (если оно существует), где звук будет звучать более явно и сильно, или структура которого идентична рассматриваемому слову (одинаковые грамматическая форма и морфема), приводятся примеры других слов с этой же орфограммой.

Следуя этой схеме, вы дадите правильный ответ преподавателю и грамотно сделаете орфографический разбор.

Орфографический разбор на примерах

К примеру, в учебнике дано предложение: “ Скош..(н, нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами ”. Необходимо в соответствии с нормами правописания русского языка верно вставить буквы в слова и объяснить, почему именно так (произвести орфографический разбор слов). Следуя вышеприведенной схеме, отвечаем следующее:

  • слово “ скошенная ” – причастие, орфограмма присутствует в суффиксе;
  • слово “ скошенная ” является страдательным причастием, примененным в прошедшем времени, а “ нн ” пишется в таких словах, если для их образования послужили глаголы совершенного вида ( скосить – что сделать?), также – раскрашенный, написанный;
  • суффикс енн пишется в тех причастиях, что образованы от глаголов:
    • основа которых (неизменяемая часть слова, отделенная от формообразующего суффикса и окончания) оканчивается на согласный;
    • оканчивающихся на — ить , — еть ;
  • слова “ трава ” и “ рядами ” имеют в корне слова безударную гласную, которая проверяется постановкой слова под ударение: “ тр а ва ” ставится во множественное число – “ тр а вы ”, а слово “ р я дами ” – в единственное число и именительный падеж “ р я д ”.

Разберем еще один пример: “ Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг ”. Здесь, в отличие от первого примера, орфограммы не обозначены – их нужно найти.

  • “ дож д ь ” – орфограмма находится в парном согласном на конце и проверяется постановкой слова так, чтобы проверяемая буква звучала ясно и четко (в нашем случае это “дож д и”);
  • “ пр о ш е л ”:
    • для буквы “ о ” – приставки не изменяются вне зависимости от их произношения (приставка про- есть, пра- – нет);
    • для буквы “ е ” – если в корне под ударением после шипящих слышится звук “ о ”, то пишется “ е ” ( “прошедший”, “обжег”, “черточка” );
  • “ о св е ж и л ”:
    • для буквы “ о ” – та же орфограмма, что и для приставки в слове “ прошел ” (приставка о- есть, а – нет);
    • для буквы “ е ” – гласная в корне безударная, подбираем проверочное слово под ударением (“ св е жий ”);
    • для буквы “ и ” – правописание “ жи, ши ”;
  • “ в о кру г ”:
    • для буквы “ о ” – правильное написание приставок (приставка во- есть, ва- – нет);
    • для буквы “ г ” – изменяем слово так, чтобы согласная на конце звучала четко и ясно (“ в кру г е ”);
    • производный предлог “ вокруг ” пишется слитно, так как образован от наречия.

Верное понимание и применение орфограмм является одним из залогов правописания в частности и грамотности в целом.

Источник

Орфографический разбор слова

Что такое орфографический разбор слова?

Это письменная либо устная оценка всех имеющихся в слове орфограмм. При таком анализе нужно сначала правильно написать слово, потом отметить место орфограммы, произнести её вслух, а также рассказать, почему вы выбрали именно этот фрагмент слова и каким образом можно сделать проверку.

Орфограмма — это корректное написание слова по правилам русского языка или по принятой традиции.

Множество ошибок в русском языке происходит из-за того, что слово по разному пишется и произносится. Орфографический разбор позволяет избежать подобных ошибок.

Как лучше всего сделать разбор слова?

1) Прочитайте вслух или выпишите то слово, которое хотите проверить.

2) Раскройте скобки, если они есть. Либо поставьте недостающие буквы на место троеточий или пропусков.

3) Выделите орфограмму в слове. Определите и отметьте фонемы в слабых позициях (фонетическая транскрипция). Для согласных это звонкие и глухие буквы, непарные по мягкости и твёрдости, непроизносимые. И безударные буквы, если речь идёт о гласных.

4) Отметьте ту часть слова, где присутствует орфограмма. Подчеркните её или обведите в кружочек.

5) Подберите слово для проверки. В нём фонема должна стоять в сильной позиции. Как вариант — возьмите похожее по построению слово. То есть: с аналогичной грамматической формой и в нём есть такая же морфема. Проговорите слово для проверки и дайте примеры для той орфограммы, которую хотите проверить.

6) Что представляет из себя орфограмма? Назовите её полностью, а также отметьте все основные признаки. Особое внимание стоит уделить условиям возникновения орфограммы, её расположению в слове. Также выясните — насколько реально подобрать подходящее проверочное слово. Здесь нужно сопоставить орфограмму с подходящим правилом и привести его в качестве доказательства.

Рассмотрим три примера: безударные гласные, одинарные и сдвоенные согласные.

1) Безударные гласные:

«П…зировать» (слышится «а»), «т…ла» (слышится «и»), «п…минки» (слышится «а»).

Вставляем недостающие буквы, выделяем и отмечаем орфограммы: «Позировать», «тела», «поминки».

«Позировать», «тела», «поминки» — это слова с безударными гласными в корне. В таком случае нужно либо подобрать правильные проверочные слова, в которых искомые гласные будут находиться под ударением. Либо изменить само слово, чтобы ударение ложилось на проверяемый слог.

Выглядеть это будет вот так:

«Позировать» — «поза», «тела» — «тело», «поминки» — «помнить».

Вывод: во всех случаях («позировать», «тела», «поминки») орфограмма является безударной гласной и находится в корне слова. Проверочные слова мы уже подобрали выше — они имеют такой же корень, как в искомом слове, но ударение ложится на нужный нам слог («поза», «тело», «помнить»).

2) Одинарные согласные:

«Сер…це» (слышится «т»), «ду…» (слышится «п»), «пру…» — как водоём (слышится «т»).

Вставляем недостающие буквы, выделяем и отмечаем орфограммы: «Сердце», «дуб», «пруд».

«Сердце», «дуб», «пруд» — примеры слов с согласными в корне слова. Чтобы понять, какую букву нужно вставить, достаточно изменить слово так, чтобы возле искомой согласной буквы появилась гласная или согласные: «р», «н», «м», «л», «в».

Выглядеть это будет вот так:

«Сердце» — «сердечный», «дуб» — «дубы», «пруд» — «пруды».

Вывод: во всех случаях («Сердце», «дуб», «пруд») орфограмма является согласной в корне слова. Проверочные слова мы подобрали — изменили построение всего слова (сердечный), либо подставили к согласной гласную букву (дубы и пруды).

3) Сдвоенные согласные (составной пример):

«брош…(н, нн)ые др…ва лежат неровными р…дами»

Вставляем недостающие буквы, выделяем и отмечаем орфограммы: «Брошенные дрова лежат ровными рядами».

а) Сдвоенная «н» пишется в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени в том случае, если слово получилось на основе глагола совершенного вида (вопрос «что сделать?» — бросить): «брошенный».

б) Суффикс «енн» употребляют в причастиях, полученных от глаголов, оканчивающихся на -еть, -ить, или глаголов с основой на согласные: смотреть — рассмотренный, бросить — выброшенный, заявить — заявленный.

«Дрова», «рядами» — проверяемая гласная в корне слова. Проверяем с помощью ударения: дрова — дров, рядами — ряд.

«Брошенные» — тут сразу два правила. Сдвоенную согласную ставим, потому что здесь у нас страдательное причастие прошедшего времени. Суффикс «енн» — потому что наше причастие происходит от глагола, оканчивающегося на -ить (бросить).

«Дрова» и «рядами» — в обоих случаях — безударная гласная в корне слова. Проверяем однокоренными словами с подстановкой искомой гласной под ударение (дров, ряд).

Полный результат проверки: «Брошенные дрова лежат неровными рядами».

Источник

Читайте также:  Что значит желтое тело яичника с кровоизлиянием
Оцените статью