Что значит произносится с придыханием

Значение слова «придыхание»

1. Звук, сопровождающий речь, пение и т. п., получающийся при выдохе. Голос у Белинского был слаб, с хрипотою, но приятен; говорил он с особенными ударениями и придыханиями. Тургенев, Литературные и житейские воспоминания. Манечка идет к роялю и без всяких претензий, слабым голоском, с неправильными придыханиями, но не без приятности, поет. Куприн, «Будущая Патти». Придыхание он делал только лишь на знаках препинания. Юрьев, Из воспоминаний о А. Я. Закушняке.

2. Лингв. Фрикативный согласный звук, получающийся в голосовой щели при неполном сближении голосовых связок.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Придыха́ние (аспира́ция, от лат. aspiratio, «выдыхание») — акустический эффект (шум) во время произнесения звука, возникающий, если связки начинают колебаться через значительный промежуток времени (40-100 мс.) после окончания консонантной артикуляции.

Согласные с придыханием называются придыхательные согласные (аспираты). Обычно это шумные взрывные и аффрикаты, реже фрикативные, ещё реже сонанты. Придыхательные согласные в рамках параметра времени начала озвончения (voice onset time — VOT) противопоставляются звонким и глухим согласным.

В одних языках непридыхательные и придыхательные согласные являются разными классами фонем (например, китайский, восточноармянский, индоарийские, древнегреческий), в других — они находятся в дополнительной дистрибуции и являются аллофонами одних и тех же фонем. Последнее характерно, например, для английского, в котором придыхательные согласные произносятся между гласными и перед гласным в начале слова, а непридыхательные — в конце слов и после фрикативных. Например, /t/ в слове tore [tʰɔɹ] придыхательное, а в слове store [stɔɹ] — нет. В то же время существуют языки, в которых согласные во всех позициях являются непридыхательными (например, русский, французский, нидерландский) или же наоборот, придыхательными (немецкий).

Читайте также:  Драфт ответа это что значит

В транскрипции МФА придыхание обозначается с помощью надстрочного знака «h» — [ʰ]: kʰ. Непридыхательные согласные по умолчанию никак не обозначаются, но при необходимости указать отсутствие придыхания можно с помощью надстрочного знака равенства — [⁼]: k⁼.

ПРИДЫХА’НИЕ, я, мн. нет, ср. (лингв.). Звук речи, производимый трением выдыхаемого воздуха о сближенные, но не сомкнутые

голосовые связки или другие части речевого аппарата.

Украинское «г» является придыханием. Произносить с придыханием.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

придыха́ние

1. волнение, священный трепет, раболепие ◆ А это частенько случается за кулисами Большого театра, на этой ярмарке тщеславия, когда с придыханием, лицемерно скажут: «Ты ― гений, старик!» Муслим Магомаев, «Любовь моя — мелодия», 1999 г. (цитата из НКРЯ)

2. лингв. (в фонетике) акустический эффект (шум), образующийся при различной силе выдыхании воздуха во время произнесения звука

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова нелегитимность (существительное):

Источник

САМОУЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Фонетика и грамматика английского языка доступно и подробно.

14 февраля 2020 г.

Придыхание или аспирация в английском языке, как её делать, зачем она нужна

Рассмотрим ещё одно фонетическое явление в области английских согласных. Английские согласные [р], [t] и [k] произносятся с придыханием. Придыхание (аспирация, aspiration) – это одна из типичных черт английского произношения, представляющая собой дополнительный шум, образуемый сильной воздушной струёй, энергично выдыхаемой при образовании глухих смычных согласных.

В русском языке придыхания согласных нет. Поэтому, без соответствующих разъяснений и упражнений, русские учащиеся произносят [р], [t], [k] без придыхания. Отсутствие придыхания вполне заметно, так как английские [р], [t], [k] весьма часто слышатся в самых употребительных словах.

Есть ещё одна, более важная причина, почему следует усвоить правильное придыхание английских [р], [t], [k]: на слух англичан согласные [р], [t], [к], произнесённые без придыхания, ближе к [b], [d], [g], нежели к [р], [t], [к], произнесённым с придыханием.

Более того, непридыхательные [р], [t], [k] могут быть спутаны с [b], [d], [g].

Несмотря на то, что основным отличием [р], [t], [k] от [b], [d], [g] является глухое и более сильное произнесение первых и звонкое и более слабое произнесение вторых, придыхание оказывается весьма существенной чертой, помогающей англичанам отличать [р], [t], [k] от [b], [d], [g]. Например, слово park, произнесённое без придыхания [р], может быть принято за bark и во всяком случае на слух ближе к нему, чем park, произнесённое правильно, т. е. с придыханием [р].

При произнесении [р], [t], [k] голосовая щель во время их «взрыва» открыта. Сильная воздушная струя давит на полную преграду, образованную губами для [р] и языком для [t] и [к]. Мышечное напряжение в месте образования полной преграды слабое.

Если за английскими [р], [t], [k] следует гласный, то в момент «взрыва» этих согласных голосовые связки только начинают сближаться. Таким образом, между «взрывом» согласного и началом гласного успевает пройти часть выдыхаемого воздуха через ещё раскрытую голосовую щель и полость рта. Это и есть придыхание или глухое начало гласного , которое производит впечатление слабого [h].

В русском языке, если за [п], [т] и [к] следует гласный, голосовые связки в момент «взрыва» этих согласных уже сближены и начало гласного неотделимо от «взрыва» [п], [т] и [к].

При произнесении английских [р], [t], [k] в словах нужно увеличить силу воздушной струи. Образуя полную преграду, не следует сильно сжимать губы или энергично прижимать язык к альвеолам и к нёбу.

Начинать гласный нужно не сразу, а чуть вслед за «взрывом» [р], [t], [k], чтобы перед гласным слышался слабый звук выдоха, напоминающий [h] (но не русское [х]).

Звонкие согласные произносятся без придыхания. Они менее энергичны, чем глухие, вследствие более слабой силы выдоха.

Когда за [p], [t], [k] следуют [l], [r], [w], [j] как в please, pray, try, clean, twice, quick, аспирация проявляется в оглушении [l], [r], [w], [j].

Сила придыхания зависит от условий, в которых находится звук. Придыхательность [р], [t], [k] особенно заметна перед долгим гласным или дифтонгом ударного слога, например, в [рʰɑ:k] park, [ʹpʰeɪpə] paper.

Перед кратким гласным и в неударном слоге сила придыхания падает, поскольку краткий гласный и неударный слог требуют обычно меньшего артикуляторного усилия, в связи с чем уменьшается и сила воздушной струи: [pʰɪtʰ] pit, [tʰʌn] tun, [ʹblæŋkʰɪt] blanket.

Насколько сильно придыхание при произнесении [p], можно проследить по колебанию листа бумаги, если его поднести ко рту в момент произнесения этого звука.

Что такое потеря аспирации? Придыхание [р], [t], [k] почти отсутствует в конечной позиции перед паузой [lʌk] luck, а также после согласного [s]. На произнесение [s] затрачивается значительная часть выдоха; сравните [рʰɑ:k] park и [sрɑ:k] spark. Потеря аспирации – это и есть отсутствие придыхания в указанных позициях.

Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!

Источник

Речь с придыханием[6]

Если вы выдыхаете при разговоре воздух и при этом немного понижаете интонацию, речь становится мягче, звучит интимно и чувственно. Так разговаривала Мэрилин Монро. Вы часто слышите, что актриса так разговаривает, когда хочет создать ощущение интимности.

Легкое придыхание может быть привычкой, а не намерением. Поскольку его связывают с интимом, женщину, говорящую так, могут счесть доступной, хотя она совершенно не стремится к этому. (Но давайте признаемся, что именно так мы и разговариваем, когда намекаем на это!) Голос с придыханием может создавать проблемы вам и окружающим: он звучит на низкой частоте, поэтому вас трудно расслышать, артикуляция становится нечеткой, вам не хватает воздуха, потому что он уже израсходован.

Если вы подозреваете, что проблема именно в этом, попросите кого-нибудь послушать, как вы говорите, и пусть они скажут, так это или нет. Как и многие другие привычки, звучание собственного голоса кажется человеку абсолютно нормальным, поэтому нужно, чтобы кто-то другой послушал вас и определил, как звучит ваш голос.

Если вы неэкономно выдыхаете воздух, то будете тратить гораздо больше энергии на производство звука, чтобы более эффективно этот воздух расходовать. Попробуйте делать то, о чем сказано ниже, и фиксируйте результаты, чтобы понять, что именно эффективно для вас.

Чтобы мышцы ваших голосовых складок напрягались сильнее, попробуйте говорить громче – и увидите, что будет. Если при этом голос будет звучать чище, поэкспериментируйте с количеством энергии, которую вы при этом затрачиваете. Пусть вас кто-нибудь послушает и скажет, когда ваш голос будет звучать хорошо (даже если при этом ваше субъективное ощущение будет таким, словно вы кричите).

Ко мне часто обращались за консультацией молодые азиатские женщины, которым с детства внушали, что надо говорить мягким тихим голосом, что повышать голос недопустимо и неженственно. Многие из этих молодых женщин разрывались между нормами поведения, которые приветствовались в семье, и требованиями, которые предъявлялись к ним на рабочем месте или в сфере бизнеса.

Когда Киоко вошла в мой кабинет, она держалась изящно и с достоинством. Потом она заговорила нежным, едва слышным голосом. Днем она работала в крупной компании, а вечером возвращалась в родительский дом. В чем ее проблема, она понимала, но не понимала, что с этим делать. Киоко была вся такая собранная, поэтому я сказала ей, что она молодчина. Для нее это было новое слово, и оно ей понравилось. Она повторяла, расплывшись в улыбке: «Молодчина!»

Киоко усвоила чистый, громкий тон голоса, просто имитируя тот, который я ей демонстрировала, поэтому научилась говорить по-новому без проблем. Но как перенести эту новую манеру речи в рабочую обстановку? Вот в чем вопрос. Тогда мы разработали такую стратегию.

Мы придумали двух персонажей для Киоко, которые символизировали две ее манеры речи, две манеры говорить. Одну звали Ки-око, и она разговаривала так, как обычная Киоко. А вторую звали Молодчина, и она ходила и разговаривала по-другому: спина прямая, взгляд твердый, а голос – уверенный. Мы потренировались, включая то одно, то другое «говорение», когда это было необходимо. Идея заключалась в том, чтобы уважать и сохранить обе культуры и адекватно общаться в каждой из них.

Я подобрала коллекцию сценок из разных пьес и немного изменила их так, чтобы там были оба персонажа – Киоко и Молодчина. Мы читали эти сценки по ролям то от лица Киоко, то от лица Молодчины (в стиле, характерном для каждой из них), чтобы настоящая Киоко смогла легко переключаться с одной манеры говорить на другую. Нам обеим это доставляло огромное удовольствие. Однажды она принесла мне текст доклада по маркетингу, с которым собиралась выступать в тот день, и попросила меня: «Прочитайте его от лица Киоко!» Посмеялась надо мной и потом прочитала его как Молодчина.

Это переключение манер получилось у Киоко великолепно, потому что ее от души поддерживали коллеги по работе, когда она осваивала более четкую манеру речи. Хотя родители Киоко знали, что она молодец, думаю, они не подозревали о существовании Молодчины.

Киоко сумела выработать более решительный голос просто путем имитации (моделей, которые показывала я), но иногда нужно немного потренировать мышцы речевого аппарата, чтобы они смыкались энергичнее, а голос звучал более отчетливо. Вот упражнение, которое вам поможет.

Возьмите в руки стул или что-то тяжелое и вытяните руки перед собой. В такой позе говорите какое-то время вслух, обращая внимание на то, как изменилось звучание вашего голоса. Как только поймаете это ощущение, попробуйте добиться его во время разговора без тяжелого предмета в руках. И снова попросите кого-нибудь послушать, как звучит ваш голос, чтобы понять, добились ли вы нужного эффекта.

Если вы все еще продолжаете говорить с придыханием, обратитесь к лору, чтобы проверить, все ли в порядке. Придыхание может быть признаком несмыкания связок и, в свою очередь, оказаться причиной излишнего расхода воздуха при выдохе. Если так, то чем скорее вы об этом узнаете, тем лучше. Ничего нет страшного в том, чтобы сходить к врачу. Это не больно, не займет много времени, но самочувствие улучшится. Будьте взрослым человеком и не тяните.

Источник

Придыхание

  • Придыха́ние (аспира́ция, от лат. aspiratio, «выдыхание») — акустический эффект (шум) во время произнесения звука, возникающий, если связки начинают колебаться через значительный промежуток времени (40-100 мс.) после окончания консонантной артикуляции.

Согласные с придыханием называются придыхательные согласные (аспираты). Обычно это шумные взрывные и аффрикаты, реже фрикативные, ещё реже сонанты. Придыхательные согласные в рамках параметра времени начала озвончения (voice onset time — VOT) противопоставляются звонким и глухим согласным.

В одних языках непридыхательные и придыхательные согласные являются разными классами фонем (например, китайский, восточноармянский, индоарийские, древнегреческий), в других — они находятся в дополнительной дистрибуции и являются аллофонами одних и тех же фонем. Последнее характерно, например, для английского, в котором придыхательные согласные произносятся между гласными и перед гласным в начале слова, а непридыхательные — в конце слов и после фрикативных. Например, /t/ в слове tore придыхательное, а в слове store — нет. В то же время существуют языки, в которых согласные во всех позициях являются непридыхательными (например, русский, французский, нидерландский) или же наоборот, придыхательными (немецкий).

В транскрипции МФА придыхание обозначается с помощью надстрочного знака «h» — : kʰ. Непридыхательные согласные по умолчанию никак не обозначаются, но при необходимости указать отсутствие придыхания можно с помощью надстрочного знака равенства — : k⁼.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Полугла́сный — в фонетике: звук, близкий к гласному по фонетическим свойствам, но не образующий слога. Чаще всего полугласными являются губные или среднеязычные щелевые сонорные согласные (, , ). Так, в рус. май в абсолютном конце слова среднеязычный сонорный реализуется как полугласный.

Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии для характеристики звонких звуков. В фонетике термин «звонкость (озвончение)» обычно описывает процесс артикуляции звуков, при котором происходит колебание голосовых связок. В фонологии термин «звонкость» может также использоваться для классификации звуков речи по глухости/звонкости. При этом согласные, обозначаемые как «звонкие», могут произноситься и без колебания голосовых связок.

Боковы́е (или латера́льные, от лат. laterālis, «боковой») согласные — это звуки, образуемые проходом воздуха по бокам (или с одного бока) смычки кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твёрдым нёбом. При их образовании происходит сужение прохода вдоль мускулов языка, обычно не вызывающее дополнительных шумов.

Источник

Оцените статью