ВЕРНОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ ИСПРАВЛЯЕМОГО ЗВУКА В ИЗОЛИРОВАННОМ ВИДЕ
«Прежде всего надо было понять, при каком положении рта, губ, языка создаются правильные звуки согласных».
Приступим к рассмотрению работы по исправлению наиболее часто искажаемых звуков, подробно останавливаясь на каждом из них в отдельности. · ·
РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ «С». «3».
Звук «С» — правильная артикуляция:
При верном произнесении звука «с» органы артикуляции работают следующим образом:
Губы полураскрыты, уголки рта слегка растянуты в стороны.
Нижняя челюсть слегка опущена, расстояние между верхними и нижними резцами 1-1,5 мм. Язык распластан, имеет лопатообразную форму, слегка выгибается вверх по направлению к твердому небу.
Бока языка прилегают изнутри к верхним боковым зубам и одновременно касаются нижних зубов. По средней продольной линии передней части спинки языка образуется небольшое углубление. У верхних боковых резцов контакт между боковыми краями языка и зубами прекращается. Передняя часть спинки языка выгнута вверх и как бы стремится к альвеолам верхних зубов. Между языком и альвеолами образуется щель.
Кончик языка заткут вниз и касается нижних резцов и частично альвеол.
Воздушная струя проходит через щелевое сужение по созданному языком легкому продольному углублению, и между резцами образуется звук «с».
При произнесении мягкого «с» больше приподнимается вверх средняя часть спинки языка.
Звук «з» образуется при таком же положении органов артикуляции, как и «с», только язык менее напряжен и в работу включаются голосовые связки. Кончик языка слегка вибрирует.
Варианты искажения звука «с». · В живой речи варианты произнесения этого звука крайне разнообразны, но при воспитании навыков сценической речи обычно приходится устранять недочеты, которые условно можно разделить на четыре группы: ·
1. Встречаются резко искалеченный «ТУПОЙ ЗВУК «С», оттенки искажения бывают всевозможного характера.
3. Свистящее «С». Звук «с» подсвистывает, этот призвук раздражающе действует на слушателя, «с» как бы смешивается с «ц», в большинстве случаев это «с» бывает немощным, «жиденьким».
4. Неслышное, пропадающее «с». Рассмотрим, при каких условиях возникают искаженные свистящие и каким способом они нормализуются.
Тупое «с»· Тупое «с» возникает, если будет иметь место один из перечисленных ниже случаев. ·
1. Кончик языка будет попадать между передними зубами, слегка выдвигаясь наружу, язык при атом плоский.
2. Кончик языка упирается изнутри в сомкнутые зубы, язык также пластообразный, ровный.
В обоих случаях неверное положение занимает и тело языка, и кончик. Инертно все тело языка.
3. Боковые края языка недостаточно плотно прилегают к боковым зубам, так как язык значительно смещен вниз по сравнению с необходимым: лежит на дне ротовой полости и не выгибается вверх. Кончик же языка может быть загнут вниз. Таким образом кончик языка занимает верное положение, но пассивны средний и задний отрезки краев языка.
4. Язык несколько выше приподнят, чем в предыдущем случае, и его средние и задние бока касаются коренных зубов. Кончик языка лежит у нижних зубов. Однако отсутствует или недостаточен подъем передней части спинки языка к альвеолам, т.е. пассивна передняя часть спинки языка. Получающийся звук воспринимается как «беззубое» «с».
5. Верхняя или нижняя губа, или обе вместе «прилипают» к зубам, перекрывают путь выходящей воздушной струе, я своей массой как бы — доедают, поглощают остроту, звонкость этого звука: «с» становится темным, глухим, тупым, (иногда инертные губы способствуют возникновению «пришептывания»).
Исправление тупого «с». · 1. При тупом «с» обычно крайне пассивен язык, поэтому, осваивая правильное произнесение, следует заняться гимнастикой языка. ·
Полезно, подготавливая аппарат для произнесения правильного «с», использовать «жевание» языка. Боковые зубы слегка сжимают широкий упругий язык, а он препятствует давлению, как бы пружиня. Кончик языка при этом находится у передних резцов, а бока выходят за пределы зубов; расстояние между зубами во время максимального — но не болезненного — нажима на язык 1,2 см. Затем «раздвигайте» языком сомкнутые боковые зубы в стороны (язык пружинит уже в горизонтальном направлении). Этими упражнениями тренируется чувствительность боковых краев языка и управляемость их движениями.
2. Подготовив таким образом мышцы языка, осваиваем описанную выше артикуляционную установку, характерную для правильного произнесения звука «с».·
Следим, чтобы нижняя челюсть была слегка выдвинута вперед по сравнению с положением покоя: нижние резцы должны находиться под верхними, на одной с ними вертикальной прямой.
3. Установив должным образом органы артикуляции, осторожно продуваем воздух по небольшому углублению, расположенному по средней продольной линии языка. ·
Губы не должны встретиться на пути следования проходящей между резцами воздушной струи. Они слегка расходятся вверх и вниз, будто «распахиваются», освобождая ей дорогу. При выполнении описанных условий образуется звук, обладающий обязательными признаками, характерными для правильного согласного «С».
В этот период образование данного звука должно быть чисто механическим: создается определенная артикуляционная конструкция, по которой продувается выдыхаемая воздушная струя. Если, используя новую артикуляционную установку, начать стараться произнести правильный речевой звук «с», то вновь осваиваемое положение органов артикуляции будет разрушено старыми неверными навыками произнесения этого согласного.
В первый период работы по исправлению дефектного звукопроизношения мышечные ощущения, сопровождающие работу нашего артикуляционного аппарата, часто обманывают нас: действительное положение органов артикуляции не соответствует кажущемуся, представляемому. Мышечные ощущения только со временем будут нами анализироваться безошибочно. В связи со сказанным артикуляционный тренаж и последующая работа по освоению верной артикуляционной установки должны обязательно проводиться с зеркалом, т.е. руководящая роль в этой работе должна отводиться зрительному контролеру.
«Зрение является одним из важнейших естественных привычных регуляторов в нашей деятельности. Вследствие анатомо-физической связанности зрительных систем мозга со слуходвигательными, оно является прекрасным контролером, содействующим выработке правильного кожно-мышечного чувства в артикулярных аппаратах. Зрительный контролер не только уточняет, но и усиливает движение» — читаем мы в «Логопедии» М.Е.Хватцева. («Логопедия», 1951, с.93). Таким образом в работе по перевоспитанию речевых навыков нашим помощником должно стать зрение, особенно поначалу. ·
Если верное произнесение звука «с’ в изолированном виде будет усвоено, учащийся может приступить к следующему этапу работы — включению исправляемого звука в речь.
Трудности исправления тупого «с» и способы их преодоления· Иногда при исправлении тупого «с» студенту довольно долго не удается «нащупать»нужное положение языка. Он не может заставить приподняться вверх тело языка, не может наладить контакт между задней частью спинки языка и коренными зубами, ют у него недостаточно приподнимается к альвеолам передняя часть спинки языка. Добиться верного положения ему мешает вялость мышц языка. ·
Кроме того, нередко студенту бывает трудно расценивать произносимый «по-новому» звук «с» как механический, не связанный с речью.
Сознательно приподнятая и слегка выгнутая вверх спинка языка при продувании воздуха по желобку языка и при намерении верно произнести дефектный звук «с» не удерживается в нужном положении. Она выравнивается, возвращаясь в привычное, пластообразное состояние. В этих случаях необходимо заняться специфическими упражнениями. В практике работы со студентами мы используем взаимосвязь речи с моторикой всего тела. Определенные .движения рук, ног и туловища помогают активизировать речевой аппарат и влиять на работу его органов.
Источник
Игры для автоматизации звуков (изолированно и в слогах)
Клебанова Мария Александровна
Игры для автоматизации звуков (изолированно и в слогах)
Этап автоматизации звуков каждому ребенку дается по-разному: кому-то достаточно в течение одного занятия отработать новый звук, кому-то приходится это делать из занятия в занятие. Работа эта непростая, однообразная и утомительная. Особенно, если автоматизировать приходиться изолированный звук или слоги с новым звуком.
Звуки и слоги, в отличие от слов, не несут никакой смысловой значимости: их нельзя увидеть, потрогать, поиграть. Их можно только слушать и повторять. Поэтому обычно мотивация к занятиям падает, ребенок быстро устает и отвлекается. Однако, всем известно, что не закрепив звук отдельно, невозможно перейти к слогу, не закрепив звук в слогах — к слову и т. д. Перед логопедом и родителями стоит непростая задача: удержать внимание и отработать звук столько раз, сколько потребуется для его автоматизации. В связи с этим, необходимо использовать приемы, которые заинтересуют ребенка и превратят утомительный процесс автоматизации в веселую игру.
«Забавный кубик»
Для этой игры используется обычный игральный кубик. Ребенок бросает кубик и повторяет нужный звук (слог) столько раз, сколько точек выпадет на кубике.
При работе с неговорящими детьми, а также с детьми младшего дошкольного возраста, дети должны ставить пальчик на каждую точку и произносить определенный звук. В более старшем возрасте — считают количество точек и произносят звук нужное количество раз.
Игру можно превратить в соревнование, если автоматизировать звук в паре или группе.
«Пиши-стирай»
Для этой игры можно использовать магнитно-маркерную доску, либо детскую магнитную доску с палочкой. Ребенок рисует символ звука на доске и одновременно произносит звук. Например, рисует шарик и произносит /Ш/-шарик надули, затем губкой стирает и тоже произносит /Ш/-шарик лопнул (змейка — /С/, облачко/пар — /П/, барабан — /Б/, машинка — /Р/, пароход/самолет — /Л/).
Также можно использовать буквы, что служит одновременной подготовкой к обучению грамоте.
«Пирамидки» и «Вкладыши»
Эти пособия можно использовать в работе с детьми от 2 до 7 лет. Основная задача — произносить звук (слог) и одновременно ставить фигурку на свое место. Игру можно изменить и попросить ребенка сортировать фигуры по цветам и произносить на каждый цвет определенный слог (например, красный — /ЛА/, зеленый — /ЛО/, синий — /ЛУ/, желтый — /ЛЫ/, либо по формам.
Вкладыши можно сортировать по рядам: собирая верхний ряд, произносить /ЛА/, средний — /ЛО/, нижний /ЛУ/ и т. д.
Для этой игры понадобится маленькая игрушка (например, из киндера) и набор счетного материала. От игрушки до домика нужно выложить дорожку из геометрических фигур. Задача ребенка — правильно произносить звук (слог) и одновременно двигать игрушку на один шаг вперед. Если ребенок произнесет звук неправильно, он возвращает фигурку на шаг назад.
Игру можно разнообразить, добавив «друзей», которые хотят прийти в гости к герою и которым тоже нужно помочь.
«В поисках сокровищ»
Для этой игры можно использовать цветные камешки, бусинки, ракушки. Вариантов заданий много: за каждый правильно произнесенный звук камешек достается ребенку, за неправильный — взрослому; собрать определенное количество камушков в коробку; произносить звуки (слоги, наполняя кузов грузовичка; доставать камешки из мешочка только определенной формы или текстуры; искать камешки в песке (рисе, фасоли) и произносить нужный звук.
Пусть Ваши занятия с ребенком будут полезными и интересными!
Спасибо за внимание!
Картотека «Упражнения для автоматизации звуков [Р] и [Л]» В своей работе я использую материал, который позволяет отработать звуки р и л. Благодаря стихотворной форме, материал лучше усваивается.
Конспект занятия «Автоматизации звука [ш] в слогах» Тема: «Автоматизация звука «Ш» в словах» Цели: Образовательные: 1) автоматизация звука «Ш» в словах 2) развивать подвижность артикуляционного.
Чистоговорки для автоматизации звуков Чистоговорки собственного сочинения для автоматизации звуков Звук Ж Жа- жа- жа, Есть ежата у ежа. Жи- жи- жи, Ёжик, носик покажи. Жу- жу.
Логопедический коврик для автоматизации звуков Логопедический коврик для автоматизации звуков. Цель: автоматизация звуков, развитие мелкой моторики, развитие пространственной ориентировки,.
Игры для автоматизации звуков Игровые приёмы автоматизации звуков. (варианты игр) Учителя-логопеды: Бодрова Галина Васильевна Лактионова Наталья Николаевна МДОУ «Детский.
Игры для автоматизации звуков речи У детей, имеющих речевые нарушения, автоматизация звуков вызывает особые затруднения. Результат коррекционной работы будет зависеть от того,.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах для детей средней группы «Автобус» Задачи: — автоматизировать звук с в начале слова; — учить произносить звук с в конце слова; — продолжать учить определять позицию звука.
Приемы автоматизации звуков в коррекционной работе учителя-логопеда. Игры с песком, логопедическая игра «Ходилки» ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ с песком Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную.
Таблицы для автоматизации звуков Таблицы для автоматизации звуков (инструкция по применению таблиц) 1. Логопед сообщает ребенку, звук с которым мы сегодня будем играть.
Загадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.
Источник
Что значит произносить звук изолированно
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного
аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать
его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других
звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка,
произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного
произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и
закрепляете новый правильный.
1 Ошибка. Звук начинают автоматизировать, когда ребенок его изолировано его
произносит нечетко.
Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок
может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.
2 Ошибка. Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.
Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо
выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную
гимнастику . Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют
правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.
3 Ошибка. Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.
Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в
речи, а так же звуки, принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен
фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным
фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться
произнести один звук вместо другого.
Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать
одновременно:
· звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);
· губно-зубные звуки (В, Ф);
· сонорные звуки (Р, Л);
· заднеязычные звуки (К, Г, Х).При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно:
· звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных;
· звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных;
· звуки Д, Т и сонорные звуки
4 Ошибка. Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же
используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).
Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой
последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных
позициях, затем — в более сложных.
Последовательность автоматизации звуков:
Автоматизация звука в слогах:
· открытых слогах (ША, ШО, ШУ);
· закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);
· в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).
Автоматизация звука в словах:
· в начале слова (шапка, шея);
· в конце слова (камыш, финиш);
· с средине слова (ошибка, машина);
· в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).
Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).
Автоматизация звука в стихотворениях.
Автоматизация звука в скороговорках.
Автоматизация звука в самостоятельной речи.
5 Ошибка. Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа
артикуляции.Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией
звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за
взрослым, и смотрел как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы
ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед
зеркалом. А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук
(например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).
6 Ошибка. Звук автоматизируется на одном и том же материале.
Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий,
необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не
следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к
автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4
занятий.
7 Ошибка. Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.
Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный
речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, никакие звуки вы ребенку не
автоматизируете.
8 Ошибка. Звук автоматизируют без показа наглядного материала.
Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность. Чтобы процесс
автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки,
используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные
картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком
Источник