«Об образованиии в Российской Федерации»
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
Вы здесь
К сожалению, непосредственного ответа на то, что из себя представляет «профиль педагогической деятельности», в Российском законодательстве не содержится. Однако с опорой на другие нормативные правовые акты и материалы судебной практики можно ответить на вопрос о том, как именно педагогические работники могут реализовывать их право на дополнительное профессиональное образование, закрепленное в п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании».
В первую очередь, можно обратиться к тексту статьи 76 ФЗ «Об образовании». Так, в ч. 2 ст. 76 данного закона указано, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В соответствии с ч. 4 ст. 76 ФЗ «Об образовании», программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Согласно ч. 5 ст. 76 ФЗ «Об образовании», программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное профессиональное образование педагогических работников может быть направлено на повышение уровня их квалификации по уже освоенным навыкам/компетенциям (например, преподаваемый предмет), или же может заключаться в изучении лицом совершенного нового для него направления. Этот вывод также подтверждается положениями Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении порядка и организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», в котором приводятся ссылки на упомянутые выше положения ФЗ «Об образовании».
Теперь стоит более подробно рассмотреть вопрос содержания дополнительных образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников. Так, в ч. 9 ст. 76 ФЗ «Об образовании» указано, что содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Вышесказанное подтверждается и материалами судебной практики. Например, в одном из своих решений Федеральный Арбитражный Суд Московского округа касательно дополнительного профессионального образования указал следующее: «…Следовательно, вывод суда о том, что повышение квалификации в части правовых основ системы здравоохранения полностью соответствует основному профилю образовательной деятельности заявителя, поскольку правовые знания в области здравоохранения относятся к обязательным квалификационным требованиям специалистов сферы здравоохранения, обоснован»[1]. Несмотря на то, что в описанном постановлении поднимались вопросы дополнительного образования медицинских работников, правило о том, что дополнительное профессиональное образование является соответствующим профессиональному профилю деятельности в случаях, когда получаемые в ходе такого образования знания относятся к квалификационным требованиям определенной специальности, применимо и к педагогическим работникам.
Соответственно, для того, чтобы выяснить какую направленность должно иметь дополнительное профессиональное образование в целях соответствия профилю педагогической деятельности, необходимо обратиться к квалификационным требованиям, установленным к педагогическим работникам. Существует Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в который включен раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В данном нормативном правовом акте закреплены должностные обязанности и требования к квалификации следующих категорий педагогических работников: учитель, преподаватель, педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре. Полный перечень должностей Вы можете посмотреть в указанном Приказе.
Можно в качестве примера рассмотреть квалификационные характеристики должности «Учитель». Так, учитель, в соответствии со своими должностными обязанностями, осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. И это далеко не полный перечень обязанностей учителя.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в профиль педагогической деятельности включаются те функции и обязанности, которые содержатся в квалификационных характеристиках для конкретных педагогических должностей. Соответственно, по перечисленным в указанных характеристиках направлениях деятельности педагогический работник и может получать дополнительное профессиональное образование.
Непосредственного ответа на то, что подразумевается под определением «профиль педагогической деятельности», в Российском законодательстве не содержится. Однако ответить на вопрос о том, как именно педагогические работники могут реализовывать их право на дополнительное профессиональное образование, закрепленное в п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании» можно путем анализа нормативно-правовых актов.
Согласно ч. 2 ст. 76 ФЗ «Об образовании», дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В соответствии с ч. 4, программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Согласно ч. 5, программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное профессиональное образование педагогических работников может быть направлено на повышение уровня их квалификации по уже освоенным навыкам/компетенциям (например, преподаваемый предмет), или же может заключаться в изучении лицом совершенного нового для него направления. Этот вывод также подтверждается положениями Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении порядка и организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», в котором приводятся ссылки на упомянутые выше положения ФЗ «Об образовании».
Касательно вопроса содержания дополнительных образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников. Так, в ч. 9 ст. 76 ФЗ «Об образовании» указано, что содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Соответственно, для того, чтобы выяснить какую направленность должно иметь дополнительное профессиональное образование в целях соответствия профилю педагогической деятельности, необходимо обратиться к квалификационным требованиям, установленным к педагогическим работникам. Существует Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в который включен раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В данном нормативном правовом акте закреплены должностные обязанности и требования к квалификации следующих категорий педагогических работников: учитель, преподаватель, педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в профиль педагогической деятельности включаются те функции и обязанности, которые содержатся в квалификационных характеристиках для конкретных педагогических должностей. Соответственно, по перечисленным в указанных характеристиках направлениях деятельности педагогический работник и может получать дополнительное профессиональное образование.
Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ Лосева Сергея Леонидовича
[1] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.09.2005 по делу N КА-А40/9045-05 // Электронный доступ: СПС «Консультант Плюс»
Источник
Виды профилей педагогического образования
Педагогическое образование является обширной и разноплановой специальностью, в которой имеется множество различных профилей и профессий. Сегодня мы поговорим о самых популярных из них.
Педагогическое образование является обширной и разноплановой специальностью, в которой имеется множество различных профилей и профессий. Сегодня мы поговорим о самых популярных из них.
Дошкольное образование
Данная учебная программа предназначена для бакалавриата. Изучить её можно как в вузе, так и сузе. Хотя стоит заметить, что учебные программы в данном случае всё-таки будут немного отличаться друг от друга. Дошкольное образование является достаточно популярным педагогическим профилем и, конечно же, очень нужным и важным. Так как характер и привычки ребёнка, а также различные важные навыки, начинают формироваться именно в детстве, нужно чтобы в этот период с детьми находились не только родители, но и люди со специальным педагогическим образованием. Именно работники детского сада могут помочь развить творческие наклонности ребёнка, а также помочь ему в социализации. Особенно, если ребёнок не хочет идти на контакт со внешним миром. Отучившись на данном профиле можно стать методистом по дошкольному образованию, репетитором, няней, а также воспитателем.
Физическая культура
Этот профиль подойдёт в первую очередь тем, кто любит заниматься спортом, а также всячески самосовершенствоваться и достигать поставленных целей. Поступить на «физическую культуру» можно как на базе девяти, так и одиннадцати классов. При обучении у учащегося появится не только возможность получить основные фундаментальные знания, но и разработать собственный методический комплекс, что вполне сможет помочь при работе с детьми. Так как при преподавании вы уже будете придерживаться определённой системы. Если вы имеете активную жизненную позицию, и в то же время сочетаете в себе страсть к спорту с любовью к детям, то вы вполне можете попробовать стать фитнес-инструктором, учителем физкультуры, спортивным комментатором или, например, тренером.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Изобразительное искусство
Если вы творческий человек и любите рисовать, то можете попробовать себя в профессии учителя рисования. Возможно, что вы сможете пробудить творческое начало в своих учениках, а также откроете в ком-то настоящий талант живописца. Данная учебная программа осуществляется на базе бакалавриата и также имеет два варианта прохождения обучения. Так как вы можете поступить в этом случае как в университет, так и, к примеру, в художественное училище. Помимо этого, стоит заметить, что педагогический профиль «изобразительное искусство» довольно широкий сам по себе, поэтому необязательно идти работать в школу. Ведь кроме профессии учителя рисования вы можете проявить себя в качестве дизайнера, декоратора, художника и т. д.
Английский язык
Данный профиль также относится к бакалавриату. В отличие от предыдущих рассмотренных ситуаций сюда можно поступить только на базе одиннадцати классов. Стоит заметить, что данный профиль является узконаправленным, так как вся ваша дальнейшая деятельность в школе будет связана с теорией и практикой английского языка. Но в то же время, если вам не захочется преподавать, то вы всегда сможете устроиться переводчиком, репетитором, лингвистом, имиджмейкером, журналистом, корректором и т. д.
Начальное образование
Данное направление педагогического образования также основывается на базе бакалавриата. Поступить на учителя младших классов можно только после окончания одиннадцати классов. Подобное направление профессиональной подготовки подойдёт тем, кто хотел бы заниматься с дошкольниками, а также учениками младших классов. Стоит помнить, что учитель младших классов является комплексной профессией, так как преподавателю в начальной школе, в отличие от своих коллег-предметников приходится вести абсолютно все основные предметы.
Выводы
В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что любой образовательный педагогический профиль не препятствует работать не по специальности. Поэтому, если у вас не получится построить педагогическую карьеру, то вы всегда можете попробовать себя на любом другом поприще. К тому же, даже внутри одного образовательного профиля зачастую можно обнаружить сразу несколько различных вариантов. Главное — пробовать и не бояться ошибиться! Так как сложно сказать насколько та или иная профессия является вашей пока вы полностью не окунётесь в неё.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник