§ 5. Профессиональное становление личности
В процессе профессиональной деятельности происходит
профессиональное становление личности.
Профессиональное становление — это, с одной стороны, про¬цесс формирования отношения к профессии, степень эмоцио¬нально-личностной вовлеченности в нее, с другой — накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершен¬ствование и приобретение мастерства.
В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, про¬фессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельно¬сти. Результатами каждого этапа профессионального становле¬ния являются соответственно выбор профессии, профессиональ¬ная компетентность (обученность, умелость), профессиональное мастерство и творчество.Графически эти этапы можно представить следующим образом:
Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления. Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возможностями (профессиональное самоопределение) должен ; быть сделан к моменту окончания общеобразовательной школы. Затем формируется профессиональная компетентность. Термин «компетентный* в словаре С.И. Ожегова толкуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-то области».
Под профессиональной компетентностью понимается глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального труда, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Таким образом, профессиональная компетентность предполагает профессиональную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Кратко профессиональную компетентность можно определить как уровень мастерства, которого достиг человек на пути профессионального совершенствования. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них — уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в школьные годы.
Профессиональное мастерство — это высший уровень овладе¬ния профессиональной деятельностью.
Профессиональное мастерство не сводится только к профес¬сиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования лично¬сти человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Профессиональное мастерство обусловлено такими личностными качествами, как широкие общественные интересы, профессио¬нальные знания и умения, обеспечивающие успешное выполнение сложной трудовой деятельности; высокий уровень обшей и техно¬логической культуры; профессиональная мобильность; самостоя¬тельность и высокая профессиональная устойчивость; стремление к самосовершенствованию: творческий подход к работе.
Восхождение к мастерству — процесс сложный и длительный. Немало времени и сил потребуется человеку, чтобы достичь вер¬шин в профессиональной деятельности.
Но, к сожалению, есть люди, которые «довольствуются ма¬лым», просто выполняют свои функциональные обязанности, не стремясь достичь высоких профессиональных результатов. Причи¬ны тому могут быть разные. Среди них — неудачное профессио¬нальное самоопределение, недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности) и др. Необходимо помнить, что потенциальные возможности человека велики, и каж¬дый может стать мастером своего дела.
Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.
Профессиональное творчество — это создание человеком нового, оригинального продукта в ходе профессиональной деятельности.
Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его со¬держания. Любая творческая деятельность, в том числе профессио¬нальная, — создание объективно и субъективно нового.
Объективно новое — это все то, чего не было в истории чело¬вечества.
Субъективно новое — это все то, что является новым для данно¬го человека или группы людей (например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность но¬вых средств, способов и приемов, расширение границ функциони¬рования и многое другое).
Профессиональное творчество, как правило, начинается с соз¬дания субъективно нового. Наиболее ярко профессиональное творчество проявляется в изобретательстве и рационализаторстве. Все блага нашей цивилизации, без которых человечество не мыс¬лит свое существование, созданы на основе технологий и технических средств, которые изобретены творческими людьми. Раньше считалось, что творчество, изобретательство — удел избранных, отмеченных от рождения талантами. Сейчас известны миллионы изобретателей и рационализаторов, которые в результа¬те долгой работы по своей специальности развили творческие спо¬собности и стали «двигателями прогресса» своего времени.
Современному человеку трудно представить, что почти все ок¬ружающее его, что сейчас стало простым и привычным, всего 150—200 лет назад считалось невозможным. Это касалось элек¬тричества и фотографии, передачи звука и изображения, автомо¬билей и летательных аппаратов и много-много другого.
«Невозможно» — этот коварный барьер возникает в сознании изобретателя, когда он отступает от задачи, которую до него пыта¬лись, но не смогли решить признанные авторитеты. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается, прежде всего, с преодо¬ления этого барьера «невозможности и непосильности».
Не нужно забывать, что каждому человеку свойственны фанта¬зия, воображение, способность к созданию представлений и мыс¬ленных ситуаций не существующих в реальности. И часто из слов «как в сказке» рождались самые смелые проекты.
«Гиперболоид инженера Гарина» совсем недолго был фантази¬ей А.Н. Толстого. Басов, Прохоров и Гаут — авторы лазера — сдела¬ли фантазию реальностью. Поэтому развитие способности к творчеству — совершенно посильная и осуществимая задача. Каждый может стать творческим человеком, если будет стремиться созда¬вать новое, еще небывалое на благо других людей и самого себя.
Профессиональное становление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективно новое, субъективно новое.
Термины! Профессиональное становление, профессиональная компитентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективное новое, субъективно новое.
Практическая работа. Составьте перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать человек избранной вами профессии.
1. Назовите основные этапы профессионального становления личности.
2. Что такое профессиональная компитентность?
3. Что следует понимать под профессиональным мастерством?
4. Раскройте содержание профессиональго творчества.
Источник
МАСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
психическое образование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «МАСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ» в других словарях:
Мастерство военное — высокая профессиональная и специальная подготовленность воина и воинского подразделения к выполнению боевых задач. Уровень М.в. выражается в классности специалиста. Мастерство профессиональное психическое образование, проявляющееся в высоком… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Профессиональное училище №6 им. П.А. Кайкова — Год основания 10 февраля 1926 года Тип НПО Директор Гудкова Галина Александровна … Википедия
Профессиональное образование — Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования: одно классическое, для так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО — высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определенным видом профессиональной деятельности; характеризуется качеством выполнения работы, высокой производительностью труда, профессиональной самостоятельностью, культурой труда и… … Профессиональное образование. Словарь
художественное мастерство — профессиональное умение художника использовать все средства и возможности данного вида искусства для создания художественно совершенных произведений. Рубрика: Автор и художественное творчество Прочие ассоциативные связи: изобразительно… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – специфический процесс его личностно профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Список награждённых медалью Нестерова — Приложение к статье Медаль Нестерова Содержание 1 Республика Бурятия … Википедия
Список кавалеров ордена Франциска Скорины (с 2007) — Основная статья: Орден Франциска Скорины Орден Франциска Скорины Орден Франциска Скорины один из орденов Белоруссии. Учреждён Верховным Советом Республики Беларусь в 1995 году. Присуждается либо за развитие белор … Википедия
Медаль Нестерова — Медаль Нестерова … Википедия
Список Героев Украины — Содержание 1 Неоднократные герои 2 Статистика 3 1998 год 4 … Википедия
Источник
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .
Смотреть что такое «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО» в других словарях:
Профессиональное училище №6 им. П.А. Кайкова — Год основания 10 февраля 1926 года Тип НПО Директор Гудкова Галина Александровна … Википедия
Мастерство военное — высокая профессиональная и специальная подготовленность воина и воинского подразделения к выполнению боевых задач. Уровень М.в. выражается в классности специалиста. Мастерство профессиональное психическое образование, проявляющееся в высоком… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Профессиональное образование — Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования: одно классическое, для так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МАСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – психическое новообразование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности. М. п. – необходимый компонент… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
художественное мастерство — профессиональное умение художника использовать все средства и возможности данного вида искусства для создания художественно совершенных произведений. Рубрика: Автор и художественное творчество Прочие ассоциативные связи: изобразительно… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – специфический процесс его личностно профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Список награждённых медалью Нестерова — Приложение к статье Медаль Нестерова Содержание 1 Республика Бурятия … Википедия
Список кавалеров ордена Франциска Скорины (с 2007) — Основная статья: Орден Франциска Скорины Орден Франциска Скорины Орден Франциска Скорины один из орденов Белоруссии. Учреждён Верховным Советом Республики Беларусь в 1995 году. Присуждается либо за развитие белор … Википедия
Медаль Нестерова — Медаль Нестерова … Википедия
Список Героев Украины — Содержание 1 Неоднократные герои 2 Статистика 3 1998 год 4 … Википедия
Источник
Основы профессионального мастерства
На основе «сплава» знаний, способностей и умений рождается мастерство — высший уровень профессионализма. Мастерство неотделимо от творчества, от способностей выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.
Основы профессионального мастерства- то главное, на чем оно строится, без чего педагогическое мастерство не возможно. Эти основы должны закладываться изначально при обучении в ВУЗе.
Компоненты основ педагогического мастерства:
1. Знания, умения, навыки;
2. Опыт творческой деятельности.
Уровни и способы овладения творческой деятельностью:
1. выработка умений выявлять и формулировать проблемы;
2. частично-поисковая деятельность;
3. исследовательская деятельность.
3. Сформированные личностные профессионально-значимые качества.
Профессиональное самосознание педагога-психолога – комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны других людей – учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны других; самооценку педагогом своих отдельных сторон и становление профессиональной Я-концепции.
Структура профессионального самосознания:
1. Сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности
2. Знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей
3. Знание человека о степени его признания в профессиональной группе
4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач
5. Представление о себе и своей работе в будущем (Е.А. Климов)
Карьера– активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни; характеризующееся динамикой статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.
Профессиональная карьерасвязана с динамикой положения и активности личности в трудовой деятельности.
Имиджпедагога – эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
1. Природные качества (коммуникабельность, рефлексивность, эмпатичность)
2. Характеристики личности как следствие ее образования и воспитания
3. Жизненный и профессиональный опыт
Вопросы для самоконтроля
1. Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является
А. высокое искусство
Б. профессиональное мастерство
2. Начальный этап профессионального становления
3. Самый правильный путь адаптации молодого педагога-психолога в школе
А. изучение и принятие стиля жизни школы
Б. беспрекословное принятие традиций и правил школы
В. стремление все сделать так, как он считает нужным.
4. Характер и темперамент человека
А. не входят в структуру личности, определяющие индивидуальный стиль
Б. мало влияют на индивидуальный стиль деятельности человека
В. являются базовыми, основополагающими факторами в индивидуальном стиле работы.
5. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности необходимо вырабатывать для того, чтобы
А. обеспечить наибольшую успешность профессиональной деятельности
Б. понравится руководству образовательного учреждения
В. сделать работу наименее трудоемкой.
План семинара
1. Этапы профессионального роста: довузовский, вузовский, послевузовский.
2. Модели профессиональной карьеры. Составляющие идеальной модели психолого-педагогической карьеры.
3. Условия успешной психолого-педагогической карьеры.
Источник