Что значит профессиональная сфера деятельности

Профессиональная деятельность — это что такое? Профессиональная деятельность: сферы, цели, виды, особенности

Профессиональной можно назвать сферу социально ориентированной, предметной деятельности. В зависимости от целевой направленности и системы критериев можно по-разному ограничить предмет этой области.

Что такое профессиональная деятельность?

Выделим только существенные признаки, которые очевидны, и при наличии которых есть смысл называть деятельность профессиональной.

  • Система знаний и опыта. Прежде всего, если речь идет о профессионализме, в основе должна быть осведомленность, некоторые навыки и умения, без совокупности которых невозможно стать профессионалом.
  • Понятийная система. Невозможно соотнести человека с предметной сферой, если он не владеет профессиональным языком.
  • Методология. Умение применить приобретенные знания в действительности.

Подведем итог: профессиональная деятельность — это система знаний, основанная на опыте её применения. Практика является, с одной стороны, результатом развития, а с другой — основой для дальнейшего роста.

Сферы профессиональной деятельности

Для того чтобы классифицировать области специального знания, должны быть заданы строгие критерии отбора. Иначе возникает риск непоследовательности в изучении предмета, который достаточно обширен. Возьмем за основу самые очевидные постулаты.

Можно сказать, что существует труд интеллектуальный и физический. Понятно, что физическая работа, даже самая грубая, требует интеллектуальных ресурсов, но не ограничивается ими.

Читайте также:  Что значит когда человек прищуривается

Сферы профессиональной деятельности:

  • гуманитарная (цель – человек);
  • естественнонаучная (природа);
  • социальная (общество).

Профессиональная деятельность — это производство социально значимого продукта либо услуги в общественных сферах.

Цели и мотивы

Цель – определенное временем и пространством представление о конечном результате работы. Она может быть личная и профессиональная. Интересы могут совпадать, и в этом случае появляется сильная личная мотивация для профессионального развития. Цели профессиональной деятельности это важнейший индикатор в определении уровней квалификации специалистов. Если нет понимания назначения и ориентира деятельности, то не имеет смысла говорить о профессионализме. Даже если работа осуществляется в узком поле предметной среды, в этом случае цель ограничена объемами и является этапом для выполнения более глубокой, фундаментальной задачи.

Психология профессиональной деятельности — это наука о закономерностях развития человека в предметной среде, которая придает большое значение постановке цели.

Целью учителя, к примеру, может стать победа его учеников в областной олимпиаде по предмету. Здесь соединяются и личная цель, и профессиональная, которая строго определена предметом обучения и объемом работ. Она оформлена во времени (датой олимпиады) и в пространстве (областной уровень). Цель удовлетворяет амбиции педагога и личные амбиции человека, который делает социально важную работу и получает за это соответствующее вознаграждение.

Кто может называться профессионалом?

Попробуем разобраться с этим вопросом. Тренер, который знает от «А» до «Я» правила и приемы, позволяющие достичь высоких результатов пловцу, но сам не умеет плавать — он профи в своем деле? Вопрос не праздный, часто в жизни видим, как человек учит чему-либо других, не имея личных результатов на практике.

Особенно это стало заметно в эпоху интернета. Великое количество участников виртуального пространства взяли за правило учить массу людей какой-либо сфере, самонадеянно называя себя профессионалами… Новоявленные ораторы, которые пересказывают известные учения, пытаются среди толпы слушателей снискать лавры «гуру». Знакомая картинка?

С другой стороны, рассмотрим человека, имеющего хорошие результаты в предметной среде. Тот, кто производит социально востребованный продукт, знает ремесло. Он не всегда может объяснить, как это делает, изложить теоретически процесс производства, но выдает желаемый результат лучшим образом. Профессионал в своем деле этот человек? Ответ будет положительным.

Поэтому известное выражение «по делам судите» имеет место в данном контексте. Практика в данном случае есть критерий истины.

Виды профессий

Профессиональная деятельность — это область компетенции, которая ограничена сферой применения. Например, социальная сфера предполагает найм специалиста с соответствующим профилем обучения. Каждая из сфер, в свою очередь, включает массу узких направлений, профессий.

Пофессия – это ограниченная стандартами область деятельности, которая предполагает определенный объем, уровень знаний и навыков их практического применения. Существует мировой классификатор профессий, который дает их описание — в нем более девяти тысяч наименований. В России подобный документ содержит семь тысяч названий.

Сферы профессиональной деятельности — это предметные области, в которых работают специалисты. Перечень сфер не является статичным. Из года в год появляются новые области трудовой деятельности и исчезают профессии, которые становятся невостребованными. Это напрямую зависит от развития технических возможностей общества.

Уровни освоения предметной сферы

Профессия – узкая область практического применения знаний, умений и навыков для специалиста.

Специалист, профессионал, эксперт

Часто говорят «знаток в своей области». За этой оценкой стоит признание компетентности человека в той сфере, в которой он практикует деятельность. Когда о человеке говорят «он профессионал», это более чем компетентность. Это уже уровень эксперта. Это не только признание компетенции в своей области, но и умение перешагнуть границы собственного знания, способность дать оценочное суждение о предмете деятельности по сравнению с подобными результатами в других специальных областях деятельности.

Специалист, профессионал, эксперт – это ступени освоения предметной сферы в какой-либо области социально значимой деятельности.

Этический кодекс

Профессионализм – это не только высокий уровень экспертности в своей сфере. Этическая составляющая также является значимым показателем качества специалиста. Особенно это касается гуманитарных, направленных на служение человеку областей профессиональной деятельности.

Этический кодекс – свод правил, следование которым является обязательным условием принадлежности к профессиональной среде. Он содержит нормы в качестве категорических предписаний при исполнении функций специалистом.

Существует ряд профессий, для которых обязательно соблюдение норм этического кодекса. Это сферы профессиональной деятельности, так или иначе влияющие на жизнь конкретного человека. Прежде всего – медицина, юриспруденция, государственная безопасность, образование.

Этика профессиональной деятельности проявляется в служении своему долгу. Рассмотрим примеры этого социального феномена.

Служение профессии

Такая область знания, как психология профессиональной деятельности, говорит о том, что служение является часто высшей ценностью человека. Подтверждением тому служат многочисленные свидетельства верности долгу. Иногда врач готов найти способ излечения от тяжелого заболевания ценой своей жизни.

Необязательно жертвенный героизм служит мерой профессионального долга. Великий Мечников сделал за свою жизнь в области медицины ряд открытий, благодаря которым открылись перспективы в создании лекарственных препаратов, помогающих людям побеждать смерть. Вся его жизнь является примером этического служения народу.

Он превратил свой голос в письменное свидетельство эпохи. Благодаря его силе воли, стремлению к свободе, честности и последовательности в гражданской позиции, мир получил литературные шедевры, оплаченные ценой личной свободы.

Произведения «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича» дают оценку исторических реалий через взгляд свидетеля той эпохи.

Это живые примеры служения профессии, оставившие человечеству неоценимый результат, социальный эффект которого не поддается оценке.

Будущее – за профессионалами

Для того чтобы понять, в какой профессиональной среде возможно раскрыть свои способности наилучшим образом, важно своевременно осознать свою необходимость для общества. Оценить потребность в своем личном ресурсе и возможностях.
Поэтому выбор профессионального пути – одна из важнейших воспитательных задач системы образования в целом.

В образовательных учреждениях официально введена дисциплина «профессиональное самоопределение учащихся». Предметом её является изучение мира профессий, особенности профессиональной деятельности. Цель дисциплины – помочь учащимся соотнести свои способности с потребностями и запросами общества.

В этом случае человеку открывается смысл жизни, он будет чувствовать востребованность со стороны общества. Соответствующим будет и его социальное вознаграждение. Именно в этой ситуации о человеке говорят «он на своем месте».

Источник

Профессиональная деятельность – сферы, области, аспекты

Для того чтобы максимально овладеть специальной профессиональной деятельностью нужны хорошие знания и определенные навыки.

В современной действительности без этого не обойтись. Существует мнение, что развитие профессиональной деятельности необходимо для развития товарно-денежных отношений.

Иными словами, замена услуги на определенный товар. К примеру, бухгалтер предлагает предприятию свои услуги, делится своими знаниями и навыками в работе и получает за это заработную плату в соответствии с трудовым договором.

Определение

Профессиональна деятельность – специальность человека в конкретной области, от степени заинтересованности людей в которой, зависят определенные умения и опыт. В данной сфере деятельности можно выделить несколько главных аспектов:

Если человек работает на дому (к примеру, занимается ремонтом бытовой техники), профессионалом его назвать трудно, потому что он занимается любимым делом (хобби), обладает некими навыками, но надежных знаний у него нет. Для того, чтобы работа была выполнена качественно с учетом всех параметров, устранением попутно возникающих нюансов и с гарантией за выполненную работу — необходимо знать свое дело до тонкостей.

Именно это считается профессиональной деятельностью:

— приобретение ценностей (духовных и финансовых),

— получение материальных благ для улучшения качества жизни,

— способствование совершенствованию окружающих,

— преобразование окружающего мира.

Подробности

Выполняя любую работу, человек получает конкретные результаты

Это является целью профессиональной деятельности. Чтобы стать хорошим профессионалом нужно уметь грамотно организовать рабочий процесс.

Еще со школьного возраста ребенок определяет себе цель: закончить 11 классов, поступить в учебное заведение на определенный факультет, который ему нравится. Закончив обучение, начать трудовую деятельность, причем, добиться в ней значительных результатов и стать профессионалом своего дела. Конечно, для достижения этой цели необходимо много работать и постоянно развиваться в выбранном направлении деятельности.

Чаще всего профессионалами становятся люди, любящие дело, которым они занимаются. Вряд ли можно достичь большого успеха, если стоящая перед человеком цель – заработать трудовой стаж и получать заработную плату. Свою деятельность нужно уметь правильно организовать, для чего стоит иметь представление об организации производства.

Для этого необходимо:

— определить цель и работать над ее достижением;

— выделить методы и определить что необходимо для решения поставленной задачи;

— запланировать что должно быть в итоге;

— подобрать команду коллег, которые могут оказать реальную помощь в решении возможных проблем.

Для достижения цели нужно мобилизовать все свои силы и возможности, использовать любые способы — только так можно стать настоящим профессионалом в какой-либо области.

Профессиональную деятельность можно разделить на несколько сфер

Сферы:

  1. Человек и природа — это деятельность, связанная с животным и растительным миром (почва, животные, лес, вода, растения, полезные ископаемые и т.д.). Для работы в этой сфере человек должен любить окружающий его мир. Люди, занятые такой деятельностью могут прогнозировать будущие изменения в природе в ближайшем будущем.
  2. Человек и техника — эта деятельность связана с механизмами, техникой, машинами. Данная сфера подразумевает интерес человека к технике, умение осуществить ремонтные работы разной степени сложности, знать основы техники безопасности.
  3. Человек и знаки – данная деятельность интересна для людей, обладающих математическим складом мышления. Работа связана с цифрами, схемами и чертежами, сложными технологиями и т.д. Человек может заниматься оформлением документации, статистикой, переводами текстов, составлении отчетов (например, в бухгалтерии), планированием (в экономической деятельности), компьютерами и т.д. Для работы в данных областях человек должен иметь следующие качества: логику, хорошую память, внимательность, усердие.
  4. Человек и личность — деятельность, подразумевающая работу с людьми (включая детские коллективы). Для этого человек должен уметь общаться в команде, знать приемы и методы воспитания. Для достижения наибольших успехов в данной деятельности, необходимо уважать других людей и любить их, а также быть отзывчивым, добрым, коммуникабельным, стрессоустойчивым.
  5. Человек и искусство — эта деятельность связана с нотами, красками и т.д. Для работы в этой сфере человек должен иметь творческие наклонности, понимать и видеть красоту окружающего мира и черпать вдохновение.

Области профессиональной деятельности

можно разграничить на отдельные аспекты. К примеру, если работа человека связана с техникой, то кроме машин, она может быть связана с компьютерным оборудованием, телевизорами и всем, что относится к технической области. Это же можно сказать и о сфере человека и личности, — данная деятельность осуществляется не только в контактировании людей на производстве, но и в школах, детских дошкольных учреждениях, поликлиниках и т.д.

Зачастую, для достижения определенных успехов человеком движет мотивация. Руководители предприятий должны предпринимать способы для полезной мотивации, например, обеспечить человека достойным стабильным доходом. Прекрасной мотивацией для достижения успеха может быть интерес к определенному виду деятельности, человек должен видеть смысл в своей работе, стремиться усовершенствовать то, чем он занимается.

Считается, что основные факторы, способствующие стимуляции человека к выполняемой работе это:

— если человека материально стимулировать, то он будет более эффективно выполнять свои обязанности, что благоприятно скажется на работе и, в конечном итоге на материальном положении всего подразделения;

— премии для работников — в случае, когда сотрудник знает, что за качественно выполненную работу он получит денежную премию, он с максимальной отдачей будет ее выполнять;

— повышение оплаты труда за высокую квалификацию — дополнительные доплаты лучшим работникам стимулируют остальной коллектив к более эффективной работе;

— обеспечение льготами — любому человеку приятнее трудиться, если он уверен в предоставлении ему каких-либо льгот (путевки в санаторий, бесплатный проезд, оплата питания (полная либо частичная) и т.д.).

— организация праздничных мероприятий — работники с удовольствием будут отдыхать в коллективе во внерабочее время и общаться на темы, далекие от трудовой деятельности;

— награждение грамотами и благодарственными письмами также является дополнительным стимулом для хорошей работы — человек видит свою значимость и это побуждает его еще лучше работать;

— чередование отдыха и режима работы — каждому работнику приятно понимать, что на рабочем месте он может отдохнуть и расслабиться;

— карьерный рост — в случае, когда человек уверен, что в будущем у него есть шанс улучшить условия своего труда и повысить материальный доход, он будет стремиться к самосовершенствованию; для этого нужно работникам создавать определенные условия: предлагать обучение на курсах повышения квалификации, организовывать тренинги;

— создание условий для общения коллег в неформальной обстановке — добрая атмосфера в коллективе делает трудовую деятельность более приятной.

Придерживаясь вышеперечисленных факторов, реально сделать работу приятнее, добиться более высоких показателей, повысить качество товаров либо услуг, а также поднять трудовой потенциал.

Каждая отдельная личность должна профессионально относиться ко всем членам коллектива и постоянно развиваться в профессии. Важным качеством является грамотное и культурное общение. Сотрудники должны делиться своим опытом и знаниями, но не менее важно соблюдать деловой стиль в общении. Уметь тактично и культурно указать на недостатки в работе.

Итоги

При грамотном общении успех в работе только повышается. При приеме на работу, каждый сотрудник знакомится с пунктом договора (он имеется в любой организации), в котором перечислены личностные профессиональные качества. Предприятие призывает каждого работника им соответствовать.

Для того, чтобы предприятие успешно развивалось, нужно мотивировать сотрудников к самосовершенствованию. Важнейшим личностным качеством является характер. Не стоит на работе демонстрировать негативные черты характера и плохое настроение. Надо понимать, что на работе нужно, прежде всего, качественно исполнять свои обязанности. От каждого зависит не только эффективная работа, но и благоприятная атмосфера в целом. Важно для работников создать такие условия, чтобы они чувствовали безопасность и заботу на рабочем месте. Тогда трудовой процесс будет более продуктивным.

Профессиональная деятельность связана напрямую с опытом, мастерством и определенными умениями человека. Для построения карьеры важным условием является совершенствование и развитие. Трудолюбие, приобретение новых знаний, интерес к делу помогут человеку стать успешным.

Источник

Оцените статью