- 11 советов для первокурсников: с чего начать и как успешно продолжить обучение?
- Совет №1. Знакомство с ВУЗом.
- Совет №2. Расписание занятий.
- Совет №3. Посещаемость.
- Совет №4. Конспектирование лекций.
- Совет №5. Доверяй, но проверяй.
- Совет №6. Активность – залог успеха и пополнения портфолио.
- Совет №7. Не оказывайтесь от льгот.
- Совет №8. Соблюдаем режим дня.
- Совет №9. Пользуйтесь полученными знаниями в повседневной жизни.
- Совет №10. Начинайте готовиться к предстоящим рубежам и сессии заблаговременно.
- Совет №11. Общайтесь со студентами и преподавателями.
- Пора начать учиться правильно
- Статья посвящается всем тем, кто:
- Что значит «научиться»?
- Главные принципы обучения
- 1 этап — кодирование
- 2 этап — консолидация
- 3 этап — припоминание
- Разрушаем мифы об «эффективном» обучении
- Метод 1. «Зарубки»
- Дидактические карточки
- Мнемотехника
- Генерация
- Разностороннее изучение
11 советов для первокурсников: с чего начать и как успешно продолжить обучение?
Каждый из нас, попадая в новое заведение и коллектив, вынужден быстро адаптироваться, привыкать к новым условиям и правилам. Тяжелее всего приходится студентам-первокурсникам.
Каждый из нас, попадая в новое заведение и коллектив, вынужден быстро адаптироваться, привыкать к новым условиям и правилам. Тяжелее всего приходится студентам-первокурсникам.
Сегодня мы дадим 11 ценных советов, которые способны облегчить жизнь и обучение новичка в ВУЗе.
Совет №1. Знакомство с ВУЗом.
Еще будучи выпускником школы, целесообразно посещать так называемые «Дни открытых дверей». Уже на данном этапе можно оценить состояние ВУЗа, условия обучения, поговорить со студентами и понять, как и что происходит в учебном заведении.
Далее после зачисления в ряды студентов важно заранее узнать, где будут проходить занятия, расположение корпусов, аудиторий, деканата и кабинета методистов и пр. Все это в значительной степени облегчит жизнь, позволит быстро сориентироваться и построить свой маршрут.
Что должен узнать первокурсник после зачисления?
В частности, в деканате решают все вопросы, связанные с жизнью учащегося: перевод, отчисление, ликвидация академической задолженности и пр. Методисты занимаются обеспечением учебного процесса, а также формированием различного рода документов «по требованию»: справки для ПФР, налоговой службы, на работу и пр.
Как правило, пары проходят в конкретном корпусе, но некоторые предметы могут быть запланированы за его пределами. В частности, занятия физкультурой могут быть организованы в отдельном спорткомплексе, кружки и секции – в другом здании и пр. Поэтому важно ознакомиться со всеми учебными подразделениями, корпусами.
Более того рекомендуется приходить в ВУЗ за 10-15 минут до начала занятий, чтобы найти нужную аудиторию и занять свое место, подготовиться к учебному процессу.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Совет №2. Расписание занятий.
Если в школе расписание занятий стабильное и формируется на учебный год, то у студентов действуют иные правила.
Расписание занятий в Вузе в первые 1-2 недели обучения может быть плавающим, постоянно изменяться. Поэтому необходимо следить за ним ежедневно.
Узнать свое расписание
В дальнейшем у студента появится 2 расписания занятий: четная и нечетная неделя. Притом предметы будут одни и те же, изменится лишь порядок их проведения (лекции, семинары и пр.).
Ближе к концу семестра расписание вновь обновляется: осуществляется переход с повседневных занятий на режим «сессия». Здесь расписание формируется с учетом определенных требований: между экзаменами у студента должно быть не менее 3 дней на подготовку. Поэтому сессия может затянуться на 2-3- недели (если количество экзаменационных предметов велико). Также расписание сессии включает в себя ни для ликвидации академической задолженности. Как правило, на данные цели отводится 2-3 дня после проведения последнего экзамена.
Совет №3. Посещаемость.
ВУЗ – не школа. Никто не станет заставлять Вас посещать все лекции и семинары, контролировать студента, но следует помнить, что за каждый свой поступок учащийся отвечает сам.
Чем лучше посещаемость, тем выше шансы с первого раза успешно сдать все рубежи и экзамены, заработать достойную репутацию среди одногруппников и преподавателей.
На сегодняшний день в большинстве ВУЗов действует рейтинговая оценка успеваемости, где полная посещаемость занятий предоставляет учащимся дополнительные баллы.
Учтите, что слабая посещаемость порождает неуспеваемость, которая может перерасти в вескую причину для отчисления.
Совет №4. Конспектирование лекций.
Одна посещаемость еще не гарантирует положительного исхода во время зачетной недели и сессии. Важно не просто сидеть и улыбаться, общаться с одногруппниками, но и делать определенные записи, вникать в материал, закреплять полученные знания.
Как правильно и эффективно писать конспекты?
На лекциях студенты формируют конспекты. Это не значит, что учащийся должен дословно записывать все, о чем говори педагог. Достаточно делать небольшие пометки, которые в дальнейшем помогут вспомнить пройденный материал и подготовиться к экзаменам или иным предстоящим рубежам.
Конспектировать можно любым удобным способом: записывать текстовую информацию, рисовать таблицы и схемы и пр.
Важно знать, что в некоторых случаях преподаватели требуют предоставить конспекты всех лекций, чтобы получить допуск к зачету/экзамену или заработать дополнительные баллы.
Совет №5. Доверяй, но проверяй.
Нередко при общении со старшекурсниками студенты узнают немало информации о своих педагогах: их требованиях, предвзятости или коррупции и пр. Не стоит слепо верить всему, что говорят. Учитесь грамотно и профессионально работать с информацией: аккуратно перепроверяйте все, что услышали и узнали.
Отношения преподавателя и студента – залог успешной учебы, но это не значит, что дружба гарантирует положительную успеваемость, привилегии и «поблажки». В то же время доброжелательные и уважительные взаимоотношения позволят студенту при необходимости обращаться за помощью, обладать определенным авторитетом или репутацией. Наличие напряженности лишь усложнят профессиональное становление.
Какими будут Вши отношения с любым из педагогов – зависит только от Вас, вашего поведения и позиции, стремления.
Совет №6. Активность – залог успеха и пополнения портфолио.
Согласно народной мудрости «инициатива наказуема». В ВУЗе активность (любого рода) поощряется. Если студент принимает активное участие на занятиях (задает вопросы, быстро решает задачи, справляется с намеченными планами и пр.), участвует в жизни ВУЗ (представляет интересы учебного заведения в различных соревнованиях, волонтерских движениях и пр.), то ему всегда идут на встречу.
Активное участие в жизни ВУЗа
Более того, активность позволяет пополнять портфолио, подчеркивая тем самым всестороннее развитие индивида, его личные и деловые качества.
Помните, у всего есть мера. Если вы активно участвуете в дополнительных секциях, не стоит забывать про учебу и свои обязанности.
Совет №7. Не оказывайтесь от льгот.
Если у Вас имеются определенные возможности и привилегии в виде льгот, то не стоит от них оказываться. Пользоваться государственной или ВУЗовской поддержкой – не стыдно. Почему бы не взять то, что Вам положено по закону?
Если студент обладает определенным статусом (малоимущий, инвалид, сирота и пр.), то ему необходимо предоставить соответствующие документы в деканат или соцслужбу, чтобы пользоваться всеми положенными для него правами.
Нередко льготникам ВУЗы выделяют раз в год материальную помощь, а также организуют их досуг в каникулы, помогают в трудоустройстве и пр.
Совет №8. Соблюдаем режим дня.
Чтобы преуспевать во всем и не оставаться «выжатым лимоном», важно грамотно планировать свой день, соблюдать режим. Учеба не должна отнимать все свободное время. Важно грамотно определить приоритеты, распределить время. Студент должен успевать все: учиться, отдыхать, заниматься любимым делом или хобби, по возможности (или необходимости) работать.
Учимся рационально использовать свои силы и свое время
Не забывайте про питание и отдых, в противном случае об успехе в учебе можно забыть. Отсутствие полноценного отдыха чревато проблемами со здоровьем.
Пользуйтесь принципами тайм-менеджмента, планируйте каждый день и пр.
Совет №9. Пользуйтесь полученными знаниями в повседневной жизни.
Обучаясь в ВУЗе, важно не просто вызубрить предмет «на зубок» и сдать экзамен, но и умело распоряжаться полученными знаниями в жизни. Если не использовать полученный теоретический и практический багаж, со временем вы его растеряете, а время, затраченное на обучение, будет потрачено попусту.
Используйте полученные знания в повседневной жизни при первой же возможности, оттачивайте свое мастерство, тренируйтесь. В дальнейшем вам будет проще выполнять эти же действия на работе.
Совет №10. Начинайте готовиться к предстоящим рубежам и сессии заблаговременно.
Казалось бы, начало учебного года, можно «не напрягаться», ведь до сессии еще полгода. Это самая глубокая ошибка не только первокурсников, но и всех студентов (и даже выпускников). С самого начала обучения задайте себе «темп».
Этапы обучения студента
Полгода пролетят незаметно, сессия подкрадется «из-за угла», а Вы не готовы. Кто в этом виноват?
Чтобы быть во всеоружии, начинайте готовиться к контрольным работам, тестированиям, зачетам и экзаменам заранее, а не за сутки до их проведения. Лучше всего периодически повторять пройденный материал. Тогда на подготовку к аттестации уйдет меньше времени и сил, а знания будут более качественными.
Совет №11. Общайтесь со студентами и преподавателями.
Общение – незаменимый фактор и навык, позволяющий не только развиваться, но и устанавливать полезные связи, круг общения, находить единомышленников. Общение с одногруппниками неизбежно, ведь Вам предстоит идти с ними «в одной упряжке» 4-6 лет. Поэтому обменяйтесь с ними телефонами, общайтесь не только за партой, но и вне ВУЗа. При необходимости Вы всегда сможете обратиться к ним за помощью или помочь кому-либо сами.
Общение с преподавателями также полезно. Оно позволит получить определенные советы, разъяснения, отсрочку (при необходимости) в сдаче письменных проектов или иных рубежей.
Команда образовательного центра Disshelp готова помочь в профессиональном становлении студентам (от первого до последнего курса) по всем направлениям подготовки. Нашим специалистам посильна любая задача: написание курсовой, дипломной или научной работы, решение задач любого уровня сложности, повышение уникальности текста, предметное консультирование, тьюторство, оформление письменных работ и пр. Мы гарантируем высокое качество услуг, соблюдение сроков выполнения заказа, конфиденциальность данных и индивидуальный подход! Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник
Пора начать учиться правильно
Статья посвящается всем тем, кто:
- до сих пор не может уснуть, после увиденной схемы паттернов из книги Банды Четырех
Что значит «научиться»?
Прежде, чем говорить о том, как эффективно учиться, не помешает дать определение слову «научиться».
Научиться — значит быть способным извлечь знание из головы тогда, когда это нужно.
Значит, неважно как много вы тратите время на обучение, если оно не позволяет вам пользоваться знаниями — оно бесполезно.
Вот основное, о чём мы поговорим ниже:
- Знание без тестирования — не знание
- Чем сложнее даётся обучение, тем надежнее знания
- Зубрёжка — не работает, надо двигаться дальше 🙂
- Вместо перепрочтение — вспоминайте!
Главные принципы обучения
Что стоит в основе эффективного обучения? Как бы парадоксально это не звучало, но основным двигателем в обучении является забывание. Именно забывание изучаемого материала способствует его освоению и запоминанию.
Давайте обсудим, как вообще происходит освоение нового материала.
Схема — «Этапы усвоения информации»
1 этап — кодирование
Это ваше ознакомление с материалом. Вы воспринимаете какую-то информацию через органы чувств, она интерпретируется в понятный для мозга вид. Теперь полученная информация хранится в вашей краткосрочной памяти и чтобы её закрепить, придется приложить усилия.
2 этап — консолидация
На этом этапе краткосрочные воспоминания закрепляются в долгосрочной памяти. Именно на текущем этапе мозг структурирует информацию, соотносит со старой, создаёт логические связи.
3 этап — припоминание
Припоминание — это усилие, которое вы делаете, когда пытаетесь вспомнить пройденный материал и именно при помощи припоминания мы лучше осваиваем и запоминаем информацию. Если же вы позволите себе немного забыть, что изучили, а потом постараетесь вспомнить — это даст большие результаты. Чем труднее нам даётся припоминание, тем сильнее эффект. Многократные припоминания способствуют лучшему усвоению материала — особенно, если это проходит через временные интервалы. Важно припоминать и то, что вы уже хорошо знаете. Ученые также выяснили, что чем проще вы что-то вспоминаете, тем хуже это откладывается в памяти. Если припоминание далось с трудом, то в памяти многое отложится. Именно поэтому стоит сначала попытаться вспомнить изученное, чем сразу получить готовый ответ.
Это наталкивает на мысль, что мозг ленив. Если мы никуда не подглядываем, когда пытаемся что-то вспомнить, мозг поймет, что информация важная и её следует закрепить. А если же вы сразу заглядываете в ответы… Тогда смысл её запоминать, если всегда можно подсмотреть?
Этот этап не является обязательным — можно обойтись и двумя. И в большинстве случаев мы так и поступаем — ознакомились с темой, что-то в нашу голову попало (это если тема нас реально интересовала и эмоционально затрагивала!), но большая часть бесследно забывается. То есть, время потрачено, тема «просмотрена», а знаний не остается.
Но перед тем как продолжить, нужно обсудить некоторые мифы, связанные с обучением.
Разрушаем мифы об «эффективном» обучении
Чтобы разобраться, как правильно учиться, нужно разобраться, как неправильно.
Итак, основой обучения, которое сейчас наиболее популярно являются следующие вещи:
- Интенсивное обучение
- Зубрёжка
- Перечитывание/Пересматривание
Интенсивное обучение
Интенсивное обучение — это такой тип обучения, когда вы полностью сосредоточены на одной теме, желая досконально в ней разобраться и, только после того, как у вас начало всё получаться, вы переходите к следующей теме. Казалось бы, что тут может быть неэффективным? Но исследования говорят об обратном.
Команду по бейсболу тренируют отбивать мячи. Один игрок бросает мяч, другой его отбивает при помощи биты. Мячи бросают разными способами, и задача того парня с битой — понять, какой же мяч к нему летит и отбить его. Группу спортсменов разделили на две части — одних тренировали так: сначала отрабатывается отбивания мяча одного типа броска, затем переходим к следующему типу броска. У спортсменов всё получается. Они легко приспосабливаются к каждому типу броска и довольны результатами.
Вторую группу тренируют иначе: типы бросков определяются случайно. Отбивающий не знает, какой тип броска будет следующим. Обучение сложнее и результаты во второй группе хуже, чем в первой. Вторая группа тренировками не довольна.
Проходит неделя. Всем спортсменам дают одно и то же задание — отбивать мячи определенного типа (раньше этим занималась только первая группа). Но происходит удивительное: справляются лучше те, кто тренировался во второй группе.
Делаем выводы.
Перемежающееся обучение казалось бы тормозило процесс научения. Но по итогам, процент усвоенных знаний по сравнению с обычным обучением был огромным. Знание, полученное разными способами, усваивается лучше и может применяться в разнообразных ситуациях, чего не скажешь об одностороннем знании.
Зубрёжка
Этот способ усвоения знаний знаком всем. Также всем известно, что после того, как мы что-то вызубрили, то с таким же успехом всё забудется спустя небольшой промежуток времени.
Метод зазубривания имеет следующие проблемы:
- Занимает много времени;
- Знания быстро забываются;
- Иллюзия понимания.
Третьей проблеме стоит уделить больше внимания — нашей оценке себя. Как известно, чаще всего мы не способны адекватно оценить свои способности. Часто случается, что мы приобретаем иллюзию понимания изучаемого предмета. Близкое знакомство с текстом после многократного перечитывания порождает иллюзию, будто вы знаете его смысл и уловили материал. Значит, нам нужны техники, которые позволят нам привести собственное суждение в соответствие с реальностью. В этом нам помогут разные методы по тестированию.
Перечитывание/Пересматривание
Что мы делаем, когда что-то подзабыли? Если нам неизвестны методы эффективного обучения, то скорее всего, мы не станем лишнего напрягаться и, вместо того, чтобы вспомнить, полезем в записи/конспекты, но в этом и заключается проблема. Если вы хотите запомнить материал, то нужно стараться припомнить всё самому.
Когда мы возвращаемся к пройденному материалу в виде конспекта, мы его быстро просматриваем. Создается ощущение, что всё элементарно и просто, что предмет нам понятен, ведь всё так легко вспоминается. К сожалению, это самообман.
Процесс припоминания — это тренировка перед реальной жизненной ситуацией, когда знание понадобиться здесь и сейчас. Если сейчас не будет попыток вспомнить информацию, то шанс, что вы когда-то воспользуетесь изученным материалом крайне мал. «Тренируйтесь, как будете играть, — и тогда сыграете, как тренировались».
Кратенько резюмируем:
- Давайте пытаться вспоминать
- Давайте будем проверять себя
- Давайте подходить к обучению с разных сторон и по-творчески
Теперь, когда мы рассмотрели основные проблемы при традиционном обучении, настало время ознакомиться с эффективными методами.
Метод 1. «Зарубки»
Вы читаете текст и встречаете фрагмент, который нужно запомнить. Что вы делаете? Сейчас вы должны оставить «зарубку». Зарубка — это составленный вами вопрос. Например, если мы читаем книгу про ООП и встречаем определение понятия «абстракция», мы ставим зарубку — заносим в отдельный документ вопрос «Что такое абстракция?» и записываем определение. Не обязательно записывать только одни лишь определения, вопросы можно задавать какие угодно — чем сложнее, тем лучше. Вообще практика составления вопросов очень важна. Поставьте себе вопрос: «какая главная мысль этой главы?» и после прочтения попробуйте дать ответ.
Дидактические карточки
Наверное уже многие слышали, что с помощью карточек удобно изучать английские слова. С одной стороны мы пишем слово, с другой — перевод слова на наш язык. Этот метод также эффективен и в нашем случае. Тем более, что оставляя «зарубки», о которых шла речь выше, у нас уже готовы вопросы и ответы (вот как удобно!). Конечно, все мы очень ленивые, поэтому привожу название замечательного приложения для этих целей — Anki, к тому же оно бесплатное. Кроме очевидного преимущества тестирования, Anki работает по принципу «интервального повторения». Если хотите узнать подробнее об этом способе обучения, то в интернете полно информации, я лишь кратко его опишу.
Интервальные повторения — это припоминание информации через некоторые промежутки времени, которые со временем необходимо увеличивать. Таким образом, в Anki у вас есть свой набор карточек с вопросами. После удачного ответа вы можете выбрать, что вспомнить это было легко и Anki не будет показывать эту карточку некоторое время. Если вы не можете вспомнить ответа как бы не старались, то укажите об этом Anki и теперь карточка станет появляться чаще.
Всё очень просто и эффективно — то, что хорошо известно будет появляться реже, а что известно плохо — чаще. Дидактические карточки — является одним из эффективных способов тестирования, так как не требует много времени на их составление. Но если у вас есть желание, то можете воспользоваться другими способами самопроверки.
Мнемотехника
Мнемотехника — это набор приемов, позволяющие вам вспомнить информацию. При помощи мнемотехники вы создаете своего рода зацепки, которые позволят вам добраться до какого-то знания. Наиболее известными мнемоническим правилом является стишок для запоминания последовательности цветов радуги. В интернете можно найти массу примеров, как применять мнемотехнику, но больше всего меня впечатлил особый метод — «дворец памяти», поэтому именно о нём я и расскажу.
Подбор ассоциаций — очень эффективный метод запоминания. Если мы потрудимся подобрать какую-то яркую ассоциацию к понятию, которое хотим запомнить, то после этого забыть его будет не просто. Но если мы хотим запомнить много связанных понятий, то их нужно где-то хранить. Дворец памяти — именно то место, где будут «жить» ваши ассоциации. Дворцом может быть всё что угодно: ваша квартира, подъезд, магазин, фильм(!) и так далее. Главное, чтобы «дворец» был вам знакомым. После того, как вы определитесь с дворцом, определите маршрут, по которому вы будете проходить дворец каждый раз. Это позволит вам разместить ассоциации так, чтобы всё не перепуталось. Таким образом, вы можете воспроизвести сложные понятие просто прогулявшись по своему дворцу.
Не сомневайтесь, что изложенный выше метод работает. Вся суть заключается в том, чтобы создать ту зацепку, которая вытащит из нашей головы необходимые знания и вышеизложенный метод — один из эффективных. Стоит добавить, что когда знания будут извлекаться из головы легко, надобность в зацепках пропадает.
Генерация
Идея данного метода заключается в том, что вы пытаетесь дать ответ ещё перед тем, как изучили тему. Это очень странно, но даже если вы совсем не знаете что вас ждёт, а всё же что-то попытались решить, то восприимчивость информации сильно возрастёт.
Разностороннее изучение
Если заметили, что с головой ушли в бесконечное повторение одной и той же темы — прервите эту тенденцию. Чередуйте изучение разных предметов, наработку разных навыков. Перемеживание однотипных задач развивает у вас способность различать их и выделять то общее, что есть между ними.
Вот и всё. Необязательно применять всё подряд — выберите хоть что-то, главное, чтобы вы перестали бесконечно подглядывать в ответы — вспоминайте!
Источник