Что значит продаю готовый бизнес

Стоит ли покупать готовый бизнес?

Создание компании

Для начала необходимо тщательно продумать то, в каком направлении вы хотите развиваться. После этого нужно изучить то, какую лучше всего подобрать организационно-правовую форму и какие для этого понадобятся документы.

Стоит решить следующие вопросы:

  1. Какая перед вами стоит цель?
  2. Будете ли вы привлекать инвесторов или рассчитываете в будущем продать бизнес?
  3. Будете ли вы самостоятельно оформлять документы или наймете компанию?

Для того чтобы рассчитать все затраты на открытие, необходимо определиться с организационно-правовой формой. Существуют следующие виды организаций:

Открытое акционерное общество

Публичная компания, где акционеры могут продать свои доли в компании. А другие физические и юридические лица могут покупать акции. ОАО следует открывать, если вы хотите быстро привлечь инвестиции.

Закрытое акционерное общество

Компания, у которой есть круг акционеров. В этом случае можно не публиковать отчеты о своей деятельности. ЗАО открывают в том случае, если нужны внешние инвестиции, общий капитал или если учредители в будущем планируют продавать свою долю.

Общество с ограниченной ответственностью

В такой форме есть долговые обязательства, которые не могут превысить объем уставного капитала. Участники отвечают за долги фирмы только в рамках установленной доли. Это самая распространенная форма организации.

ИП обычно открывают те, кто только начинает свой путь. У некоторых есть сразу две формы — ИП, и ООО.

Бизнес с нуля непрост для новичков. Но главная его ценность заключается в том, что вы можете пройти весь путь организации. Для успеха в этом деле необходимо терпение, целеустремленность и постоянное развитие. На начальном этапе требуется много времени и сил.

Покупка франшизы

Франшиза — это вид сотрудничества, в котором есть владелец бизнеса и предприниматель, который этот бизнес покупает. Покупка франшизы позволяет продавать услуги или товары от имени уже существующего бренда. Для того, чтобы выбрать такой вид предпринимательства, необходимо знать, как работает франшиза в бизнесе. Согласовано передаются такие вещи, как:

  1. Модель бизнеса;
  2. Товарный знак;
  3. Правила работы и стандарты компании;
  4. Материалы маркетинга.

Список бывает гораздо больше, все зависит от владельца франшизы. В основном франчайзингом занимаются крупные и известные компании, но у такой модели есть и недостатки:

  1. Большие вложения, плюс возможно нужно будет платить роялти;
  2. Договор о неконкуренции;
  3. Ограничения на ведения бизнеса (заранее установленные правила);
  4. Влияние других партнеров на вашу репутацию;
  5. Вы не владеете бизнесом;
  6. Если обанкротится хозяин франшизы, то компанию полностью ликвидируют.

Плюсы покупки франшизы:

  1. Старт с уже известным брендом;
  2. Поддержка франчайзера на всех этапах;
  3. Работа с проверенной моделью бизнеса;
  4. Готовая база контрагентов;

Что лучше: франшиза или свой бизнес? Стартовать новичку в первом случае гораздо проще. Но статистика показывает, что окупаемость франшизы в России может затянутся на 1-2 года.

Покупка готового бизнеса

Если рассматривать вариант покупки готового бизнеса, то сразу встает вопрос о том, будет ли дальнейшее развитие готовой компании приносить хорошую прибыль.

Почему владельцы продают свои бизнесы? Тут есть несколько причин:

  1. Владелец устал или вышел на пенсию;
  2. Владелец захотел сменить сферу деятельности;
  3. Натянутые отношения с учредителями;
  4. Предприниматель нашел более прибыльный проект.

Но чаще всего свое дело продают после снижения рентабельности. Организация перестает приносить доход или находится в одном шаге банкротства.

Покупка готового бизнеса: плюсы и минусы

Наличие плюсов и минусов зависит от конкретной компании, приведем основные из них.

Плюсы:

  1. Готовая идея;
  2. Наличие регистрации;
  3. Готовый штат сотрудников;
  4. Есть база клиентов;
  5. Готовая схема работы;
  6. Наличие лицензии.

Какие могут быть минусы:

  1. Нерентабельность компании;
  2. Плохая репутация;
  3. Срок аренды подходит к концу;
  4. Массовые увольнения из-за смены руководства;
  5. Большая конкуренция на рынке.

Условия при которых стоит покупать готовый бизнес

Нужно быстро освоить новый рынок

Допустим, вы выбрали ту сферу, которая вам интересна, но у вас мало знаний о рынке в этой нише. Покупка готового бизнеса поможет в короткие сроки освоить знания и даст осознание того, в каком направлении двигаться дальше. Рассмотрим основные условия, при которых выгодно покупать готовый бизнес.

Есть комплементарные продукты/сервисы для основного бизнеса

Это существенно облегчает задачу, так как техническое оборудование будет входить в общую стоимость и обойдется дешевле.

Приобретается уникальная технология или разработка

Это хорошо в том случае, если технология действительно эффективна и приносит прибыль. Иначе в чем смысл ее уникальности.

Если в компании есть компетентные и профессиональные сотрудники, то это огромный плюс. Вам остается только стать для них достойным руководителем.

Риски при покупки готового бизнеса

Почему покупка готового проекта самый рискованный путь?

  1. Оборудование может быть с неполадками;
  2. Аренда помещения заканчивается сразу, как только вы подписываете договор;
  3. Сотрудники могут оказаться некомпетентными;
  4. Организация с плохой репутацией;
  5. У фирмы могут быть непогашенные долги.

Обезопасить себя перед покупкой готовой организации могут государственные онлайн-ресурсы, где есть информация о деятельности юридических лиц.

Как не купить кота в мешке: что должно насторожить

Готовый бизнес чаще всего продают из-за отсутствия спроса и маленькой рентабельности или потому что есть большие долги. В этом случае владелец будет всячески ссылаться на переезд или усталость, восхваляя свою компанию. Что нужно знать при покупке готового бизнеса, рассмотрим ниже.

Необходимо внимательно изучить бизнес перед покупкой. Вот что необходимо сделать:

  1. Наймите тайного покупателя и оцените компанию со стороны клиента;
  2. Прочитайте отзывы на интернет ресурсах;
  3. Проверьте, как оформлены документы между собственником и арендодателем;
  4. Запросите документы, где можно проверить наличие долгов;
  5. Посмотрите компанию на сайте судебных приставов;

Пошаговый план покупки готового бизнеса

  • Определите сферу, в которой вы хотите работать

Вы должны учитывать собственные интересы, а не брать то, что дешевле или прибыльнее. Успех любого дела — это интерес и поставленные цели.

  • Оцените рынок

Проанализируйте спрос в выбранной нише, посмотрите, много ли у нее потенциальных клиентов и будут ли они готовы купить вашу услугу.

  • Займитесь поиском

После того, как вы определились со сферой и рынком, самое время искать компанию. Этот пункт не должен быть первостепенным, так как покупка наобум не сулит ничего хорошего.

  • Проверьте документы

Вам нужно узнать есть ли налоговая задолженность, в каких отношениях состоит владелец с арендодателями и есть ли у него проблемы с законодательством.

  • Заключение сделки

После тщательной проверки документов необходимо заключить сделку и еще раз внимательно ознакомиться с договором.

Почему владельцы продают готовый бизнес?

Наиболее частая причина продажи — предприниматель вложил деньги в проект, но не смог выйти в прибыль. Если бизнес проработал 1-2 года, то причина кроется в этом. Но если дело убыточное, это еще не означает, что оно безнадежно. Возможно, управленец не обладал должным опытом или выстроил неправильную систему внутри организации.

Источник

Как продать готовый бизнес

Чтобы продать готовый бизнес, недостаточно опубликовать объявление на Авито: нужно подготовить отчеты, описать процессы, разобраться с товарными остатками, а потом найти покупателя и сообщить о сделке сотрудникам.

Шаг 1. Подготовить отчет о доходах и расходах

Перед продажей бизнеса нужно подготовить финансовую отчетность. Основной отчет — о доходах и расходах, его сокращенно называют БДР — бюджет доходов и расходов, или PL — отчет о прибыли и расходах. Из отчета владелец бизнеса и покупатель должны понимать, куда уходят деньги и за счет чего бизнес зарабатывает.

Отчет нужен за период больше года, чтобы покупатель мог оценить сезонность бизнеса и динамику прибыли. Чем больше данных, тем лучше, но для начала можно собрать отчет за последние три года.

Более подготовленный в плане отчетов продавец может добавить бюджет движения денег — он показывает, в какой день деньги приходят и откуда, в какой день уходят и на что.

Отчет потенциальному покупателю можно отдавать в экселе или гугл-таблице:

Отчет может быть и в виде презентации с графиками и диаграммами:

Если из отчета понятно, что показатели у бизнеса плохие, не надо их приукрашивать: любой обман покупатель воспримет негативно и, скорее всего, откажется от сделки.

Плохие показатели нужно зафиксировать, а затем понять, как на них повлиять, например повысить цену товара или сократить расходы на аренду, персонал, доставку. После нужно попробовать повлиять на показатели, увидеть динамику, и уже с этими данными идти к покупателям.

Читать в Деле

Шаг 2. Составить список активов и описать процессы

Продажа готового бизнеса — это передача покупателю всех активов, которые входят в бизнес. Например, для цветочного магазина активами будут:

  • помещение;
  • аккаунты в социальных сетях;
  • сайт и домен;
  • база клиентов;
  • оборудование — витрины, холодильники, вазы;
  • остатки цветов, упаковочной бумаги;
  • контакты поставщиков и условия сотрудничества. К примеру, если нынешний владелец покупает розы со скидкой 25%, эта скидка должна сохраниться для нового владельца;
  • сотрудники и контакты фрилансеров;
  • рекламные макеты;
  • стратегия продвижения;
  • название компании;
  • инструкции, методички.

Бизнес — это прежде всего процессы, поэтому нужно подробно описать каждый процесс в инструкции или методичке. Это могут быть процессы закупки цветов, ценообразования, найма и увольнения сотрудников, скрипты для продавцов. Покупатель должен понимать, что, когда и как ему делать, чтобы бизнес продолжал приносить деньги . Если кто-то уйдет из команды, новый владелец должен взять описанные процессы и передать другому сотруднику, а не разбираться самому.

Передаются и интеллектуальные права на код сайта, фотографии, статьи. Например, если магазин нанимал фотографа для фотосессии в инстаграме, он передает новому владельцу права на фотографии.

С базой клиентов есть юридический вопрос — обработка персональных данных. Обычно согласие на обработку клиенты дают через оферту, например когда отправляют заявку через сайт компании. В оферте и политике обработки данных после сделки нужно будет поменять юридическое лицо, чтобы клиенты давали согласие новому владельцу.

А со старыми клиентами так:

  • если продается ООО, проблем нет;
  • если продаются активы от физлица или ИП, базу продать нельзя. Но на практике базы передают, потому что это неотъемлемая часть бизнеса. Если делать всё чисто, придется подписывать новое соглашение с каждым клиентом, а это для большинства компаний нереалистичный сценарий. Поэтому базу просто передают как есть.

Название тоже передается покупателю, даже если оно не зарегистрировано как товарный знак. Например, магазин одежды называется «Василек» — это его вывеска и название странички в инстаграме. Если продавец решит оставить слово «Василек» за собой, никто его бизнес не купит.

Как не нарушить закон о персональных данных

Шаг 3. Разобраться с товарными остатками

Если бизнес строится на продаже товаров, будут товарные остатки. Лучше, если их будет меньше, — тогда не возникнет вопроса оценки. Но устраивать распродажу, чтобы увеличить выручку, а затем и стоимость бизнеса, не стоит, — это введение покупателя в заблуждение.

Покупатель будет оценивать ликвидность товарных остатков: продаются ли эти товары, есть ли на них спрос. Ликвидность оценивается по отчету о движении товарных остатков. И за товары, которые месяцами лежат на складе и никому не нужны, покупатель вряд ли захочет платить.

Обычно товарные остатки отдают покупателю по себестоимости. Но он может и отказаться от их покупки, тогда продавец оставляет товары себе и продает их на Авито или раздает бесплатно друзьям и родственникам.

Шаг 4. Определить цену бизнеса

Товарный бизнес — тот, что зарабатывает на продаже товаров, — на рынке обычно продается за 12 чистых прибылей — для покупателя это значит, что сделка окупится через год. Например, если магазин одежды каждый месяц приносит 400 000 рублей чистой прибыли, его цена будет 4 800 000 рублей.

12 чистых прибылей — это ориентир. Если продавец хочет получить больше денег, он может поставить цену выше, никаких правил нет. Цена — это переговорный момент.

Если продавец определил цену, а покупатель хочет скидку, есть два варианта:

  • дать скидку;
  • остановить переговоры, найти еще одного покупателя и устроить между ними торги.

Только с помощью торгов между несколькими покупателями получится удержать цену. В теории можно заказать независимую оценку бизнеса или позвать эксперта, но на практике это не работает, зато работает конкуренция между покупателями.

Есть факторы, которые повышают цену бизнеса:

  • прозрачность процессов, работа в белую;
  • управляемость: покупателю нужно знать, куда и сколько ресурсов вкладывать, чтобы растить бизнес. На управляемость прежде всего влияет оцифровка бизнеса — понимание, сколько стоит клиент и сколько на этом клиенте зарабатывает бизнес;
  • автономная команда — сотрудники не зависят от владельца бизнеса и могут работать без него;
  • описанные процессы;
  • четкая, грамотная отчетность: отчеты понятны и совпадают с реальностью;
  • отсутствие проблем с репутацией;
  • отсутствие долгосрочных рисков в этой нише со стороны государственного регулирования.

Непрозрачность, работа в серую, отсутствие отчетности и описанных процессов снижают цену бизнеса. Эти факторы покупатель может использовать для торга.

Читать в Деле

Шаг 5. Найти покупателя

Покупателя для готового бизнеса можно искать через брокера или самому. Обычно те, кто ищут сами, размещают объявления на Авито, Юле и в социальных сетях. Эти площадки подойдут, чтобы получить большой охват, но есть риски:

  • конкурент может притвориться покупателем и увидеть отчеты, процессы компании;
  • объявление могут увидеть сотрудники и начать увольняться;
  • могут увидеть арендодатели или поставщики и изменить условия сотрудничества.

Поэтому не стоит в объявлении писать название компании или давать ссылку на сайт. Информацию о бизнесе нужно отдавать только в обмен на что-то от потенциального покупателя, например:

  • подписание НДА — договора о неразглашении;
  • задаток: если показатели не понравятся, продавец вернет задаток;
  • подписание предварительного договора о покупке бизнеса.

Чтобы ускорить продажу, продавцы могут использовать таргетированную рекламу в социальных сетях. Но для этого нужно знать портрет потенциального покупателя бизнеса и потратиться на рекламу.

По нашему опыту, поиск покупателя для бизнеса за 5-6 млн рублей занимает три-четыре месяца. В это время нужно будет поддерживать бизнес в рабочем состоянии.

Шаг 6. Подписать договор и провести расчеты

Обычно покупатель и продавец сначала подписывают предварительный договор, по которому покупатель вносит задаток, а продавец раскрывает информацию о бизнесе, например отправляет отчеты, проводит экскурсию по цеху или дает доступ к метрикам сайта. Это нужно, чтобы покупатель мог проверить показатели бизнеса: прибыль, расходы, доходы, количество клиентов или заказов.

Если в сделке участвует брокер, договор будет трехсторонним: например, покупатель вносит задаток на счет брокера, проверяет показатели и, если его всё устраивает, переходит к расчетам с продавцом.

После проверки покупатель и продавец подписывают договор купли-продажи бизнеса и переходят к расчетам и передаче активов:

  • для ООО — продажа 100% доли и активов, которые не входят в ООО;
  • для ИП и физлиц — договоры о передаче активов.

Обычно в договор включают пункт о том, что продавец будет поддерживать и консультировать покупателя в течение 3-6 месяцев после сделки, а для передачи интеллектуальной собственности, например товарного знака, кода сайта, фотографий, подписывают отдельный договор.

Подробнее о юридической стороне сделки покупки-продажи готового бизнеса и безопасных расчетах мы рассказывали в другой статье.

Как купить готовый бизнес

Шаг 7. Рассказать арендодателю, сотрудникам и поставщикам

Арендодателю, сотрудникам и поставщикам лучше не говорить о планах по продаже бизнеса, а рассказать о сделке уже по факту.

Арендодатель. Если рассказать до сделки, он может повысить плату или начать искать нового арендатора. Безопаснее рассказать после, например привести покупателя и сказать: «Это мой заместитель, хочу передать ему дела».

Перезаключать договор аренды тоже лучше с конкретным человеком. Если сказать: «Я пошел продавать бизнес на Авито», у арендодателя будет стресс, и неизвестно, как он себя поведет.

Сотрудники. Есть риск, что сотрудники начнут увольняться или искать новую работу, когда узнают, что бизнес продается. Поэтому на этапе поиска покупателя лучше говорить о привлечении инвестора или нового партнера. А о сделке сообщать аккуратно: например, продавец бизнеса может пообещать сотрудникам, что ничего не изменится, а первые полгода он будет следить и помогать новому владельцу.

Если бизнес — это ООО, сотрудники остаются работать в нем, а если ИП, нужно будет уволить сотрудников и принять на работу к новому владельцу.

Поставщики. Поставщики тоже могут изменить условия работы для нового владельца, поэтому имеет смысл представить его как своего заместителя или нового директора. Часто при продаже покупатель требует сохранить условия поставок. Тогда у продавца появляется обязанность договориться с поставщиками о сохранении скидок и бонусов для нового владельца.

Источник

Читайте также:  Что значит кидать людей
Оцените статью