- Неудачи личного характера
- Passion.ru: Как отличить проблему в семье от ваших личных проблем
- Личностные проблемы
- Виды личностных проблем
- Причины личностных проблем
- Решение личностных проблем
- О ЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ
- Проблема личности в психологии
- Похожие работы
- проблема человека -112233
- Проблема личного характера
Неудачи личного характера
Жизненные неудачи человека – это проблемы, которые касаются особенностей его личности или личных взаимоотношений с окружающими людьми. Жизненные неудачи личного характера вызывают тяжелые эмоциональные переживания. Сюда относятся, например, частичная или полная утрата человеком смысла, основной цели своей жизни, потеря работоспособности в значимом виде деятельности, безразличие ко всему, снижение самооценки и уровня притязаний, регрессивные изменения в личности и в поведении человека. Все это нередко происходит в том случае, если неудачи становятся слишком частыми или хроническими, и человек оказывается не в состоянии их предупредить или устранить.
Заметим, что абсолютных неудачников, равно как и абсолютных счастливчиков, в жизни не существует. Каждый человек в чем-то может быть удачливым, в чем-то неудачником. У любого преуспевающего человека есть немало жизненных проблем. Поэтому вопрос о том, считать или не считать какого-либо конкретного человека счастливчиком или неудачником в жизни, является относительным. Он непосредственно связан с тем, как сам человек воспринимает значимые события в своей жизни. Если он по природе оптимист, то даже объективные неудачи не сделают его неудачником; если же он пессимист, то и при незначительных неудачах он может считать себя неудачником на фоне многих других удач в своей жизни. Кроме того, то, что ценится одним человеком, может не представлять ценности для другого; то, что один рассматривает, как провал в своей жизни, для другого может не иметь почти никакого значения. Нет никаких объективных критериев по поводу того, кого считать и кого не считать неудачником. Поэтому необходимо тщательно разбираться в каждом конкретном случае проведения психологического консультирования.
К неудачам личного характера обычно относятся те, которые рассматриваются данным человеком как неудачи и воспринимаются им как весьма серьезные жизненные упущения. К числу типичных неудач личного характера можно отнести те, которые время от времени переживаются многими людьми. Это, например, озабоченность недостаточным уровнем собственного психологического, когнитивного, личностного и коммуникативного развития. Чаще всего такие переживания относятся к недостаткам в развитии способностей человека. Они нередко оставляют в душе человека неприятный след, который может быть связан с отрицательными эмоциями самого широкого диапазона, от едва заметного, хронически плохого настроения до частых аффектов и стрессов.
Неудачи также могут иметь разные последствия для жизни человека, от сравнительно кратковременных и затем бесследно исчезающих до хронических заболеваний и психологических комплексов. Следствиями непрекращающихся жизненных неудач могут также стать нервные расстройства и психогенные органические заболевания.
Что же должен предпринять психолог-консультант, если к нему обратится клиент с жалобой на жизненные неудачи, связанные с недостаточным развитием у него каких-либо способностей?
Прежде всего консультанту в этом случае необходимо будет тщательно разобраться в том, в чем на самом деле состоит проблема клиента, постараться воспринять и понять эту проблему так, как ее понимает и воспринимает сам клиент. Речь идет о таком восприятии и понимании проблемы клиента, которое делает психолога-консультанта лицом, заинтересованным в ее решении, но лично не вовлеченным в переживания по ее поводу.
Для этого консультанту вначале необходимо внимательно выслушать клиента, задать ему ряд вопросов, проясняющих суть проблемы, например:
- На отсутствие или слабое развитие каких способностей вы жалуетесь?
- Для чего вам необходимо иметь именно эти способности?
- Можно ли вам обойтись без них или заменить какими-либо другими способностями?
- Есть ли у вас достаточно точные сведения о том, насколько эти способности развиты у большинства других людей?
- Были ли у вас в детстве какие-либо задатки к развитию этих способностей, и если они были, то в чем проявлялись?
- Какие меры вы или ваши родители в свое время предпринимали для развития и совершенствования этих способностей?
Анализируя ответы клиента на эти вопросы, психолог-консультант может почерпнуть много полезного из них для проведения психологической консультации. Если, к примеру, в процессе опроса клиента выяснится, что с детства у него не было особых задатков к развитию соответствующих способностей и несмотря на предпринятые большие усилия к настоящему времени эти способности развить не удалось, то консультанту следует попытаться отговорить клиента от напрасного приложения дальнейших усилий. Если будет установлено, что клиенту без соответствующих способностей в жизни все же никак не обойтись, то психолог-консультант вместе с клиентом должен будет наметить программу их развития или замены этих способностей какими-либо другими способностями, функционально равнозначными им. Наконец, если обнаружится, что те способности, на недостаток которых жалуется клиент, вполне можно заменить какими-либо другими способностями, к которым у клиента, к тому же, имеются выраженные задатки, то это непременно следует сделать.
Нередко полезной и успокаивающей клиента является информация о том, что те способности, на неразвитость которых он жалуется, у большинства других людей не развиты в такой же степени, как и у него самого. Это можно практически проверить и фактически доказать, проведя психологическое обследование клиента при помощи тестов способностей, имеющих установленные стандартные нормативные показатели. Соответствие реальных показателей клиента по данному тесту установленным нормам будет свидетельствовать о том, что его собственные способности развиты не в меньшей степени, чем соответствующие способности большинства других людей.
Если в психологическую консультацию обращаются родители, озабоченные ранним развитием определенных способностей у своих детей, то, давая им практические советы, психологконсультант должен иметь в виду достоверные, научно обоснованные факты.
Сами по себе способности человека (даже при наличии у него выраженных задатков к их развитию) не могут активно развиваться. Для этого необходимо создать условия, особым образом организовать деятельность человека, направленную на совершенствование этих способностей.
Деятельность по развитию способностей ребенка должна носить планомерный, систематический характер, контролироваться взрослыми людьми, которые, во-первых, уже имеют соответствующие способности и, во-вторых, хорошо владеют теорией и методикой их развития у детей.
Способности ребенка можно формировать и развивать и в том случае, если он не обладает особенно ярко выраженными задатками. Однако в этом случае для активного развития соответствующих способностей придется прилагать большие усилия, чем в том случае, когда нужные задатки у ребенка имеются. Кроме того, в этом случае вряд ли можно будет рассчитывать на появление у ребенка таланта в соответствующем виде деятельности, а также на то, что при прочих равных условиях ребенок сможет выдержать конкуренцию с теми детьми, у которых с рождения имелись ярко выраженные задатки к развитию соответствующих способностей.
Любые человеческие способности можно и даже нужно развивать у детей с первых лет жизни. Чем раньше взрослые приступят к развитию тех или иных способностей у ребенка, тем быстрее эти способности сформируются и усовершенствуются, и тем на большие успехи в их развитии можно будет практически рассчитывать.
Однако уже сформированные, развитые способности изменяются. Со временем они могут утрачиваться, если их не развивать и не подкреплять соответствующими видами деятельности. Это особенно важно в отношении тех способностей, которые предполагают наличие у человека достаточно сложных умений и навыков.
Немов Р.С.
Основы психологического консультирования
Источник
Passion.ru: Как отличить проблему в семье от ваших личных проблем
Личностные проблемы
В течение всей нашей жизни мы сталкиваемся с возрастными кризисами, ощущаем неблагоприятные эмоциональные переживания, нас одолевают страхи, фобии, мы переживаем потерю интереса в жизни… Все это – личностные проблемы, которые могут приводить к ухудшению психологического состояния, эмоциональному выгоранию, депрессиям, потере сна и аппетита. Личностные проблемы связаны с тем, как человек себя ощущает, как он выстраивает отношения с собой, как взаимодействует с миром.
Виды личностных проблем
Индивидные личностные проблемы.
К ним относятся тревожность, неудовлетворение своей жизнью, страхи, фобии, психосексуальные проблемы, следствия психотравм, включая сексуальное и физическое насилие.
Субъектные личностные проблемы.
Здесь речь идет о проблемах, связанных с выполнением каких-либо задач. К примеру, недостаток знаний и навыков, силы воли и энергии.
Проблемы с положением в социуме.
Неудовлетворенность статусом, проблемы в отношениях с близкими людьми и коллегами по работе, комплекс неполноценности, сложности с построением положительного имиджа.
Проблемы с реализацией.
Возникновение проблемных ситуаций на работе, иррациональные страхи, неуверенность в себе, нежелание развиваться, повторяющиеся кризисы.
Причины личностных проблем
Все личностные проблемы, так или иначе, исходят из наших внутренних конфликтов, которые лежат в бессознательном. То есть, возникает такая ситуация, при которой человек не может понять причину, и, соответственно, изменить свое отношения к проблеме, решить ее. Часто ему кажется, что просто не хватает уверенности все, и как только он ее обретет, все изменится. Но на самом деле обретение уверенности может привести к тому, что человек перестанет сдерживаться и выплеснет свои эмоции, что не может не повлиять на отношение с окружающими. Поэтому, поиск настоящей причины личностной проблемы – это комплексная терапия, при которой раз за разом открываются новые грани и самой проблемы, и ее причин.
Решение личностных проблем
Если Вы ходите по кругу, замечаете, что Ваши проблемы не только не решаются, но и возвращаются с удвоенной силой, а Вы не знаете, как их решить, самым эффективным решением будет гипнотерапия. Почему именно она? Потому что она позволяет значительно сократить время на поиски причин личностных проблем. Она работает не только с Вашими ощущениями, переживаниями и эмоциями, но и с Вашим бессознательным. Именно там кроется корень личностных проблем, но увидеть его Вы самостоятельно не можете. Вы пытаетесь найти логическую причину в происходящем с Вами, а правда в том, что причиной может быть все, что угодно, о чем Вы даже не подумали бы.
И только поиск настоящей причины, устранение конфликта, обучение новым навыкам мышления и восприятия, позволит Вам, наконец, преодолеть то, что Вы так долго не могли самостоятельно преодолеть. Как гипнолог с многолетним стажем и постоянной практикой, я с уверенностью заявляю, что решить личностные проблемы можно и нужно! Только разобравшись с тем, что Вас сдерживает, что вызывает внутренние конфликты, что пугает Вас и обесценивает жизнь, Вы сможете изменить и себя, и окружающую Вас действительность.
О ЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ
Нерадостный взгляд, опущенная голова и вечно занятая мысль у человека — это первые признаки что у человека проблемы. Когда есть какие-то тревоги, он перестает видеть мир и радоваться жизнью. Даже если есть любящая семье и стабильный доход от работы. Голова занята всегда своими мыслями.
В такие моменты человек чувствует, что одинок и начинает винить каждого. Он думает, что никто не в силах ему помочь и все больше и больше чувствует неуверенность в себе.
КАКИЕ БЫВАЮТ ЛИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Личные психологические проблемы встречаются почти у всех людей, которые работают, имеют семью и личную жизнь.
У человека всегда есть личные проблемы и в основном только психолог может их решить. Когда депрессия, постоянно что-то беспокоит, стресс, обида, проблемы в общении, горе, непонимание в семье, неуверенность, смерть родного человека и одиночество — хотя бы раз надо обсудит свои личные проблемы с психологом.
Люди не умеют принимать негативные высказывания в свой адрес, не видят, что ими пользуются и не осознают, что с ними происходить здесь и сейчас. В основном, появление личных проблем зависит от влияния окружающих людей. Человек способен сильно зацикливаться на плохом разговоре, но не замечает, когда что-то хорошее происходить с ним.
У всех личностей разный характер, разное мнение и взгляд к личным проблемам. И продолжая жить, человеку приходиться бороться за себя, решать проблемы и принимать важные и неважные решения. Одни решают и продолжают идти дальше, а другие думают, размышляют днями и годами, чтобы принять решение. Все это зависит от воспитания человека. С ранних лет ребенка нужно хвалить за новые поступки, направлять на верный путь.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Психологические сложности и личные проблемы возникают в результате неуверенности и характера человека, который не может отстаивать свою точку зрения. Человек должен научиться решать жизненные задачи. Несмотря на всю их запутанность — думать о проблемах постоянно очень вредно.
Личная проблема — это ситуация, в котором люди испытывают затруднения и не имеет возможности решить их.
ЧЕМ ПОМОЖЕТ ПСИХОЛОГ
При психологических проблемах человек задумывается на тем, что это сложная матрица и решить ее не в силах. Он все же попробует, а при неудаче — упадет духом и будет цепляться за результат. Именно с такими проблемами нужно бежать к психологу, чтобы отделаться от нее раз и навсегда.
Как только решится одна проблема — появится вторая. И так каждый раз, пока мы не поймем суть — нужно научиться делать выводы. Это поможет обрести уверенность в себе. Психолог после прохождение курса гарантирует своим клиентам изменение в реальной жизни, которые человек может сам увидеть, поможет найти новые пути и раскроет новые возможности.
Психологи утверждают, что способны решить разные личные проблемы своих клиентов и найти выход из любой ситуации, но не могут оживить умершего. Если у Вас депрессия, нервозность, паника в малейших проблемах, неуверенность, стресс, страх и тревожность не бросайте их в долгий ящик — обратись к профессионалу и решите свои сложности жизни
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
При решении проблемы нужно понять, из чего она состоит и как не поддаваться своим страхам и чувствам. Самое главное не впасть панику и попытаться что-то решить и найти выход из ситуации.
Профилактические работы проводятся в школах, в коллективах и там, где в основном проявляются личные проблемы. Вот несколько примеров-советов для тех, кто не в состояние самостоятельно бороться со своими страхами и переживаниями:
- Если Вас что-то тревожит или беспокоит — поговорите с близким человеком, скажите, что не справляетесь, попросить советы.
- Когда Вы чувствуете, что не можете контролировать свои эмоции и агрессию — займитесь тем, что Вам дарит радость.
- Если у Вас проблемы в работе и не можете найти общий язык с коллективом — постарайтесь выслушать всех участников коллектива. Просто наблюдайте. Будьте умнее и не начинайте конфликт.
Психологи предлагают всем при появлении личных проблем прежде всего научиться успокаиваться и поговорить с близкими людьми. Если же такой возможности у вас нет, обращайтесь к специалистам — они Вам обязательно помогут в психологических и эмоциональных проблемах.
Проблема личности в психологии
Самооценка. Виды и источники ее формирования Читать далее: Подходы к структуре личности
11. Проблема личности в психологии
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем- самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.). В такой плоскости рассматриваемые психологические свойства человека имеют своими источниками более частные феномены, которые не только субординационно связаны с этими высшими уровнями обобщения, но и сами являются их генетическими корнями.
Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций .
Знание о личности — это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.
Научное изучение личности и сейчас, и прежде задаёт всё тот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы не можем обойтись без того, чтобы не признать огромной сложности человеческого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются. В этом сложнейшем лабиринте, а иногда и хаосе, мы стремимся найти порядок и осмысленные связи. Для нас это и есть ответ на вопрос, чем занимается наша наука – психология. Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются.
Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема пони мания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом, понятие личности является главным понятием в психологии.
В книге А.Н.Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность.» есть прекрасные строки о личности – «этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство… Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий которые меняют жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым.» Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей.
Социальная роль — это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.
Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно – исторического познания.
Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым.
Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.
Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.
Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и не — делимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.
Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.
А.В. Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид – это не одно и то же.
Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Теперь надо уточнить, почему о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами, вообще, характеризуется своим поведением и внешностью и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчленённое, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений.
Общественные отношения – часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Такую задачу психология может решить вместе с другими общественными науками. Для личности общество – не просто некоторая внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений. Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредуется множеством факторов и условий, требующих специального исследования. Если рассматривать жизнь личности в обществе в глобальном плане, то нужно сказать, что вся совокупность общественных отношений, вся их система в целом, так или иначе, определяет социальный статус каждой конкретной личности и её развитие. Но при более детальном анализе выявилось, что способы включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений различны; различна также степень их реализации в жизни каждой личности. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; в них, по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично. Понятие личность относится к определённым свойствам, принадлежащим индивиду, причём имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.
Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по со держанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы. Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступает в форме общения или субъект — субъектного отношения наряду с субъект- объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими- либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредствуется объектом деятельности (субъект- объект- субъект).
В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствования, причём опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не её предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.
Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект–объект — субъектных и субъект- субъект – объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, при- вычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный чело век как личность.
Итак, индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека.
Рубинштейн С.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости).
Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности.
Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. Ковалёв А.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление
общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития –с другой.
Ни одна из общественных наук не может абстрагироваться от личности как общественного явления. Однако каждая общественная наука имеет свой аспект исследования. Так, исторический материализм главным образом исследует личность в составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития.
Психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, его структуре и закономерностях формирования и развития. Личностью признавался только выдающийся человек как отдельная особь, действующая по своему произволу; остальные люди рядовые члены общества, согласно этому представлению, не являлись личностями. Личность неотделима от общества.Богатство человека продукт общественного производства.
Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества.
Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.
Асмолов А.Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке. Таким образом исходя из всех определений личности, отечественными психологами мы в качестве исходного принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н. Леонтьев), подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми (М.И. Лисина).
Итак, исходное понимание личности предполагает специфику последней как порождаемую (а в нашем понимании — реализуемую) включённостью человека в общественные отношения, в систему взаимоотношений людей.
Личность по У.Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное – это реорганизация основных строительных блоков, предоставленных природой и утоньшенных эволюцией.
Г.У. Олпорт сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление».
Таким образом он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему. Термин «психофизические» он использовал чтобы показать, что личность есть «ни нечто исключительно ментальное, ни нечто исключительно нервное». Под «организацией» Олпорт понимал единство в личности телесного и психического.
Он считал, что в такую сложную структуру, как личность, включены детерминирующие тенденции, во многом определяющие индивидуальное поведение.
В «гормической психологии» В.Мак-Дугалл, в психоанализе З.Фрейд, А.Адлер личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.
Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической схеме «с — р» («стимул – реакция»). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К.Левина А.Маслоу, К.Роджерса которые обнаруживают определённую ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности. [16]
Американский психолог В.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле – есть общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт.
Отсюда, по Джемсу, потеря хотя бы части собственности рассматривается как умаление достоинств самой личности. При потере накопленного золота, при потере имущества, пишет Джеймс, не только возникает «чувство умаления нашей личности, превращение части нас в ничто… Через это мы сразу отождествляемся с беднягами, к которым доселе относились презрительно, отделяемся больше, чем прежде, от счастливцев, которые властвуют над сушей, и морями, и людьми, наслаждаясь тем, что может дать богатство и власть».
Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности являются источниками её неврозов. Отсюда и прямо и косвенно оправдываются разнузданная сексуальность и войны, насилие как средство удовлетворения влечения к смерти. Концепция Фрейда, таким образом, является заострённой концепцией биологического индивидуализма личности.
Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умаления значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит к все большей индивидуализации и свободе личности. Фромм различает позитивную и негативную свободу: первая – это власть человека над природой; вторая – это одиночество человека вследствие борьбы людей друг с другом. Таким образом, фрейдизм и неофрейдизм остаётся реакционной, ненаучной концепцией личности, служащей делу оправдания существующего капиталистического строя, тяжёлого положения личности в нём.
Самооценка. Виды и источники ее формирования Читать далее: Подходы к структуре личности
Информация о работе «Предмет, задачи и особенности психологии как науки»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 250646 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Становление психологии как науки
… человека определило развитие начатой им сравнительной психологии. Г. Спенсер · Высказал идею приспособительного значения психики. Эта идея оказала большое влияние на психологию: она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде. Джордж Романес: антропоморфизм · Изображал животных по образцу человека. · Делал выводы, что в каких …
Зарождение психологии как науки
… приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. Для Гербарта сохранение психологии как науки о душе было важным постулатом его концепции психического, так как душа в его понимании является центром, в котором хранятся и перерабатываются знания и который …
Психология как наука
… сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно …
История развития психологии как науки
… психики человека. Эти идеи легли в основу части положений современной психологии. В начале 19 в. появились новые подходы к психике. Наметился посыл для формирования психологии как науки. В числе предпосылок можно выделить развитие анатомии и физиологии нервной системы. Во второй половине 19 в. знания из области биологии, физиологии, медицины стали основой для создания научной психологии [2, с. …
проблема человека -112233
Проблема человека – важнейшая в философии. Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Изречение Сократа «Познай самого себя» стало девизом многих философских учений. Представители разных эпох и философских направлений рассматривали вопрос о сущности и предназначении человека как основной вопрос философии:
«Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека», — писал древнегреческий мудрец Эмпедокл;
«Что такое человек и каково его истинное назначение – это основной вопрос – последняя цель всей человеческой мысли», — считал русский религиозный мыслитель С.Л. Франк.
Изучением проблемы человека занимается философская антропология.
Философская антропология как самостоятельный раздел философии сформировался на рубеже XIX – ХХ вв. В то же время в развитии философской мысли можно выделить ряд этапов в развитии взглядов на проблему человека.
1.В античной философии человек рассматривался с позиций космоцентризма – как часть космоса, микрокосм, подчиняющийся общим законам макрокосма. Особая заслуга в постановке проблемы человека принадлежит Сократу: он впервые поставил человека, смысл его существования в центр философских размышлений. Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души.
2.В средневековой философии сложился теоцентричный подход к проблеме человека. В системе христианского мировоззрения человек рассматривается как существо, в котором неразрывно и в то же время противоречиво связаны два начала – духовное и телесное. Дух и тело противопоставлялись друг другу как возвышенное, данное свыше, и низменное, земное. Августин Аврелий представлял душу как независимую от тела и именно в ней видел сущность человека. Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, считал, что в человек занимает промежуточное положение между животными и ангелами.
К средневековой философии восходит понимание сущности человека как состоящей из трех частей: тела, души и духа. Телесность означает материально-вещественную сторону человека; душа – это сфера личностных переживаний, мыслей, эмоций; понятие духа первоначально имело религиозный смысл, в более широком значении это сфера общезначимых ценностей и идеалов.
3.В философии Нового времени. человек рассматривается с позиций антропоцентризма. Высшей ценностью бытия провозглашается человеческий разум (декартовское «Мыслю, следовательно, существую»). Главной сферой человеческой деятельности признается научное познание, цель которого определяется как преобразование природы, подчинение ее интересам человека.. Именно в этот период сложился новый тип отношения человека к природе – установка безграничное господство над ней.
4.В философии марксизма сложился деятельностный подход к пониманию сущности человека. Определяющим условием становления и развития человека признается трудовая деятельность, причем труд рассматривается как коллективная, социальная деятельность. Поэтому труд стал основой формирования социальных качеств человека: мышления, языка, общения, убеждений, ценностных ориентаций и т.д.
5.В русской философии второй половины XIX – начала ХХ вв. тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой. Русские религиозные философы рассматривают человека как духовный центр мироздания, воплощающий неразрывную связь и постоянное взаимодействие материальной природы и духовного, божественного начала. В мировом процессе человек – не безличный элемент, он обладает творческими способностями, его великая миссия – установить в мире гармонию. В концепции всеединства В.Соловьева сложился идеал Богочеловечества как свободного единства всех людей. В религиозном экзистенциализме Н.Бердяева человек представляет собой сложное единство личности и индивида. Индивид – существо биологическое, подчиненное природной необходимости. Личность – явление духовное, ее суть – свобода и творчество, и в то же время личность существует только в общении с другими людьми. «Человеческая личность – единственная, неповторимая, независимая – есть верховная ценность», — писал Н.Бердяев.
6.Западная философия ХХ в. также выводит на первый план духовное начало в человеке, однако большинство трактовок человека в философии этого периода носит иррациональный характер.
В «философии жизни» Ф.Ницше сложился новый идеал личности – «сверхчеловек» – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти.
В философии экзистенциализма подлинное человеческое бытие сводится к переживанию своего бытия в мире, к осмыслению «своего Я», то есть того, чем человек является для самого себя.
Представители философии психоанализа сущность человека, главный мотив его деятельности видят в сфере бессознательного.
В аналитической философии человек рассматривается, прежде всего, как существо, владеющее языком и реализующее себя через использование языка. Именно использование языка в качестве средства общения приводит к возникновению проблем в человеческом обществе, и в этой же языковой сфере эти проблемы могут решаться.
Представители герменевтики считают, что сущность человека реализуется через понимание им мира, преодоление границ между человеческим сознанием и окружающей действительностью.
В философии постмодернизма человек рассматривается как существо, бунтующее против однообразного, обыденного, скучного, коллективного, тоталитарного.
Современная философия характеризуется возрастанием интереса к проблеме человека. Основная тенденция современного подхода к проблеме – поиск целостной, интегральной концепции человека. Среди причин повышенного внимания к проблеме человека можно назвать следующие:
-бурное развитие наук, что, с одной стороны, предоставляет новые данные о человеке и его возможностях, а с другой – показывает ограниченность естественнонаучного подхода к изучению человека;
-трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество, что повышает роль человеческой индивидуальности, творческой деятельности;
-демократизация общества и развитие свободы личности;
-появление новых проблем, связанных с развитием человеческой цивилизации, в том числе глобальных проблем, духовный кризис общества, что обострило внимание к вопросам смысла жизни человека и т.д.
Проблема личного характера
Здравствуйте, дорогой психолог. Меня зовут Лиза. Мне 19 лет. У меня есть одна большая проблема личного характера, которая не дает мне покоя на протяжении 2 года. Я очень хочу получить вашу помощь и ваш совет.
2 года назад я поступила в колледж. Поначалу я ни на кого не обращала внимания, была загружена учебой, своими какими-то проблемами, но потом как-то произошло, что мне понравился один парень, хотя мне никогда в жизни никто не нравился, и я ни разу не влюблялась. Дело было так. У нас в университете был концерт посвященный какому-то празднику ( это было 2 года назад)… Я немного на него опоздала и поэтому села за последний ряд одна. Все мои одногруппники уже сидели в середине зала. Я оглянулась, актовый зал охраняли молодые парни-студенты, учащиеся на таможенников. И мне в глаза сразу бросился один парень. Он был настолько красивым, выделялся из всех, что я обомлела. У него была загорелая кожа, голубые глаза, небольшого роста. В общем, он мне очень понравился. Он тоже посмотрел на меня и улыбнулся. Потом, решив передохнуть, сел возле меня через сидение и смотрел. Я сделала вид, что не обращаю на него внимания (в последующие дни очень об этом жалела). Потом он встал, облакатился на одно из сидений и продолжал на меня смотреть. Я с ухмылкой посмотрела на него и продолжала смотреть концерт. Когда концерт кончился, все охранники открыли двери, а этот парень начал искать меня глазами, т.к. народу было много. Он увидел и долго смотрел на меня. Я ушла. Потом пришла домой и не могла его забыть. Проходило время, я его не видела. Потом один раз увидела, когда он ходил на репетицию в актовый зал и все. Потом я начала искать его в соц.сети и нашла. Была на 10 небе от счастья! Написала «привет». Он ответил через неделю: «привет)))» И все. Он уехал куда-то отдыхать и не выходил в сеть чуть ли не до конца лета…. Мое сообщение куда-то затерялось. Уже в сентябре я снова увидела его на линейке. Он смотрел в мою сторону и мило улыбался, а я с пафосом отвернулась, не понимая что творю. Дальше я кое-как узнала его номер. Это было очень сложно сделать. Через знакомых. И попросила подругу с ним встретиться, т.к. сама боялась. Она позвонила, сказав, что ошиблась номером, потом познакомилась с ним по телефону. Он пошел на контакт. Они встретились. Пообщались, погуляли. Позже, она мне перезвонила и все о нем рассказала. Он оказался неплохим парнем. Сказал, что с девушками ему не очень везет. Потом у него появилась девушка. Уже ближе к ноябрю. Она была первокурсницей. Он ходил с ней за руку. Провожал ее на остановку. Я сильно начала ревновать. Время шло, они встречались, но потом она нашла другого и они расстались. Не прошло и 5 дней, как он начал встречаться с другой. И судя по комментариями, он в нее влюбился… Я позвонила подруги, попросила, чтобы она с ним погуляла по-дружесски (вот дура я!). Она ему начала частенько звонить. Они общались. Как-о раз она мне позвонила и сказала: «Он меня сильно послал!». Он сказал ей: «Я тебе раз сказал мне не звонить, два сказал, три сказал. У меня есть девушка. Отвали.» И послал ее на 3 буквы. Она тоже его послала, после чего она выключила телефон, а когда включила, увидела, что он звонил ей 7 раз. Но самое страшное то, что он видел ее у меня в друзьях и мог заподозрить наш план…. И еще забыла сказать, что когда она ему один из разов звонила, еще до того как у него не было девушки, трубку поднял его друг. А моя подруга сказала: «Дай трубку Мише. Я хочу с ним встретиться, пообщаться, да и взять с собой подругу.» Его друг сказал: «подожди…» Потом перезвони и спросил (друг): «А у подруги, которую ты хочешь взять случайно не такая фамилия?» И назвал МОЮ ФАМИЛИЮ. Она ответила, что нет. Мне тогда стало не по себе…. Я подумала, что он уже давно знает и думает, что весь этот план с подругой подстроила я, чтобы она меня с ним познакомила….Но и после 4 месяцев, когда у него появилась девушка, она ему позвонила, он ее с трудом вспомнил, пообщались, она потом часто названивала и тогда он ее послал. Я была полной дурой! Очень извинялась перед подружкой, когда он ее послал. Но из сердца его выкинуть не смогла…..((((((
Проходили дни, я видела его в университете и смотрела на него очень плохо, т.к. знала, что он послал мою подругу. Но он продолжал мне нравится. Я ничего не смогла с этим поделать..
Однажды я специально уронила флешку возле него, когда проходила мимо. Он поднял и так пристально и тепло посмотрел. Я поблагодарила и убежала. Когда вижу его, не могу оторвать от него глаз, а он теперь делает вид, что меня не замечает… Мы поменялись ролями. Я очень жалею, что раньше, когда он хотел со мной познакомиться так себя вела…..
Я записалась в один из кружков в универе на вокал. А он там танцует в коллективе. До того, как я на него еще не записалась, видела как он приходил на репетиции. А сейчас, как назло, когда и я записалась, он ни разу не появился…..
Недавно смотрела его страницу. Он удалил из друзей свою девушку. Я так хочу добавить его в друзья, но не могу…. Мне кажется, что он все обо мне знает… Что я подстроила их встречу с подругой, что я просила названивать ему, общаться, узнавать что нового у него творится. Да еще подруга у меня в друзьях. Он ее однозначно видел у меня. Т.к. она у меня выделяется как 1 друг по школе….
Этот парень не выходит у меня из головы, он мне снится, я думаю о нем часами… Мне страшно с ним знакомиться. т.к. он не глупый, и понимает, что я по нему сохну…. Я не могу переключиться ни на кого другого. Еще он очень любит флиртовать, заглядываться на др. девушек. Моя подруга сказала, что когда она с ним гуляла, что он не любит, когда девушка матерится, курит, пьет. И любит скромных девушек. А Я ИМЕННО ТАКАЯ. Как жалко, что он не знает, что я такая.
Мне очень нужен ваш совет и ваша помощь…..Умоляю, помогите мне разобраться в моей проблеме, помочь советом, как вести себя. Очень-очень вас прошу. За грам.ошибки, прошу меня извинить….
Источник