Что значит проблематика эпизода

Анализ эпизода литературного произведения

Материал из интернета. Предназначен моим ученикам для подготовки к урокам.

Скачать:

Вложение Размер
Анализ эпизода художественного произведения. 37 КБ

Предварительный просмотр:

(Работа с текстом художественного произведения)

1. Место данного эпизода в сюжете.

2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.

3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.

4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.

5. Последствия данного эпизода.

6. Озаглавить эпизод.

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
  1. кто они?
  2. каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
  1. автора;
  2. персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  2. Охарактеризовать героев — участников эпизода:
  1. их отношение к событию;
  2. к вопросу (проблеме);
  3. друг к другу;
  4. кратко проанализировать речь участников диалога;
  5. сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
  6. выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
  7. определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Источник

Тема, проблематика, идея и авторская позиция

Определения

  • Тема — общее содержание произведения; то, ЧТО в нём изображается.
  • Идея — основная мысль произведения; то, КАК автор относится к изображаемому.
  • Проблематика — комплекс тех проблем (вопросов), которые поставлены автором в его произведении.
  • Авторская позиция — отношение автора к событиям, происходящим в литературном произведении.

Объяснение и примеры

Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.

В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.

Пример

Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.

При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.

Пример

Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).

И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.

Проблематика

Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.

Пример

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.

Проблематика может быть:

  • нравственной;
  • психологической;
  • социальной;
  • философской.

Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.

Пример

Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:

  • анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
  • психологическая (выбор человеком своего пути);
  • всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
  • философская (добро и зло, вера и отрицание).

При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.

Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.

Пример

Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).

Авторская позиция

Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.

При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.

Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения

  • Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
  • Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
    • нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.);
    • психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад);
    • социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком);
    • философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни).

    Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику.

  • Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.
  • Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным?

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.

Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.

Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».

Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.

Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).

Источник

Что такое проблематика романа? Проблематика — это.

При анализе художественного произведения часто употребляется такой термин, как «проблематика». В романе или повести писатель излагает свою точку зрения. Она, конечно же, субъективна, а потому и вызывает споры критиков и читателей. Проблематика – это центральная часть художественного содержания, неповторимый авторский взгляд на реальность.

Тематика

Проблематика – это субъективная сторона содержания. Тематика – объективная. Можно составить длинный список книг на определенную тему. Например, назвать не один десяток произведений, посвященных конфликту между поколениями. Но вы не найдете романа, идентичного по идейности книге Тургенева «Отцы и дети».

Проблематика — это нравственное отношение писателя к тому или иному предмету. Число тем, которые вдохновляют прозаиков на литературное творчество, не так велико. Крупных писателей, книги которых имеют схожую проблематику, мало.

Автор и читатель

«Проблема» в переводе с греческого означает «задание». Это слово часто встречается в различных сферах человеческой деятельности. В литературном творчестве проблематика – это задача, которую ставит автор. Это вопрос, который он задает в своем произведении, причем не себе, а читателям.

Антон Чехов утверждал, что не следует смешивать два совершенно разных явления: решение вопроса и постановку вопроса. Писатель должен правильно поставить вопрос, и в этом заключается его главная задача. Несложно определить проблематику в таких произведениях, как «Анна Каренина», «Евгений Онегин». В них нет решения авторских вопросов. Но поставлены они верно.

При чтении «Анны Карениной» возникают вопросы. Правильно ли поступила главная героиня, уйдя от мужа? Погубил ли свою возлюбленную Вронский или он, прежде всего, сам стал жертвой собственной страсти? И критики, и читатели отвечают на эти вопросы по-разному. Но проблематика романа затрагивает в первую очередь особенности русского дворянского общества XIX века. Трагедия героини Толстого в том, что в ее окружении на первом месте благопристойная форма, а уже потом чувства.

Типы проблематики

Литературоведы выделяют несколько видов этого важного аспекта художественного содержания. Изучением проблематики произведения начали заниматься в XIX веке. Но первые классификации появились только в 20-м столетии. Одна из них принадлежит литературоведу Бахтину. Он различал проблематику по авторскому подходу к изображению человека.

Поспелов выделил следующие виды:

  • национально-историческая;
  • мифологическая;
  • нравоописательная;
  • романная.

Существует еще множество классификаций проблематик, и каждую из них приводить не имеет смысла. Так, современный исследователь Есин, помимо мифологической, выделил такие типы, как национальная, романная, социокультурная, философская. При этом некоторые из них разделил на подтипы.

Для того чтобы понять, что такое проблематика, лучше привести примеры из литературы. Какова проблематика повести «Тарас Бульба»? Несложно догадаться. Ведь автор использует национально-исторический тип. Но присутствуют в произведении Гоголя и романные аспекты проблематики.

В «Преступлении и наказании» автор поднял важные философские и нравственные вопросы. Он немалое внимание уделил и роли веры в жизни человека. Хотя такой аспект проблематики в романе Достоевского советские критики не видели. Приведем небольшой анализ произведения.

«Преступление и наказание»

Проблематика романа – философская, нравоописательная, социокультурная. Где находится граница между добром и злом? Существуют ли они? Такие вопросы поставил автор перед читателями. Однако в действиях главного героя, каким бы жестоким ни был его поступок, сложно выявить эти границы.

Еще один важный вопрос в романе «Преступление и наказание» — вопрос о приоритетах. Для Раскольникова в начале произведения на первом месте деньги. Он полагает, что только они приблизят его к цели, что, в свою очередь, станет благом для всей той серой массы, о которой он думает с пренебрежением. Как известно, идеи студента оказываются несостоятельными.

В художественном содержании романа присутствует социально-культурный аспект. Достоевский изобразил Петербург. Но не тот шикарный город, построенный словно напоказ. События происходят в бедных районах, там, где человеку очень сложно сохранить нравственность и веру в Бога.

Источник

Проблематика – это совокупность вопросов или точка зрения?

Интерес к тем или иным явлениям действительности позволяет определить тот круг вопросов и проблем, которые автор освещает в своем произведении. Задача творческого процесса писателя – разрешить проблематику своего произведения, так как выбор определенных проблем будет составлять содержание произведения. Итак, в теме сегодняшней публикации мы рассмотрим, что значит проблематика. Это выбор вопросов или проблем? А может, это точка зрения автора?

Значение слова

Для того чтобы понять суть вопроса, необходимо четко понимать значение понятия. Слово «проблематика» образовано от слова «проблема», которая означает сложный вопрос или задачу, требующую исследования или разрешения. А проблематика – это совокупность или круг проблем, требующих рассмотрения и исследования, для дальнейшего их решения. Хотелось бы отметить, что проблематика зависит от многих факторов, таких как цепочка исторических событий или социальных проблем современности. Она отражает идеи своего времени и даже «литературную моду». Проблематика — это своего рода процесс размышления, который в первую очередь определяется миросозерцанием самого писателя. Именно этим обусловлен тот факт, что одну и ту же тему писатели по-разному отображают в их произведениях.

«Герой нашего времени», или значение примеров

Михаил Юрьевич Лермонтов в своем бессмертном романе «Герой нашего времени» затрагивает такие вопросы, которые интересовали и будут интересовать людей во все времена: в чем заключается смысл жизни человека, что есть честь и достоинство, какое место занимает любовь и дружба? В этом случаи важны временные рамки, так как многие понятия продиктованы временем, в котором живет герой этого произведения. Всем этим и определяется проблематика романа «Герой нашего времени».

Гениально не только это произведение, гениально даже само название, которое можно приурочить к сегодняшнему дню. Ярким примером может послужить роман современного писателя Сергея Минаева «Духлесс. Повесть о ненастоящем человеке», на основании которого был снят одноименный фильм. Главный герой романа – герой своего времени, который за свою работу получает большие деньги, ездит на дорогих автомобилях, живет в шикарной квартире и окружен красивыми женщинами. Со временем его образ жизни кажется ему омерзительным, и он старается вырваться из этого порочного круга.

Проблематика двух романов может быть объединена одним общим вопросом: «Зачем я живу?». Этот вопрос задает себе Печорин, он же волнует и Макса Андреева.

Мастер слова

Проблематика рассказа «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна – это проблемы не только долга и совести, но и истинной любви. Тема неразделенной любви близка людям вне зависимости от времени, в котором они проживают. К этой теме обращались многие писатели. Но Куприн оказался мастером пера, мастером своего дела, подача проблематики этого рассказа настолько впечатляет размышлениями самого автора, которые произносит один из героев рассказа – генерал Яков Михайлович Аносов. Любовь, по мнению Куприна, – это не только самоотверженность и честность. Главное – это подвиг, который может сделать далеко не каждый. В произведении разносторонне изображены характеры героев, ситуации, внутренние конфликты. И чем глубже они изображены, тем интересней проблематика этого произведения.

Немного о сказках и детективах

Позиция персонажей предопределена и неизменна на протяжении всего сюжета. Речь идет о сказках. Если персонаж Бабы-Яги отрицательный, ни в одной сказке вы не встретите описаний о ее, скажем, внутренних метаниях между хорошими делами и плохими, не будет внутренних диалогов, действия ее просты и понятны. Проблематика темы сказочных персонажей весьма ограничена жанром произведения. Похожая ситуация наблюдается, к примеру, в детективном романе, где не стоит вопрос проблемы преступности, он, конечно же, существует в самом произведении, но здесь важна в основном сюжетная линия, а уже идейное содержание предмета отступает на второй план. Читатель увлечен описанием линии сюжета произведения, в основе которого лежит раскрытие загадочного преступления. В этом случае читателя не интересует вопрос, каким образом преступник стал на этот скользкий путь. Проблематика произведения в этом случаи не отслеживается. Это произведение обусловлено жанром детектива. Даже мнение самого автора в этом случае предопределено каноном жанра.

Заключение

В заключение, подводя итоги сказанному, отметим, что проблематика – это не только одна из ведущих граней в художественном произведении, но и выбор свободы слова автором произведения, который не ограничен жанровым каноном. Это важный процесс рассуждения, который раскрывает перед читателем художественную осознанность произведения, позволяет ему самостоятельно ответить на многочисленные вопросы. Проблематика должна присутствовать в творении автора. Если ее нет в произведении, то оно в большей степени лишено смысла и не вызывает желания перечитывать его вновь и вновь, не заставляет задуматься над вечными вопросами, а является лишь способом скрасить свой досуг чтением незатейливой и одноразовой писанины. Так, в современной массовой литературе редко содержится глубокая и значительная проблематика.

Источник

Читайте также:  Собственные средства будут учтены до конца дня альфа банк что это значит
Оцените статью