- Что значит проанализировать данные наблюдений? Какова цель обработки анализа наблюдений? Для чего необходимо прогноз погоды?
- Ответы 10
- Методы научного познания природы. Естествознание 5 класс
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Урок естествознания в 5-м классе по теме «Методы изучения природы»
Что значит проанализировать данные наблюдений? Какова цель обработки анализа наблюдений?
Для чего необходимо прогноз погоды?
Ответы 10
сравнивать градус, опады влажность и тд в течении недели или большего периода
1) сделать выводы
2) итог обработки
1. Вывести последстивие и поведение данного происходесчего.
2. Вывести толк и полезную информацию с этого.
1.Анализ данных наблюдения — один из самых захватывающих аналитика процессов: многогранный и с неиссякаемой ценностью в информации. Если научится замечать детали и понимать их значение, как это делают аналитические программы, лавировать между бизнес-задачами будет проще.
2.Единица наблюдения — это некоторый «блок» действий или набор простейших операций (движений, действий), или их признаки, с которых будет описываться исследуемое поведение, по которым можно судить о произошедшем событии. Рамки наблюдения — это кол-во уровней наблюдаемого поведения, которые должны быть охвачены в процессе исследования; например, поведение объекта в целом — первый уровень наблюдения, поведение объекта в отношении конкретного предмета или процесса в конкретной ситуации — второй, третий и т.д. уровни наблюдения.
3.Каждый день мы просыпаемся и ложимся спать, кушаем хотя бы 1 раз в день, а по утрам обязательно просматриваем прогноз погоды. А порой бывает так, что он нас интересует по несколько раз на день. Удобнее всего узнать, что ждет нас на улице, в Интернете.
Источник
Методы научного познания природы. Естествознание 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дата: 13.09.2016
Учитель: Баширова Светлана Маратовна Средняя школа №4 г.Кокшетау, Акмолинской области
Тема: « М етоды научного познания природы »
1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими в предыдущих классах.
2. Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.
3. Прививать любовь к природе и интерес к её изучению.
Оборудование: 1. Карточки с загадками. 2. Выставка книг. 3. Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. 3. Измерительные приборы: часы, мерный цилиндр, весы, градусник, линейка. . Лабораторное оборудование: колба, пробирка, фарфоровая чашечка, штатив, спиртовка. 5. Схемы с изображением свойств воздуха. 6. Магнит, спички, кнопки. 7. Эпиграф на доске: «Природа – это единственная книга, каждая которой полна глубокого содержания» И. В. Гёте.
Тип урока: комбинированный
I. Организационный момент (2 мин.)
Учитель напоминает детям требования к уроку.
II. Опрос домашнего задания (10 мин.)
Фронтальный опрос. 5 учащихся отвечают на тестовые вопросы.
III.Изучение нового материала (20 мин.)
Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас с вами начался урок естествознания, другими словами можно сказать – природоизучения. Природа нас окружает везде, мы сами – частички природы. Ещё великий Гёте сказал, что «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Как же прочесть это содержание? Как поподробнее с ним познакомиться и узнать все тайны и загадки природы? Каким же образом изучают природу и учёные, и ученики школ, и любой другой человек, который захотел поближе познакомиться с ней? Именно это мы и должны сегодня выяснить. Наш урок называется «Методы научного познания природы».
Ребята, попробуйте самостоятельно поставить задачи для себя на этот урок. Что бы вы хотели на нём узнать, чему научиться?
Подводя итоги вышесказанному, мы ставим перед собой на урок такие задачи:
Познакомиться с основными методами изучения природы.
Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.
Прививать любовь к природе и интерес к её изучению.
Как сказал мудрец , всё гениальное просто ! Поэтому важную и серьёзную тему я бы хотела начать, в качестве разминки, с лёгких и простых загадок. Наверняка, в начальной школе учитель вам часто загадывал загадки, а вы, конечно же, очень любили на них отвечать. Поэтому, не пугайтесь, думайте и, кто знает, поднимайте руки.
Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.
Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной!
У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт – гвоздь упадёт.
В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде.
Молодцы, ребята! С этим вы легко справились, а теперь задание чуть сложнее: скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?
Правильно. Люди, прежде чем составить такие загадки, сначала внимательно наблюдали за природой. А что по-вашему значит – наблюдать? Это — вмешиваться в природу своими действиями, что-то изменять или просто смотреть, возможно, записывать, а потом делать выводы? Правильно, наблюдение – это метод изучения природы, при котором просто рассматривают, изучают природу, не вмешиваясь в естественный ход событий.
Например, в вашем учебнике описан такой случай. Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги. Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.
Но не только исследователи животных или растений пользуются в своей работе методом наблюдения. Давайте зачитаем последний абзац в нашем параграфе (чтение).
Скажите, пожалуйста, какие учёные в данном примере использовали метод наблюдения? Какими приборами они при этом пользовались? Правильно, если наблюдаешь за удалённым объектом, то необходим телескоп. А если объект находится близко, но он очень маленький – какие приборы могут помочь при наблюдении? (показ лупы и микроскопа). При их помощи можно рассмотреть даже мельчайшие отдельные клетки.
Вот какими разными бывают наблюдения. Скажите, а в начальной школе вы проводили наблюдения за чем-либо, например, за погодой? А какие наблюдения за погодой можно провести, глядя в окно? Кто может прокомментировать, какая сегодня погода? Ясно или пасмурно? Есть осадки или нет? Есть ли ветер и если есть, то в каком направлении он дует? Итак, облачность, осадки, ветер. А чем ещё очень часто дополняют сведения о погоде? Конечно, температурой. Аеё тоже можно определить, просто посмотрев сейчас в окно?
А градусник, ребята, — это уже измерительный прибор. Любые приборы, на которых есть какая-либо измерительная шкала или градация, можно отнести к измерительным. Некоторые измерительные приборы вы можете увидеть в своём учебнике. А какие измерительные приборы вы видите у меня на столе? Для измерения чего они используются?
Раз вы так много знаете об измерениях, то, скорее всего, этим методом вы уже давно умеете пользоваться, а вот то, что это метод изучения природы – вы, наверное, узнали только сегодня. Итак, измерение – это метод изучения природы, при котором изучаемый объект исследуется при помощи измерительных приборов.
И раз уж мы ведём речь об измерениях, то давайте проведём некоторые из них:
при помощи часов – время
при помощи мерного цилиндра – объём
при помощи весов – массу
при помощи градусника – температуру
при помощи линейки – высоту растения.
Прежде, чем дать задание ещё одному ученику, я опять хочу вернуться к загадкам. А вы должны не только их разгадать, но и ответить на вопрос – чем пользовался автор для проведения своих измерений?
Ночью на небе висит золотистый апельсин.
Миновали две недели, апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только апельсиновая долька.
На странице букваря 33 богатыря.
Шесть ног, две головы, один хвост
Ножек четыре, шляпок одна.
Нужен, коль станет обедать семья.
Итак, пользовался ли автор загадок для своих подсчётов какими-нибудь измерительными приборами? Да, ребята, измерения иногда проводят при помощи обычного подсчёта. Например, когда нужно знать численность какого-либо животного на данной территории, то подсчитывают, сколько раз встретились его следы, норы или гнёзда на определённом участке. Ну, а мы давайте дадим задание ещё одному ученику – подсчитать количество листьев на побеге.
Ну что ж, ребята, все измерения вы сделали правильно, а я не зря к доске вызывала каждого из вас. Таким образом.вы немножко подвигались, отдохнули. И теперь с новыми силами можно приступать к знакомству с третьим методом изучения природы. А я опять возвращаюсь к загадкам. Будьте внимательны, – постарайтесь понять, что помогло человеку составить такие загадки:
По снегу покатите, – я подрасту.
На костре согреете, – я пропаду.
Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать, – станет кверху летать.
Лежит на земле: ни закрасить,
Ни соскоблить, ни завалить.
В воде не тонет, в огне не горит.
Так что же человеку необходимо было сделать, прежде, чем составить такие загадки? Скорее всего, он не тольконаблюдал за объектом, но и пробовал что-либо изменить, поэкспериментировать. Например, природный лёд можно увидеть на поверхности воды. В воде он, действительно, не тонет. Человек же взял его и попробовал на прочность огнём. Если кусочек льда бросить в огонь, то гореть он там, конечно, не будет, но зато расплавится, растает. Подобные действия и называются словом опыт или эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба». Это ещё один метод изучения природы. При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление, при необходимости – повторяет. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит, может также изменить условия и ещё раз пронаблюдать за изучаемым объектом.
Очень широко применяет опыты в своих исследованиях наука химия. С этой интереснейшей наукой вы начнёте знакомиться в 8-ом классе, а пока давайте попробуем назвать то лабораторное оборудование, которое я вам принесла.
Но не думайте, пожалуйста, что проведение экспериментов – это занятие только для старших классов. Наверняка, в начальной школе вам объясняли, отчего происходит самое обычное выделение пара при кипении воды. Холодной воде хватало места в чайнике, а когда она стала нагреваться, ей перестало хватать места, и она начала выходить из чайника в виде паров. Это происходит потому, что вода при нагревании расширяется, её молекулы удаляются друг от друга на большие расстояния и при этом даже выходят из нагреваемого сосуда. Вспомните, такой опыт в начальной школе вы ставили или разбирали, как он происходит. Что здесь изображено? Какие действия проводил человек, и какие выводы он сделал? (разбор схемы опыта).
Вот видите, какие интересные опыты можно проводить, ну а мы, чтобы тоже попробовать себя в экспериментальном деле, давайте проверим, какие тела, находящиеся здесь, притягиваются магнитом, а какие – нет. Скажите, можно это определить, просто наблюдая за этими телами? А пригодится ли здесь метод измерения? Каким же методом мывоспользуемся?
Правильно, здесь нужно пробовать, экспериментировать. Сначала поднесём магнит к спичкам, потом к кусочкам мела, после – к кнопкам. Какой вывод из проведённого опыта вы можете сделать? Железо притягивается магнитом, а дерево и мел – нет.
Таким образом, вы сегодня познакомились с тремя методами изучения природы. А чтобы закрепить изученное давайте попробуем ответить на вопросы в учебнике.
V . Домашнее задание (3 мин.)
Теперь откройте дневники и запишите задание на дом: вам предлагается изучить параграф №2 в учебнике и подготовить рассказ об одном из методов изучения природы ( из доп. литературы). Ну а от себя хочу добавить, что буду очень рада, если вы прочитаете не одну страничку, а познакомитесь с содержанием всей книги.
Теперь, ребята, наш урок подходит к концу, и мне бы хотелось подвести итоги. Ещё раз вспомните, какие цели вы ставили перед собой на сегодняшний урок и проанализируйте, достигли ли вы этих целей:
Знаете ли вы теперь, какие три основных метода изучения природы существуют? Назовите их.
Применяли вы сегодня на практике наблюдение? Измерение? Эксперимент? Понравилось?
Возникло ли у вас желание узнавать тайны природы, изучать её?
А вообще вам нравится предмет естествознание?
Я очень рада, что изучение природы вызывает у вас интерес, ведь природа такая прекрасная и удивительная, как же её не любить?!
Многие писатели и поэты очень любили наблюдать за природой, восхищались ею. Свой урок я хочу закончить строками поэта А. А. Фета, который считался превосходным знатоком природы. Он написал стихотворение «Весенний дождь», наблюдая за природой и, конечно же, любя её.
Источник
Урок естествознания в 5-м классе по теме «Методы изучения природы»
Разделы: Биология
Образовательные:
- расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;
- обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие:
- развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;
- развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
- развивать в детях способность к логическому мышлению;
- формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе;
- развивать творческую активность, внимательность.
Воспитательные:
- воспитывать умения работать в группах;
- прививать практические навыки коммуникативного общения;
- научить применять теоретические знания на практике;
- совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Задачи урока:
- организовать групповую работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;
- содействовать формированию представления о причинно-следственных связей явлений, о познаваемости мира и этическому воспитанию учащихся;
- познакомить учащихся с методами изучения природы, их использование в практической деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы: частично-поисковый, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа.
Оборудование: измерительная лента, спиртовой термометр, лупы, микроскопы, весы, колбы, мерный цилиндр, речной песок, сахарный песок, микропрепараты простейших, магнит, пипетка, раствор йода, клубень картофеля, химические стаканы, железный гвоздь, пробка, поваренная соль.
Структура урока:
1. Организация начала урока.
2. Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе урока.
- Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по ее принятию.
- Организация групповой работы учащихся (деление класса на четыре группы).
3. Изучение нового материала урока.
Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах.
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.
Что такое природа?
Перечислите известные вам науки о природе.
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?
Чему научился человек у природы?
Какие способы изучения природы вам знакомы?
Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.
Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.
Наблюдение — это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.
Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.
— Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.
— А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?
Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.
— Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?
Выполняется практическая работа по группам.
- Задание 1-й группе. Проведите наблюдения за дождевым червем. Расскажите о своих наблюдениях.
- Задание 2-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат чешуи кожицы лука. Расскажите о своих наблюдениях.
- Задание 3-й группе. С помощью лупы изучите внешнее строение насекомых. Расскажите о своих наблюдениях.
- Задание 4-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите внешнее строение инфузории туфельки. Расскажите о своих наблюдениях.
Рассказ учителя с элементами беседы об эксперименте как способе изучения природы, при котором в лаборатории воспроизводятся природные явления, о значении эксперимента в практической деятельности человека.
На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.
С помощью экспериментов выясняются особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях.
С помощью опытов изучают поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.
— Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?
Выполняется практическая работа по группам.
- Задание 1-й группе. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.
- Задание 2-й группе. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.
- Задание 3-й группе. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой — кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
- Задание 4-й группе. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.
Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.
Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.
— Какие измерения проводятся при изучении природы?
— Какие измерительные приборы вам известны?
Выполняется практическая работа по группам.
- Задание 1-й группе. Проведите измерение объема воды, используя мерный цилиндр.
- Задание 2-й группе. Проведите измерения высоты стола с помощью измерительной ленты.
- Задание 3-й группе. Проведите измерение температуры воды с помощью спиртового термометра.
- Задание 4-й группе. Проведите измерения массы поваренной соли с помощью весов.
4. Закрепление полученных знаний на уроке.
Обсуждение заданий в рубрике «Подумайте» на странице 157 учебника.
Самостоятельное выполнение задания на странице 156 учебника. Взаимопроверка.
5. Подведение итогов урока.
- Выставление отметок за урок.
- Запись домашнего задания в дневниках.
Источник