- Слова — признаки предметов. 2 класс УМК «Школа России» методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка во 2-м классе по теме «Понятие о словах, обозначающих признаки предмета»
- Ход урока.
- I. Организационный момент.
- II. Минутка чистописания.
- III. Сообщение темы и цели урока.
- IV. Работа по теме урока.
- V. Физпауза.
- VI. Закрепление изученного материала.
- VII. Итог урока.
- Задания в зависимости от времени
- Слова – названия признаков предметов в русском языке
- Русский язык с репетиторами онлайн
Слова — признаки предметов. 2 класс УМК «Школа России»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Данный урок является первым в теме «Имя прилагательное». Урок построен так, что дети самостоятельно под руководством учителя формулируют определение новой части речи. Для активизации познавательной деятельности детей на уроке используется работа в парах, ИКТ (презентация), дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_-priznaki_predmetov_2_klass.doc | 40 КБ |
slova-priznaki_predmetov_2_klass.ppt | 567.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе «Понятие о словах, обозначающих признаки предметов».
Цель урока: Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в нашей речи.
— Расширять представления о роли в нашем языке слов – имен прилагательных
— Продолжить работу по развитию орфографической зоркости и слуха.
— Формировать умение ставить к слову вопрос.
— Развивать умения распознавать слова, обозначающие предметы и признаки предметов,
находить их в тексте.
— Развивать мышление, внимание, речь учащихся.
— Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
— Продолжать формировать умение работать в парах.
— Развивать действия самоконтроля.
— Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.
— Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать
— Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Долгожданный дан звонок-
Начинаем наш урок.
Он пойдет ребятам впрок.
— Начинаем урок как всегда с чистописания.
— Какие буквы спрятались в узоре? А какое слово из этих букв можно составить?
(учитель записывает слово рядом с узором). Запишите на первой строчке узор, чередуя его со словом речь.
— На следующей строке будут слова, в которых встречаются эти буквы.
ребята кричать колючий
— Прочитайте эти слова. Какие орфограммы встретились в этих словах?
-безударная непроверяемая гласная.
-безударная проверяемая гласная.
-Ь показатель мягкости.
Пишем эти слова в тетради, как на доске.
- Сообщение темы и цели урока.
— Ребята, а неспроста у нас сегодня зашифровано слово речь. Мы сегодня продолжим путешествие по стране речи, продолжим знакомство с частями речи.
( на доске карта страны РЕЧЬ и насколько городов : ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ и ГЛАГОЛ)
— С какими частями речи мы уже знакомы?
— Что такое имя существительное?
— Что такое глагол?
Какие главные признаки каждой части речи выделяли?
(что обозначает и на какие вопросы отвечает)
(вывешивается табличка ОБОЗНАЧАЕТ и ВОПРОСЫ)
— А по научному главные признаки называют КРИТЕРИИ.
(вывешивается табличка с этим словом)
— Давайте вернемся к словам. Определите, какой частью речи является каждое слово.
Ребята – имя существительное, т.к. …
Кричать – глагол, т.к. .
— В какой город поселим?
— Сегодня наша с вами задача познакомиться с новой частью речи.
1. Создание проблемной ситуации.
— А помогут нам в этом различные звери.
— Возьмите лист бумаги и нарисуйте одного из них под мою диктовку.
У НЕГО УШИ, ХВОСТ, ШЕРСТЬ.
— Покажите рисунки. Что за зверь? Почему они такие разные?
— Давайте ещё раз попробуем.
У НЕГО ДЛИННЫЕ УШИ, КОРОТКИЙ, МАЛЕНЬКИЙ, КРУГЛЫЙ ХВОСТ. ЛЕТОМ ШЕРСТЬ СЕРАЯ, А ЗИМОЙ БЕЛАЯ.
— Покажите рисунки. Что за зверь теперь получился? А теперь ваши звери похожи? Почему?
2. Работа по учебнику.
— Найдем этот текст в учебнике. Упр. 268.
(работа по заданию упражнения).
— Давайте по критериям и попробуем дать характеристику новым словам, новой части речи.
ОБОЗНАЧАЕТ: признак предмета (вывешивается табличка)
ВОПРОСЫ: Какие? Какой? Какая? (добавляю какое? Вывешивается табличка с вопросами).
А называется новая часть речи: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
— Кто попробует сам дать определение новой части речи?
— Найдем правило в учебнике. Прочитайте правило сами, обозначьте цифрами по каким признакам будем определять имя прилагательное.
— А для чего же в речи нужны имена прилагательные?
(чтобы речь была более точной, полной, яркой, выразительной, образной)
( На карте открываем ещё один город)
- Закрепление изученного материала.
- Упражнения в подборе прилагательных к существительным.
— Продолжаем знакомство с именем прилагательным. Какие ещё звери нас с вами ожидают? Приложение 1.
— Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное.
— Запишем в тетради получившийся ряд слов и словосочетаний вместе с вопросом.
— Какие орфограммы встретились в словах?
Медведь (какой?) бурый, большой.
Лисица (какая?) рыжая, хитрая.
Ежи (какие?) серые, колючие.
- Упражнения в определении признаков имен прилагательных.
— Мы сказали, что имя прилаг. обозначает признак предметов. А какие это могут быть признаки, нам поможет определить следующее задание.
(Дети работаю на карточках в парах).
К ряду имен прилагательных выберите подходящее по смыслу имя существительное. Приложение 1.
Кислое, сладкое, сочное карандаши.
Зеленая, желтая, розовая коробка.
Деревянный, железный, пластмассовый мама.
Квадратная, круглая, прямоугольная яблоко.
Маленькие, короткие, длинные лента.
Добрая, ласковая, нежная стул.
-Какие признаки обозначает каждая группа имен прилагательных.
- Установление зависимости прилагательного от существительного.
— Ребята! А как вы думаете, почему имя прилагательное так называется?
Уже в самом имени содержится намек на то , что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.
Выполняя сегодня на уроке задания, мы увидели, что чтобы узнать предмет, надо знать его свойства, признаки. Такие слова прилагаются к существительному. А также зависят от него.
Вывешивается табличка ЗАВИСИТ ОТ ИМЕНИ СУЩ.
Упр. 270 (разбор для домашнего задания)
— Давайте вернемся к началу нашего урока . у нас осталось слово , которое мы так не поселили? Почему это имя прилагательное?
— Мы познакомились с новой часть речи – именем прилагательным.
Какие слова называются именами прилагательными?
Что ещё узнали о прилагательном?
— Спасибо всем за работу. Урок закончен.
Задания в зависимости от времени
1. Давайте поиграем в игру «Отгадай предмет».
Я вызываю к доске ученика, незаметно для вас показываю ему какой-то предмет. Он должен подобрать к нему несколько прилагательных, назвать их, а вы должны отгадать этот предмет.
(картинки: волк, арбуз)
2. Подберите к имени прилагательному имена существительные.
СВЕЖИЙ – хлеб, ветер, воздух
ЗОЛОТЫЕ – украшения, руки
БУМАЖНАЯ – открытка, папка, салфетка
ВЕСЕЛОЕ – настроение, гуляние, поведение, кино.
Источник
Урок русского языка во 2-м классе по теме «Понятие о словах, обозначающих признаки предмета»
Цель урока: Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в нашей речи.
Задачи урока:
- Расширять представления о роли в нашем языке слов – имен прилагательных
- Продолжить работу по развитию орфографической зоркости и слуха.
- Формировать умение ставить к слову вопрос.
- Развивать умения распознавать слова, обозначающие предметы и признаки предметов, находить их в тексте.
- Развивать мышление, внимание, речь учащихся.
- Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
- Продолжать формировать умение работать в парах.
- Развивать действия самоконтроля.
- Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.
- Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать каллиграфический навык.
- Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинаем наш урок.
Начинается урок –
Он пойдет ребятам впрок.
II. Минутка чистописания.
— Начинаем урок как всегда с чистописания.
— Какие буквы спрятались в узоре? А какое слово из этих букв можно составить?
(учитель записывает слово рядом с узором). Запишите на первой строчке узор, чередуя его со словом речь.
— На следующей строке будут слова, в которых встречаются эти буквы.
ребята кричать колючий
— Прочитайте эти слова. Какие орфограммы встретились в этих словах?
- безударная непроверяемая гласная.
- безударная проверяемая гласная.
- сочетание ча-ща.
- Ь показатель мягкости.
Пишем эти слова в тетради, как на доске.
III. Сообщение темы и цели урока.
— Ребята, а неспроста у нас сегодня зашифровано слово речь. Мы сегодня продолжим путешествие по стране речи, продолжим знакомство с частями речи.
(на доске карта страны РЕЧЬ и насколько городов : ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ и ГЛАГОЛ)
— С какими частями речи мы уже знакомы?
— Что такое имя существительное?
— Что такое глагол?
Какие главные признаки каждой части речи выделяли?
(что обозначает и на какие вопросы отвечает)
(вывешивается табличка ОБОЗНАЧАЕТ и ВОПРОСЫ)
— А по научному главные признаки называют КРИТЕРИИ.
(вывешивается табличка с этим словом)
— Давайте вернемся к словам. Определите, какой частью речи является каждое слово.
Ребята – имя существительное, т.к. …
Кричать – глагол, т.к. .
— В какой город поселим?
— Сегодня наша с вами задача познакомиться с новой частью речи.
IV. Работа по теме урока.
1. Создание проблемной ситуации.
— А помогут нам в этом различные звери.
— Возьмите лист бумаги и нарисуйте одного из них под мою диктовку.
У НЕГО УШИ, ХВОСТ, ШЕРСТЬ.
— Покажите рисунки. Что за зверь? Почему они такие разные?
— Давайте ещё раз попробуем.
У НЕГО ДЛИННЫЕ УШИ, КОРОТКИЙ, МАЛЕНЬКИЙ, КРУГЛЫЙ ХВОСТ. ЛЕТОМ ШЕРСТЬ СЕРАЯ, А ЗИМОЙ БЕЛАЯ.
— Покажите рисунки. Что за зверь теперь получился? А теперь ваши звери похожи? Почему?
2. Работа по учебнику.
— Найдем этот текст в учебнике. Упр. 268.
(работа по заданию упражнения).
— Давайте по критериям и попробуем дать характеристику новым словам, новой части речи.
ОБОЗНАЧАЕТ: признак предмета (вывешивается табличка)
ВОПРОСЫ: Какие? Какой? Какая? (добавляю какое? Вывешивается табличка с вопросами).
А называется новая часть речи: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
— Кто попробует сам дать определение новой части речи?
— Найдем правило в учебнике. Прочитайте правило сами, обозначьте цифрами по каким признакам будем определять имя прилагательное.
— А для чего же в речи нужны имена прилагательные?
(чтобы речь была более точной, полной, яркой, выразительной, образной)
(На карте открываем ещё один город)
V. Физпауза.
VI. Закрепление изученного материала.
- Упражнения в подборе прилагательных к существительным.
— Продолжаем знакомство с именем прилагательным. Какие ещё звери нас с вами ожидают? Приложение 1.
— Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное.
— Запишем в тетради получившийся ряд слов и словосочетаний вместе с вопросом.
— Какие орфограммы встретились в словах?
Медведь (какой?) бурый, большой.
Лисица (какая?) рыжая, хитрая.
Ежи (какие?) серые, колючие.
- Упражнения в определении признаков имен прилагательных.
— Мы сказали, что имя прилаг. обозначает признак предметов. А какие это могут быть признаки, нам поможет определить следующее задание.
(Дети работаю на карточках в парах).
К ряду имен прилагательных выберите подходящее по смыслу имя существительное. Приложение 1.
Кислое, сладкое, сочное | карандаши. |
Зеленая, желтая, розовая | коробка. |
Деревянный, железный, пластмассовый | мама. |
Квадратная, круглая, прямоугольная | яблоко. |
Маленькие, короткие, длинные | лента. |
Добрая, ласковая, нежная | стул. |
— Какие признаки обозначает каждая группа имен прилагательных.
(вывешиваются таблички)
- Установление зависимости прилагательного от существительного.
— Ребята! А как вы думаете, почему имя прилагательное так называется?
Уже в самом имени содержится намек на то , что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.
Выполняя сегодня на уроке задания, мы увидели, что чтобы узнать предмет, надо знать его свойства, признаки. Такие слова прилагаются к существительному. А также зависят от него.
Вывешивается табличка ЗАВИСИТ ОТ ИМЕНИ СУЩ.
Упр. 270 (разбор для домашнего задания)
VII. Итог урока.
— Давайте вернемся к началу нашего урока . у нас осталось слово , которое мы так не поселили? Почему это имя прилагательное?
— Мы познакомились с новой часть речи – именем прилагательным.
Какие слова называются именами прилагательными?
Что ещё узнали о прилагательном?
— Спасибо всем за работу. Урок закончен.
Задания в зависимости от времени
1. Давайте поиграем в игру «Отгадай предмет».
Я вызываю к доске ученика, незаметно для вас показываю ему какой-то предмет. Он должен подобрать к нему несколько прилагательных, назвать их, а вы должны отгадать этот предмет.
(картинки: волк, арбуз)
2. Подберите к имени прилагательному имена существительные.
СВЕЖИЙ – хлеб, ветер, воздух
ЗОЛОТЫЕ – украшения, руки
БУМАЖНАЯ – открытка, папка, салфетка
ВЕСЕЛОЕ – настроение, гуляние, поведение, кино.
Источник
Слова – названия признаков предметов в русском языке
Слова названия признаков предметов, как ниточка за иголочкой, следуют за словами, обозначающими предметы, явления, события. Они дают характеристику словам-предметам и рассказывают о многом. Яблоки и виноград различаются по цвету. Какой фрукт цветом – красный, жёлтый, зелёный? Какой на вкус – сладкий, кислый? Какой по размеру – большой, маленький?
Стол – предмет мебели. Какая тайна скрыта в лексическом значении слова стол? Что есть общее и главное у всех столов? Большая доска и ножки. Вот эти общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова «стол», оно обозначает предмет стол.
Но есть стол и в вашем доме, и в классе, и на кухне. Все ли столы одинаковые?
Нет. Они могут быть круглые и квадратные, большие и маленькие, новые и старые, деревянные и металлические, грязные и чистые, компьютерные и обеденные, журнальные и детские, цветные. Рассказать о том, чем столы отличаются друг от друга, помогают слова, которые называют признаки. Эти слова описывают предмет и отвечают на вопрос какой?
У каждого предмета, вещи, явления, даже настроения есть признаки. Слова, обозначающие эти признаки, помогают нам узнавать предметы, вещи, явления, настроение.
Слова, которые обозначают признаки, помогают нам лучше представить предметы или явления природы, как бы нарисовать мысленно картинку. Попробуем это проверить.
Чистое небо – небо, на котором нет ни облачка.
Грозовое небо – приближается дождь с грозой, небо тёмное-тёмное.
Звёздное небо – ночь и светят звёзды.
Серое небо – всё затянуто тучами.
А может быть, вы можете подобрать свои слова, которые расскажут о том, какое небо? Попробуйте это сделать.
Прочитайте слова и соедините их парами по смыслу: одно слово из левого столбика со словом из правого.
письмо (какое?) длинное
журнал (какой?) интересный
туча (какая?) грозовая
цветы (какие?) красивые
Что заметили? Вопросы ставили от слов-названий предметов, и они были разными: какое, какой, какая, какие. От чего это зависит? Это зависит от слова, обозначающего сам предмет.
Слова, которые обозначают признаки двух или больше предметов, отвечают на вопрос какие?
Подберите к словам подходящие вопросы и слова-признаки.
Солнышко, тучка, ветерок, деньки.
Солнышко (какое?) яркое, тёплое, летнее.
Тучка (какая?) большая, грозовая, низкая.
Ветерок (какой?) лёгкий, сухой, нежный.
Деньки (какие?) чудесные, радостные.
Запомните: вопрос к слову, которое обозначает признак, надо ставить от слова, обозначающего предмет или явление.
Слова-признаки ещё очень любят рассказывать о портретных характеристиках людей или животных, чувствах, настроении, картинах природы. Они помогают создавать образ, т. е. помогают нам представить, нарисовать словесную картину.
Давайте выясним, насколько важны в нашей речи слова-признаки предметов. Прочитайте предложения и попробуйте представить, о ком или о чём идёт речь.
У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Она.
Можете назвать? Трудно. Можно догадаться, что речь идёт о каком-то животном. Прочитайте другие предложения.
У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный и пушистый, шерсть густая рыжая. Она хитрая и осторожная.
А теперь догадались? Это лиса.
Какие же слова помогли узнать зверя? Слова-названия признаков. Зачем они нужны в нашей речи? Описывать внешний облик, уточнять детали, показывать отличия. Без этих слов предложения будут непонятными или неточными.
С давних времён многим животным наши предки уже дали характеристику. С помощью только одного такого слова мы уже можем догадаться, о ком идёт речь. Особенно, если это животное – любимый сказочный персонаж. Попробуйте узнать:
1. Большой косолапый…
2. трусливый быстрый…
3. двугорбый неторопливый…
4. хозяйственная хлопотливая …
Проверьте себя: 1. медведь, 2. заяц, 3. верблюд, 4. белка, 5. волк.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
- Индивидуальные занятия
- Доступные цены
- Удобные способы оплаты
- Бесплатный вводный урок
- Гарантированный возврат денег
Источник