Что значит приветить молвить почет

Приветить, молвить почет: как составить поучение с этими словами (см)?

Поучение Владимира Мономаха.

Слова «молвить» и «приветить» являются устаревшими. Слово «приветить» — значит приветливо отнестись к кому-либо, а слово «молвить» обозначает «сказать».

  • Всех входящих в твой дом, нужно приветить, посадить за стол, накормить и предоставить отдых.
  • Коль жених свататься пришел, его нужно должным образом приветить и успокоить, коль волнуется.
  • Каждому человеку доброму надо молвить слово ласковое, приветить его как следует.
  • Старших уважай, к словам их прислушивайся, да почет оказывай.
  • Коль старшие присутствуют среди вас, не спешите слово молвить, пусть старший первым начнет речь свою сказывать
  • Не тому почет, кто кичится делами своими, а тому, кто храбр да не горделив.

Глагол приветить и существительное привет представляют собой одно словарное гнездо, и, хотя слово «приветить» сегодня уже не употребляется, можно без труда догадаться о его значении. Приветить — значит радушно встретить.

Слово молвить до сих пор используется в русском языке, правда в основном во фразеологизмах

(замолвить словечко) и пословицах:

Попробуем составить Поучение с этими словами.

Обращаюсь к вам, о други, не с приказанием, а с назиданием. Если кто придет гостем в хоромы ваши, пусть остается в них, доколе пожелает. А вам, как хозяину, рекомендую приветить гостя, молвить ему почет и занять его беседою длинною. Поелику каждый путник есть подарок Бога. Однако прежде беседы не забудь предложить гостю воды колодезной да квасу холодного, истомился он, поди, скитаючи. Далее посади за стол и накорми его сытно. Узнаешь много о мире божьем интересного. Полученные знания используй с миром. И будет тебе удача в делах твоих.

Мне кажется, что белорусский язык очень мелодичный. Правда его исказили реформой 1933 года, когда многие белорусские слова были заменены русскими. Например, теперешний месяц май изначально звучал как травень.

Очень мелодично звучит

А голубой на белорусском языке блакiтны.

Любимый мой белорусский поэт Максим Богданович.

Но хочется вспомнить несколько строчек из поэмы Павлюка Труса. Для меня это не слова, а музыка:

Падаюць сняжынкi — дыяменты росы,

Падаюць бялюткi за маiм вакном.

Расчасалi вiшнi шоукавыя косы

I уранiлиi долу снегавы вянок.

Дзесьцi у прасторах празвiнели бомы,

Адцвялi пялёсткi нечае тугi

I здаецца зноуку еду я да дому

Пераведаць родных, блiзких, дарагiх.

Некоторые сомнения могут вызывать безударные гласные, в этом слове их две — это «о» и «а».

Наверное, проще всего разобраться с ними, выделив в слове основные морфемы.

Так, в слове «обалдеть» есть приставка «о», к корню можно приставлять другие приставки и получать новые слова, например, «побалдеть», а можно и вовсе опустить приставку — получится слово «балдеть». И, так как мы выяснили, что «о» — приставка, делаем вывод: приставки «а» не существует, и поэтому первая безударная гласная — именно «о».

Еще мы видим корень «балд», однокоренные слова: балда, балдеть, обалденный и т.д. Но мы, пожалуй, не сыщем проверочного слова, такого, где бы ударение падало на «а». Эту гласную мы просто должны запомнить.

В орфографическом словаре Лопатина есть такие слова: шоп, шопинг-тур, шопинг-центр, где он утверждает, что это самое правильное написание этого слова.

Комлев в своем «Словаре иностранных слов» — пишет «шоппинг»

Ефремова же в своем словаре фиксирует эти два слова, как равноправные. В исходном же слове — shopping — удвоенная согласная и произносится, как шоппинг, поэтому, мне кажется, что не будет ошибки, как бы вы не написали или произнесли.

Проверочным словом в тех случаях, когда нас интересует правописание безударного гласного, должно быть такое однокоренное слово, в котором сомнительный гласный звук стоит под ударением. В данном случае его найти довольно просто. СТРОИТЕЛЬ — СТРÓИТЬ. СТРÓЙКА.

Что же касается суффикса -ТЕЛЬ-, то нужно просто запомнить, что суффикса «тиль» просто не существует, нужно заучить это наизусть и не забыть поставить мягкий знак к самом конце. Он не обозначает никакого звука, но мягкость последнего согласного в слове — Л. При склонении слова или постановке во множественное число появляется (какое-нибудь) окончание, поэтому мягкий знак там больше не нужен.

Никаких других трудностей в написании данного слова вроде бы нет.

Чтобы стать врачом, нужно закончить 11 классов в школе или после класса поступить и закончить училище по специальности «медсестра»или «фельдшер».Если поступаете по егэ, то сдавать придется биологию, русский язык, химию или физику. На врача учатся 6 лет (кроме стоматолога 5 лет), а потом еще 2 года интернатуры. Затем работа по набору опыта за гроши. Подумайте дважды, без «таланта» идти не советую, если сомневаетесь — значит, не ваше, только зря время потеряете. В современном мире медицины все очень печально, если денег купить вам место по-теплее у родни нет — то даже не мечтайте о достойной жизни.

Источник

попробуйте сами составить небольшое поучение младшему брату,сестре или другу,использовав некоторые слова из «Поучение».

попробуйте сами составить небольшое поучение младшему брату, сестре или другу, использовав некоторые слова из «Поучения».

Мой, молоденький Братик! Послушай то, что я хочу тебе сказать. Пока пойдешь по своему дальнему пути, ноги исколечишь все. Помогай дальним, и помощь придет быстро к тебе. И кем бы ты не был, помни, что любовь и труд спасут тебя из любой беды.
Ну как то так но я не это делал
поучение маме.
мама моя или иной кто, слушая эту грамотку, не посмеивайтесьнад нею, но прими её в сердце свое и не ленись, но усерднотрудись. больного навести, покойника праводи, ибо все мы смертны. не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. .
_______________

Дорогой братишка! Хочу слово молвить, если ты позволишь. А говорить с тобой буду о том, как улучшить свои качества и приобрести почёт у людей. Худой ум не знает не знает хороших дел и добрых слов. Вот и тебе советую я приобретать разум и мудрость, не оставлять их и не покидать их. Будь милосердным и милостыню подавай тому, кто нуждается. Это начало всякого добра. Имей страх Божий и будь человеколюбивым. Не отвергай нищего и убогого, заботься о престарелых и сиротах. Думай более о других, нежели о себе и тогда к тебе придёт добро и покой на сердце.
Разумей, что я тебе говорю и не забывай об этом. Люби дела добродеятельные и не забывай своего ближнего, так как и Бог наш не забывает о нас и даёт нам пищу во время. Поучение моё помни всегда, оно пригодится тебе и принесёт только добро, если всё выполнять будешь и делать так, как я учил тебя.

Источник

попробуйте сами составить небольшое поучение младшему брату,сестре или другу,использовав некоторые слова из «Поучение».

попробуйте сами составить небольшое поучение младшему брату, сестре или другу, использовав некоторые слова из «Поучения».

Мой, молоденький Братик! Послушай то, что я хочу тебе сказать. Пока пойдешь по своему дальнему пути, ноги исколечишь все. Помогай дальним, и помощь придет быстро к тебе. И кем бы ты не был, помни, что любовь и труд спасут тебя из любой беды.
Ну как то так но я не это делал
поучение маме.
мама моя или иной кто, слушая эту грамотку, не посмеивайтесьнад нею, но прими её в сердце свое и не ленись, но усерднотрудись. больного навести, покойника праводи, ибо все мы смертны. не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. .
_______________

Дорогой братишка! Хочу слово молвить, если ты позволишь. А говорить с тобой буду о том, как улучшить свои качества и приобрести почёт у людей. Худой ум не знает не знает хороших дел и добрых слов. Вот и тебе советую я приобретать разум и мудрость, не оставлять их и не покидать их. Будь милосердным и милостыню подавай тому, кто нуждается. Это начало всякого добра. Имей страх Божий и будь человеколюбивым. Не отвергай нищего и убогого, заботься о престарелых и сиротах. Думай более о других, нежели о себе и тогда к тебе придёт добро и покой на сердце.
Разумей, что я тебе говорю и не забывай об этом. Люби дела добродеятельные и не забывай своего ближнего, так как и Бог наш не забывает о нас и даёт нам пищу во время. Поучение моё помни всегда, оно пригодится тебе и принесёт только добро, если всё выполнять будешь и делать так, как я учил тебя.

Источник

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме «Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха»

Цели урока:

  1. Научить школьников писать свои поучения потомкам, младшим братьям и сестрам.
  2. Совершенствование навыков анализа текста.
  3. Способствовать развитию речи учащихся и расширить их кругозор.
  4. Воспитание нравственности и бережного отношения к слову.

Средства обучения:

Портрет Владимира Мономаха.

Запись на плакате:

“Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков”. (Владимир Мономах)

Домашнее задание к уроку:

1) повторить понятия – эпитет, сравнение, метафора, восклицание, обращение, повтор – стили речи.

2) индивидуальное задание: составить свои “Поучения” другу, сестре, брату.

На уроке у каждого учащегося на столе “Поучение” Владимира Мономаха.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа с текстом.

1. Вступительное слово учителя.

Все мы знаем имя великого киевского князя Владимира Мономаха. Запишите тему урока “Письма о Поучениях” Владимира Мономаха.

Мономах, как и все грамотные люди тогда, воспитывался на Священном Писании, Святоотеческой и житейской литературе, что, конечно, же проявляется и в “Поучении”. Псалтырь он всегда имел при себе, брал его даже в дорогу. Глубоко сокрушаясь о междоусобицах князей, он решается обратиться к своим детям, чтобы они или те, кому доведется читать его наставление, восприняли его всем сердцем и устремились на добрые дела.

Отказавшись от участия в войне против Ростиславичей и переживая княжеские распри, он в утешение берется за Псалтырь и вот какое место открывает: “Зачем печалишься, душа моя, зачем смущаешься?”, приводя далее почти весь 41-й псалом. Обращается Мономах и к поучению к юношеству Василия Великого: “…при старыхъ молчати, премудрыхъ слушати, старейшимъ покорятися, с равными и меньшими любовь имети” и т.д.

В этом тексте используются обращение, вопрос, восклицание (Душа моя, зачем печалишься? При старых молчать) и т.д.

2. Проверка домашнего задания.

Сообщения учеников, которые получили задание составить поучения своей сестре, брату.

1-й ученик: Никогда не обманывай своих родителей, все тайное непременно станет когда-нибудь явным.

2-й ученик: Будь добрым к людям; все хорошее, что ты делал им, вернется к тебе через этих и других людей.

3-й ученик: Береги природу, ибо даже во сне человек не может вообразить ничего прекраснее природы.

4-й ученик: Не обижай животных, ведь они не могут высказать печаль и боль свою.

5-й ученик: Не суди о других, научись судить о себе самом.

6-й ученик: Не смейся над старостью, т.к. все к ней придем.

7-й ученик: Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-нибудь другой.

II. Учитель: — Наша задача – анализ “Поучения” Владимира Мономаха.

— Как вы понимаете значение слова “поучение”? Подберите однокоренные слова.

Учащийся пишет на доске

III. Примерный анализ “Поучения”.

Поучение состоит из 3-х частей. Первая часть “Поучения” его автобиография. Вторая часть “Поучения” называется “Рассказ Мономаха о своей жизни”, третья часть представляет письмо двоюродному брату Олегу Святославовичу.

Исповедальность и автобиография “Поучения”, его “субъективность”. Диалогичность речевого строя, простодушие и доверительность интонации характерна для творений Владимира Мономаха, в которых он передает свое восхищение мудрым устройством мира, его красотой. “Что такое человек, если подумать? Велик ты, Господи, чудесны твои дела! Разум человеческий не может понять чудеса Твои. Как небо устроено; как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма и свет?

И земля на водах положена Твоей волей, Господи; звери разнообразные и птицы и рыбы… и тому удивимся, как птицы небесные летят их теплых земель, чтобы попасть в наши руки, и не останавливаются в одной стране, но сильные и слабые идут по всем странам, по веленью Божью, чтобы наполнились лес и поля… И эти птицы небесные умудрены Тобой, Господи; по воле Твоей поют они и веселей человека, по воле Твоей умолкают, хотя имеют голос…”

В этом отрывке текста Владимир Мономах пользуется обращением, союзами – как, и, частицами – не и ни, восклицанием, вопросом, чтобы выразить свое восхищение устройством мира и создавшим мир Всевышним творцом.

Стиль текста близок к художественному. Благородство и мудрость “Поучения”, зов к добру, милосердию и просвещенности составляют основные линии в нравственно-философской идее творения. Осознание значения собственной жизни как примера современникам и потомкам. “Я” автора, его образ как основа “Поучения”.

— Найдите слово, которым можно было бы сказать о нем уже не только как о князе, мудром государственном деятеле. – Да, перед нами один из первых писателей Руси!

— Каковы его любимые слова и обороты и необходимы ли они в “Поучении”?

“Да, дети мои, или ин кто…”

“Научися, верный человече, быти благочестию делатель…”

Обращение к детям и читателю делает произведение исповедально-автобиографическим. Его интересно читать, оно запоминается ярким и образным.

Обороты речи с придаточными условиями и деепричастными оборотами придает речи Мономаха ненавязчивый, убедительный тон, вызывает благоговение:

“Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою”

Подкупают своим простодушием поучения с использованием слов (“приветить”, “молвить”, “почет”, “чтите”, “навестите”, “не пропустите”), которые и сегодня так необходимы молодому поколению и всем нам!

“Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…”

Для речевого строя произведения характерно повествование-рассуждение. В тексте преобладают предложения безличной формы.

“Поучение” притягивает к себе ненавязчивостью, силой мудрости, ума, большого жизненного опыта, который определяется советами Владимира Мономаха: “Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам”

Частица не и повторяющиеся частицы ни помогают представить образ мудрого человека, человека-праведника и такие наставления западают в душу.

Глаголы повелительного наклонения и противопоставления с союзом а “напойте и накормите просящего”, “убогих не забывайте”, “гордыни не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу” делают текст своеобразным, за которым виден автор мудрости и милосердия.

По своему жанру “Поучение” можно назвать исповедально-автобиографическим произведением. Доверительность интонации творения удивляет читателя. Это достигается при помощи связи предложений различными союзами, или союзными словами – откуда, более, если, частиц – бы, ни, ибо, же, или при помощи глаголов повелительного наклонения, эпитетов, сравнений “Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к нам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можешь почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым”.

Для текста характерен прямой и обратный порядок слов, смысловое ударение, которое падает в большинстве слов на первый слог, использование местоимений, лексический повтор.

Всегда деятельный, он и детей просит постоянно пребывать в делах, аз всем смотреть, и всему учить.

В этом наставлении используются союзы – что, и обороты речи с союзами – как: “Что знаете полезного, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот как отец мой, дома сидя, овладевал пятью языками”.

Почти во всех наставлениях используются глаголы 1-го или 2-го лица (знаешь, забудешь, не знаешь, не выучишься), глаголы повелительного наклонения (не ленитесь, не допускайте):

“Лень – всему плохому мать: что знаешь, то забудешь, чего не знаешь, тому не выучишься”.

А потому почти к каждому наставлению он присоединяет просьбу не лениться: “…не допускайте лени ни в чем добром”, “В доме своем не ленитесь”, “на войне не ленитесь…”

I в. Найдите в “Поучении” эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и другие языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности.

II в. Покажите особенности ритмической организации “Поучения”?

III. Закрепление урока.

1. Покажите, как в “Поучении” соединились нравоучения, автобиография и дидактика? (зачитайте)

2. При помощи каких средств языка проповедует Мономах принципы христианской морали?

3. Соответствуют ли друг другу принципы христианской и мусульманской морали?

4. Какие изобразительно-выразительные средства использует Мономах, описывая красоту природы?

5. Дает ли основание “Поучение” говорить о том, что Владимиру Мономаху, суровому и закаленному в боях воину, свойственны глубокие чувства, что это натура поэтическая? (найдите в тексте и прочтите)

6. Наверно, вам интересно узнать, что Мономах в переводе с греческого означает “единоборец” (мономахос). Почему его так называли, как вы думаете?

IV. Д/з. Составить поучения потомкам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Собр. соч. в 3 т. – т.2 – с8.
  2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.1966 – с.98.
  3. Древнерусская литература. Книга для чтения. – М. Школа-пресс. 1933.
  4. Ладинский А. Последний путь Владимира Мономаха. – М.1933.
  5. Соловьев К. История России в рассказах для детей “Святая Русь”. -IХ?ХIХ вв. М. Современник, 1994. – с.38-42.
  6. Изукин А.Н. Знаменитые россияне. – М. Просвещение.1996. – с.49-50.
  7. Учебник-хрестоматия для 7 кл.

Источник

Читайте также:  Что значит пожимал руку синатре
Оцените статью