Что значит приставка групп

Что такое группа компаний и зачем ее создают?

Группа компаний — это организации, объединенные по какому-то признаку: например, у них общий собственник, руководство или ресурсы. Группы создают, чтобы оптимизировать процессы и снижать издержки, но разделять бизнес только ради налоговой выгоды — незаконно

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

Дмитрий интересуется: «Я — владелец маркетингового агентства. За последние годы у нас сформировался сильный и самостоятельный отдел разработки. Партнеры посоветовали мне вывести его в отдельную организацию и создать группу компаний, чтобы оптимизировать управление и сэкономить на налогах. Это хороший совет? Что такое группа компаний, какие преимущества она дает?»

В законе нет понятия «группа компаний», а на деле группы есть

В российских законах нет понятия «группа компаний», но на деле многие компании так себя называют, например «Тинькофф», «М.Видео — Эльдорадо», «ПИК».

Группа компаний — это две или более организаций, которые добровольно признают себя группой и объединены по признаку: например, у них общий собственник, руководство или ресурсы. Между компаниями в группе могут быть имущественные, хозяйственные и управленческие отношения, но ни один из этих критериев не обязателен.

Вид деятельности у каждой компании в группе может быть никак не связан с остальными. Например, одна компания торгует компьютерами, другая производит шоколад, третья занимается образовательными курсами.

Читайте также:  Зацензурено что это значит

Есть несколько близких по смыслу юридических понятий, которые можно отнести к группе компаний:

  • «группа лиц», ст. 9 закона «О защите конкуренции»;
  • «аффилированные лица», ст. 53.2 ГК РФ;
  • «взаимозависимые лица», ст. 105.1 НК РФ;
  • «консолидированная группа налогоплательщиков», ст. 25.2 НК РФ.

В случае разбирательств с участием компаний в составе группы суд руководствуется этими положениями законов.

Зачем создают группы компаний

Группы создают, когда нужно объединить действия компаний для достижения общих целей либо, наоборот, разделить риски, налоги и операционные задачи. Примеры ситуаций, когда целесообразно организовывать группу компаний:

  1. Одна компания производит стройматериалы, вторая — строит здания, третья — продает готовые квартиры, и они договариваются о сотрудничестве.
  2. Компания выводит на рынок новый продукт. Под этот проект открывает отдельное юридическое лицо, которое становится частью группы. Например — «Тинькофф» сначала был только банком, а потом открыл страхование, оператора связи и так далее.
  3. Компания поглощает конкурента: «М.Видео» купила «Эльдорадо», но сохранила его магазины как отдельный бренд.
  4. Компания вырастила сильный внутренний отдел разработки. Она решила выделить его в дочернюю организацию, чтобы программисты выполняли заказы для сторонних клиентов. Начальника отдела разработчиков назначают директором «дочки», потому что он хорошо разбирается в продукте и пользуется уважением у коллег.

Принимая решение о создании группы, нужно взвесить все преимущества, недостатки и риски, о которых мы рассказываем дальше.

Преимущества группы компаний зависят от конкретной ситуации, вот самые очевидные:

При создании дочерних компаний При объединении компаний
Законная оптимизация налогов. Некоторые компаний из группы могут применять льготные налоговые режимы и минимизировать общие расходы Общая стратегия развития, согласованное управление и совместное лоббирование интересов
Распределение коммерческих рисков. Если одна из компаний будет убыточна, доходы другой это перекроют Экономия на совместных закупках: поставщики сделают скидки за большой объем
Увеличение управляемости: каждая компания занимается своим направлением и есть менеджеры, глубоко погруженные в процесс Контроль по единым стандартам качества на всех этапах бизнеса

Часто группы создают для оптимизации налогов, но здесь есть серьезные нюансы.

Отдельно о налогах. Важно отметить, что экономия на налогах не может быть единственной причиной создания группы: ФНС признает это незаконным дроблением бизнеса.

Пленум Высшего арбитражного суда РФ разъяснил: если суд установил, что главной целью разделения бизнеса было получение дохода только за счет налоговой выгоды, без намерения оптимизировать работу в других аспектах, — такое дробление незаконно.

За незаконное разделение бизнеса налоговая доначислит упущенную разницу, выпишет штраф — 40% от неуплаченной суммы налога, а руководителя компании могут судить по уголовной статье.

Суд признал разделение бизнеса незаконным
и взыскал доначисленные налоги

Что случилось. По результатам выездной проверки налоговая решила, что ООО «» — крупная сеть АЗС — искусственно разделило бизнес на отдельные ООО по несколько заправок, чтобы сохранить право на применение УСН и не платить НДС, налоги на прибыль и имущество. Арбитражный суд и апелляция поддержали позицию налоговой и доначислили эти налоги. «» обжаловало решение в кассационном суде.

Как налоговая доказала дробление. У всех организаций был общий бухгалтер, товарный знак, сайт, реквизиты. Сотрудники «» — менеджер, энергетик и управляющий — были учредителями и директорами организаций — участников схемы. За счет этого налоговая доказала, что ООО «» раздробило бизнес на подконтрольные компании только с целью минимизировать налоги.

Решение суда. Кассационный суд согласился с налоговой и утвердил решения нижестоящих судов. Налоговая правомерно перевела компанию с УСН на ОСН и доначислила неуплаченные НДС, налоги на прибыль и имущество.

Чтобы сэкономить на налогах законно, нужны дополнительные обоснования для создания группы компаний.

В судебной практике есть случаи, когда компаниям группы удалось доказать, что они делят бизнес с целью реальной оптимизации, а не только ради налогов. В следующем примере есть несколько аргументов, которые подтверждают добросовестность создания группы.

Суд признал разделение бизнеса законным и отменил требования налоговой

Что случилось. По результатам выездной проверки налоговая решила, что ЗАО ПТФ «Пекоф» искусственно создало несколько ООО: ТД «Пекоф», «Пекоф», «Вергинэ», «Пекофф», «Пекоф ЛТД» и «Чембар», чтобы разделить между ними собственность и процессы, применять в них УСН и ЕНВД и сократить налоги на добавленную стоимость, прибыль и имущество. Арбитражный суд и апелляция сочли претензии обоснованными и взыскали доначисленные налоги. ЗАО ПТФ «Пекоф» подало кассационную жалобу.

Аргументы компаний. С момента создания ТД «Пекоф» до регистрации «Чембара» прошло больше десяти лет. За это время у компаний прошли две выездные налоговые проверки и к ним не было претензий. Тот факт, что компании контролирует одно лицо, не является основанием для вывода о незаконном дроблении бизнеса

Все ООО вели раздельный бухгалтерский учет, имели отдельные балансы и расчетные счета, сами нанимали сотрудников, арендовали торговые площади, рассчитывались с контрагентами, за собственные средства закупали оборудование, платили налоги и сборы.

Представители компаний объяснили причины создания каждого ООО:

— Производственное предприятие ЗАО ПТФ «Пекоф» создало торговую компанию — ТД «Пекоф», чтобы снизить затраты на организацию розницы и выйти на новые рынки сбыта.

— «Пекоф» создали для исполнения инвестиционной программы правительства Пензенской области, при этом состав участников и руководителей этой компании неоднократно менялись.

— «Вергинэ» появилось в ходе российско-итальянского проекта. Итальянские партнеры потребовали зарегистрировать самостоятельную компанию для выпуска продукции под их брендом.

— ООО «Пекофф», ООО «Пекоф ЛТД» и ООО «Чембар» открыли для исполнения решений совета директоров Ассоциации пензенских промышленников и товаропроизводителей для «расширения номенклатуры, увеличения объемов, улучшения качества товаров народного потребления, пользующихся спросом у населения».

Решение суда. Кассационный суд признал позицию налоговой недоказанной, а требования об уплате доначисленных налогов — недействительными.

Недостатки группы компаний. Недостатки, как и преимущества, зависят от формы организации и системы управления компаниями. Среди проблем групп можно выделить следующие:

  • сложная структура, бюрократия, много начальников и отчетов;
  • нет конкуренции внутри группы, успешные компании тянут убыточные;
  • нет законодательной базы для регулирования отношений между компаниями.

Компании группы обычно работают по согласованным правилам для выполнения общих стратегических задач. Это может ограничивать управление денежными потоками, принятие кадровых решений и другие аспекты работы каждой отдельной компании.

Как оформить группу компаний

Создание группы компаний не нужно оформлять юридически, это фиксируют только внутренними документами. Образование группы происходит через:

  • регистрацию новой компании, обычно — «дочерней»;
  • покупку одной компанией контрольного пакета акций другой;
  • соглашение о сотрудничестве между компаниями.

Типы групп. Группы компаний по структуре можно условно разделить на четыре типа:

Тип структуры Описание Пример
Вертикальная, последовательная Одна компания дополняет другую, каждая из них — составляющая общего бизнес-процесса Одна компания занимается производством, другая — рекламой и маркетингом, третья — продажами
Горизонтальная, параллельная Компании построены по принципу аналогии и копируют удачную бизнес-модель исходного бизнеса Компания успешно продает люстры в Новосибирске. Она решает открыть еще две компании по продаже таких же товаров — в Санкт-Петербурге и Москве
Смешанная Объединяет признаки вертикальной и горизонтальной структуры Европейский сетевой магазин одежды открывает собственное производство аксессуаров в России
Разнородная Один предприниматель просто инвестирует в разные бизнесы, которые считает выгодным Бизнесмен покупает к имеющемуся магазину игрушек турфирму и еще открывает автомойку

Управление в группе. Участниками группы одновременно могут быть организации разных форм: ИП, ООО, АО, ПАО, кооперативы и товарищества. Они могут принадлежать одному или нескольким владельцам. При этом каждая из компаний группы может действовать как независимая организация со своим уставом, структурой и руководителем.

Централизация управления группой компании может быть сильной и слабой:

Источник

Группа компаний: особенности, специфика

Группа компаний. Что такое группа компаний и отличие от холдинга. Зачем создают группы компаний. Преимущества группы компаний. Минусы создания группы компаний.

В действующем российском законодательстве нет такого термина, как «группа компаний». Тем не менее, на практике он активно используется, как и сама эта форма объединений юридических лиц.

Что такое группа компаний и отличие от холдинга

Понятия «холдинг» также в законе пока нет (есть только понятие «банковский холдинг», то есть, термин узкого применения). Но исходя из исторически сложившегося значения термина в экономике подразумевается, что холдинг объединяет материнскую и дочерние компании, при этом материнская компания владеет большими долями в уставных капиталах дочерних. Соответственно дочерние компании зависят от материнской. Проще говоря материнская компания создает одну или несколько «дочек».

Группа компаний может объединяться по любому принципу. Чаще всего в российской действительности это просто несколько компаний любой организационно-правовой формы, которые принадлежат одному лицу, физическому или юридическому.

В законодательстве можно найти основания для употребления термина «группа компаний» и примерные определения:

  • в соответствии с главой 3.1 НК РФ налогоплательщики вправе создавать консолидированные группы, но только в случае, если их выручка составляет от 1000 миллиардов рублей в год. Но сама возможность консолидации налогоплательщиков на основании договора законом, тем не менее, предусмотрена;
  • в ст. 9 ФЗ-130 «О защите конкуренции» дано определение группы лиц в целях применения этого закона. Но еще больший интерес представляет ст. 11, в которой говорится о возможности координации хозяйственной деятельности юрлиц;
  • в ст. 53.2 ГК РФ вводится понятие аффилированность, то есть, связанность юрлиц, вследствие чего решения одной компании становятся обязательными для второй.

Таким образом, группа компаний, это не просто (и не только) несколько компаний одного собственника, а консолидация юрлиц с общими экономическими интересами и целями. Хотя наличие одного собственника на практике чаще всего автоматически означает общую политику управления и связанность в деятельности компаний.

Зачем создают группы компаний

Нередко открытие новых юридических лиц диктуется бизнесом: взаимоотношениями с партнерами и сотрудниками (например, открытие АО позволяет привлекать инвестиции по сравнению с ООО), освоением новых направлений и производств. Наличие нескольких компаний позволяет структурировать производство и управление в разных областях, оптимизировать налогообложение (за счет разделения активов, объемов производств и доходов, возможности применения упрощенных режимов и т.д.). Искусственное дробление юрлица при этом может быть признано незаконным с пересчетом налоговых обязательств.

Объединение нескольких бизнесов в одних руках позволяет охватить весь рынок, тщательнее изучить спрос, предложить покупателям весь объем услуг. В экономической перспективе это повышение стоимости компании, реализация диверсификации (вложение средств в разные активы) с целью снижения предпринимательских рисков.

На более простом уровне функционирования группы компаний создаются, если становится сложно управлять бизнесом или нужно разделить несколько разных направлений.

Преимущества группы компаний

Активная консолидация в группы обусловлена следующими преимуществами:

  • увеличение прибыли, если весь бизнес-процесс находится в одних руках, за счет снижения расходов на сторонние работы и услуги;
  • если группа компаний формируется по аналогии, то есть, включает несколько юрлиц, занимающихся одной деятельностью (например, в разных регионах), за счет дополнительных объемов можно добиться снижения цен у поставщиков, исполнителей;
  • экономия фонда оплаты труда за счет образования единых служб для разных компаний (бухгалтерия, IT, юридические отделы);
  • оптимизация управления за счет создания небольших коллективов;
  • наличие централизованного аппарата, единой политики решения конфликтов, отстаивания общих интересов;
  • специализация по сферам и отраслям производства, оказания услуг;
  • разделение зон ответственности между топ-менеджерами, возможность привлечения узких специалистов;
  • повышение оперативности управления за счет дробления больших компаний;
  • распределение коммерческих рисков.

Однако, создание группы компаний не гарантирует получение этих преимуществ. Почувствовать все плюсы можно только при выработке эффективной модели управления, которая будет отличаться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Минусы создания группы компаний

У такой формы консолидации есть и существенные недостатки:

  • отсутствие законодательного регулирования;
  • отсутствие конкуренции компаний внутри группы, что может привести к созданию нерентабельных производств;
  • появление бюрократии, усложнение иерархической структуры;
  • различие в налогообложении, необходимость правильного применения налогового права, изучения законодательства и судебной практики в целях отсутствия претензий со стороны контролирующих органов;
  • невозможность банкротства группы компаний. Российское законодательство предусматривает банкротство только одного юридического лица, а это долгая и затратная процедура. С другой стороны при инициировании банкротства в отношении одного лица из группы, сделки с аффилированными лицами автоматически становятся сомнительными.

Нельзя не отметить, что в некоторых случаях определенные плюсы и минусы неактуальны.

Группа компаний позволяет упростить управление бизнесом, но создавать ее нужно всегда с учетом специфики конкретной ситуации.

Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

Звоните или пишите прямо сейчас!

Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com

Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше, чем просто юридические услуги

Источник

Оцените статью