- Что такое группа компаний и зачем ее создают?
- Виктор Подгорский
- В законе нет понятия «группа компаний», а на деле группы есть
- Зачем создают группы компаний
- Суд признал разделение бизнеса незаконным и взыскал доначисленные налоги
- Суд признал разделение бизнеса законным и отменил требования налоговой
- Как оформить группу компаний
- Группа компаний: особенности, специфика
- Группа компаний. Что такое группа компаний и отличие от холдинга. Зачем создают группы компаний. Преимущества группы компаний. Минусы создания группы компаний.
Что такое группа компаний и зачем ее создают?
Группа компаний — это организации, объединенные по какому-то признаку: например, у них общий собственник, руководство или ресурсы. Группы создают, чтобы оптимизировать процессы и снижать издержки, но разделять бизнес только ради налоговой выгоды — незаконно
Виктор Подгорский
Эксперт по праву
Дмитрий интересуется: «Я — владелец маркетингового агентства. За последние годы у нас сформировался сильный и самостоятельный отдел разработки. Партнеры посоветовали мне вывести его в отдельную организацию и создать группу компаний, чтобы оптимизировать управление и сэкономить на налогах. Это хороший совет? Что такое группа компаний, какие преимущества она дает?»
В законе нет понятия «группа компаний», а на деле группы есть
В российских законах нет понятия «группа компаний», но на деле многие компании так себя называют, например «Тинькофф», «М.Видео — Эльдорадо», «ПИК».
Группа компаний — это две или более организаций, которые добровольно признают себя группой и объединены по признаку: например, у них общий собственник, руководство или ресурсы. Между компаниями в группе могут быть имущественные, хозяйственные и управленческие отношения, но ни один из этих критериев не обязателен.
Вид деятельности у каждой компании в группе может быть никак не связан с остальными. Например, одна компания торгует компьютерами, другая производит шоколад, третья занимается образовательными курсами.
Есть несколько близких по смыслу юридических понятий, которые можно отнести к группе компаний:
- «группа лиц», ст. 9 закона «О защите конкуренции»;
- «аффилированные лица», ст. 53.2 ГК РФ;
- «взаимозависимые лица», ст. 105.1 НК РФ;
- «консолидированная группа налогоплательщиков», ст. 25.2 НК РФ.
В случае разбирательств с участием компаний в составе группы суд руководствуется этими положениями законов.
Зачем создают группы компаний
Группы создают, когда нужно объединить действия компаний для достижения общих целей либо, наоборот, разделить риски, налоги и операционные задачи. Примеры ситуаций, когда целесообразно организовывать группу компаний:
- Одна компания производит стройматериалы, вторая — строит здания, третья — продает готовые квартиры, и они договариваются о сотрудничестве.
- Компания выводит на рынок новый продукт. Под этот проект открывает отдельное юридическое лицо, которое становится частью группы. Например — «Тинькофф» сначала был только банком, а потом открыл страхование, оператора связи и так далее.
- Компания поглощает конкурента: «М.Видео» купила «Эльдорадо», но сохранила его магазины как отдельный бренд.
- Компания вырастила сильный внутренний отдел разработки. Она решила выделить его в дочернюю организацию, чтобы программисты выполняли заказы для сторонних клиентов. Начальника отдела разработчиков назначают директором «дочки», потому что он хорошо разбирается в продукте и пользуется уважением у коллег.
Принимая решение о создании группы, нужно взвесить все преимущества, недостатки и риски, о которых мы рассказываем дальше.
Преимущества группы компаний зависят от конкретной ситуации, вот самые очевидные:
При создании дочерних компаний | При объединении компаний |
---|---|
Законная оптимизация налогов. Некоторые компаний из группы могут применять льготные налоговые режимы и минимизировать общие расходы | Общая стратегия развития, согласованное управление и совместное лоббирование интересов |
Распределение коммерческих рисков. Если одна из компаний будет убыточна, доходы другой это перекроют | Экономия на совместных закупках: поставщики сделают скидки за большой объем |
Увеличение управляемости: каждая компания занимается своим направлением и есть менеджеры, глубоко погруженные в процесс | Контроль по единым стандартам качества на всех этапах бизнеса |
Часто группы создают для оптимизации налогов, но здесь есть серьезные нюансы.
Отдельно о налогах. Важно отметить, что экономия на налогах не может быть единственной причиной создания группы: ФНС признает это незаконным дроблением бизнеса.
Пленум Высшего арбитражного суда РФ разъяснил: если суд установил, что главной целью разделения бизнеса было получение дохода только за счет налоговой выгоды, без намерения оптимизировать работу в других аспектах, — такое дробление незаконно.
За незаконное разделение бизнеса налоговая доначислит упущенную разницу, выпишет штраф — 40% от неуплаченной суммы налога, а руководителя компании могут судить по уголовной статье.
Суд признал разделение бизнеса незаконным
и взыскал доначисленные налоги
Что случилось. По результатам выездной проверки налоговая решила, что ООО «» — крупная сеть АЗС — искусственно разделило бизнес на отдельные ООО по несколько заправок, чтобы сохранить право на применение УСН и не платить НДС, налоги на прибыль и имущество. Арбитражный суд и апелляция поддержали позицию налоговой и доначислили эти налоги. «» обжаловало решение в кассационном суде.
Как налоговая доказала дробление. У всех организаций был общий бухгалтер, товарный знак, сайт, реквизиты. Сотрудники «» — менеджер, энергетик и управляющий — были учредителями и директорами организаций — участников схемы. За счет этого налоговая доказала, что ООО «» раздробило бизнес на подконтрольные компании только с целью минимизировать налоги.
Решение суда. Кассационный суд согласился с налоговой и утвердил решения нижестоящих судов. Налоговая правомерно перевела компанию с УСН на ОСН и доначислила неуплаченные НДС, налоги на прибыль и имущество.
Чтобы сэкономить на налогах законно, нужны дополнительные обоснования для создания группы компаний.
В судебной практике есть случаи, когда компаниям группы удалось доказать, что они делят бизнес с целью реальной оптимизации, а не только ради налогов. В следующем примере есть несколько аргументов, которые подтверждают добросовестность создания группы.
Суд признал разделение бизнеса законным и отменил требования налоговой
Что случилось. По результатам выездной проверки налоговая решила, что ЗАО ПТФ «Пекоф» искусственно создало несколько ООО: ТД «Пекоф», «Пекоф», «Вергинэ», «Пекофф», «Пекоф ЛТД» и «Чембар», чтобы разделить между ними собственность и процессы, применять в них УСН и ЕНВД и сократить налоги на добавленную стоимость, прибыль и имущество. Арбитражный суд и апелляция сочли претензии обоснованными и взыскали доначисленные налоги. ЗАО ПТФ «Пекоф» подало кассационную жалобу.
Аргументы компаний. С момента создания ТД «Пекоф» до регистрации «Чембара» прошло больше десяти лет. За это время у компаний прошли две выездные налоговые проверки и к ним не было претензий. Тот факт, что компании контролирует одно лицо, не является основанием для вывода о незаконном дроблении бизнеса
Все ООО вели раздельный бухгалтерский учет, имели отдельные балансы и расчетные счета, сами нанимали сотрудников, арендовали торговые площади, рассчитывались с контрагентами, за собственные средства закупали оборудование, платили налоги и сборы.
Представители компаний объяснили причины создания каждого ООО:
— Производственное предприятие ЗАО ПТФ «Пекоф» создало торговую компанию — ТД «Пекоф», чтобы снизить затраты на организацию розницы и выйти на новые рынки сбыта.
— «Пекоф» создали для исполнения инвестиционной программы правительства Пензенской области, при этом состав участников и руководителей этой компании неоднократно менялись.
— «Вергинэ» появилось в ходе российско-итальянского проекта. Итальянские партнеры потребовали зарегистрировать самостоятельную компанию для выпуска продукции под их брендом.
— ООО «Пекофф», ООО «Пекоф ЛТД» и ООО «Чембар» открыли для исполнения решений совета директоров Ассоциации пензенских промышленников и товаропроизводителей для «расширения номенклатуры, увеличения объемов, улучшения качества товаров народного потребления, пользующихся спросом у населения».
Решение суда. Кассационный суд признал позицию налоговой недоказанной, а требования об уплате доначисленных налогов — недействительными.
Недостатки группы компаний. Недостатки, как и преимущества, зависят от формы организации и системы управления компаниями. Среди проблем групп можно выделить следующие:
- сложная структура, бюрократия, много начальников и отчетов;
- нет конкуренции внутри группы, успешные компании тянут убыточные;
- нет законодательной базы для регулирования отношений между компаниями.
Компании группы обычно работают по согласованным правилам для выполнения общих стратегических задач. Это может ограничивать управление денежными потоками, принятие кадровых решений и другие аспекты работы каждой отдельной компании.
Как оформить группу компаний
Создание группы компаний не нужно оформлять юридически, это фиксируют только внутренними документами. Образование группы происходит через:
- регистрацию новой компании, обычно — «дочерней»;
- покупку одной компанией контрольного пакета акций другой;
- соглашение о сотрудничестве между компаниями.
Типы групп. Группы компаний по структуре можно условно разделить на четыре типа:
Тип структуры | Описание | Пример |
---|---|---|
Вертикальная, последовательная | Одна компания дополняет другую, каждая из них — составляющая общего бизнес-процесса | Одна компания занимается производством, другая — рекламой и маркетингом, третья — продажами |
Горизонтальная, параллельная | Компании построены по принципу аналогии и копируют удачную бизнес-модель исходного бизнеса | Компания успешно продает люстры в Новосибирске. Она решает открыть еще две компании по продаже таких же товаров — в Санкт-Петербурге и Москве |
Смешанная | Объединяет признаки вертикальной и горизонтальной структуры | Европейский сетевой магазин одежды открывает собственное производство аксессуаров в России |
Разнородная | Один предприниматель просто инвестирует в разные бизнесы, которые считает выгодным | Бизнесмен покупает к имеющемуся магазину игрушек турфирму и еще открывает автомойку |
Управление в группе. Участниками группы одновременно могут быть организации разных форм: ИП, ООО, АО, ПАО, кооперативы и товарищества. Они могут принадлежать одному или нескольким владельцам. При этом каждая из компаний группы может действовать как независимая организация со своим уставом, структурой и руководителем.
Централизация управления группой компании может быть сильной и слабой:
Источник
Группа компаний: особенности, специфика
Группа компаний. Что такое группа компаний и отличие от холдинга. Зачем создают группы компаний. Преимущества группы компаний. Минусы создания группы компаний.
В действующем российском законодательстве нет такого термина, как «группа компаний». Тем не менее, на практике он активно используется, как и сама эта форма объединений юридических лиц.
Что такое группа компаний и отличие от холдинга
Понятия «холдинг» также в законе пока нет (есть только понятие «банковский холдинг», то есть, термин узкого применения). Но исходя из исторически сложившегося значения термина в экономике подразумевается, что холдинг объединяет материнскую и дочерние компании, при этом материнская компания владеет большими долями в уставных капиталах дочерних. Соответственно дочерние компании зависят от материнской. Проще говоря материнская компания создает одну или несколько «дочек».
Группа компаний может объединяться по любому принципу. Чаще всего в российской действительности это просто несколько компаний любой организационно-правовой формы, которые принадлежат одному лицу, физическому или юридическому.
В законодательстве можно найти основания для употребления термина «группа компаний» и примерные определения:
- в соответствии с главой 3.1 НК РФ налогоплательщики вправе создавать консолидированные группы, но только в случае, если их выручка составляет от 1000 миллиардов рублей в год. Но сама возможность консолидации налогоплательщиков на основании договора законом, тем не менее, предусмотрена;
- в ст. 9 ФЗ-130 «О защите конкуренции» дано определение группы лиц в целях применения этого закона. Но еще больший интерес представляет ст. 11, в которой говорится о возможности координации хозяйственной деятельности юрлиц;
- в ст. 53.2 ГК РФ вводится понятие аффилированность, то есть, связанность юрлиц, вследствие чего решения одной компании становятся обязательными для второй.
Таким образом, группа компаний, это не просто (и не только) несколько компаний одного собственника, а консолидация юрлиц с общими экономическими интересами и целями. Хотя наличие одного собственника на практике чаще всего автоматически означает общую политику управления и связанность в деятельности компаний.
Зачем создают группы компаний
Нередко открытие новых юридических лиц диктуется бизнесом: взаимоотношениями с партнерами и сотрудниками (например, открытие АО позволяет привлекать инвестиции по сравнению с ООО), освоением новых направлений и производств. Наличие нескольких компаний позволяет структурировать производство и управление в разных областях, оптимизировать налогообложение (за счет разделения активов, объемов производств и доходов, возможности применения упрощенных режимов и т.д.). Искусственное дробление юрлица при этом может быть признано незаконным с пересчетом налоговых обязательств.
Объединение нескольких бизнесов в одних руках позволяет охватить весь рынок, тщательнее изучить спрос, предложить покупателям весь объем услуг. В экономической перспективе это повышение стоимости компании, реализация диверсификации (вложение средств в разные активы) с целью снижения предпринимательских рисков.
На более простом уровне функционирования группы компаний создаются, если становится сложно управлять бизнесом или нужно разделить несколько разных направлений.
Преимущества группы компаний
Активная консолидация в группы обусловлена следующими преимуществами:
- увеличение прибыли, если весь бизнес-процесс находится в одних руках, за счет снижения расходов на сторонние работы и услуги;
- если группа компаний формируется по аналогии, то есть, включает несколько юрлиц, занимающихся одной деятельностью (например, в разных регионах), за счет дополнительных объемов можно добиться снижения цен у поставщиков, исполнителей;
- экономия фонда оплаты труда за счет образования единых служб для разных компаний (бухгалтерия, IT, юридические отделы);
- оптимизация управления за счет создания небольших коллективов;
- наличие централизованного аппарата, единой политики решения конфликтов, отстаивания общих интересов;
- специализация по сферам и отраслям производства, оказания услуг;
- разделение зон ответственности между топ-менеджерами, возможность привлечения узких специалистов;
- повышение оперативности управления за счет дробления больших компаний;
- распределение коммерческих рисков.
Однако, создание группы компаний не гарантирует получение этих преимуществ. Почувствовать все плюсы можно только при выработке эффективной модели управления, которая будет отличаться в зависимости от конкретных обстоятельств.
Минусы создания группы компаний
У такой формы консолидации есть и существенные недостатки:
- отсутствие законодательного регулирования;
- отсутствие конкуренции компаний внутри группы, что может привести к созданию нерентабельных производств;
- появление бюрократии, усложнение иерархической структуры;
- различие в налогообложении, необходимость правильного применения налогового права, изучения законодательства и судебной практики в целях отсутствия претензий со стороны контролирующих органов;
- невозможность банкротства группы компаний. Российское законодательство предусматривает банкротство только одного юридического лица, а это долгая и затратная процедура. С другой стороны при инициировании банкротства в отношении одного лица из группы, сделки с аффилированными лицами автоматически становятся сомнительными.
Нельзя не отметить, что в некоторых случаях определенные плюсы и минусы неактуальны.
Группа компаний позволяет упростить управление бизнесом, но создавать ее нужно всегда с учетом специфики конкретной ситуации.
Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!
Звоните или пишите прямо сейчас!
Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com
Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше, чем просто юридические услуги
Источник