НОД «Что такое природа?»
Татьяна Хадыка
НОД «Что такое природа?»
В нашем детском саду уже не первый год ведется кружок «Юный эколог!» для детей старшей и подготовительной группы, где ребята не только узнают много интересного о природе, ее явлениях, но и знакомятся с правилами поведения в природе, необходимостью защищать, охранять и приумножать природные богатства.
Сегодня я предлагаю одно из занятий данного кружка «Что такое природа?»
Цель: Сформировать представление о живой и неживой природе.
Задачи: — Познакомить с понятием «живая и неживая» природа,
— Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком,
— Показать неразрывную связь человека и природы, необходимость заботы о ней,
— Воспитывать бережное отношение к природе, любовь ко всему живому,
— Развивать речь, коммуникативность, память, мышление.
Оборудование: — Объекты природы для дидактической игры «Что в мешочке?» (веточки, сухие растения, шишки, ракушки, камни, песок, кусочки гравия и т. д.) и не природы (кусочки кирпича, стекла, бумаги, спички)
— Готовые формы для модели «Живая и неживая природа», клей, ватман.
— Презентация «Что такое природа?»
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Стихотворение Л. Дайнеко
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
2. Вступительная беседа.
— Что такое природа? Приведите примеры.
— Почему тот или иной предмет вы отнесли к природе? Кто создал объекты природы?
— Можно сделать вывод: «Природа – это то, что существует без помощи человека.»
3. Дидактическая игра «Что в мешочке?»
(Дети достают из мешочка предметы и определяют, относятся они к природе или нет).
4. Работа с презентацией.
— Итак, вы верно определили предметы, относящиеся к объектам природы. Но все они могут быть разделены на 2 группы «Живые объекты» и «Неживые объекты» (слайды 1-4) – Как вы думаете, это живые или неживые объекты природы?
— Верно! Неживая природа — это камни, звезды, песок, вода… (Слайд 5)
— Продолжаем просмотр презентации. К неживой природе можно отнести и явления природы, такие как ветер, дождь, радуга… (Слайды 6, 7, 8).
— Сейчас мы с вами немного отдохнем.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
А теперь ходьба на месте,
Поднимаем ноги вместе. (Ходьба.)
Прочь прогоним лень и скуку,
Разомнем сначала руки.
Поднимай их, не ленись,
Плавно опускай их вниз. (Руки вверх – вниз.)
Повороты влево – вправо
Это легкая забава.
Нам известно всем давно.
Здесь стена, а там окно. (Повороты в стороны.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь нужна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Повторяем все подряд. (Наклоны, руки вперед.)
Выше ноги поднимаем. (Ходьба на месте.)
Бег на месте, веселей.
И быстрей, быстрей, быстрей. (Бег на месте.)
6. Проолжение работы над презентацией.
— А что же относится к живой природе? Как вы думаете? Назовите!
— Верно, это растения, животные и человек. А еще грибы. (Слайд 9)
— Что мы относим к растениям? (Слайд 10).
— Что к животным? (Слайды 11, 12, 13, 14, 15).
— И самый главный объект живой природы – это человек. (16).
— Чем же отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы? (Слайд 17).
Вывод: Живая природа – это то, что движется, растет, размножается, развивается, умирает.
7. Дидактическая игра «Живое – неживое».
(Воспитатель называет объекты живой природы – дети прыгают, бегают, движутся. Когда прозвучат объекты неживой природы, дети замирают на месте, останавливаются).
8. Практическая работа. Изготовление модели «Живая и неживая природа».
(На листе ватмана дети располагают готовые формы и приклеивают их. Слева – объекты неживой природы, а справа – объекты живой природы).
— Проверим, правильно ли мы сделали. (Слайд 18).
— А что же не относится к природе вообще? (Слайд 19.) Повторим!
— В природе все живое связано между собой и с неживым. Животные питаются животными или растениями. Как? (рассуждения детей).
— Человек питается и животными, и растениями. (Объяснения детей).
— Солнце, воздух, вода нужны всему живому на планете. Почему? Объясните!
— Чтобы мы с вами могли жить, дышать свежим воздухом, радоваться солнцу и цветам, необходимо беречь природу. Заботиться о ней. Как это сделать? Чего нельзя делать нам, людям? (рассуждения детей).
— И закончить наше путешествие в мир природы я хочу словами стихотворения С. Кирсанова.
Что значишь ты без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавлей над хвойной чащей?
Без миловидных лисьих лиц?
Когда ж поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
«Дети и Природа» (самодельная книга) Самодельная книга «Дети и Природа» служит отличным помощником в работе по формированию у детей экологической сознательности. Целью создания.
Зимний огород на подоконнике Зимний огород на подоконникеМалыши проводят много времени в детском саду, и очень важно, чтобы атмосфера в нем была по домашнему теплой.
Источник
Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»
Мария Тумашева
Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Игра «Живая и неживая природа».Цель: продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.
Гром и молния. С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление – гром и молнию.Развивающая среда: объекты природы и «неприроды»(кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Два воздушных шарика для опыта.
1. Стихотворение Л.Дайнеко:
Вот на земле огромный дом.
-Вы знакомы со словом «природа»? Что оно означает (свободные ответы)
-Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать
риродой (то, что сделал человек)
-Машина есть в природе (нет, она сделана человеком, а вот лошадь и верблюд, на которых ездит человек, — это природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе)
-Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» _ это всё то, что сделано руками человека.
-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».
Вертолёт похож на стрекозу.
Подводная лодка – на кита (дети продолжают этот ряд)
Задание №1. – разложить картинки на мир живой и неживой природы. Дети ещёраз объясняют: живая природа это то, что движется, растёт, развивается, умирает и размножается.
-В гости к нам пришёл старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе живой, какие к неживой. Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая). Если неприрода, то почему они так думают
потому что сделано руками человека)
Игра «Живая и неживая природа»
-Я называю объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
-А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть природы и одновременно существо мыслящее)
-Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой (Человек движется, растёт, развивается, умирает, размножается – значит, он часть живой природы. А без природы он обречён на гибель: если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду; множество различных материалов, лекарств и тот же воздух).
Как вы думаете, почему человека называют царём природы? Правильно ли это? (свободные ответы)
-Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
«На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней».
Но человеку надо бережно относиться к природе.
«Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец? (С. Кирсанов)
Д\И с мячом «Живое-неживое» Мяч бросается каждому по очереди. Если назван объект живой природы, ребёнок ловит мяч, если неживой – бросает.
Д\И «Угадай, что в мешочке». Раздать детям мешочки, в которых собраны шишки, камешки, сухие ветки, пластмассовые трубочки, кусочки кирпича…Предложить каждому ребёнку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «неприроде».
Под одною голубою.
-Дети, наблюдали ли вы интересное явление – гром и молнию (грозу,
-Почему бывают грозы (в одном месте воздух сильно нагревается, в другом – остыл.) –В какое время года чаще всего бывают грозы (чаще летом)-Бывают ли грозы в пустыне (нет, сухой воздух)— Где грозы бывают почти каждый день (в тропиках, где очень жарко, влажно) –Что такое молнии (электрические разряды) –Что такое гром? (на месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом и мы слышим гром).
Примерное перспективное планирование НЕДЕЛЯ: «День знаний» Месяц НОД ТЕМА. ЦЕЛИ СЕНТЯБРЬ Познание (ФЭМП) Счет и сравнение Закреплять умение сравнивать два предмета по двум.
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие-беседа «Что такое природа? Живая неживая природа» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление.
Источник
Беседа «Что такое природа?»
Татьяна Ефремова
Беседа «Что такое природа?»
Беседа: «Что такое природа?»
Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом.
Задачи: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Материал: иллюстрации природы: животных, растений и т. д.
1. Чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой».
Словно крыша над землёю,
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
— Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т. д.)
— Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
— А машина есть в природе?
— Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)
— Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.
— Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.
— Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.
— На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.
— Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.
2. Игра «Живая и неживая природа». (называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)
3. Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.
— Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные, летать на самолёте и даже в космос.
— Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?
— Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.
— А в группе у нас есть природа?
Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.
— От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)
— А что можно сравнить с лампой в природе?
— Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)
— В природе идёт дождь.
— В доме есть душ.
— В природе – ветер. В доме – вентилятор.
— В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.
— В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.
— У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.
— В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
— А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.
— В природе дикие животные. У нас – домашние.
— Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.
4. Дидактическая игра «Природа или руки человека» (показ картинок)
Беседа с детьми «Что такое Кубанская «балачка» Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, родителям и детям подготовительного к школе и.
Беседа с детьми подготовительной группы «Неживая природа» Задачи: — расширить у детей представление о многообразии неживой природы; — развивать мышление, воображение, познавательные интересы,.
Беседа с использованием ИКТ «Что такое Рождество?» Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обычаями и традициями нашего народа имеют огромное воспитательное значение. Дети должны.
Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?» Конспект НОД на тему: «Волшебное окошко или что такое микроскоп?».Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ — Центр развития.
Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.
Беседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
НОД «Что такое природа?» В нашем детском саду уже не первый год ведется кружок «Юный эколог!» для детей старшей и подготовительной группы, где ребята не только узнают.
НОД «Что такое природа. Природа живая и неживая» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.
Источник