- В чём разница между понятиями «гражданство» и «подданство»
- Определение гражданства и подданства
- Сравнение
- Права граждан и подданных
- Как получить гражданство РФ
- Разбираем понятие «подданство»
- Что такое подданство
- Конституционное подданство
- Соотношение понятий — гражданство и подданство
- Полезное видео
- Подданство
- Содержание
- Британские подданные
- Подданство Российской империи
В чём разница между понятиями «гражданство» и «подданство»
Человек любого государства, имеющий паспорт, может являться гражданином или подданным. Гражданство и подданство – это схожие понятия, но они имеют абсолютные различия. Часто граждане пытаются самостоятельно разобраться с терминологией и ответить на вопрос, чем отличается гражданство от подданства.
Но сделать это достаточно сложно. Тем более выявить отличия и сходства этих понятий. Разъяснить ситуацию может профессиональный юрист, который в курсе всех нововведений, изменений в правовой сфере и на практике применяет все теоретические знания.
Только опытный специалист поможет оценить перспективы, выявить возможные риски, плюсы и минусы в каждом индивидуальном случае. Это может сэкономить время и силы.
Определение гражданства и подданства
В международном праве говорится, что гражданство является юридической связью государства и человека. Она выражается во взаимных правах и обязанностях, определенных Конституцией и другими нормативными документами.
Гражданство человека закреплено документально и подтверждается выдачей удостоверения личности. Такое понятие употребляется в государстве с республиканской формой правления в ходе развития правовой системы.
Но, первым появилось понятие «подданство» и применялось в странах, где правил монарх. Это скорее однобокая связь между человеком и правителем, а не государством.
Такая связь не закреплялась каким-либо документом, а выражалась лишь в проживании на территории государства.
Это скорее не юридическая, а больше историческая и культурная связь между человеком и государством. Подданство и сейчас часто используется при монархическом правлении.
В России подданные были в Российской империи, а сегодня в стране живут свободные граждане.
Сравнение
Несмотря на одинаковую правовую природу происхождения, эти два понятия имеют много различий, к которым относятся:
- принадлежность либо государству, либо монарху;
- наличие прав и обязанностей. Так в случае с гражданством обе стороны (гражданин и государство) наделены обязанностями, а в случае с подданством обязательства имеют только жители;
- граждане — база страны, наделенные правами с возможностью участвовать в управлении государством, а подданные — имеют минимальный правовой статус и не могут властвовать в стране.
Правда в наше время подданство и гражданство в речи употребляются с одинаковым значением.
Многие страны даже не делают разделения между ними. Но, в официальных и деловых документах подданство не допускается в употреблении относительно к людям, то есть смешения понятий неприемлемо.
Права граждан и подданных
Жители монархических держав не могут похвастаться высоким правовым статусом. Они не имеют возможности устраивать забастовки, принимать участие в политической жизни страны.
У них намного больше обязательств, чем прав. Часто для них созданы ужасные условия труда.
Гражданин имеет намного больше прав и свободы, которые регулируются Конституцией страны. Например, чтобы статус гражданина РФ был подтвержден, государство обеспечивает его социальными льготами, экономическими гарантиями и т.д.
Граждане могут делиться на две категории:
- Урожденные. Они получают статус гражданина государства автоматически при рождении в случае, если родители (оба или один) являются гражданами этой страны. Некоторые государства предоставляют этой категории людей больше привилегий.
- Натурализованные. То есть, чтобы стать гражданином страны нужно доказать свои намерения, желания, возможности соответствовать обществу и государству. Россия приравнивает права и обязанности этой категории к урожденным гражданам и не ущемляет их свободу.
Каждая страна имеет свои критерии. Чаще всего права регулируются местными законодательными актами.
Существует гражданство Европейского Союза, но страны такой не найти. Зато понятие есть. Граждане соединенных стран, входящих в ЕС пользуются доступными им льготами, правами, возможностями.
Как получить гражданство РФ
Россия многое может предложить своим гражданам. Правовой статус высокий, поэтому не малая часть иностранных лиц стремится получить паспорт гражданина РФ.
Стать полноправным членом общества возможно несколькими путями:
- при рождении;
- при восстановлении;
- путем натурализации.
Условия для принятия российского гражданства стандартные и предполагают:
- легальное проживание на территории РФ не менее 5 лет;
- знание русского языка, истории, законодательства;
- отказ от другого гражданства;
- наличие официального трудоустройства и дохода.
Причем отказ от иностранного подданства является важным условием, иначе получить российское гражданство не получится.
А россияне свободно могут оформить второе гражданство за границей с одним только условием — обязательным извещением органов миграционной службы о появлении дополнительного статуса.
Получить гражданство РФ не простой и длительный процесс. Потребуется пройти несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Можно воспользоваться общей программой, а можно упрощенной.
Но, чтобы получить льготы на оформление понадобятся веские причины — родственники россияне, заслуги перед государством, инвестирование в экономику страны и др.
Источник
Разбираем понятие «подданство»
При обозначении той или иной гражданской принадлежности человека можно услышать необычный для нашего слуха термин «подданство» взамен привычного слова «гражданство». В быту, в частных разговорах этот термин использовать допустимо, однако в рамках официально-делового стиля, особенно это касается оформления документов и заполнения анкет, эти понятия должны различаться.
Что такое подданство
Согласно теории права под подданством следует понимать устойчивую юридическую взаимосвязь между конкретным физическим лицом и государством.
При этом исторически, в странах с монархическим типом устройства олицетворением государственной власти всегда считался монарх (король, царь, великий князь и т. д.).
Поэтому подданство в историческом контексте следует рассматривать как связь с конкретным правителем, предполагающую максимум обязанностей со стороны подданного и свободное волеизъявление монарха по отношению к нему, исключающее какие-либо гарантированные права и свободы.
Считается, что институт подданства возник намного раньше института гражданства, и в чистом виде связан с возникновением абсолютизма, как высшей формы отождествления монарха с государственной властью.
Предпосылками для его возникновения служат особенности феодального строя, когда мелкое дворянство, рыцарство вместе со своими крестьянами подпадало в вассальную зависимость к более богатому и знатному феодалу, который впоследствии и становился монархом.
Особенности подданства следует рассмотреть на конкретном примере Российской империи, где абсолютная власть монарха была поколеблена лишь в начале XX века. Итак, только лица, родившиеся от подданных Российской империи, могли считаться ее подданными. Натурализация иностранцев также была возможна, но на это требовалось разрешение от самого монарха.
Выход из подданства по желанию самого подданного был невозможен. Самовольный выход из него приравнивался к уголовному преступлению, по тяжести схожему с государственной изменой.
Конституционное подданство
Большинство европейских стран, в которых и зародился данный институт, являются республиками, а в тех, где монархия сохранилась, власть правителя сильно ограничена.
Такая форма правления называется конституционная монархия. Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Испания и некоторые другие государства в качестве правителя имеют монарха, однако на деле он не имеет там никакой реальной политической власти.
По традиции жителей этих стран также называют подданными, однако по факту они обладают тем же уровнем прав и свобод, что и граждане республиканских государств. При этом церемониал сохраняется до сих пор (например, разрешение монарха на выход из подданства), но он лишен какой-либо юридической силы.
Соотношение понятий — гражданство и подданство
Гражданство возникло после крушений монархий, а появление первых признаков данного института наблюдается в революционной Франции. Но у этой классической теории есть противовес. Отдельные исследователи считают, что первые признаки того, что мы сейчас называем гражданством, возникли еще в Римской империи в период республиканской формы правления.
Однако изначально гражданами Рима были все свободные люди, проживавшие на территории государства, в отличие от подневольных – рабов, поэтому понятие «римское гражданство» нельзя ассоциировать с нынешним институтом.
Сходство подданства и гражданства заключается в том, что эти два явления имеют общую правовую природу – оба они означают юридическую связь конкретного индивидуума с носителем государственной власти.
Отличаются же два института тем, что:
- Носитель государственной власти, с кем связан индивидуум – народ (гражданство), монарх (подданство).
- Гражданство предполагает взаимные права и обязанности государства и гражданина, подданство же — это наличие обязанностей у индивида и отсутствие их у государства в лице его единоличного правителя.
Управление государством гражданами – естественная форма реализации ими своих политических свобод. Управление государством его подданными невозможно, это в принципе противоречит правовой природе подданств.
Полезное видео
Еще больше информации о термине «подданство» в видео:
Источник
Подданство
Временное пребывание
Трудящийся-мигрант
По́дданство — политико-правовая односторонняя связь физического лица и монарха.
Для науки российского права характерно разделение (сложившееся в результате особенностей языка) понятий «гражданство» и «подданство». Подданство ранее было характерно для большинства государств с монархической формой правления. В настоящее время в подавляющем большинстве монархий в результате проведённой политики ограничения монархии и демократизации общества институт гражданства целиком заменил [источник не указан 98 дней] собой институт подданства. Если, как отмечалось, под подданством понимается связь физического лица с монархом (и, соответственно институтами короны), то под гражданством понимается более широкая связь непосредственно с государством, а не его главой.
В прочих языках указанные термины могут обозначаться одним словом. Так, под английским «citizenship» в зависимости от контекста может пониматься как гражданство, так и подданство. Вместе с тем иностранные языки могут обладать специфическим разделением видов гражданства, отсутствующим в русском языке: например, английское «citizenship» (в большинстве случаев более узкое понятие) и «nationality» (как правило, более широкое понятие). При этом разделение понятий на широкое и узкое не универсально и может объясняться историко-политическими особенностями развития той или иной страны (например, гражданин Великобритании (то есть непосредственно Соединённного Королевства, коронных владений и заморских территорий) — «British citizen», под категорию «British nationals» попадают лица, входящие в категорию «British citizen», граждане государств Содружества и британские подданные; в то же время для широкого термина «гражданство Европейского союза» применяется термин «citizenship»).
Содержание
Британские подданные
Британскими подданными (British subjects) в соответствии с Актом о гражданстве 1981 года признаются определённые категории лиц, не являющихся ни гражданами Великобритании, ни гражданами Содружества.
В англоязычных странах принято разделять понятия «citizenship» и «nationality», то есть просто гражданство и гражданство в более широком смысле. Исторически понятие «citizenship» означало связь с определённой местностью, а «nationality» в целом с государством. В настоящее время для нужд британского права британскими гражданами в узком смысле (British citizens) признаются физические лица, имеющие связь непосредственно с Великобританией, то есть лица, населяющие Великобританию, Норманские острова и остров Мэн, а также британские заморские территории (до 2002 года их население было гражданами Британских заморских территорий, после указанной даты большинство приобрело статус британских граждан, хотя в ряде случаев статус граждан британских заморских территорий сохранился, к примеру, у граждан британской заморской территории Военная база Акротири и Декелия на Кипре). Указанные категории лиц вне зависимости от того проживают ли они на территории Евросоюза (непосредственно Великобритания, а также заморская территория Гибралтар) либо вне его пределов (Нормандские острова, остров Мэн, британские заморские территории, кроме Гибралтара) являются гражданами Евросоюза. Что касается британских граждан в широком смысле (British nationals), то ими признаются как указанные категории лиц (британские граждане в узком смысле), так и граждане британских заморских территорий, а также граждане государств-членов Содружества, граждане Ирландии, находящиеся на службе в государственных органах, учреждениях, организациях Великобритании.
Подданство Российской империи
Российское право до XVIII века не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является российским подданным и кто — иностранцем.
В представлении русских людей быть подданным значило быть православным, а стать подданным означало креститься в православную веру.
Натурализация российскому праву той эпохи была неизвестна. Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство».
«Вполне очевидно, что, при таких условиях, — указывал В. М. Гессен, — господство в Московской Руси территориального начала (juris soli) при определении подданства фактом рождения является, по самому существу своему, невозможным. Дети, рождённые на территории московского государства от иноземцев, остаются иноземцами до тех пор, пока они остаются иноверцами. Место рождения никакого значения не имеет».
Указ Петра I 1721 г. предусматривал возможность приобретения иностранцами поместий и вотчин не в результате крещения, а путём принесения присяги на «вечное подданство Российскому Государю». Впервые присяга на подданство как способ натурализации получает правовое закрепление в манифесте 1721 г., призывавшем пленных шведов к вступлению в русское подданство. Вступление в подданство должно было быть добровольным, причём вступающий должен был показать, «чем он честно пропитать себя чает». В тексте присяги не было прямого указания на вечный характер подданства. Однако уже сенатский указ от 27 августа 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть и никуда… за границу не отъезжать и в чужестранную службу не вступать». Текст этот оставался неизменным и в последующих указах: от 8 марта 1762 г. и 6 июля 1793 г. В соответствии с указами от 12 декабря 1796 г. и 18 апреля 1801 г. присягающий, не называя себя рабом, обещал тем не менее «верным, добрым, послушным и вечно подданным с моею фамилией быть». Текст этот перешёл, в конечном счете, и в Свод законов.
Этим же указом были впервые признаны допустимыми смешанные браки также при условии вступления иностранца в вечное подданство России. Это условие было подтверждено указом от 26 августа 1833 г.
Истории русского права известен только один акт, признающий за рождением на русской территории определённое влияние на подданство. Так, согласно ст. 61 главы I Регламента об управлении Адмиралтейства и Верфи от 5 апреля 1722 г. «кто из иностранцев и их детей пожелают учиться в Адмиралтействе какого мастерства, те должны прежде присягу учинить в вечное фазальство, а без того их не принимать. Иноземцы считаются те, которые приехали из иных государств и вступили в службу. А которые породились в России и приняли службу, те, яко россияне, почтены имеют быть». Этот текст полностью воспроизводит и Регламент об управлении Адмиралтейств и Флотов от 24 августа 1765 г. Текст этих документов свидетельствует о том, что не само по себе рождение в России, а поступление иностранца на государственную службу влекло за собой приобретение российского подданства.
Как способ натурализации, значение присяги на подданство в XIX в. изменилось. «С прекращением колонизаторской деятельности русского правительства, — указывал В. М. Гессен, — разрывается та связь, какая в предшествующую эпоху существует между присягой на подданство и водворением. С этого времени присяга на подданство становится для иностранцев средством освобождения от тех правоограничений, которые устанавливаются для них в интересах коренного населения. В частности, со времени издания Манифеста 1 января 1807 г., воспрещающего иностранцам, не присягнувшим на вечное подданство, вступление в гильдии, — натурализация, то есть присяга на подданство, становится для иностранцев единственным средством приобретения в России торговых прав, присвоенных гильдейскому купечеству. Само правительство на вступление в подданство смотрит как на особую форму вступления в гильдии; в официальных законодательных актах «вечно подданные иностранцы» так и называются «иностранцами, присягнувшими вступать в гильдии».
Закон 27 мая 1807 г. устанавливал довольно сложный порядок принесения присяги. Согласно этому закону иностранцы, желавшие вступить в гильдии, если они находились в столице, должны были явиться в Министерство коммерции и подать объявление о желании вступить в вечное подданство. Министерство после изучения сведений о поведении и занятиях иностранцев представляло Сенату заключение о допущении их к присяге, которая приносилась в Губернском правлении. В других местностях упомянутые обязанности Министерства возлагались на губернаторов, которые были обязаны представить свои заключения Сенату. Таким образом, принятие в подданство законом 1807 г. ставилось под контроль Правительствующего Сената.
Законом от 6 февраля 1826 г. этот порядок был существенно упрощен. Отныне приведение к присяге всех иностранцев, желающих вступить в гильдии, мещанство или в цех, осуществлялось распоряжением Губернских правлений после получения у них необходимых сведений об их поведении. Причём привидение к присяге должно было осуществляться в присутствии представителя Губернских правлений. Впоследствии губернатору было предоставлено право разрешать иностранцам принятие присяги в полиции, в городской думе или ином ближайшем присутственном месте.
Предоставление права принятия в подданство иностранцев Губернским правлениям означало, что государство не считало необходимым осуществление централизованного руководства и надзора делом натурализации иностранцев. Практически каждый «неопороченный по суду» иностранец имел право на вступление в русское подданство.
Это объяснялось отчасти тем, что, рассматривая натурализацию как способ приобретения определённых, преимущественно служебных и торговых прав, законодательство вплоть до 1864 г. не считало натурализованного иностранца действительным подданным, таким же подданным, как подданный по рождению. В результате между подданством, приобретаемым натурализацией, и прирождённым подданством существовало коренное и принципиальное различие: натурализованный иностранец оставался иностранцем, хотя и привилегированным. Как таковой, он обладал правами, которых был лишён прирождённый подданный, и был лишён тех прав, которыми обладал подданный прирождённый.
Действительное уравнение натурализованных иностранцев в правах с прирождёнными подданными было осуществлено законом от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства».
Российское законодательство различало несколько разрядов подданных, пользующихся различными правами: природные подданные, инородцы и финляндские уроженцы. В свою очередь, природные подданные и финляндские уроженцы подразделялись на сословные группы.
Источник