Что значит принял обед

Значение слова «обет»

ОБЕ́Т, -а, м. Обещание, обязательство, принятое из религиозных побуждений. Монашеский 531 обет.Пидорка дала обет идти на богомолье. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала. || Высок. Торжественное обещание, обязательство. [Александра Михайловна] обязалась в своем сердце — исполнить обет свой до конца — быть мне матерью. Достоевский, Неточка Незванова. [Марина:] Ты знаешь сам, какой тяжелой цепью Взаимных клятв, обетов, вздохов нежных, Мы связаны с державным женихом. А. Островский, Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Обе́т (др.-рус. и ст.-слав. обѣтъ, чеш. оbt «жертва», словацк. оbet – то же. Из *оb- и *vetъ «изречение» (заве́т, приве́т), др.-рус. вѣтъ «договор, совет») — обязательство, добровольно налагаемое на себя человеком или общиной ради избавления от мора, болезней, неурожая, стихийных бедствий и т. п., а также предмет или жертвенное животное, приносимые по обещанию в церковь или иное почитаемое место. Неисполнение обета является тяжким грехом, поэтому решивших нести обет наставляют подходить к этому делу ответственно и рассудительно.

Также слово обет может использоваться в качестве синонима понятию «зарок» или «клятва».

1. Обещание (ивр. ‏neder‏‎ — обещание или что-то обещанное). Обет включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома.

Читайте также:  Избегнуть напасти что значит

2. Обет воздержания (ивр. ‏’esar‏‎ — зарок, отказ или воздержание от чего-либо). Включал в себя обещание воздержаться от чего-либо. Яркими библейскими примерами такого обета служат зарок от супружества и обет назорейства:

Обет так называемого назорейства. Этот обет включал в себя, среди прочего, полное воздержание от алкогольных напитков, воздержание от стрижки волос и от прикосновения к останкам умершего. Закон о назорействе подробно описан в библейской Книге Чисел (Чис. 6:1-21).

3. Обет заклятия (ивр. ‏herem‏‎ или араб. haram‎ — заклятое или проклятое). Это понятие описывает вещь или живое существо, или некое множество таких вещей, существ (включая людей), находящихся под проклятием или заклятием, к которому до снятия заклятия (или в течение определённого времени) под угрозой наказания или смерти никто не может прикасаться, кроме Бога. Харам как религиозный запрет на причинение вреда или на общение с человеком по какой-либо причине несколько раз упоминается в Коране.

— Библия, Ветхий Завет, Книга пророка Ездры, 10:7-8

Аналогичным образом, слово «обет» используется по отношению к неавраамическим религиям: например, обеты бодхисаттвы.

ОБЕ’Т, а, м. (книжн.). Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений. Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет. Лрмнтв. Я не давал обета безбрачия. А. Острвскй. || Зарок, обещание (устар.). Давши обет сохранять мир, нарушает его. Жквскй.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

обе́т

1. религ. обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений ◆ Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет. Лермонтов, «Мцыри», 1838–1839 г. ◆ Я не давал обета безбрачия. А. Н. Островский

2. устар. зарок, обещание ◆ Давши обет сохранять мир, нарушает его. Жуковский

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подгорный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Обеты в Священном Писании

Тол­ко­вый сло­варь даёт сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние слову «обет»: Обет – это обе­ща­ние, доб­ро­воль­ное обя­за­тель­ство что-нибудь сде­лать.

Обет, данный Богу, — это обе­ща­ние, данное Богу, что-то сде­лать для Него в ответ на Его милость, бла­го­склон­ность и бла­го­сло­ве­ния.

Первое упо­ми­на­ние об обете нахо­дится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: «И поло­жил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохра­нит меня в пути сем, в кото­рый я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире воз­вра­щусь в дом отца моего, и будет Гос­подь моим Богом, — то этот камень, кото­рый я поста­вил памят­ни­ком, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, дару­ешь мне, я дам Тебе деся­тую часть» ( Быт.28:20-22 ).

I. Биб­лей­ские при­меры обетов, данных Богу

  • Обет Иеффая: «И дал Иеффай обет Гос­поду и сказал: если Ты пре­дашь Аммо­ни­тян в руки мои, то по воз­вра­ще­нии моем с миром от Аммо­ни­тян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Гос­поду, и воз­несу сие на все­со­жже­ние» ( Суд.11:30-31 ).
  • Обет Анны: «И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же свя­щен­ник сидел тогда на седа­лище у входа в храм Гос­по­день. И была она в скорби души, и моли­лась Гос­поду, и горько пла­кала, и дала обет, говоря: Гос­поди Саваоф! если Ты при­зришь на скорбь рабы Твоей и вспом­нишь обо мне, и не забу­дешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя муже­ского пола, то я отдам его Гос­поду на все дни жизни его, и бритва не кос­нется головы его» ( 1Цар.1:9-11 ).
  • Обет Авес­са­лома: «По про­ше­ствии сорока лет цар­ство­ва­ния Давида, Авес­са­лом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, кото­рый я дал Гос­поду, в Хев­роне; ибо я, раб твой, живя в Гес­суре в Сирии, дал обет: если Гос­подь воз­вра­тит меня в Иеру­са­лим, то я при­несу жертву Гос­поду. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон» ( 2Цар.15:7-8 ).
  • Обет языч­ни­ков: «И устра­ши­лись эти люди Гос­пода вели­ким стра­хом, и при­несли Гос­поду жертву, и дали обеты» ( Ин.1:16 ).
  • Обет апо­стола Павла: «Павел, пробыв еще довольно дней, про­стился с бра­ти­ями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и При­с­килла, — остригши голову в Кен­хреях, по обету» ( Деян.18:1 .

II. Виды обетов

1. Обет обе­ща­ния («neder» — обе­ща­ние или что-то обе­щан­ное)

Вклю­чает в себя обе­ща­ния что-то сде­лать или пожерт­во­вать Богу в бла­го­дар­ность за Его ответ или бла­го­сло­ве­ния от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авес­са­лома.

2. Обет воз­дер­жа­ния («‘esar» — зарок, отказ или воз­дер­жа­ние от чего-либо). Такой обет вклю­чал в себя обе­ща­ние воз­дер­жаться от чего-либо, напри­мер, от супру­же­ства; также обет это обет назо­рей­ства:

  • Зарок от женитьбы или заму­же­ства: «…Если жен­щина даст обет Гос­поду и поло­жит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей…» ( Числ.30:4 ).
  • Обет назо­рей­ства. Этот обет вклю­чал в себя воз­дер­жа­ние от алко­голь­ных напит­ков, воз­дер­жа­ние от стрижки волос и от при­кос­но­ве­ния к остан­кам умер­шего. См. ( Числ.6:1-21 ).

Назо­ре­ями были Самсон ( Суд.13:3-7 ) и Самуил ( 1Цар.1:11 ). К назо­реям отно­сят и Иоанна Кре­сти­теля: «Ангел же сказал ему: не бойся, Заха­рия, ибо услы­шана молитва твоя, и жена твоя Ели­са­вета родит тебе сына, и наре­чешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и весе­лие, и многие о рож­де­нии его воз­ра­ду­ются, ибо он будет велик пред Гос­по­дом; не будет пить вина и сикера, и Духа Свя­того испол­нится еще от чрева матери своей» ( Лк.1:13-15 ).

III. Рас­по­ря­же­ния вет­хо­за­вет­ного Закона об обетах

1. Обя­за­тель­ное испол­не­ние обета

Давать обеты Богу в Вет­хо­за­вет­ные вре­мена не было обя­зан­но­стью чело­века по отно­ше­нию к Гос­поду: «… если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» ( Втор.23:22 ).

Однако испол­не­ние данных Богу обетов счи­та­лось свя­ты­ней и непре­лож­ной обя­зан­но­стью: «Если дашь обет Гос­поду Богу твоему, немед­ленно исполни его, ибо Гос­подь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблю­дай и испол­няй так, как обещал ты Гос­поду Богу твоему доб­ро­воль­ное при­но­ше­ние, о кото­ром сказал ты устами своими» ( Втор.23:21-23 ).

«Когда он увидел ее, разо­драл одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сра­зила меня; и ты в числе нару­ши­те­лей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Гос­по­дом и не могу отречься» ( Суд.11:35 ); «Когда даешь обет Богу, то не медли испол­нить его, потому что Он не бла­го­во­лит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обе­щать, нежели обе­щать и не испол­нить» ( Еккл.5:3-4 ).

Обет обла­дал силой клятвы и посему должен был быть обя­за­тельно испол­нен. Гос­подь запре­щает давать необ­ду­ман­ные клятвы или обеты: «Сеть для чело­века — поспешно давать обет, и после обета обду­мы­вать» ( Притч.20:25 ).

2. В каком случае обет мог быть анну­ли­ро­ван?

Обет мог быть анну­ли­ро­ван только в двух слу­чаях: Отец мог нало­жить вето на обет своей дочери, а муж мог нало­жить вето на обет жены. Если муж не отме­нил обета жены, но позже спо­соб­ство­вал тому, чтобы она нару­шила свой обет, то грех за нару­ше­ние обета ложился на него, а не на неё ( Чис.30:4-16 ).

3. Что могло быть обе­щано Богу во время про­из­не­се­ния обета?

Чело­век мог сде­лать частью своего обета людей (вклю­чая самого себя), живот­ных, землю и другое иму­ще­ство. Ничто святое (что по Закону счи­та­лось святым или свя­щен­ным) не имело право объ­яв­ляться частью обета: ничто пер­во­род­ное, деся­тина и так далее: «Только пер­вен­цев из скота, кото­рые по пер­вен­ству при­над­ле­жат Гос­поду, не должен никто посвя­щать: вол ли то, или мелкий скот, — Гос­подни они… И всякая деся­тина на земле из семян земли и из плодов дерева при­над­ле­жит Гос­поду: это свя­тыня Гос­подня» ( Лев.27:26,30 ).

Гос­подь объ­явил, к какому жерт­во­при­но­ше­нию, воз­не­сён­ному по обету, Он будет бла­го­во­лить, а к какой – нет: «И если кто при­но­сит мирную жертву Гос­поду, испол­няя обет, или по усер­дию, из круп­ного скота или из мел­кого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угод­ною Богу: ника­кого порока не должно быть на ней; живот­ного сле­пого, или повре­жден­ного, или урод­ли­вого, или боль­ного, или коро­сто­вого, или пар­ши­вого, таких не при­но­сите Гос­поду и в жертву не давайте их на жерт­вен­ник Гос­по­день; тельца и агнца с чле­нами, несо­раз­мерно длин­ными или корот­кими, в жертву усер­дия при­не­сти можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу; живот­ного, у кото­рого ятра раз­дав­лены, раз­биты, ото­рваны или выре­заны, не при­но­сите Гос­поду и в земле вашей не делайте сего; и из рук ино­зем­цев не при­но­сите всех тако­вых живот­ных в дар Богу вашему, потому что на них повре­жде­ние, порок на них: не при­об­ре­тут они вам бла­го­во­ле­ния» ( Лев.22:21-25 ).

4. Что можно было выку­пить?

В Ветхом Завете описан закон о выкупе того, что было посвя­щено Гос­поду по обету: Лев.27:1-25 . Многое из посвя­ща­е­мого могло быть выкуп­лено за опре­де­лён­ную плату, уста­нов­лен­ную свя­щен­ни­ком (за исклю­че­нием чистого живот­ного).

  • В случае, когда речь шла о земле или домах, сумма выкупа состав­ляла полную цену жертвы плюс ⅕ от цены жертвы. Цена недви­жи­мо­сти также опре­де­ля­лась исходя из того, сколько лет оста­ва­лось до Юби­лей­ного года ( Лев.27:15-18 ).
  • Живот­ное, кото­рое не отве­чало стан­дар­там жерт­во­при­но­ше­ния, могло быть выкуп­лено за свою цену плюс ⅕ цены: «Если же то будет какая-нибудь ско­тина нечи­стая, кото­рую не при­но­сят в жертву Гос­поду, то должно пред­ста­вить ско­тину свя­щен­нику, и свя­щен­ник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит свя­щен­ник, так и должно быть; если же кто хочет выку­пить ее, то пусть при­ба­вит пятую долю к оценке твоей» ( Лев.27:11-13 ).

IV. Обеты Богу и сего­дняш­ний день

Закон не обя­зы­вал людей давать обеты Богу. Однако, Свя­щен­ное Писа­ние при­зы­вает нас обра­щаться к Гос­поду в молитве за помо­щью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воз­да­вать Гос­поду обе­щан­ное обетом: «Делайте и воз­да­вайте обеты Гос­поду, Богу вашему; все, кото­рые вокруг Него, да при­не­сут дары Страш­ному» ( Пс.75:12 ).

Вопрос: Почему же псал­мо­пе­вец при­зы­вает давать обеты Богу?

Ответ:

  • Потому что Гос­подь хочет, чтобы мы испы­тали свою веру и силу молитвы и через это воз­росли духовно: «Помо­лишься Ему, и Он услы­шит тебя, и ты испол­нишь обеты твои» ( Иов.22:27 );
  • Чтобы мы испы­тали вер­ность Гос­пода и про­сла­вили Его за отве­чен­ные молитвы и ока­зан­ные нам бла­го­де­я­ния: «При­неси в жертву Богу хвалу и воздай Все­выш­нему обеты твои, и при­зови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты про­сла­вишь Меня» ( Пс.49:14-15 );
  • Чтобы мы засви­де­тель­ство­вали окру­жа­ю­щим о Боге, отве­ча­ю­щем на наши молитвы: «Войду в дом Твой со все­со­жже­ни­ями, воздам Тебе обеты мои, кото­рые про­из­несли уста мои и изрек язык мой в скорби моей. Все­со­жже­ния тучные воз­несу Тебе с вос­ку­ре­нием тука овнов, при­несу в жертву волов и козлов. При­дите, послу­шайте, все боя­щи­еся Бога, и я воз­вещу вам, что сотво­рил Он для души моей» ( Пс.65:13-16 ).

Пример обета, кото­рый в наши дни люди дают Гос­поду Богу — это кре­щаль­ные обеты. При­ни­мая кре­ще­ние, чело­век даёт Гос­поду обет жить и слу­жить Богу в доброй сове­сти. Вот как об этом ска­зано в 1Пет.3:21 «Так и нас ныне подоб­ное сему образу кре­ще­ние, не плот­ской нечи­стоты омытие, но обе­ща­ние Богу доброй сове­сти, спа­сает вос­кре­се­нием Иисуса Христа».

Источник

Что такое – обет, и в каких случаях его дают?

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Что такое – обет Богу? Можно ли брать на себя обет Богу? В каких случаях и как это делают? Какими бывают обеты? Как правильно дать обещание Богу? И что следует сделать прежде, чем дать обет Богу?

Отвечает протоиерей Сергий Николаев:

«Благочестивая практика обетов известна издавна. По большей части обеты дают в тяжелых обстоятельствах или в какой-то нужде. Обеты бывают разные. Мать Ивана Бунина, когда один из ее сыновей, брат знаменитого писателя, был арестован, дала обет не есть мяса, и во всю жизнь не ела его.

Наиболее частые обеты – сходить или, теперь, съездить к мощам какого-либо угодника, посетить монастырь. Дают обеты потрудиться, во славу Божию, в любимой обители или в приходском Храме, в больнице, доме престарелых. Обеты материальной помощи.

Так, один мой знакомый, человек болезненный, каждый раз, в опасной для жизни ситуации, обещает денежную помощь сразу нескольким Храмам, что впоследствии и исполняет. И не прав будет тот, кто увидит в таком обете простую торговую сделку: Ты мне – я Тебе. Знакомый тот и во дни здоровья и благополучия помогает Церкви, но в данном случае обет дается в знак того, что человек помнит, он не забыл, в Чьих руках находится его жизнь и смерть, блага и здоровье, и верит в благой Промысл Божий.

Как-то после службы обратились ко мне две женщины. Мужу одной из них предстояла сложная операция. Они уже заказали Молебен целителю Пантелеимону и хотели узнать, не могут ли они чем-то еще помочь больному – им очень хотелось что-то для него сделать. Вспомнили обычай давать обеты. «А какой обет вы нам посоветуете?» – спросили они. Было заметно, что в Церкви подруги – редкие гостьи, и пришли они только потому, что случилась беда. Впрочем, заметно было и то, что в эту минуту они были готовы на многое. Так часто бывает, в несчастии нам кажется – все бы отдал, зато после…

«В тревогу и мы к Богу, а по тревоге – забыли о Боге». Поэтому, обет надо давать по силам, чтобы потом не сокрушаться, что слишком много пообещали. Мое предложение было: поклоны, молитва. Но вопрошавшие желали большего. Что ж: «Хорошо бы каждое воскресенье быть в Храме на богослужении, да боюсь, вам это будет не под силу». Женщины переглянулись, в одну секунду мысленно прикинули свои возможности и уверенно сказали: «Нам подходит, мы будем по воскресеньям приходить в Церковь».

Признаюсь, что с большим недоверием отнесся к их обещанию. И напрасно. На много лет сделались они нашими постоянными прихожанками, а потом и благодетельницами. Специалисты в своей профессии, подруги оказали значительную помощь приходу в строительно-ремонтных работах. Жили они в другом районе Подмосковья, и позже стали ходить в Храм поближе к дому. Что сделаешь, дорожные пробки и вечная нехватка времени…

Обещания дают не только в тяжелых обстоятельствах. Иногда, напротив — как способ выразить благодарность Господу за Его постоянные благодеяния. Трудится у нас на приходе одна женщина, человек она пожилой и здоровья отнюдь не крепкого, но то и дело от нее слышишь: «Батюшка, благословите новые аналойники сшить», или «Благословите ребяткам (алтарникам) стихари постирать». «Да помоложе-то никого не нашлось, что ли, — спросишь, — или у тебя других дел нет?» А она свое: «Вы уж благословите, а то я обреклась», — то есть пообещала Богу. И постоянно она обрекается, то новые занавеси сделать, то старые обновить, то одно, то другое. Только и слышишь: «Благословите, я уж обреклась». Это у нее вроде, как дополнительная линия связи с Господом — добровольно обрекать себя на благочестивые дела.

Вспоминается случай обета из своей биографии. Когда-то давным-давно были у меня две антикварные вещицы. Дорогие и красивые, но слишком крупные для нашей «двушки». И был приятель, который мог их пристроить. Ему-то и отдал я свои раритеты, в надежде получить немалые деньги и освободить некоторую нужную для жизни, площадь.

Шло время, а покупатель все не находился. Звонить и торопить приятеля я стеснялся. Ну, думаю, если продадутся, то четверть суммы отдам в Церковь.

Время шло. Ожидание уже не было таким острым. Отдам половину — решил я. Когда минуло еще несколько месяцев, и место антиквариата уже прочно заняли более необходимые в домашнем хозяйстве, предметы. Я мысленно пообещал, что все, что получу за «антики», — пожертвую в восстанавливающийся монастырь. На следующий день мне позвонили — сделка состоялась.

Быстро попасть в определенный монастырь я не мог, и деньги лежали у меня дома. Однажды, в воскресенье, мне потребовалась некая сумма, но мои средства находились на сберегательной книжке, а касса в выходной не работала.

Не долго думая, я взял часть из обещанных на монастырь денег, решив, что в понедельник получу из кассы и верну то, что позаимствовал. Ночью мне приснился сон. Словно еду я в метро, рядом со мной приятель, тот, что помог мне избавиться от ненужных вещей.

Вдруг входят двое, как тогда говорили, «в штатском». Подходят к моему приятелю и говорят: «Вы арестованы», да еще надевают на него наручники. Ситуация показалась мне настолько кинематографичной и нелепой, что я громко рассмеялся. При этом двое «в штатском» оглянулись на меня и один из них сказал: «А что Вы смеетесь, вы тоже преступник. Вы взяли чужие деньги».

Слова эти, как гром среди ясного неба, поразили меня, и я тут же проснулся. Сразу вспомнил о монастырских деньгах. Ощущение преступления, вины, греха было настолько сильным, что я никак не мог успокоиться, и поехал в Церковь, чтобы поговорить с каким-нибудь священником.

Батюшка выслушал мою историю и сказал: «Вы действительно совершили ошибку. Вы ведь эти деньги обещали на Божию Церковь, значит, они уже были не Ваши. Вы же их взяли. А вдруг бы с Вами что-то случилось: автокатастрофа или неожиданная смертельная болезнь, и Вы не смогли бы их восполнить. Тогда бы Вы предстали перед Богом как человек, укравший церковные деньги. Надо в таких случаях быть более щепетильным».

В отношении обетов Господу особенно уместна поговорка: «Не давши слова — крепись, а давши — держись». О том же говорит Премудрый: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5,3-5).

И еще. Прежде чем брать на себя обет, лучше посоветоваться со священником и получить благословение».

Источник

Оцените статью