Что значит принципы внешней политики

Конституционные и международные принципы внешней политики Российской Федерации

Остапенко О.Ю., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Российской правовой академии Министерства юстиции РФ (Калужский филиал), аспирантка кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы.

Анализ положений Конституции РФ позволяет выявить исходные нормативно-руководящие начала, определяющие общую направленность правового регулирования внешней политики российского государства, представляющие собой конституционные принципы осуществления внешней политики государства. Внешняя политика российского государства осуществляется на основе принципов конституционной и международно-правовой законности (ст. 15 Конституции РФ).

Конституция РФ в ч. 3 статьи 4 закрепляет принцип целостности и неприкосновенности государственной территории, который отражает смысл и содержание принципа целостности и неприкосновенности территории государств международного права: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ»; «территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны» .

См.: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года // Международная жизнь. 1970. N 12.

Принцип территориальной целостности является определяющим для существования России как федерации: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности» (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), следовательно, ни один субъект Федерации не имеет права выхода из ее состава (сецессии) или на изменение статуса субъекта Федерации без согласия Российской Федерации. «Включение в Конституцию России положений о целостности Российской Федерации и неприкосновенности ее территории означает, что не могут быть признанными конституционными действия, направленные на расчленение России или выход из ее состава каких-либо территорий» .

Читайте также:  Телеграмм показывает был недавно что это значит

См.: Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999. С. 86. В отечественной юридической науке вопросы территориальной целостности российского государства неоднократно являлись предметом рассмотрения в работах ученых. См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 48; Авакьян С.А. Государственная целостность // Конституционное право. Энциклопедический словарь // Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 143; Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000; Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права, 2002. N 10.

Конституционный принцип целостности и неприкосновенности территории является также одним из основных элементов национальной безопасности государства, а его защита и обеспечение — одна из важнейших государственных функций. Утвержденная российским Президентом Концепция национальной безопасности Российской Федерации в качестве одной из основных задач в этой области предусматривает обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим средствам. Однако для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории, Россия должна постоянно поддерживать достаточный уровень обороноспособности .

См.: Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 года N 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170.

Конституционный принцип территориальной целостности Российской Федерации необходимо рассматривать как одну из гарантий реализации прав и свобод, законных интересов российских граждан. Обязанность государства соблюдать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ) предусматривает активную деятельность российского государства по созданию всех необходимых условий для их реализации; государственную целостность необходимо рассматривать как «важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одну из гарантий их конституционных прав и свобод» .

См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года N 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30.11.1994 N 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики», Указа Президента РФ от 09.12.1994 N 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства РФ от 09.12.1994 N 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента РФ от 02.11.1993 N 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3424.

«Конституционная цель сохранения целостности российского государства согласуется с общепризнанными нормами международного права в вопросе о праве народа на самоопределение . С позиций Конституции РФ конституционный принцип самоопределения народов (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ) означает, что «он может быть реализован только в пределах России. Предлог «в» имеет в тексте данной статьи особое значение. Он указывает, что этносы России могут выбирать любые формы самоопределения, изменять их, но это должно осуществляться в пределах Федерации, не нарушая ее целостности» .

Содержание данного принципа раскрывается в ч. 2 ст. 1 Устава Организации Объединенных Наций и Статуте Международного суда: Офиц. изд. / ООН. Нью-Йорк, 1982; в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года // Международная жизнь. 1970. N 12.
См.: Там же.
См.: Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 318.

В Уставе ООН международное сотрудничество в защиту прав и свобод человека провозглашается в качестве одной из целей, способствующих поддержанию мира и безопасности на Земле. Государства — участники международного сообщества, опираясь на принципы равенства и соблюдения государственного суверенитета, признали необходимость уважать, предоставлять (стандарт) и защищать права и свободы человека Земли, независимо от того, в каком государстве данный индивид проживает .

См.: Челышева Г.С. Всеобщая декларация прав человека (к 55-летию принятия Декларации 10 декабря 1948 года) // Остапенко О.Ю., Челышева Г.С. Принципы международного права как основа межгосударственных форм сотрудничества Российской Федерации. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2003. С. 98 — 101.

Российская Федерация в полной мере выполняет взятые на себя международные обязательства в области защиты прав человека и гражданина. Глава II Конституции России «Права и свободы человека и гражданина» в значительной степени представляет собой имплементацию международно-правовых норм в российское конституционное законодательство. Так, статья 19 Конституции Российской Федерации о равенстве перед законом и судом содержит дословные положения, закрепленные в статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах ; статья 23 Конституции России текстуально соответствует статье 17 того же Пакта о правах человека; статья 32 Конституции России содержит положения статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах и так далее, то есть вся вторая глава Конституции России сформулирована на основе положений международных пактов о правах человека.

См.: Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

Анализ статей главы II Конституции Российской Федерации, их содержание и взаимодействие с нормами международного права позволяет сделать вывод, что принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека, гражданина является конституционным принципом как внутренней, так и внешней политики российского государства.

Положения ч. 1, 2 статьи 8, статьи 34 Конституции РФ свидетельствуют о заинтересованности российского государства во внешнеэкономическом и иных видах сотрудничества с другими государствами, свидетельствуют, что данное направление деятельности во внешней политике государства носит прогрессивный, поступательный характер. Следовательно, принцип сотрудничества с другими государствами также является одним из конституционных принципов внешней политики российского государства.

Российская Федерация выступает за точное соблюдение международно-правовых договорных и обычных норм, неизменно подтверждая свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda).

Признание Российской Федерацией принципа добросовестного исполнения международных обязательств на конституционном уровне имеет большое значение для интеграции России в международное сообщество, способствует формированию институтов правового государства и гражданского общества, значительно расширяет возможности защиты прав и свобод человека и гражданина в стране. В Конституции РФ данный принцип закреплен в форме признания международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15); в связи с признанием и гарантированием прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 17); с предоставлением политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 1 ст. 63); с гарантированием прав коренных народов (ст. 69). Следовательно, добросовестное исполнение международных обязательств Российской Федерацией также следует рассматривать как конституционный принцип внешней политики российского государства.

Внешняя политика российского государства неразрывно связана с целями и задачами внутренней политики и направлена на защиту и сохранение демократических основ конституционного строя Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, единство внутренней и внешней политики есть конституционный принцип осуществления внешнеполитической деятельности российского государства.

Итак, «Конституция Российской Федерации, подтверждая приверженность упрочнению международной законности, закрепляет правовые основы взаимодействия России с мировым сообществом» . Сущность внешнеполитической деятельности российского государства должна быть выражена в виде основных нормативных принципов, связанных с основополагающими идеями самой Конституции и отражающих характер проводимой в государстве внешней политики. Разработанные в соответствии с действующей правовой базой концептуальные (не носящие нормативного характера) основы внешней политики Российской Федерации, определяющие цели и приоритеты государства , положительно оценены отечественной юридической наукой . Вместе с тем в период становления и развития России как правового демократического государства в целях повышения эффективности проводимой российским государством внешней политики существует необходимость четкого нормативного определения основ внешней политики государства путем систематизации и конкретизации основных направлений и конституционных принципов внешней политики российского государства, закрепления основ взаимосвязи внутренней и внешней политики государства.

См.: Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. М., 1998. С. 66.
См.: Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 11.07.2000. N 133.
См.: Конституционно-правовой механизм внешней политики: Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений; РОСПЭН, 2004. С. 8.

Источник

Семь принципов внешней политики

Внешняя политика – позор современной России

№ 18(104) от 07.05.2008 [«Аргументы Недели », Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации, д.э.н. ]

ДИПЛОМАТЫ говорят, как Россия должна реагировать на чужие внеш­ние воздействия. Похоже, они не подозревают о возможности самостоятельных действий. Например, заявляется, что на Балканах Россия ориентируется на Сербию. При этом на саму Россию у нас никто ориентироваться и не пробовал. Единственное достижение последних лет – нормализация отношений с Молдавией. Хорошо, что не с Вануату, но все же мало.

Между тем наше положение исключительно благоприятно. В кармане России – более 500 млрд. долл. международных резервов и почти 5,5 трлн. руб. неиспользуемых остатков бюджета. Нам помогают замешательство США, бюрократический ступор Евросоюза и глобальные проблемы энергетики.

В такой ситуации активная политика, опирающаяся на четкий анализ, кардинально улучшит положение России. Наши ключевые задачи: энергетическое сотрудничество с Китаем (если мы не будем продавать ему нефть, он возьмет ее вместе с территорией), экономическая экспансия в СНГ (оно еще ориентировано на Россию) и сотрудничество с США по вопросам безопасности. Ведь после бомбежек Югославии в 1999 г. международного права больше нет, и спастись от бандита можно, лишь крепко обняв его.

Цель внешней политики – обеспечение благоприятных условий и создание ресурсов для модернизации.

Для облегчения выработки конкретных мер и приоритетов надо следовать семи принципам внешней политики.

Прежде всего она должна максимизировать выгоды для общества в целом. Пример – газ: «Газпром», похоже, стал кошельком одной из группировок правящей бюрократии, а кошельком не бурят. Результат – стагнация добычи газа при росте экспортных обязательств, до смерти перепугавшая Евросоюз. И сокращение добычи природного газа в 2007 г. на 1,5% не улучшило его состояния.

А нервничают европейцы зря: символ «сувенирной демократии» реализует вполне сталин­ский подход. Сталин экспортировал зерно, несмотря на голод, что просто не помещалось в головах европейских интеллектуалов, считавших экспорт зерна доказательством сытости СССР.

А. Кудрин уже сделал заявления, из которых следует, что проб­лему дефицита инфраструктуры государство намерено решать своим путем. А именно – ограничением доступа к ней при помощи повышения тарифов.

Проблема потенциальной нехватки газа решается аналогично – ограничением доступа к дефицитному газу путем повышения цен на него. До заведомо непосильного внутреннему потребителю уровня.

Почему-то никто не ответил украинцам и белорусам, что россияне – такие же жертвы удорожания энергоносителей, что и они. А политика повышения тарифов для сокращения потребления теми, кто платит меньше, направлена против всех нас.

Результат этой политики – потеря постсоветского пространства. Потому что проявленная неадекватность пугает не только ее жертв, но и зрителей.

Второй принцип внешней политики – разумный эгоизм. Пора отказаться от химеры ответственности перед кем бы то ни было, кроме собственных граждан. Тогда станут невозможными поступки типа постыдного списания долгов развивающихся стран, в том числе вполне платежеспособных.

Пора понять: сочувствия и жалости заслуживает прежде всего наш народ. Российское государство несет ответственность исключительно перед ним, но не перед другими народами.

Следует отказаться от выполнения невыгодных обязательств всегда, когда это возможно, – например, в силу коррупционного характера заключения соответ­ствующих договоров. Примером может, вероятно, служить проект «Сахалин-2».

Должен быть установлен абсолютный приоритет национальных законов перед международными, означающий закрепление естественного доминирования интересов России над интересами ее стратегических конкурентов. Это условие суверенитета де-юре действует в США и де-факто – в ЕС (неявно, так как общеевропейское законодательство формально международное).

Третьим принципом внешней политики России должен стать конструктивный реваншизм. Последние 20 лет наша страна отказывалась от своего влияния в мире, подрывая ресурс­ную базу своего развития. Модернизация требует расширения сферы влияния – хотя бы потому, что российский рынок неприемлемо узок для ряда российских же производств. Без выхода на внешние рынки не могут сущест­вовать целые отрасли – например, гражданское авиастроение и производство оборудования для атомных электростанций. А контроль за внешними рынками высокотехнологичных товаров требует политического влияния даже ценой временного осложнения отношений с Западом.

Надо создать в каждой из значимых для нас стран разветвленную инфраструктуру политического влияния по американскому образцу. А при возможности – контроль российского бизнеса за хозяйственной инфраструктурой значимых для нас стран и ключевыми отраслями их экономик.

Четвертый принцип внешней политики – балансирование интересов. Мы не можем противостоять ни одной из глобальных экспансий – финансово-экономической Запада, идейно-религиозной ислама и этнической Китая. Потому Россия должна поддерживать такое равновесие между ними, при котором эти экспансии будут двигателями ее развития. А сама она не будет зависеть ни от одного из их источников или, в крайнем случае, будет зависеть от них одинаково.

Поскольку главной экспансией остается американская, Россия должна не мешать США истощать самих себя. Напротив, затягивать их в непосильную для них сегодня роль «глобального полицейского». В этом отношении нам нужен президент Маккейн. Сталкивая США с Китаем и исламским миром, Россия сама должна выскальзывать из любых форм противостояния.

Надо подталкивать Китай к выходу на глобальный политический уровень. В частности, к отказу от поддержки доллара, что постепенно восстановит биполярную систему, причем США в ней будут играть роль СССР. А Россия сможет с выгодой возглавить Движение неприсоединения.

В рамках и по мере выполнения первых четырех принципов внешняя политика должна обеспечивать добрососедство, снижая расходы на оборону и высвобождая ресурсы для развития. Это наш пятый принцип.

А шестойразнообразие: внеш­няя политика должна учитывать интересы самых разных субъектов глобальной политики не только государств, но и глобального бизнеса и сетевых структур.

Наши соотечественники, проживающие в ряде стран и территорий мира, уже создают потенциал непрямого влияния России на Кипре, в Израиле, Черногории, ряде регионов Германии, Великобритании, Испании и даже США.

Наконец, седьмым принципом внешней политики должно стать знание. Из непризнанных государств надо выделять Приднестровье – единственное, конфликт вокруг которого уже не является этническим, что создает возможность его урегулирования.

А говоря о Прибалтике, надо знать, что Красную армию из-за неадекватности местных диктатур там встречали цветами. Да, впоследствии общественное мнение было обработано; да, советская власть не оправдала ожиданий народов Прибалтики; да, потом были репрессии и неприятие СССР. Но вот «оккупации» как таковой не было. И повторять эту антироссийскую, а часто и прямо фашистскую пропаганду российским дипломатам позорно.

Вы согласны, чтобы Россия заняла место Китая 60-х годов прошлого века – лидера Движения неприсоединения к военным блокам?
Спросили мы граждан России

Дмитрий Орешкин, независимый политолог, Москва:
– Я просто не представляю, как это может быть в наши дни. Когда-то Движение неприсоединения считалось своего рода «прокладкой» между Западом и СССР. А между кем и кем «прокладываться» сегодня? По существу, серьезных военных блоков сейчас нет. НАТО – структура слишком рыхлая и обширная. Да и по сути это блок не чисто военный, а – военно-ПОЛИТИЧЕСКИЙ, где второе слово – главное. Политика союзников по блоку направлена на защиту ценностей европейского сообщества. Россия к этим ценностям обязательно присоединится – но не через НАТО.

Анна, 47 лет, домохозяйка, Киров:
– Думаете, она сможет его занять? Нынешняя политика России зачастую похожа на вялотекущую шизофрению с сезонными обострениями, а не на грамотно продуманные дейст­вия. Такое ощущение, что уровень классности нашей дипломатии постоянно снижается.

Сергей Нудов, 52 года, технолог, Пермь:
– Если при этом она, как Китай шестидесятых, будет иметь сильную армию – то да. Ведь с мощным войском действительно можно ни к кому не присоединяться. Наоборот – обязательно найдутся те, кто захочет «пристыковаться» к тебе!

Олег Ню, 46 лет, топограф, Омск:
– Это невозможно ни технически, ни логически. Нельзя сравнивать Китай 60-х и сегодняшнюю Россию. Наша страна исторически обладает огромными ресурсами. В том числе – могучим военным потенциалом, которого у Китая тогда не было. А вообще, для государств тоже действуют законы физики – в частности, тяготения к большей массе!

Борис Клюев, 56 лет, продавец, Курган:
– Говорить о каком-то лидерстве России смешно. Единст­венное, в чем мы лидеры, – это расхищение национальных богатств.

Источник

Оцените статью