Основные принципы теории познания
1. Принцип объективности
Названный принцип утверждает: объект познания существуют вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. В получаемые результаты познания человек не должен вносить нечто от себя, от своей субъективности (выдавать желаемое за действительность, подгонять результаты эксперимента таким образом, чтобы они соответствовали принятой теории, произвольно достраивать в мысли недостающие звенья и связи изучаемого целого и т. д.).
2. Принцип познаваемости
Если, согласно принципу объективности, реальность нужно познать такой, какова она есть, то принцип познаваемости утверждает, что реальность можно познать такой, какова она есть. Идея познаваемости мира является весьма общей, приемлемой для большинства философов и философских школ, в том числе и для многих идеалистов.
3. Принцип определяющей роли практики в процессе познания
Принцип практики утверждает, что практика является основой, конечной целью познания и критерием его истинности. Практика является основой познания в том смысле, что она дает материалы познанию, определяет характер его средств и, тем самым, уровень и особенности отражения действительности.
4. Принцип интервальности в познании
Принцип интервальности включает в себя три постулата — онтологический, гносеологический и методологический. Рассмотрим каждый из них.
1) Структура мира интервальна. Это проявляется в многомерности, многоуровневой познаваемой реальности.
2)Ни один субъект познания не является абсолютным наблюдателем, обладающим особыми возможностями доступа к истине; любой субъект познания всегда занимает лишь относительную по своей природе «познавательную позицию», например, ту или иную систему отсчета.
3) Любая познавательная позиция определяет лишь возможность получения истины; эта возможность превращается в действительность, когда с помощью определенного метода достигается «интервальная состыковка» субъекта и объекта познания.
Формы чувственного и рационального познания.
Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Чувственное знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что это такое. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
1. Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, — его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый).
2. Восприятиедает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере — чувственно-конкретный образ стола.
3. Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие.
Рациональное познание – это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания, так как закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только мышлением.Формы рационального познания (мышления) – понятие, суждение и умозаключение.
1. Понятие – такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Понятия выявляют не только содержание предметов, но также их свойства и отношения между ними. Образование новых понятий – свидетельство того, что познание сопровождает человечество на всех его этапах. Особенно это заметно в связи с возникновением новых понятий в сфере науки.
2. Суждение – это такая форма мысли, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Объективной основой суждения являются связи и отношения, которые существуют между предметами. Эти связи могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов и т. п. Посредством суждения раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами.
3. Умозаключение— содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия). Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо явления. Умозаключение широко используется в повседневном и научном познании.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3081 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.
Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.
Познание — это.
Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.
Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.
Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.
Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:
- субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. Например, вы читаете эту статью, чтобы узнать, что представляет собой познание. В данном случае вы являетесь субъектом познавательной деятельности;
- объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;
- мотивы – простым языком это то, зачем мы что-то делаем (см. что такое мотивация). В данном контексте различают практические и теоретические мотивы.
- Первые сподвигают овладевать знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания (прочитать статью и пополнить закрома своих знаний);
- цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле;
- результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано. Например, если ребенок будет играть со стеклянным предметом и разобьет его, в ту же минуту он узнает, что стекло очень хрупкое и обращаться с ним нужно бережно, хотя изначально такой цели не было.
Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.
Формы познания — чувственное и рациональное
Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.
Рассмотрим их в отдельности более конкретно:
- Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.
Познание через чувства включает в себя:
- ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
- восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);
- представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
- понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
- суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
- умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.
В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.
Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.
Виды познания (научное, творчество, самопознание)
Принято различать 7 видов познания:
- Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.
В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.
Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.
Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.
» alt=»»>
Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.
Мифологическое – этокогда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.
Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
Методы познания
Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:
- Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:
- анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
- синтез – это метод прямо противоположный анализу, заключающийся в объединении разных частей в целостность на основе их общности (определенный набор личностных характеристик представляет собой конкретный психотип человека);
- классификация – объединение объектов по определенным критериям (если у вас есть грудь, то вы женщина);
- познание через обобщение – то же объединение, но по главным параметрам (мужчины и женщины – люди);
- конкретизация – сосредоточение на важных элементах целого;
- абстрагирование – изучение одного элемента, не обращая внимания на остальные;
- аналогия (как это?) – выявление в объекте познания элементов, схожих с элементами других систем (мне, как и большинству людей, приятно получать подарки);
- дедукция – это движение от частного к общему, итогом которого становится вывод, сделанный из целой цепочки умозаключений (я слышу запах борща на лестничной клетке, он идет из моей квартиры, значит, мама варит борщ);
- идеализация – присвоение объекту несуществующих частей для более глубоко понимания;
- моделирование – это создание и исследование чего-либо, существующего в природе;
- формализация – отображение предмета посредством существующих символов: цифр, букв, формул и так далее (запись придуманного рассказа).
- анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
- Эмпирические методы (или формы) познания изучают объект опытным путем, а именно:
- через наблюдение – получение информации без прямого контактирования с объектом. Например, вы можете посадить семя какого-нибудь растения и просто наблюдать за тем, как оно растет. Также зоологи изучают диких представителей животного мира;
- эксперимент предполагает некие действия субъекта в специально созданных для объекта условиях. Пример: вы знаете, что некое фруктовое дерево в естественной среде за всю свою жизнь плодоносит энное количество раз. А что если дать ему больше солнца? А если меньше? Или изменить количество потребляемой им влаги? Что изменится в жизнедеятельности дерева? Другим примером могут служить лабораторные крысы: ученые варьируя условия среды, получают все новые и новые данные о грызунах;
- измерение – анализ объективных данных (рост, длина, ширина, продолжительность и т.д.);
- сравнение – соотнесение данных двух и более предметов или явлений.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.
Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.
Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!
Источник