Статья 38.2 БК РФ. Принцип единства кассы (действующая редакция)
Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений в бюджет на единый счет бюджета и осуществление всех перечислений из бюджета с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Комментарий к ст. 38.2 БК РФ
Комментируемая статья раскрывает суть принципа единства кассы.
Данная статья, устанавливая принцип единства кассы, предусматривает зачисление всех кассовых поступлений на единый счет бюджета. При этом счет бюджета характеризуется не только кассовыми поступлениями в бюджет, но и кассовыми выплатами из бюджета (см. также Определение ВАС РФ от 02.07.2009 N ВАС-8200/09).
Следовательно, средства, учтенные на едином счете бюджета, являются бюджетными.
На это указано в письме Минфина России от 20.09.2011 N 02-03-09/4192.
Кроме того, данный принцип означает, что расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации невозможно детализировать в разрезе средств, полученных от различных видов доходов, представленных в статье 41 БК РФ.
Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 13.03.2012 N 02-07-10/800.
В целях обеспечения принципа единства кассы в соответствии с БК РФ в письме Минфина России N 02-03-10/47013, Казначейства России N 42-7.4-05/5.3-564 от 19.09.2014 высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено:
1) предусмотреть в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации осуществление представительствами операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации на лицевых счетах получателей бюджетных средств, лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытых в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов Российской Федерации;
2) обеспечить открытие соответствующих лицевых счетов представительствам:
— в органе Федерального казначейства в случае осуществления кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) с открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса субъекта Российской Федерации в органе Федерального казначейства или с одновременным открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса и лицевого счета финансовому органу;
— в финансовом органе в случае осуществления органом Федерального казначейства кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу. При этом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации также может быть заключено соглашение о передаче отдельных функций органу Федерального казначейства по открытию и ведению соответствующих лицевых счетов в органе Федерального казначейства.
Источник
Статья 38.2 БК РФ. Принцип единства кассы
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Комментарии к ст. 38.2 БК РФ
Тринадцатым и последним принципом бюджетной системы Российской Федерации является принцип единства кассы. Этот принцип отнесен к принципам бюджетной системы Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», который дополнил Бюджетный кодекс Российской Федерации ст. 38.2.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы был предусмотрен и в ранее действовавшем законодательстве. Более того, упоминание принципа единства кассы в официальных документах встречается во времена Александра II. В период монархической России единство кассы обеспечивалось казначейством как подразделением Министерства финансов . Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. «О бюджетных правах Союза ССР и входящих в его состав союзных республик» было установлено, что исполнение единого государственного бюджета Союза ССР осуществляется на основе единства кассы Союза ССР.
Лушин С.И. О «единстве кассы» (историческая справка) // Финансы. 2003. N 3. С. 65 — 67.
Ранее нормы, предусматривающие принцип единства кассы, также содержались в Бюджетном кодексе Российской Федерации, однако этот принцип не был включен в перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, а содержался в главе, регулирующей исполнение бюджетов. Принцип единства кассы был ранее расположен в главе, посвященной исполнению бюджета, в связи с тем, что применяется именно на этой стадии бюджетного процесса, но с точки зрения законотворческой техники введение принципа единства кассы в перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации является более логичным, поскольку это соответствует структуре действующего законодательства и облегчает его применение.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Сущность принципа единства кассы заключается в том, что все бюджетные средства стекаются в одну «кассу», которой является единый счет бюджета, и из него же расходуются. Принцип единства кассы можно также назвать принципом единого счета бюджета. После вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации среди практиков и ученых велась дискуссия по поводу понимания и внедрения на практике принципа единства кассы. Были сформулированы разные подходы в понимании данного принципа. Сторонники первого подхода считают, что единство кассы можно рассматривать не как один единственный счет бюджета, а как совокупность счетов, один из которых является основным, а другие второстепенными. Сторонники второго, более жесткого, подхода к пониманию принципа единства кассы рассматривают его только как один счет бюджета и считают, что данный принцип вводит запрет на открытие других счетов бюджета, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время правоприменительная практика складывается так, что все доходы бюджета зачисляются на единый счет бюджета и с него же производятся расходы бюджета, что подтверждает судебная практика .
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.03.2007 по делу N А26-3412/2006; Постановление ФАС Поволжского округа от 10.05.2005 N А12-33438/04-С40.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечает значимость организации работы по проведению и учету на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации операций по кассовым поступлениям в бюджет субъекта Российской Федерации и кассовым выплатам из него, а также надлежащего правового регулирования в данной сфере деятельности с учетом конституционных принципов единства экономического пространства и разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены два исключения из принципа единства кассы. Исключение составляют:
— операции по исполнению бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
— операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» было уточнено понятие принципа единства кассы, в том числе расширены пределы исключений из принципа единства кассы. Если раньше исключением являлись только операции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то теперь это операции по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также были добавлены операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит широкий перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, которые подробно урегулированы в ст. 28 — 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Принципы бюджетной системы Российской Федерации являются нормами-принципами, широко применяются на практике и представляют собой правила поведения, обязательные для исполнения субъектами бюджетных правоотношений.
Все указанные принципы являются основополагающими прикладными принципами бюджетной системы Российской Федерации и базируются на основных конституционных принципах, таких, как федеративное устройство Российской Федерации, основанное на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Принципы бюджетной системы Российской Федерации находятся в системной взаимосвязи друг с другом, зачастую один принцип вытекает из другого.
Источник
Статья 38.2 БК РФ. Принцип единства кассы
Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений в бюджет на единый счет бюджета и осуществление всех перечислений из бюджета с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Комментарии к ст. 38.2 БК РФ
Комментируемая статья раскрывает суть принципа единства кассы.
Данная статья, устанавливая принцип единства кассы, предусматривает зачисление всех кассовых поступлений на единый счет бюджета. При этом счет бюджета характеризуется не только кассовыми поступлениями в бюджет, но и кассовыми выплатами из бюджета (см. также Определение ВАС РФ от 02.07.2009 N ВАС-8200/09).
Следовательно, средства, учтенные на едином счете бюджета, являются бюджетными.
На это указано в письме Минфина России от 20.09.2011 N 02-03-09/4192.
Кроме того, данный принцип означает, что расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации невозможно детализировать в разрезе средств, полученных от различных видов доходов, представленных в статье 41 БК РФ.
Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 13.03.2012 N 02-07-10/800.
В целях обеспечения принципа единства кассы в соответствии с БК РФ в письме Минфина России N 02-03-10/47013, Казначейства России N 42-7.4-05/5.3-564 от 19.09.2014 высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено:
1) предусмотреть в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации осуществление представительствами операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации на лицевых счетах получателей бюджетных средств, лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытых в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов Российской Федерации;
2) обеспечить открытие соответствующих лицевых счетов представительствам:
— в органе Федерального казначейства в случае осуществления кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) с открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса субъекта Российской Федерации в органе Федерального казначейства или с одновременным открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса и лицевого счета финансовому органу;
— в финансовом органе в случае осуществления органом Федерального казначейства кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу. При этом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации также может быть заключено соглашение о передаче отдельных функций органу Федерального казначейства по открытию и ведению соответствующих лицевых счетов в органе Федерального казначейства.
Источник
Что значит принцип единства кассы
В стратегии развития России задачи, связанные с повышением финансовой грамотности населения, включены в перечень приоритетных направлений деятельности. Повышение финансовой грамотности населения, обеспечение прозрачности бюджетных процессов названы среди основных направлений реализации инвестиционного ресурса нашей страны. В этой связи специалисты управления финансирования и казначейского исполнения бюджета департамента разъяснили понятие принципа единства кассы в разрезе казначейского исполнения бюджета.
Принцип единства кассы является специальным принципом для стадии исполнения бюджета бюджетного процесса. В то же время единство кассы тесно связано с таким принципом построения бюджетной системы, как принцип единства бюджетной системы. Можно сказать, что через единство кассы, в числе прочего, реализуется единство бюджетной системы.
Согласно принципу единства кассы, кассовое исполнение бюджета должно быть сосредоточено в одном центральном органе. При этом учреждения не вправе задерживать у себя бюджетные средства и производить из них какие-либо расходы. Они обязаны перечислять их в тот кассовый орган, который исполняет данный бюджет.
Роль принципа единства кассы в российском законодательстве была установлена в 2000 г. ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с которой принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.
При этом в соответствии со ст. 243 БК РФ запрещается совершение операций со средствами федерального бюджета, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства, которые согласно ст. 244 БК РФ могут быть открыты только в Банке России. Статьей 155 БК РФ также установлено, что счета бюджетов обслуживает Банк России.
На территории Белгородской области кассовое обслуживание исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы (т.е. областного бюджета, муниципального и городского бюджета, бюджета поселений) осуществляется Управлением Федерального Казначейства по Белгородской области, что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы.
Преимущества принципа единства кассы:
— Наличие у департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области (как структурного подразделения правительства) единого лицевого счёта на балансовом счете УФК по Белгородской области, что дает возможность получение актуальной (ежедневной) информации об остатке на едином счёте областного бюджета;
— ежедневная информация о движении средств по счетам бюджета, достоверное знание о сумме доходов бюджета, поступивших в любой период, и, о сумме поступивших доходов в нижестоящие бюджеты;
— возможность у Департамента финансов (исполнительный орган власти) исключить кассовые разрывы при исполнении бюджета;
— полная прозрачность в отношении финансовых потоков, возникающих при исполнении бюджета;
— возможность снижения рисков размещения средств на банковских счетах и получения прибыли в результате инвестирования на финансовых рынках значительного объема денежных средств, представляющих собой постоянно существующий остаток на едином счете.
Сегодня принцип единства кассы трансформировался в принцип единого счета. При этом не имеет значения, сколько лицевых счетов открыто для исполнения бюджета. Фактически у бюджета может быть несколько счетов, один из которых будет основным, а остальные – техническими (транзитными), не имеющими переходящего остатка. Единый счет может пониматься как система (совокупность) лицевых счетов.
Источник