- Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
- Что такое сравнение
- Способы создания сравнений на примерах
- Сравнительные предлоги
- Существительные в творительном падеже
- Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- Слова «похожий» и подобный»
- Примеры развернутых сравнений
- Примеры устойчивых сравнений
- Комментарии и отзывы (2)
- Что такое сравнение в литературе, его виды и примеры употребления
- Что такое сравнение в литературе?
- Видео
- Способы создания сравнений на примерах
- Сравнительные предлоги
- Существительные в творительном падеже
- Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- Слова «похожий» и подобный»
- Зачем нужны сравнения в литературе
- Примеры сравнений из художественной литературы
- Сравнение
- Примеры из литературы:
- Способы образования сравнения
- Какие существуют виды сравнения?
- Развёрнутое сравнение
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.
Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.
Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.
Что такое сравнение
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.
В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.
Еще один пример из литературы (поэзии):
Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).
Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений:
- с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
- с помощью существительных в творительном падеже;
- с помощью прилагательного или наречия в сравнительной форме;
- с помощью слов «похожий» и «подобный».
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
- Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
- На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
- Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
- И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
- Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)
Существительные в творительном падеже
- Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
- Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
- Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
- Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
- Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
- Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
- СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)
Слова «похожий» и подобный»
- Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья. (Песков)
- На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)
Примеры развернутых сравнений
Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».
Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.
Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.
Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…
Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.
Примеры устойчивых сравнений
А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:
- Глаза как бездонное озеро;
- Красный как рак;
- Сладкий как мед;
- Как слон в посудной лавке;
- Застыл как памятник;
- Завертелся волчком/вертеться как белка в колесе;
- Бежать как на пожар;
- Смотрит как баран на новые ворота.
И еще немного примеров:
Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?
Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)
Источник
Что такое сравнение в литературе, его виды и примеры употребления
Что такое сравнение в литературе?
Сравнение используется как в стихотворениях, так и в прозаических произведениях, с целью противопоставить один предмет другому. В художественной литературе зачастую распространены развернутые сравнения, распространяющиеся на целые фрагменты текста. Например: “Он нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря”.
Рис. 1. Краткое определение литературного термина сравнение
В любом сравнении есть объект сравнения и средство сравнения. Объект сравнения – предмет, который сравнивают. Средство сравнения – предмет с которым сравнивают. Например в следующем отрывке слово “анчар” является объектом сравнения, а “грозный часовой” – средством сравнения.
Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин)
Видео
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений:
- с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
- с помощью существительных в творительном падеже;
- с помощью прилагательного или наречия в сравнительной форме;
- с помощью слов «похожий» и «подобный».
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
- Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
- На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
- Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
- И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
- Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)
Существительные в творительном падеже
- Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
- Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
- Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
- Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
- Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
- Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
- СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)
Слова «похожий» и подобный»
- Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья. (Песков)
- На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)
Зачем нужны сравнения в литературе
Разобравшись с вопросом, что такое сравнение в литературе, необходимо понять: а нужны ли они? Для этого следует провести небольшое исследование.
Вот художественный текст, в котором используются сравнения: «Тёмный лес стоял, словно после пожара. Луна пряталась за тучками, как стеснительная девушка укрывает лицо чёрным платком. Ветер будто уснул в кустах».
А вот тот же текст, в котором убрали все сравнения. «Тёмный лес стоял. Луна пряталась за тучками. Ветер». В принципе, сам смысл передан в тексте. Но насколько образнее представлена картина ночного леса в первом варианте, чем во втором!
Примеры сравнений из художественной литературы
С помощью сравнения в литературе писатель раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем у классика русской литературы А.С. Пушкина:
Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье . Но, как вино , печаль минувших дней В моей душе чем старше, тем сильней.
Сравнения широко применяются в описании природы:
Внизу, как зеркало стальное , Синеют озера струи, И с камней, блещущих на зное, В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)
Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастерски построил стихотворение «Голос в телефоне» на сравнении, чтобы ярко и образно создать настроение этого произведения, более полно донести до читателя свою поэтическую мысль.
Раньше был он звонкий, точно птица , Как родник , струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье , Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши.
Яркие, выразительные сравнения придают художественной речи особую поэтичность.
Однако некоторые сравнения в результате частого употребления приобрели определённую устойчивость и воспроизводимость, то есть превратились во фразеологизмы:
Узнаем, чем сравнение отличается от метафоры.
Источник
Сравнение
Сравнение (в литературе) — это сопоставление двух предметов/явлений, зачастую с помощью союзов («как», «будто», других сравнительных союзов); это стилистический приём, троп, т.е. сравнение считается лексическим средством выразительности.
Примеры:
- как жираф высокий;
- белый как снег;
- чёрный, будто уголь из костра.
Примеры из литературы:
«И, погнувшись, изба,
Как старушка стоит».
«Что ты спишь, мужичок?», А. В. Кольцов
«В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, —
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй».
«В весенний день мальчишка злой…», Ф. К. Сологуб
«И легкокрылы, длинноноги,
и невесомы, словно дух,
бесстрашные, как полубоги,
и тонкие, как певчий слух«.
«Молитва», Т. Ю. Кибиров
Способы образования сравнения
Сравнение в русском языке образуется:
- путём использования сравнительных союзов (как, словно, точно); например: она была стройная, словно тростинка;
- при помощи «похожий» или «подобный»; например: он был похож на летнее солнышко;
- используя сравнительную степень прилагательного или наречия; например: глаза зеленее моря;
- путём творительного падежа; например: ходить гоголем.
Какие существуют виды сравнения?
Некоторые лингвисты выделяют два вида сравнений (прямое / косвенное). Однако возможно это не так, существует несколько различных мнений.
Прямое сравнение (либо «с союзами«) образовывается при помощи сравнительных союзов (например: как, словно, будто). Например:
- застыл как статуя;
- «Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной». (А. Я. Яшин)
Косвенное сравнение (либо «без союзов«) — образование при помощи творительного падежа. Например: улепётывал зайцем.
Развёрнутое сравнение
Развёрнутое сравнение — автор указывает на несколько общих признаков, и сравнивая, он развивает свою мысль в целые предложения. Таким образом создаётся и передаётся более яркий образ.
«Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает
И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает –
Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом,
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом.
О Небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле –
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы – и погас!»
«Как над горячею золой. «. Ф. И. Тютчев
Источник