Что значит прикидываться шлангом

Содержание
  1. Шлангом прикинуться
  2. Смотреть что такое «Шлангом прикинуться» в других словарях:
  3. Значение словосочетания «прикинуться шлангом»
  4. прикинуться шлангом
  5. Делаем Карту слов лучше вместе
  6. Ассоциации к слову «шланг&raquo
  7. Синонимы к словосочетанию «прикинуться шлангом&raquo
  8. Предложения со словосочетанием «прикинуться шлангом&raquo
  9. Сочетаемость слова «прикидываться&raquo
  10. Сочетаемость слова «шланг&raquo
  11. Афоризмы русских писателей со словом «прикидываться&raquo
  12. Отправить комментарий
  13. Дополнительно
  14. Предложения со словосочетанием «прикинуться шлангом&raquo
  15. Прикидываться шлангом, или Тактика «дурака»
  16. Появление выражения и его толкование
  17. Как две капли воды
  18. В заключение
  19. прикинуться шлангом
  20. Смотреть что такое «прикинуться шлангом» в других словарях:
  21. Прикинуться шлангом
  22. Содержание
  23. Примеры [ править ]
  24. Фольклор [ править ]
  25. Театр [ править ]
  26. Литература [ править ]
  27. Русскоязычная [ править ]
  28. На других языках [ править ]
  29. Кино [ править ]
  30. Отечественные фильмы [ править ]
  31. Совместное производство [ править ]
  32. Зарубежные фильмы [ править ]
  33. Телесериалы [ править ]
  34. Отечественные сериалы [ править ]
  35. Зарубежные сериалы [ править ]
  36. Мультсериалы [ править ]

Шлангом прикинуться

Жгучий глагол: Словарь народной фразеологии. — Зеленый век . В. Кузмич . 2000 .

Смотреть что такое «Шлангом прикинуться» в других словарях:

прикинуться шлангом — шлангануть Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

прикинуться — ПРИКИДЫВАТЬСЯ, аюсь, аешься; несов. (сов. ПРИКИНУТЬСЯ, нусь, нешься).(или прикидываться ветошью, прикидываться шлангом, прикидываться пиджаком (вельветовым), прикидываться декорацией, прикидываться урной, прикидываться столбом фонарным,… … Словарь русского арго

Прикинуться шлангом — притвориться непонимающим, простачком … Живая речь. Словарь разговорных выражений

прикинуться шлангом — притвориться непонимающим … Воровской жаргон

прикинуться шлангом — Притвориться не понимающим чего л., не знающим о чём л … Словарь многих выражений

ПРИКИНУТЬСЯ // ВАЛЕНКОМ / ВЕТОШЬЮ / ПИДЖАКОМ / ШЛАНГОМ — присл. Притвориться простачком, непонимающим … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

Прикидываться/ прикинуться [гофрированным] шлангом — Жарг. мол. Шутл. Принимать безучастный вид, притворяться не понимающим чего л., невиновным или слабым. СМЖ, 94; Митрофанов, Никитина, 252; Вахитов 2003, 146; Максимов, 94, 340 … Большой словарь русских поговорок

Читайте также:  С носа зеленые сопли что это значит

шлангануть — прикинуться шлангом Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ШЛАНГ — Гофрированный (пробитый) шланг. Жарг. мол. Неодобр. Бездельник, лентяй. СМЖ, 97; Максимов, 94, 345. Ходячий шланг. Жарг. мол. Шутл. ирон. О пьяном человеке. Максимов, 462. Шланги горят у кого. Прост. О жажде при похмельном синдроме. БТС, 1501;… … Большой словарь русских поговорок

прикидываться — ПРИКИДЫВАТЬСЯ, аюсь, аешься; несов. (сов. ПРИКИНУТЬСЯ, нусь, нешься).(или прикидываться ветошью, прикидываться шлангом, прикидываться пиджаком (вельветовым), прикидываться декорацией, прикидываться урной, прикидываться столбом фонарным,… … Словарь русского арго

Источник

Значение словосочетания «прикинуться шлангом»

прикинуться шлангом

1. разг. притвориться простаком, непонимающим ◆ А он и в самом деле готов был прикинуться шлангом. Так, мол, и так, шёл мимо, дай-ка загляну… Владимир Колычев, «Команда. Генералы песчаных карьеров», 2004 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: каноэ — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «шланг&raquo

Синонимы к словосочетанию «прикинуться шлангом&raquo

Предложения со словосочетанием «прикинуться шлангом&raquo

  • Оттого я решила прикинуться шлангом и не отсвечивать.

Сочетаемость слова «прикидываться&raquo

Сочетаемость слова «шланг&raquo

Афоризмы русских писателей со словом «прикидываться&raquo

  • Обыкновенные лицемеры /смотрят/ прикидываются голубями, а политические и литературные — орлами. Но не смущайтесь их орлиным видом. Это не орлы, а крысы или собаки.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словосочетанием «прикинуться шлангом&raquo

Оттого я решила прикинуться шлангом и не отсвечивать.

Внутри всё похолодело, а мне до одури захотелось прикинуться шлангом, мол, ничего особенного, я давно тут лежу, проходите мимо. Но мой план не сработал.

Быть честным хотя бы перед самим собой. Ведь если для окружающих прикинуться шлангом можно, то самого себя обмануть нельзя, хотя иногда очень хочется.

Источник

Прикидываться шлангом, или Тактика «дурака»

«Не прикидывайся шлангом!» В молодежной среде довольно часто можно услышать подобную фразу. Задумывались ли вы, откуда это выражение? Использование в речи молодежного жаргона заставляет обратить на себя внимание и невольно вызывает улыбку. Итак, давайте подробно рассмотрим, что же значит выражение «прикидываться шлангом».

Появление выражения и его толкование

Именно в таком виде выражение можно встретить в анекдотах. Кто его придумал, доподлинно не известно. Народ — вот все, что можно сказать наверняка. Есть старый анекдот, который считается «основоположником» фразы. Речь в нем идет о хитрой змее, которая во избежание личных неудобств прикинулась шлангом. Хотелось бы упомянуть еще один анекдот, персонаж которого будет фигурировать в нашей статье. Обиженная Царевна-лягушка говорит: «Ты, Иван, как целоваться — так царевич, а как жениться — так дурачок!» С большой долей юмора мы подошли к главному вопросу этого материала — откуда выражение «прикинуться шлангом» появилось в нашей жизни.

Итак, это определенная психологическая тактика, к которой прибегают многие персонажи литературы, сказок, да и что там говорить – реальные люди тоже. Каждый из нас хотя бы раз примерял на себя эту роль. При этом (персонаж, человек) хочет показать себя безвредным дурачком, всячески скрывая свои истинные интеллектуальные способности. Самый яркий сказочный персонаж – это Иван-царевич, он же Иванушка-дурачок. Не менее харизматичен персонаж принца Гамлета. Как вариант, на сегодняшний день можно выделить такие образы реальных людей, как приезжий провинциал, смешной иностранец-турист и не менее популярный безработный богач.

Второй вопрос, который напрашивается сам собой: почему именно шланг? Понять применение такого «термина» несложно. Шланг представляет собой некий канал с полостью внутри, то есть другими словами – он пуст. Да, задача его состоит в пропускании сквозь себя чего-то, но как следствие – что бы ни проходило в нем, ничего надолго не задержится. Вот такое вот тонкое примечание!

Как две капли воды

Есть несколько устойчивых фразеологических оборотов, смысл которых родственен выражению «прикинуться шлангом». Итак, «моя хата с краю» и «не наш колокол, хоть об угол его». В разговорной речи эти выражения могут значить следующее: «это меня не касается, это не мое дело».

Пусть и не в такой форме, наше выражение использовали в речи еще при Петре I: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».

В заключение

В заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что люди, использующие тактику «шланга», то есть «умного дурачка» встречаются довольно часто. Другой вопрос, почему и зачем они это делают? Причин может быть несколько: чтобы проверить знания, скажем, подчиненного или в качестве защиты слишком ранимой личности, а порой причиной становится банальное равнодушие. Прикидываться шлангом люди будут всегда, нравится это миру или нет, но благодаря такой способности многие решают свои проблемы, не прибегая к прямолинейным действиям, которые, как известно, далеко не всегда являются уместными и эффективными. А правильно ли это? У каждого свой ответ.

Источник

прикинуться шлангом

Воровской жаргон . 2014 .

Смотреть что такое «прикинуться шлангом» в других словарях:

прикинуться шлангом — шлангануть Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Прикинуться шлангом — притвориться непонимающим, простачком … Живая речь. Словарь разговорных выражений

прикинуться шлангом — Притвориться не понимающим чего л., не знающим о чём л … Словарь многих выражений

прикинуться — ПРИКИДЫВАТЬСЯ, аюсь, аешься; несов. (сов. ПРИКИНУТЬСЯ, нусь, нешься).(или прикидываться ветошью, прикидываться шлангом, прикидываться пиджаком (вельветовым), прикидываться декорацией, прикидываться урной, прикидываться столбом фонарным,… … Словарь русского арго

Шлангом прикинуться — Притвориться непонимающим, не имеющим отношения к происходящему … Словарь народной фразеологии

ПРИКИНУТЬСЯ // ВАЛЕНКОМ / ВЕТОШЬЮ / ПИДЖАКОМ / ШЛАНГОМ — присл. Притвориться простачком, непонимающим … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

Прикидываться/ прикинуться [гофрированным] шлангом — Жарг. мол. Шутл. Принимать безучастный вид, притворяться не понимающим чего л., невиновным или слабым. СМЖ, 94; Митрофанов, Никитина, 252; Вахитов 2003, 146; Максимов, 94, 340 … Большой словарь русских поговорок

шлангануть — прикинуться шлангом Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

шланг — а; м. (нем. Schlange) см. тж. шланговый Гибкая труба из водонепроницаемой ткани, резины и т.п. для подачи, отвода и т.п. жидкостей, газов. Резиновый, пластмассовый шланг. Длинный толстый шланг. Пожарный шланг. Шланг для поливки огорода … Словарь многих выражений

ШЛАНГ — Гофрированный (пробитый) шланг. Жарг. мол. Неодобр. Бездельник, лентяй. СМЖ, 97; Максимов, 94, 345. Ходячий шланг. Жарг. мол. Шутл. ирон. О пьяном человеке. Максимов, 462. Шланги горят у кого. Прост. О жажде при похмельном синдроме. БТС, 1501;… … Большой словарь русских поговорок

Источник

Прикинуться шлангом

TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Obfuscating Stupidity. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« …никого не трогаю, починяю примус. »
— Кот Бегемот в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
« Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство. »
— Приписывается Петру I
« Сидят две блондинки — обсуждают проблемы квантовой физики… Вдруг одна из них прерывает беседу:
— Глянь — мужики идут! Давай скорее о тряпках!
»
— Анекдот

Прикинуться шлангом (также включить идиота или сыграть дурочку) — психологическая тактика, к которой прибегают персонажи, желающие скрыть свой интеллект, показаться безвредными придурками. Как вариант — можно прикинуться невежественным крестьянином, туристом или смешным иностранцем. Любимая тактика трикстеров. Иван-дурак [1] , скорее всего, применяет этот приём постоянно — если только на самом деле не является гениальным придурком. Также очень любят включать идиота пожилые мастера боевых искусств и богатые безработные дураки.

Метод старше, чем грязь: Библия повествует, что когда Давид (будучи ещё не царем Израиля, но уже весьма известной личностью) попал в плен к филистимлянам, он закосил под шизика и был отпущен на свободу [2] . Консул Луций Юний Брут (эпичный тираноборец, которому его отдалённый потомок неудачно пытался подражать, поучаствовав в убийстве Цезаря), принц Гамлет и великий учёный (и по совместительству тайный исмаилит) Насир ад-Дин Туси использовали этот метод во весь рост — причем столь успешно, что первые двое получили соответствующие ники (brutus = «тупица», Amloði = «дурак, болван, бедняга»; настоящее имя Гамлета — Ательстан), а последний стал персонажем многочисленных анекдотов (Ходжа Насреддин).

Первоисточник — анекдот о двух психах, задумавших побег из дурдома. Один говорит: «Мне-то хорошо, я автомобиль, на меня не обратят внимания. А ты-то как же, ты же удав?» — «Ничего, в крайнем случае прикинусь шлангом» [3] .

Родственный троп — Крутой в дурацком колпаке. Разница в том, что прикинувшийся шлангом не обязательно крут, но своё состояние изображает сознательно; а крутой в дурацком колпаке — не обязательно умён, а если и умён, то может вести себя так неосознанно, потому что привык. Другой родственный троп — Прикинуться сумасшедшим. Противотроп — Комическая псевдоучёность.

Содержание

Примеры [ править ]

Фольклор [ править ]

« Дура, не дура, а червонец в день имею. »
— Мартышка из анекдота
«

Два математика в ресторане поспорили, насколько хорошо знают математику большинство людей. Один (пессимист) утверждал, что большинство её вообще не знает, а другой (оптимист) — что хоть и немного, но знают. Когда пессимист отошёл в туалет, оптимист подозвал симпатичную официантку-блондинку и говорит: — Когда мой коллега вернётся, я задам вам вопрос. Суть не важна. Всё, что вы должны сделать — это сказать «Треть икс куб». — Как-как? Третий скуп? — переспрашивает официантка? — Да нет, Треть Икс Куб, Понятно? — А-а! Третик скуп? — повторяет официантка. — Да, да. Это все о чем я вас прошу. Официантка уходит твердя про себя, как заклинание, фразу «Третик скуп». Тут возвращается пессимист. Оптимист говорит — давай спросим у нашей официантки, чему равен какой-нибудь простенький интеграл. Пессимист со смехом соглашается, оптимист вызывает официантку и спрашивает: — Извините, вы не помните чему равен интеграл от х в квадрате по dх? — Треть икс куб… — отвечает официантка. Пессимист сильно удивлён, оптимист весело смеётся. Официантка отходит на несколько шагов, и, обернувшись через плечо, с улыбкой добавляет: — Плюс константа. Немая сцена.

»
— Официантка знатно прикололась над двумя учёными
  • Ходжа Насреддин так дерзко отвечает Тимуру, что странно, как вообще избегает смертной казни. А удаётся ему это благодаря умению прикинуться шлангом — в случае чего «что с дурака взять».
  • Анекдот про ученика Мойшу-дурачка, который каждый раз из двух предложенных ему монеток выбирал меньшую по номиналу (якобы потому, что она больше по размеру). А то, если выбирать большую, то перестанут предлагать!
  • Готэмские умники: по легенде, король Иоанн Безземельный намеревался проезжать через деревню Готэм, а местным жителям вовсе не хотелось нести издержки в связи с визитом короля. Поэтому они стали заниматься идиотской работой — топили угря в луже, а ещё, взявшись за руки друг друга, сделали из себя живой забор вокруг кукушки, занимались и другими абсурдными делами… Король не захотел ехать в деревню дураков.
    • Подобная немецкая легенда о шильдбюргерах: в старину это были люди великого ума, но из-за того, что князья и вельможи из неблизких земель требовали их к себе на службу, их родина пришла в упадок. Тогда они решили спасаться от своего великого ума глупостью. Один старец предупредил, что некоторые, вздумав разыграть из себя дураков, становились всамделишными глупцами, но шильдбюргерам-то это, по его словам, не грозило. Но ещё как грозило.
  • Русская сказка «Свинья-сестра». Мужичок пришёл к помещице и сказал, что у неё есть свинья пестра — его жене сестра. А так как сын мужика женится, сваху надо взять, а кого, если не свояченицу? А её поросята пусть едут в свадебном поезде. Помещица взяла и нарядила свинью в шубу, посадила её в запряженную повозку вместе с поросятами: сейчас над этим болваном посмеюсь-то! Да только дураком был вовсе не крестьянин: помещица, ты серьёзно ожидала, что он вернёт лошадей, свиней, повозку и шубу?
  • Знаменитая байка про Будённого: когда за Буденным «пришли», он залез на чердак, обстрелял чекистов из заначенного пулемета и позвонил Сталину «контрреволюция наступает, сдерживаю силы противника!» — тот его успокоил и велел главе НКВД «оставить старого дурака в покое». Правда, пулемет пришлось сдать — да Буденный новый притащил «на всякий случай».
    • Ему еще приписывается фраза, сказанная в годы репрессий: «Меня это не касается, нынче берут только умных». По другой версии, он так успокаивал друга и соратника генерала комкора Городовикова: «Нас не заберут…»

Театр [ править ]

  • А. В. Сухово-Кобылин, «Свадьба Кречинского» — слуга-бандит Фёдор вообразил, что за всеми тремя (считая господина Кречинского, их главаря) скоро придёт полиция. Он издевательски и агрессивно сообщает Расплюеву наедине, что на предстоящем следствии намерен отыгрывать сабж: «Нет уж, Иван Антоныч, позвольте! Вы в евто дело меня не вводите. Я лакей, с меня спросу нет. Я сапоги чищу, комнаты мету, я ничего не знаю».
  • А. С. Грибоедов, «Горе от ума» — полковник Скалозуб. Под влиянием сугубо штатских Гоголя и Герцена в литературоведении стало принято считать, что это такая деконструкция, и Скалозуб — пустоголовый бахвалистый солдафон. А вот для современников Грибоедова, которые с армией были знакомы не понаслышке, он действительно настоящий полковник, герой наполеоновских и кавказских войн, толсто троллящий гражданских в духе «если вы такие умные, что ж вы строем не ходите?».
    • «…Павел Андреевич тут же реконструировал для меня боевую биографию Скалозуба — государев человек Грибоедов-то, оказывается, прописал ее со множеством точных и понятных военному деталей. Что в словах „Засели мы в траншею“, применительно к 3 августа в Силезскую кампанию 1813-го, нет решительно ничего уморительного, и Георгий второй степени, что „на шею“, за такое — в самый раз; что все полки, где тот служил — по их номерам — егерские: это про „созвездие маневров и мазурки“; что как раз Сорок пятым егерским Ермолов в ту пору имел обыкновение затыкать все дыры в кавказских Линиях, и оттого сентенция „Довольно счастлив я в товарищах моих…“ — это привычный могильный цинизм фронтовика, а вовсе не откровения простодушного карьериста; ну, и так далее. Итак, перед нами — „метящий в генералы“ тридцатипятилетний примерно полковник специальных войск, добывший серебряное шитье на эполеты не где-нибудь, а на Кавказе: сделать столь стремительную карьеру можно лишь там, где, по вышеозначенным причинам, „вакансии как раз открыты“… „А теперь возьмите пьесу, Григорий Алексеевич, — предлагает мне ротмистр, — и просто перечитайте все реплики полковника, подряд, твердо исходя из того, что с мозговыми извилинами в той голове — точно лучше, чем в среднем по больнице“… И ведь — действительно так! Все эти „пожар способствовал ей много к украшенью“ и „фельдфебеля в Вольтеры“ — это же откровенное, в глаза, зубоскальство-скалозубство над тем столичным бомондом — и сановным, и фрондерствующим. И кстати — он ведь там, по факту, сумел заткнуть саму княгиню Марью Алексевну. Вот такое любопытное вышло у нас литературоведенье от разведслужбы…» [К. Еськов, «Америkа (reload game)»]
      • По поводу 3-го августа. В комментариях к «Горю от ума» и школьных учебниках литературы эту дату обычно связывают с приездом Александра I в Прагу на переговоры, домысливая, что по этому случаю была раздача наград [4] . Почему, ведь это совсем не вяжется с «засели мы в траншею»? А потому что в большинстве популярной и справочной исторической литературы указано, что в этот период еще продолжалось перемирие, а значит, боевых действий быть не должно. Но если порыться в серьезных тематических источниках… Оба полка, в которых служил Скалозуб (а мы не знаем точно, когда он перевелся в другой полк), в интересующее нас время участвовали в Заграничном походе и находились под командованием Ланжерона. 1-го августа 1813 г. по Юлианскому календарю французские фуражиры появились в нейтральной полосе между французскими частями и Силезской армией (эта полоса, в отличие от мест расположения Силезской армии, еще не была разорена войной, и французские фуражировки в ней могли в концу перемирия обречь объединенные русско-прусские войска на двухдневный переход с пустым желудком), 2-го августа по приказу Блюхера корпуса Ланжерона, Йорка и Сакена выдвигаются им навстречу с целью оттеснить неприятеля, и только 5-го августа французы покидают нейтральную полосу [5] . В переводе с книжного на человеческий это означает 3-4 дня боев.
    • Персонаж Еськова немного путает: взбесить Скалозуб сумел не Марью Алексевну, а Хлёстову, а Георгия «на шею» (не путать с «солдатским Георгием»!) получить в 1813-м он не мог — его давали лицам в звании не ниже полковника. За 3 августа 1813 он получил «Анну на шею» (2-й степени) — а значит, до этого он уже успел получить «Анну» 3-й степени (а ее давали только за личную храбрость) и дослужиться до штабс-капитана (т. к. лицам меньшего звания «Анну на шею» опять-таки не давали) — и это при том, что боевой путь Скалозуб начал лишь в 1812-м (служит он с 1809, но 30-й егерский полк в шведской (1808—09) и турецкой (1806—12) кампаниях не участвовал).
    • В егеря, где служит Скалозуб, выбирались люди «самаго лучшаго, проворнаго и здороваго состояния» и как правило — отличные стрелки, а офицеров для егерей велено было назначать «таких, которые отличаются особою расторопностью» и «искусным военным примечанием различностей всяких военных ситуаций и полезных, по состоянию положений военных, на них построений». Однако в егеря набирали почти исключительно малорослых, а Скалозуб, как следует из слов Хлёстовой — саженного, «гренадерского» роста. Что из этого следует? В начале царствования императора Александра I егерские полки были усилены двумя гренадерскими ротами (по одной на действующий батальон). Гренадеры, опять же — отборные части, предназначенные для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях. Были вооружены ручными гранатами («гренадами») и огнестрельным оружием. Учитывая небольшую дальность полёта гренады, от военнослужащего требовался максимум сил, мужества, изворотливости, бесстрашия и сноровки, чтобы подобраться к противнику на нужное расстояние. Окружающие считают, что карьеру он сделал быстро (за 13 лет дослужился до полковника: действие пьесы происходит не позже 1822) — но сам Скалозуб недоволен, что его «за полком 2 года поводили» (т. е. звание полковника дали, а должность командира полка — нет). На слова Фамусова: «Вы повели себя исправно: Давно полковники, а служите недавно», — он отвечает: «Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты: То старших выключат иных (читай: комиссуют в связи с тяжелыми ранениями), Другие, смотришь, перебиты». А кто-нибудь задумывался, что это чёрный юмор/горькая ирония и толстый намёк на то, что быстрая карьера Скалозуба связана с постоянным риском самому в любой момент пополнить ряды «выключенных» по инвалидности или перебитых! А вот кстати — кем перебитых? Егеря — это лёгкая пехота, предназначенная для действий в лесистой и горной местности (не в последнюю очередь — контрпартизанских), а 45-й егерский полк, где служил Скалозуб, после наполеоновских войн несколько лет находился во Франции в в составе оккупационных войск, а в 1819-м был переведен на Кавказ и в годы написания пьесы (1822—24) располагался в Абхазии и регулярно участвовал в экспедициях против горцев. Фраза Чацкого «Созвездие маневров и мазурки!» прозрачно намекает, что «звезд» на груди у Скалозуба немало (даже 3 звезды — это еще не созвездие!).
      • Впрочем, слова «гренадерский рост» в отношении Скалозуба вполне могли быть и насмешкой
    • Кстати: если бы продвижение Скалозуба по службе зависело от «открытых вакансий», он рос бы в должности быстрее, чем в звании:

Порядочки, те, что теперь у нас, насмешили б и обезьян:
Лейтенант принимает роту, возглавляет полк капитан,
Рядовой командует взводом… Да, по службе легко расти,
Если служишь там, где вакансий ежедневно до десяти.
(Р.Киплинг, «Холерный лагерь»)
А Скалозуб, наоборот, получил звание полковника на 2 года раньше, чем должность командира полка — т. е. повысили его, очевидно, досрочно — за какую-то удачную войсковую операцию!

  • Наверняка ведь у него был реальный прототип, поскольку номер полка никак не может быть случайным — Грибоедов начал писать свою пьесу в Тифлисе в бытность секретарем по дипломатической части при генерале Ермолове — а значит, с большинством офицеров 45-го егерского наверняка был знаком лично.
  • Что интересно, щеголять знанием французского Скалозуб не считает нужным, хотя за 3 года службы во Франции наверняка его выучил неплохо. Его фраза «И офицеров вам начтём, Что даже говорят, иные, по-французски» напоминает притворное самоуничижение А. Разумовского, заявлявшего, что по-немецки «трохи мерекает» (будучи известным полиглотом).
    • Он дворянин, выросший при Екатерине. Т.е. французский язык он должен был знать с младенчества как родной.
  • Из числа необузданных догадок: а не задуман ли Скалозуб Грибоедовым именно как антитеза Чацкому? Чацкого объявляют сумасшедшим из-за того, что он всех достал своей язвительностью — но ведь если вдуматься, Скалозуб-то не менее язвителен! Но Чацкий умён и всячески демонстрирует это — а Скалозуб явно тоже очень умён, но умело прикидывается шлангом, так что его едкая насмешка над той же Хлёстовой сходит ему с рук; показательно при этом, что Скалозуб — чуть ли не единственный из персонажей, кто не опустился до лживых сплетен относительно Чацкого!
  • Пушкин, выражая предположение, что Молчалина надо было изобразить более подлым и трусливым, добавил: «штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен», тем самым показав, что уж храбрецом-то он Скалозуба точно считал, в отличие от тех более поздних критиков, которые стали рассматривать его как карьериста, не особо отличившегося на поле боя.
  • Не факт. Как трус, Молчалин должен был бы противопоставляться Чацкому, который не боится говорить правду и наживать врагов. А как штатский — Скалозубу, как военному.
  • Кстати, Чацкий тоже имеет военный опыт. Московское ополчение 1812 года, в тексте есть прямая отсылка.
  • А. И. Гельман, «Мы, нижеподписавшиеся» — Геннадий Михайлович Семёнов. Тщательно изображает из себя весёлого раздолбая-пьяницу с нулевыми деловыми качествами и слабостью к прекрасному полу, которого и в комиссию по приёмке завода взяли просто «за компанию». В финале оказывается, что именно он является Главным Гадом пьесы, недюжинно умным и манипулятивным мерзавцем.
    • В экранизации Олег Янковский сыграл его просто божественно и выжал педаль в пол — чего стоит только одна сцена с разрезанием лимона (выглядеть как можно придурковатее!).

Литература [ править ]

Русскоязычная [ править ]

  • В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — поскольку время революционное, прикидываться приходится многим.
    • Бачей-старший, когда в их дилижанс запрыгивает беглый матрос с «Потёмкина», ведет себя так, словно ничего не произошло, и только когда показывается город, деланно-равнодушным, но громким голосом говорит об этом, давая знак беглецу высаживаться.
    • Старик Черноиваненко, укрывший того же матроса в своей хибарке, перед подозрительными штатскими, якобы проверяющими лицензии на рыбную ловлю, прикидывается выжившим из ума.
    • Гаврик Черноиваненко, когда его в тире пытается расспрашивать агент охранки, корчит глупую рожу, лепечет как малыш и грузит сыщика кучей выдуманных подробностей о якобы подобравшей матроса шаланде.
    • Петя, помогая Гаврику разносить патроны для боевиков, проходит через блок-посты благодаря своей гимназической форме и ранцу, притворяясь спешащим к мамочке заблудившимся ребёнком.
    • Его брат Павлик в обращении с домашними склонен изображать паиньку, хлопать глазами и по-детски коверкать слова, хотя проказлив не меньше старшего.
  • В. Богомолов, «В августе сорок четвёртого» — Таманцев на задержании Павловского прикидывается простоватым патрульным (ну какое нафиг «Предъявите документы» с расстояния в сотню метров?) с «Вальтером»-пукалкой, чтобы внушить противнику ложное чувство превосходства (то, что в другой руке у него «шмайссер», противнику знать не обязательно). Ещё он любит изображать контуженного — чтобы отделаться от въедливого офицера комендатуры или напугать захваченного в плен радиста . Алёхин в свой Коронный момент выжимает педаль в пол — прикидывается шлангом с тремя классами и двумя коридорами образования настолько качественно, что одурачивает не только подозреваемых (при этом успев выявить их как агентов и установить личность главаря, перебрав в голове полсотни словесных портретов), но и помощника коменданта, который в итоге отказывается выполнять заранее данную инструкцию (кончилась эта самодеятельность плохо).
  • Кир Булычёв:
    • «Конец Атлантиды» (из цикла об Алисе) — мастер Гермес, один из последних обитателей подводной космической базы, изображает впавшего в маразм старика, кое-как справляющегося с бесконечными протечками. На самом деле именно он придумал послать наверх бутылку с сообщением, и еще не забыл, как управлять сложными инопланетными приборами .
    • «Городе без памяти» — Ручеек, разведчик помников, изображает бе-пе (потерявшего память), чтобы проникнуть в замок баронов Кротов.
  • Б. Акунин, «Левиафан» — довольно успешно проворачивает главзлодейка. Хотя тут скорее «волк в овечьей шкуре».
  • «Хроники странного королевства» — Шеллар. С прикрученным фитильком — он производит впечатление не глупца (его выдающийся интеллект не является ни для кого секретом), а… излишне беззаботного человека. Придворные плетут друг против друга интриги, — он бездействует. Народ в открытую травит про него анекдоты, — он сам же над ними смеётся. Официальная фаворитка изменяет ему с его же шутом, — он позволяет ей думать, что ни о чём не догадывается. Но вот когда доходит до действительно серьёзных дел… О, тогда он демонстрирует поистине акулью хватку и иезуитскую хитрость. Поэтому те, кто поумнее, всерьёз опасаются этого смешного дылду. Подсвечено в пятом томе: несчастный шпион Ганзи до последнего пытался предупредить начальство, что они связались не с тем игроком…
  • «Отблески Этерны»:
    • Марсель Валме любит проворачивать этот фокус. Косить под простоватого франта и щёголя для достижения своих целей? Да проще простого. Особенно отличился, когда, под видом посла Ургота, явился в столицу вызволять из тюрьмы Рокэ Алву.
    • Судя по всему, его отец, старый Валмон, в молодости тоже был не дурак прикинуться полудурком — пока репутация не мешала. Ко времени событий книг начал временами косить под старческий маразм — и, вроде, снова нашлись поверившие.
    • Констанс «Коко» Капуйль-Гизайль. Безобидный меценат и любитель певчих птичек, говорите? Плохо же вы знаете барона…
    • Раймон Салиган, по прозвищу «Чистюля» (пополам с крутой в дурацком колпаке). За нарочитым цинизмом и демонстративной неряшливостью маркиза скрывается отнюдь не бессердечный и безусловно умный человек (а иной и не сумел бы не только выжить в охваченной безумием столице, но и навести в ней хоть какое-то подобие порядка).
    • Фердинанд II Оллар, король Талига, хотя и не отличается ни крутым нравом, ни острым умом, но отнюдь не такой безвольный простак-рогоносец, каким кажется на первый взгляд.
  • Алексей Пехов, «Ветер и Искры» — Митифа Данами, пятьсот лет создававшая себе репутацию никчёмной непроходимой дуры, которую никто из остальных тёмных магов не воспринимал всерьёз. В итоге для Тальки, Тиа и Гиноры недооценка соперницы оказалась фатальной…
    • Причем тут Гинора?
  • Владимир Савченко «Открытие себя» — учёный секретарь НИИ Гарри Харитонович Хилобок — редкостная сволочь, но отнюдь не дурак. Просто справедливо полагает, что 1) с дурака спросу меньше; 2) на фоне этакого дурака начальство выглядит очень выгодно, что позволяет строить карьеру параллельно с карьерой начальства.
  • Александр Розов, «Волонтёры атомной фиесты» — контр-адмирал Франции Леопольд Гаскар. «Нет, господа политиканы, вы никогда не договоритесь, кто против кого дружит, а это значит, что дядя Леопольд не будет воевать. Глупое это занятие. Лучше дядя Леопольд будет ремонтировать корабли в порту нейтральной страны. Тогда все моряки вернутся целыми и невредимыми к своим девушкам, и будут рассказывать, про дурака — контр-адмирала, который все сделал через жопу. Ну, и пусть. Дядя Леопольд не будет на них сердиться. Ведь дяде Леопольду дадут медальку за то, что он сохранил личный состав. Конечно, дядя Леопольд заслужил орден Почетного Легиона, но черт с ним…»
  • Ольга Громыко, «Космоолухи» — гениально умеет прикидываться идиотом Дэн. И вообще все киборги .
  • Вадим Проскурин, цикл «Путь индюка» — много кто, постоянно. Все полуорки, разумом не уступающие людям, прикидываются тупыми орками, чтоб избежать казни. А некоторые из них при этом работают на разведку, «стуча» на хозяев. Протагонист прикидывается туповатым рыцарем из захолустья — этаким хиллбилли с учётом сеттинга. Леди Абигайль прикидывается бестолковой домохозяйкой, фактически содержа конспиративную квартиру…
  • Олег Дивов, «Между дьяволом и глубоким синим морем» — много кто:
    • шпионская сеть, замаскировавшаяся под организации феминисток, ЛГБТ и прочих безобидных, но крикливых борцов за всё хорошее, связываться с которыми полицейскому — себе дороже.
    • Стелла, отыгравшая роль миленькой секретарши и перед шпионами, и перед федералами, и под огнём, фактически являясь суперагентом.
    • Джон Кеслер, столь вжившийся в роль со всем согласного дурачка-гея, что даже матёрые шпионы не смогли вовремя увидеть в нём мужчину и патриота. А то, что он прекрасно стреляет, и вовсе стало новостью для всех. Хотя, казалось бы, Кеслер никогда особо и не прятался. На него, измазанного машинным маслом коротыша, никто просто не смотрел.
  • Сергей Тармашев, Государство в государстве — Володина, после похищения Прокопенко и настойчивых предложений выбрать себе мужа в поселении неприсоединившихся, скрывает внешность за мешковатой одеждой и косит чуть ли не под дебиловатого подростка.

На других языках [ править ]

  • Луи Жаколио «Грабители морей» — излюбленная тактика Надода. То месяц притворялся парализованным, то бедным матросом, а то и эскимосом.
  • А. Конан Дойл, цикл про Холмса:
    • Рассказ «Рейгетские сквайры» — Холмс вообще сыграл виртуозно: организовал попытку убийства на камеру, не переставая при этом прикидываться шлангом.
    • Рассказ «Серебряный» — он это делает, чтобы поиздеваться над клиентом в отместку за пренебрежительное отношение последнего к методам Холмса.
    • Повесть «Этюд в багровых тонах» — Джефферсон Хоуп с успехом использовал этот приём, чтобы скрыться с места преступления: прикинулся пьяным и разлёгся чуть не под ногами у полицейского патруля.
  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — Швейк придуривается настолько искусно, что не всякий читатель поймёт вовремя, что он за птица на самом деле.
  • Отец Браун из детективов Честертона — то, что под личиной недалёкого провинциального священника скрывается острейший ум, для многих преступников становится очевидным слишком поздно.
  • Агата Кристи — это любит делать Эркюль Пуаро.
  • Владимир Короткевич, «Дикая охота короля Стаха» — Рыгор Дуботовк, который все свои планы и замыслы осуществлял под маской «каляднага дзеда».
  • Отфрид Пройслер, «Крабат» — Юро. Прикидывается не то что шлангом, а полным придурком, который не годен ни для нормальной работы на мельнице, ни для занятий колдовством и над которым могут безнаказанно подшучивать прочие подмастерья. И благодаря этому получает несколько полезных плюшек. Во-первых, поскольку дурачка, непригодного для работы на мельнице, можно припахать к работе по дому, одной из обязанностей Юро является уборка… В том числе в той комнате, где лежит колдовская книга Мастера, и таким образом парень имеет прекрасную возможность беспалевно её читать и прокачивать магические навыки. Во-вторых, Юро выживает, в то время как более талантливые ученики год за годом, год за годом умирают под Новый год при странных обстоятельствах… Впрочем, по намёкам, как раз Мастер-то об этом догадывается, да и читатель довольно скоро начинает что-то подозревать. А вот главный герой пребывает в блаженном неведении до тех пор, пока сам Юро не объявляет обо всём открытым текстом.
  • Николас Ван Рейн, космический торговец из цикла романов Пола Андерсона о Политехнической Лиге. Выглядит и ведёт себя как недалекий, вульгарный делец, который запросто может обматерить оппонента, пожаловаться ему на то, что его, старого и больного, обворовывают и обманывают все окружающие и вознести молитву Митре. [6] И все это одновременно и в одном предложении. Тем не менее, это только маска для окружающих людей — со своими сотрудниками Николас держит себя предельно серьезно и по-деловому.
  • «Сага о Форкосиганах»:
    • Айвен Форпатрил вовсе не такой валенок, каким прикидывается. Просто, имея в анамнезе принадлежность к императорскому роду, находясь в списке потенциальных наследников престола и будучи сыном человека, убитого по этой же причине, Айвен ещё в ранней юности предпочёл включить дурака, чтобы никто и не думал втравить его в политические игры.
    • Несколько раз это пытается сделать его гениальный кузен Майлз — но у него практически никогда не получается спрятать умище.
    • Байерли Форратьер, местный городской шут и вертопрах, а по совместительству сексотслужбы безопасности,гораздо умнее, чем кажется.
  • Так любит делать Дамблдор в серии про Гарри Поттера.
    • Традиционно в HPMOR это одновременно и подсвечивается зенитным прожектором (когда Гарри в первый же день задаёт вопрос, неужели этому кто-то вообще верит), и играется великолепным зигзагом, когда Дамблдору удаётся заморочить голову (хотя бы ненадолго) самому Гарри.
  • Джон Аверсин в серии «Драконья Погибель» Б. Хэмбли тоже очень любит это делать.
  • Истории Гарри Гаррисона о галактическом воре и суперагенте Джиме ди Гризе:
    • «Стальная Крыса поёт блюз»: на планету-тюрьму Лайокукайю отправили четверых музыкантов. Помимо Джима, в ней состояли маленький худенький Флойд — инструктор по рукопашному бою, пожилой толстяк Стинго — адмирал космофлота и красотка Мадонетта — профессор космического университета.
      • Там же, уже на Лайокукае: Джим в разговоре со Свиньяром (местным авторитетом и «феодалом») попытался прикинуться одним из местных дебилов-уголовников, вроде тех, что служат самому Свиньяру. Не прокатило: Свиньяр, оказывается, недурно образован (а по виду и не скажешь), очень умён и коварен, с ходу раскусил притворство.
    • «Стальная Крыса на манеже»: тупой цирковой силач оказывается агентом под прикрытием, к тому же университетским профессором, прибывшим с планеты с гравитацией в 3g.
  • «Огр, огр!»: хитрый Загремел в нужный момент включил «странный грамматика», чтобы прикинуться обычным тупомордым огром и спровоцировать собеседника выговориться — разумному существу не скажут столько, сколько скажут «стенке».
  • Анджей Сапковский:
    • «Сага о ведьмаке»:
      • Кантарелла изображает для Ваттье де Ридо наивную дурочку, и тот беспечно рассказывает любовнице секреты имперской разведки, планы наступлений и прочее. Только вот Кантарелла всё запоминает и пересказывает Ассирэ вар Анагыд.
      • С прикрученным фитильком — Зулейка, супруга ковирского короля Эстерада Тиссена, прикидывается не столько дурочкой, сколько благочестивой и скромной королевой, не лезущей в дела мужа. А заодно служит чародейке Шеале де Тансервиль.
    • «Сага о Рейневане» — Самсону Медку и прикидываться особо не нужно, он и так на вид — клинический (в медицинском смысле) дебил. А что в теле придурковатого монастырского служки живёт душа самого настоящего ангела — так об этом всем и каждому рассказывать не обязательно.
  • Томас «Я-Вечно-Пьяный-Тупой-Плейбой» Рейт до своих тридцати дожил только благодаря умению придуриваться. Исчезла проблема — исчез и имидж дурака.
  • ПЛиО — реалии сеттинга очень располагают к этой тактике.
    • Тирион Ланнистер — забавный карлик, вместо рыцарских занятий, как всем известно, упражняющийся только в острословии, винопитии и разврате. Очень удобный фасад, маскирующий изощренный ум, находчивость, решительность и умение управлять людьми. Даже жаль, что занятия шутовской акробатикой Тириону еще в детские годы запретил отец, это добавило бы образу придурковатости…
    • Виман Мандерли — он же Лорд Миног, Лорд Сала, Лорд Свин, Лорд-слишком-жирный-чтобы-ездить-верхом. Добродушный хохотун, заплывший жиром гедонист, перемещающийся в паланкине (будто он какой-нибудь купец из Эссоса, а не благородный лорд). А как смешно вышло с данной сгоряча клятвой питаться хлебом и водой, пока не отомстит за убитого на Красной Свадьбе сына — разумеется, чревоугодник долго не продержался и снова стал пожирать свои любимые пироги с миногой! По собственным словам лорда Вимана, «я толст, и многие думают, что это делает меня слабым и глупым». Разумеется, под маской никчемного трусливого толстяка скрывается расчетливый, проницательный, хладнокровный и волевой человек, при этом весьма серьезно относящийся к чести — и мести. При этом он ещё и немножко опасный маньяк: тот, кто совсем нормален, не будет находить такую пользу и удовольствие в… людоедстве.
      • И, кстати, свой зарок он на самом деле сдержал. Он отставил в сторонку хлеб и воду и опять набросился на миног не раньше, чем смог с улыбкой наблюдать, как сообщники организатора Красной Свадьбы, ни о чём не догадываясь, с аппетитом жрут испечённые на поварне лорда Вимана пироги с мясом родичей означенного организатора.
        • Ерунда, Годрик Боррелл рассказал Давосу, что тот нарушил клятву ещё до того, как Сиворт прибыл в Белую Гавань, похитили же Фреев лишь спустя некоторое время после инсценировки казни Давоса.
    • Манс Налётчик, лидер Одичалых (ах, простите, Король-за-Стеной и вождь Вольного Народа!), поэт и искусный воин, любит прикидываться безобидным бродячим музыкантом и певцом. Помогает то, что книжный Манс и вполовину не так впечатляющ внешне, как Манс из известного сериала-экранизации.
      • Тут проблема противоположных оценок: одни зрители утверждают, что сериальный Манс могуч и харизматичен (что в этой роли совсем не вредит), другие — что на вид он не более чем «печальный бомж-индеец». Хотя, в любом случае, за музыканта его действительно никто не примет.
    • Великий мейстер Пицель очень это любил. Маленький, пухленький старичок с бородой до пола, спящий на заседаниях Малого Совета… и один из самых компетентных членов этого самого Совета, искусный лекарь и знаток ядов, до гроба верный дому Ланнистеров. На совести этого «безобидного дедульки», правда косвенно, — один король и один десница. Собственно, именно Пицель взял на себя обязанности по управлению королевством при Томмене Баратеоне вместе с Киваном Ланнистером, когда Серсея довела все до полного краха и даже мог успешно поправить весьма многое. Поэтому и был убит Варисом в последней главе «Танца с Драконами».
  • «Князь Пустоты» — Друз Ахкеймион. Для шпиона и колдуна школы Завета умение притворятся толстым бродягой или мелким купцом является жизненной необходимостью, особенно учитывая, что ему грозило при провале.
  • Цикл «Эсминец „Уокер“» — помощник наводчика Деннис Сильва. Амбал, обожающий выпить, подраться, пострелять и помутить с женщинами. При этом, обладает острым умом и немалыми знаниями в оружейном мастерстве.
  • Роберт Асприн, МИФический цикл — тролль Корреш вообще-то вовсе не дурак, но легко включает Большого Грызя. Да и мафиозные телохранители Гвидо и Нунцио вовсе не тупые шкафы…
  • Хонор Харрингтон — педаль в земную кору: шлангами прикидывался целый разумный вид — Древесные коты со Сфинкса со способностями к телепатии и эмпатии, которые ещё и своих компаньонов усиливают в этом плане! Долгое время считалось, что коты чуть умнее земных дельфинов. Дело в том, что общество котов по своей природе крайне консервативно, и если им удалось достичь консенсуса по какому-либо вопросу, его очень тяжело изменить. Решив после первого контакта с людьми на всякий случай не показывать свой истинный уровень интеллекта, они долго следовали этому решению, хотя благодаря коту главной героини ситуация стала меняться. Из-за травмы он, по меркам своего вида, онемел, поэтому ему для полноценного общения пришлось учить язык жестов. Тем более, что коты, будучи телепатами, долгое время не могли разобраться в человеческих способах коммуникации и отчасти поэтому не спешили выказывать свою разумность. Когда коты научились языку жестов, они честно сказали, что долго не могли понять, как «шум изо рта» можно связать с общением. Хотя некоторые из людей (к примеру, мать Хонор) давно подозревали, что коты на самом деле полностью разумный вид, который просто очень хорошо это скрывает.
    • Есть тут и свой аналог Байерли Форратьера: шурин Авайрса Терехова Чарли О’Дэйли — такой же лопух и раздолбай из хорошей семьи[7] , но при этом — один из лучших контрразведчиков Мантикоры
  • «Эпоха безумия» — инквизитор Ризнау
    • репутация валенка-вертопраха, и вполне заслуженно, имел и принц Орсо. Но став королем он весьма решительно проявил себя в кризисе, причем в отличи от Джезаля его никто за ручку не водил.
  • Плоский Мир — субверсия с Наверном Чудакулли: никем он не прикидывался, просто жил в удалении от Университета, вот выжившие после весьма волнительного периода интриг старшие лица Незримого Университета и выбрали его аркканцлером. Мол, всем нужен отдых от череды отравлений и покушений, вот и выберем этакого старичка-лесовичка, который не замешан ни в каких интригах и будет вносить мир и покой одним своим видом. А в случае чего и убрать можно спокойно. На самом же деле Наверн оказался самовластным, но крайне эффективным аркканцлером, который сумел прекратить начисто практику повышения через яремную вену начальника (к покушавшимся на себя он относился снисходительно — последний нахал отделался двухнедельной глухотой) и наладить наконец спокойную жизнь в Университете. Что интересно, приняли в итоге Наверна все: старшие преподаватели почувствовали вкус к спокойно жизни с мелкими дрязгами, а потенциальные молодые голодные соперники нашли себя в техномантии и не вылезали из лаборатории с Гексом.
    • Ахмед 71-й час в «Патриоте». Почти до конца командор Ваймс и другие стражники остаются в неведении, хотя читатель начинает что-то подозревать довольно рано — например, когда он мгновенно раскусил Ангву на корабле.
  • Айзек Азимов, «Основание» — лорд Дорвин. Производит впечатление светского болвана, на самом же деле — опытный дипломат, который за все пять дней своего пребывания на Термине не сказал ничего существенного, но сделал это так, что Совет Попечителей ничего не заподозрил и совершенно искренне думал, что Империя их не оставит.
  • Семиевие — Док наслаждается ролью престарелого, глуховатого и крайне больного человека. Это позволяет его, с помощью верного Меми, избегать ненужного внимания и общения с надоедливыми политиканами.

Кино [ править ]

Отечественные фильмы [ править ]

  • В фильме «В двух шагах от „Рая“» фашистский разведчик успешно прикинулся дурачком-пастухом.
    • В действительности не очень — его таки раскрыли, но не подали виду.
  • «Брат» — практически эталонный пример в исполнении Данилы Багрова. Безразмерный берет, огромные очки, мятый плащ — и вот Данила уже похож на обычного питерского интеллигента и не вызывает никаких подозрений у бандитов на рынке, что позволяет ему легко убить крышующего рынок «чечена». Правда, торпеды Круглого всё же заметили подвох…
    • При общении с обычными людьми он тоже рассказывает сказочки про «да в штабе там, писарем просидел. ».
  • «Турецкий гамбит»: вражеский агент Анвар успешно мимикрирует и уводит подозрения на кого угодно, но не себя.
  • «Скиф» — здесь шлангом пытается прикинуться Куница во время своего первого диалога с Лютобором. Не прокатило.
  • «Классик» — кто бы мог подумать, что Классик, приехавший обыграть Савицкого, это не интеллигентный старик Горский, а глуповатый боец-телохранитель Юрий?
  • «Город мастеров» — осознав угрозу, начальник тайной полиции попытался прикинуться «внезапно потерявшим от страха рассудок и отныне безобидным». Но это ему не помогло…
  • Странный пародийный фильм «Белая кость» — проникнувший в логово мафии милиционер, наткнувшийся на охраняющего режимный объект часового, с успехом косит под мало чего понимающего новичка. А заданный им совершенно от балды вопрос («Как сыграли вчера „Арарат“ и „Динамо“?») оказывается… паролем смены караула. Чем он успешно и пользуется.
  • «Червь» — полковник спецслужб, срывается в бега и колесит по стране без видимой цели, прикидываясь простачком, чтобы не привлекать внимания.
  • «Операция „Ы“» — нет-нет, конечно Профессор поверил, что у студента действительно болит ухо, и его действительно растрогало такое отношение к предмету. Зато потом можно проржаться и поставить излишне изобретательному студенту «неуд».
    • А в «Бриллиантовой руке» шлангом долго и успешно прикидываются и троица злодеев, и Сеня. Но когда дело подходило к развязке, узнать в болтливом владельце новенького «Москвича» (в экспортном исполнении, между прочим!) Шефа уже ничего не стоило: уж больно знакомыеостроты выкидывает, да и перстни на его руке неспроста.

Совместное производство [ править ]

  • Советско-польская комедия «Дежа вю» с Ежи Штуром в главной роли. Под идиотов тут виртуозно косили все сотрудники органов, приставленные к прибывшему из США туристу.

Зарубежные фильмы [ править ]

  • Йода в пятом эпизоде «Звёздных войн» поначалу не раскрывает, что он — бывший гроссмейстер ордена джедаев, и притворяется просто суетливым болотным чебурашкой.
    • Сенатор Палпатин не скрывает своего ума и политического таланта, но «второе я» Повелителя Тьмы скрывает искусней некуда, при этом частенько подмечая, что в Силовых джедайских делах ни черта не смыслит. Да и его планы по захвату власти в Республике никто не разгадал до самого конца.
    • Люк Скайуокер тоже умеет притворяться полуграмотным техником с отсталой планеты или туповатым контрабандистом. Для работы под прикрытием и в гриме самое оно. Без них — мешает репутация.
    • Много раз демонстрируется дроидами, которые по умолчанию не могут лгать, вот самые продвинутые и пользуются. Наиболее известные примеры — R2D2, который, храня чужие тайны, списывает всё на технические поломки, и HK-47 из SWKOTOR, колоритный робот-убийца, прикидывающийся протокольным при первой встрече в игре.
    • Джа-джа по оригинальной задумке должен был быть темной версией Йоды, манипулирующим героями прикидываясь полным идиотом. Получилось настолько хорошо, что зрители бы такого откровения бы не приняли, и сценарий следующей части переписали. Однако сюжетная роль персонажа при этом осталась.
  • «Библиотекарь 3: Проклятие чаши Иуды»: чудаковатый профессор-инвалид оказался зловещим вампиром-Дракулой.
  • «Турист» — главный герой косит под туповатого туриста на протяжении всего фильма, а на самом деле он и есть тот вор, за которого его якобы ошибочно принимают.
  • «Планета Обезьян: Революция» — в арсенале коварных приёмов Кобы есть и такой.
  • «Фальшивая кукла» — жуткий убийца по прозвищу Артист Боб (действительно бывший театральный актёр) гениально притворился немым олигофреном (слугой-волонтёром, при котором якобы «всё можно говорить, он всё равно не поймёт»). И в парике и очках его хрен узнаешь.
  • «Чёрная Пантера» — по факту под троп подпадает племя горилл. Ну да, они принципиально не пользуются вибраниумом — но пользуются «священной древесиной», которая по факту им пропитана (правда, этот обоснуй раскрыт только в околофильмовом мануале). А «косить под дикарей» у них получается гораздо удачнее, чем у остальных вакандийцев. Которых они невозбранно троллят, выступая «стереотипными горными дикарями».
  • «Очень страшное кино» — главзлодей Даффи прикидывается даже не дебилом, а скорее имбецилом.
  • «Кикбоксер 3: Искусство войны» — в исполнении мастера Зиана, во время проникновения (с боем) на вражескую «базу». «Эй, ты футбол смотрел? кто победил?».
  • «Розовая Пантера» ремейк, пополам с Крутой в дурацком колпаке — инспектор Клюзо, идиот идиотом, но тут он мастер маскировки и рукопашного боя, знаток иностраных языков и уставов армий разных стран, отличный сыщик и хитрый комбинатор. Сразу сообразил что похищения предметов всемирного достояния лишь прикрытие для похищения Розовой пантеры хотя ему никто не верил.
  • Ален Делон в «Зорро» играет отважного героя, успешно прикидывающегося изнеженным и трусливым придурком.
  • «Каратель: Территория войны» — ведущий дело Карателя детектив Соуп старательно притворяется тупым полицейским, чтобы никто не заподозрил, что он с Карателем заодно и не только делится с ним закрытой информацией, но и, при необходимости, помогает сбегать.
  • «Подозрительные лица» — эталон же

Телесериалы [ править ]

Отечественные сериалы [ править ]

  • «Меч» — Костик Орлов (он же Соколов), бывший снайпер спецназа, умеет, когда нужно, прикинуться тупым гопником.
  • «Лесник». Зубов — мастер прикинуться полудурком, когда это нужно. В тренировочном лагере спецназа ГРУ его обучили, в частности, и этому. Например, дивная сцена в третьем сезоне, глава «Минёр»: «(бандитам Лиса, с которыми приехал) М-мужики, мужики, успокойтесь, п-па-адождите, а. Да стойте, я договорюсь, ну. („Фоме“ — одному из бойцов Лиса, который уже достаёт пистолет) Стой-стой-стой-стой! Стой, э-э, подожди! Подожди-подожди-подожди! Всё, тихо! (вооружённой охране комбината) Р-ребята, й-я извиняюсь… Э-э, то есть, один вопрос…» Охранники невольно чуть расслабились при виде какого-то «робкого и суетливого идиота с дрожащими руками», ведущего себя совсем не по-бандитски… А безоружный Зубов исподволь к ним приближается… Старший смены охраны произносит сурово, но без злобы, даже с непрошеной улыбкой: «Я что, неясно объяснил. » И тут оба автоматчика мигом получают в морду, один автомат оказывается далеко на земле, второй — у Зубова.
    • А чуть позже (тот же сезон, глава «Сладкая жизнь») Зубов с успехом применил тот же приём на трёх тупых молодых бандитах. Он воспользовался тем, что у него в руках были лыжи: «Эй, мужики, где тут проходит лыжная эстафета? Я финиш не могу найти!». И вдруг бац, бац, бац… Все трое лежат.
  • «Ликвидация» — именно такую комедию ломали маршал Жуков (который строил из себя недалекого вояку) и протагонист Давид Гоцман (строивший из себя туповатого козла отпущения), что на самом деле являлось хитрым планом: герои догадались, кто главгад, РАНЬШЕ зрителя, и им было необходимо, чтобы злодей (Академик-Кречетов) ни о чем не догадался, что в конце концов удалось.
  • «Тайный знак», 2 сезон — Хозяином (гадом-кукловодом, стоящим за поставившей весь город на уши войной мигрантов и скинхэдов) оказывается не кто иной, как… обитающий при церкви юродивый Гришка, в котором на первый взгляд не заподозришь не то, что умного человека, но и вообще человека, обладающего хоть каким-нибудь здравым смыслом.
  • «Марш Турецкого» — благодаря своему актёрскому таланту (она — профессиональная актриса) наркокурьерша Тото не раз уходила из рук милиции. В самом деле, кто бы заподозрил, например, что пожилая уборщица или ничем не примечательная студентка — та самая светская дама с яркой внешностью, которая уже давно находится в розыске?
  • «Выжить после» — Анатолий Лобода, на вид щуплый учёный со всеми признаками ботана, в действительности: два выстрела — два трупа, один в голову, другой точно в сердце (это несколько напрягло сотрудника ФСБ, затесавшегося в компанию), а в конце второго сезона, будучи ранен в ногу, сумел ножом отбиться от толпы мураний.

Зарубежные сериалы [ править ]

  • «Коломбо» — это стандартное поведение главного героя, лейтенанта полиции Лос-Анжелеса Коломбо.
  • «Детектив Раш» — во время расследования убийства в цирке, детективы в конце концов узнают, что простоватый великан-силач, который якобы является умственно отсталым, на самом деле — гений и владелец цирка. Просто врачи поставили ему в детстве неверный диагноз, в связи с которым ему полагалось быть дебилом. Вот только интеллект у него был выше среднего, и он счёл нужным скрыть это ото всех.
  • «Менталист» — в одном эпизоде фигурировал убийца, многие годы косивший под клинического дебила. Он придумал эту уловку в 18 лет, когда его арестовали за угон машины, и продолжал в том же духе.
  • «Звёздные врата: Первый отряд» — основной, даже основополагающий, навык полковника О’Нилла, которым тот владеет на совершенно феерическом и недостижимом уровне. Самое впечатляющее применение: О’Нилл попал в плен к Баалу и тот пытал его, убивал, оживлял и всё заново, пытаясь узнать от того один из секретов Ток’ра. В конечном итоге он сумел сломать волю полковника, но не сумел пробиться сквозь его притворство и поверил, что О’Нил ничего не знает, а просто дурак.
    • А в «Атлантиде» у нас есть его копиркин Шепард. Тоже мастер-пилот с геном Древних, и тоже умнее, чем кажется. Сдал вступительный экзамен в интеллектуальное общество «MENSA» потому, что ему было скучно.
    • Родни Маккей, между прочим. Нет, своим интеллектом он невероятно гордится и скрывать не собирается, но горе тому врагу, который подумает, что док — всего лишь напыщенный и трусоватый чудак.
  • «Бруклин 9-9» — субверсия: детективы Скалли и Хичкок считаются в участке некомпетентными идиотами, и, стоит признать, они действительно форменные идиоты. Однако если внимательно смотреть сериал, то можно понять, что некомпетентностью там и не пахнет, благо многолетний полицейский опыт не пропьёшь. Просто два уже далеко не молодых детектива не хотят в жизни никаких колебаний и предпочитают тихую кабинетную работу, и лишь изредка позволяют себе поднапрячься, просто чтобы их не отправили на пенсию.
  • «Булл» — якобы психованная женщина убивает полицейского, который отказывается продолжать прикрывать её наркобизнес. Компанию Булла нанимают, чтобы доказать, что женщина ― полностью вменяема и лишь притворяется шизофреничкой, чтобы избежать тюремного срока, при этом умудрившись обвести вокруг пальца нескольких психиатров.
  • «24» — Чарльз Логан. В отличие от других примеров, притворяется не идиотом, а безвольной тряпкой. Заказал ГГ, помогал скрывать улики, арестовал ГГ по ложному обвинению, организовал покушение на президента РФ Пу.. Юрия Суварова, а когда ГГ понял, откуда идут проблемы, свалил всю ответственность на своего помощника. Мол, он ему доверял, а сам он ничего не может.
    • Филлип Бауэр умело притворялся милым стариком, которым бессовестно манипулирует его сын. В дальнейшем показал себя ещё хуже чем террористы.
  • «Детектив Нэш Бриджес» — у отца Нэша диагностировано старческое слабоумие, однако плутоватый старик в большей степени придуривается и аггравирует симптомы болезни, чем реально слабоумен.
  • «Игра престолов» — великий мейстер Пицель (придворный мудрец, учёный, лейб-медик, связист и советник) годами прикидывается немощной, частично выжившей из ума старой развалиной. На самом деле, несмотря на прожитые годы, он бодр, ум у него молодой, и кое-что другое тоже пока не состарилось (шлюхи так и прыгают к нему в постель).
    • В вырезанной сцене лорд-десница Тайвин Ланнистер пеняет Пицелю за притворство и велит наедине с ним вести себя нормально, а не играть комедию. А потом спрашивает: «Зачем вообще эта многолетняя маска?». И Пицель, выпрямившись и убрав из голоса интонации старого маразматика, немолодым, но ещё крепким баритоном объясняет свой хитрый замысел: при дворе идёт бесконечная грызня за преимущества, и в этой каше он, Пицель, не гонится за вящим, хочет лишь, сколь бы долго ни прожил, сохранить то, что уже имеет — а потому стремится выглядеть безобидным. Он не добавил, что и выступать в роли отравителя ему под такой маской было не в пример удобнее. Но это тоже правда.
  • The Big Bang Theory — для посторонних людей Бернадетт старается создавать впечатление глупышки-милашки, благо кукольная внешность позволяет. Перед знакомыми притворяться нет смысла. А коллеги по работе и вовсе считают её чудовищем — сожрёт с потрохами и не подавится .
  • Breaking Bad — узнав, что компания, в которой она работает бухгалтером, запуталась в двойной отчетности и уклонении от налогов, Скайлер блестяще изображает перед налоговиком глупую, вульгарную и невежественную тетку, которая ничего не смыслит в бухгалтерии и явно была нанята скорее для сексуального обслуживания директора. Налоговик фейспалмит и снимает с повестки умышленное уклонение от налогов — очевидно же, что эта дура просто неправильно вела расчеты!
  • Королевство двух сердец: чтобы не составлять конкуренцию любимому брату главный герой младший принц Ю. Кореи (в мире сериала Ю. Корея конституционная монархия), главный герой отыгрывал роль стереотипного плейбоя. Оказавшись на королевском посту проявил себя очень эффективный и жесткий лидер.
    • Кстати его АйКью 187 балов что является пороговым индексом гения.
  • Винченцо — ну кто же думал что недотепистый стажер главной героини, и окажется самым главным гадом?
  • Игра в кальмара — В конце становится известно, что главным организатором этой игры был О Иль-нам, тот самый дед под номером 001.

Мультсериалы [ править ]

    «Чип и Дейл спешат на помощь» — Буль-Буль из культа Ку-Ку-Колы. Поначалу выглядит недалёким и не в меру усердным громилой — но именно он превратил поначалу безобидный карго-культ в способ личного обогащения, а потом почти успешно убедил Гаечку в профессиональной некомпетентности.

Soderling о том, что все Симпсоны, возможно, невероятно умны.

«Симпсоны» — на протяжении всего шоу нетрудно понять, что Гомер может оказаться хитрым обывателем, выбравшим более «легкую» для ума жизнь. В некоторых сериях показано, что для дела он может напрячь мозг и попытаться решить последнюю теорему Ферма.

  • Барт тоже предпочитает не демонстрировать свой ум. В эпизоде «Лиза едет в Вашингтон» он говорит, что в его случае придётся писать эссе с подсказками. Тем не менее, он тонко и изощрённо продумывает проказы (например, воздушный шар в виде задницы директора Скиннера) и телефонные розыгрыши (от них страдает Мо). Барт умело раскрывает козни Сайдшоу Боба и спасает себя и близких.
  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — морская звезда Патрик время от времени даёт другим знать, что он умнее, чем кажется.
  • « Патрик: Или другую подмышку [разобьёшь].

    Сэнди: Ты всё время будешь говорить глупости? Патрик: Только до четырёх.

    Источник

    Оцените статью