Что значит приграничная территория

Приграничная территория

Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое «Приграничная территория» в других словарях:

Приграничная территория государства-участника СНГ — Приграничная территория часть территории административно территориальной единицы государства участника СНГ, административная граница которой совпадает с линией государственной границы государства участника СНГ. Перечень приграничных территорий,… … Официальная терминология

Территория приграничная (пограничная зона) — полоса таможенной территории, прилегающая к сухопутной границе, протяженность которой (полосы) оговорена в национальном законодательстве и пределы которой позволяют отличить пограничные перевозки от других видов перевозок;. Источник: Приказ ФТС … Официальная терминология

Нидерланды — Королевство Нидерландов, гос во в Зап. Европе. Название Nederland, русск. традиц. Нидерланды, от нидерл. neder нижний , land земля , т. е. низменная земля большая часть территории этой страны представляет собой плоскую низменную равнину.… … Географическая энциклопедия

Техас — У этого термина существуют и другие значения, см. Техас (значения). Штат США Техас англ. Texas … Википедия

Штат Техас — Техас Флаг Техаса Герб Техаса Прозвище штата: «Штат Одинокой Звезды» … Википедия

НИДЕРЛАНДЫ — Королевство Нидерландов, государство в Западной Европе. Площадь 41 526 кв. км. Граничит на востоке с Германией, на юге с Бельгией, северные и западные берега омываются Северным морем. Часто страну называют Голландией по названию самой богатой и… … Энциклопедия Кольера

Войска противовоздушной обороны страны — вид Вооружённых Сил СССР; предназначены для отражения ударов противника с воздуха по важнейшим административно политическим центрам, промышленным и другим важным объектам в тылу, группировкам вооружённых сил, а также по объектам,… … Большая советская энциклопедия

Читайте также:  Что значат все цвета сердечек

Войска ПВО — Войска противовоздушной обороны ВС СССР Войска ПВО страны, ВПВО ВС СССР Годы существования реорганизован 1918 года реорганизован 14 февраля 1992 года Страна Российская империя … Википедия

Войска ПВО СССР — Войска противовоздушной обороны ВС СССР Войска ПВО страны, ВПВО ВС СССР Годы существования реорганизован 1918 года реорганизован 14 февраля 1992 года Страна … Википедия

Металловка — Село Металловка укр. Металівка Страна УкраинаУкраина … Википедия

Источник

Понятие приграничных территорий

Введение

Местное самоуправление занимает значительное место в Конституции. Оно относится к числу важнейших элементов государственного устройства Российской Федерации. Основной закон России содержит ряд концептуальных положений, принципиально отличающих настоящее государственное устройство России от ранее существовавшего в части вопросов осуществления местного самоуправления.

Президент России Д. А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства. В своем Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. он отметил, что работа по совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться. В настоящее время российское местное самоуправление находится на пороге важного рубежа в своем развитии.

Местное самоуправление в РФ — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В свою очередь на отдельных территориях существуют определенные особенности организации местного самоуправления.

Понятие приграничных территорий

«Территория» является материальной формой существования как всех государственно-правовых явлений, так и человечества в целом. Фундаментальное значение «территории» обеспечивает постоянное внимание правоведов к изучению связанных с ней явлений и категорий. Начатый в ХХ в. и продолжающийся по наши дни процесс кардинального изменения политической карты мира объективно привлекает внимание ученых к различным сторонам территориального феномена, в том числе и к вопросам о правовом содержании и предназначении приграничной территории. Расширение и перетекание зон военных конфликтов в соседние страны, всеобщая зависимость от ухудшения экологической обстановки в мире и обострение миграционного кризиса в Европе только добавили актуальности изучаемой теме. Особенно велико значение «приграничной территории» для современной России, имеющей самый большой в мире пограничный периметр, к которому прилегают различные по своим природным, социальным, экономическим и т.д. характеристикам территории.

Термин «приграничная территория» широко используется в современном зарубежном и российском законодательстве. Правовое регулирование отношений в рамках приграничной территории предусмотрено в Земельном и Градостроительном кодексах, федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» и «О связи», в Законе РФ «О Государственной границе Российской Федерации» и Указе Президента РФ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» и др.

Однако до настоящего времени возникают правовые коллизии из-за отсутствия единства в толковании рассматриваемого понятия: примерно в половине нормативных правовых актов Российской Федерации приграничная территория рассматривается в качестве единого пространства (определенной полосы), протянувшегося вдоль государственной границы, а в других актах речь идет о множестве приграничных территорий.

К сожалению, не вносит полной ясности трактовка при­граничной территории, данная в Законе РФ «О Государственной границе Российской Федерации», где отмечено, что защита государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на государственной границе в пределах приграничной территории, однако отсутствует определение и лишь перечисляются объекты, вхо­дящие в ее состав: пограничная зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через государственную границу, а также территории административных районов и городов, санатор­но-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и другие территории, прилегающие к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска. Недостаточность данного определения для современных отношений в пограничной сфере была подтверждена практикой.

Конституция Российской Федерации не выделяет категорию «приграничная территория». Основной закон России определил, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, при этом указывая на обладание суверенными правами и осуществление юрисдикции на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации легализовала понятие «приграничная территория» по примеру Закона «О Государственной границе Российской Федерации» путем перечисления ее состава.

Анализ законодательства в отношении приграничной территории Российской Федерации позволяет выделить несколько подходов к формулировке определения рассматриваемой категории:

1) приграничная территория — это территория, в пределах которой военнослужащие пограничных органов выполняют свои обязанности и пользуются правами, установленными законодательством Российской Федерации, независимо от наличия в ней режима;

2) приграничная территория — территория в пределах административно-территориального образования, в составе субъекта Российской Федерации, внешние границы которого совпадают с государственной границей, где, в соответствии с национальными интересами и нормами международного права, возможно, установление запретных и охранных зон;

3) приграничные территории — территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, расположенные в пределах федерального округа, прилегающих к государственной границе Российской Федерации с сопредельными государствами;

4) приграничные территории — территории или часть территорий административно-территориальных образований государств — участников Содружества Независимых Государств, прилегающие к государственной границе указанных государств и определяемые в качестве таковых в соответствии с их национальным законодательством или международными договорами, участниками которых они являются.

Если в первом случае приграничная территория рассматривается исключительно с позиций возможности ис­пользования пограничного режима, то во втором случае предполагается существование множества «приграничных территорий» по числу административно-территориального образований в составе приграничных субъектов Российской Федерации. Третий подход состоит в рассмотрении «приграничной территории» как объекта международного пограничного сотрудничества и вынужденно имеет слишком упрощенный характер. В четвертом примере рассматриваются конкретные географические пространства Дальневосточного федерального округа.

Использование материала о генезисе рассматриваемой категории и анализ правовых источников, регулирующих отношения в пограничной сфере, позволяют выделить специфические особенности приграничной территории.

Во-первых, приграничная территория расположена (имеет протяженность) вдоль государственной границы Российской Федерации, участки которой различаются по своим природным, социальным, экономическим и другим характеристикам.

Во-вторых, приграничная территория является базовым основанием для реализации основных функций государственной границы — соединительной (контактной), разделительной (барьерной) и фильтрующей (контрольной).

В-третьих, приграничная территория, как часть пограничного пространства, является объектом государственной политики, реализующей в исторически определенный период пограничные функции соответствующей формы государства в соответствии интересами, как населения данной территории, так и всех жителей страны.

В-четвертых, приграничная территория определяет пределы, в которых все субъекты пограничной сферы участвуют в обеспечении жизненно важных интересов личности, общества и государства на Государственной границе в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

В-пятых, вопросы приграничной территории являются предметом правового регулирования со стороны федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации и международного права, при этом сами приграничные территории определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.

В-шестых, федеральным законом, определяющим режим приграничной территории, предусматривается возможность установления особенностей в осуществлении (организации) местного самоуправления на данной территории.

В-седьмых, в силу географического положения полномочия органов местного самоуправления на приграничной территории по решению вопросов местного значения имеют свою специфику, прежде всего, в части осуществления международных и внешнеэкономических связей.

В-восьмых, приграничная территория является частью пограничного пространства Российской Федерации, под которым понимаются пространственные пределы, включающие, кроме того, государственную границу Российской Федерации, воздушное пространство, прилежащую зону, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.

В-девятых, в современных условиях приграничная территория является местом сосредоточения угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности, а также в связи с опасностью возникновения военных конфликтов, активизации деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, осложнением проблем мировой демографической ситуации, окружающей среды и продовольственной безопасности и др.

Таким образом, под приграничной территорией следует понимать территорию, прилегающую к государственной границе Российской Федерации и непосредственно участвующую в исполнении ее основных функций (соединительной, разделительной и фильтрационной) в целях реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства, в том числе посредством установления специальных зон и режимов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Практическое значение категории «приграничная территория» может быть реализовано посредством разработки комплекса мер по обеспечению территориальной целостности страны и безопасности государственной границы, всестороннему развитию субъектов и инфраструктуры пограничного пространства, а также разрешения широкого спектра международных и внутригосударственных проблем.

Источник

Приграничная зона России

Приграничная зона — часть территории Российской Федерации, на которой установлен режим пребывания, обусловленный необходимостью охраны госграниц, включающая в себя территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе России, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска.

Содержание

20-километровая приграничная зона

По приказу ФСБ «Об утверждении Правил пограничного режима» [1] от 15 октября 2012 года с 1 января 2013 года для посещения 20-километровой приграничной зоны гражданами РФ требуется только паспорт:

1. Правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне.

1.2. Въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, осуществляют:

1.2.1.4. Не имеющие регистрации по месту пребывания или по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает (частично охватывает) территорию городского округа:

м) следующие в пограничную зону до пределов пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности.

5-километровая приграничная зона

Проезд в 5-километровую приграничную зону возможен только по пропускам, выданным территориальными пограничными органами ФСБ РФ

Оформление пропуска в приграничную зону

Оформить пропуск сегодня проще всего на сайте госуслуг, раздел «Федеральная служба безопасности РФ», пункт «Выдача пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону». При оформлении можно выбрать вариант получения пропуска: лично в территориальном управлении, либо в конверте по почте. Срок оформления до 30 дней, по опыту бывает и быстрее.

Также можно обратиться в территориальное управление с заявлением о выдаче пропуска (бумажной или электронной почтой), получить его либо в бумажной форме на почтовый адрес или на месте в территориальном управлении.

Приграничная зона в Арктике

С 1 февраля 2015 года приграничная зона на Ямале устанавливается в пределах полосы местности шириной 10 километров вдоль морского побережья Российской Федерации, исключая поселок, морской порт и аэропорт Сабетта. Города Салехард, Новый Уренгой и Надым в погранзону более не входят.[1]

После внесения Госдумой РФ поправок в законы «О Государственной границе РФ» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2019 года разрешен доступ для иностранных судов в 340 российских портов в Арктике и на Дальнем Востоке. Всего на территории 13-ти регионов России, в том числе в Красноярском крае — 65, В Чукотском автономном округе — 62, в Камчатском крае 56 портов — Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Мурманск, Находка, Ванино, Охотск, Диксон, Дудинка, Советская Гавань, Певек, Анадырь, Тикси, Корсаков, Холмск и т.д., открыт доступ к острову Ратманова, мысу Дежнева, Командорским островам, архипелагу Северная Земля, мысу Челюскин, острову Врангеля. [2]

100-метровая приграничная зона (погранзона)

Пребывание, фото и видеосъемка в 100-метровой приграничной зоне запрещены.

Источник

Оцените статью