- Как сделать красивую эффективную презентацию для школы и для жизни
- Что значит «красивая презентация»
- Главные элементы презентации
- Как сделать хорошую презентацию
- Нестандартное начало
- Проблема
- Решение
- Примеры
- Выводы
- Выбираем дизайн
- Как научиться создавать собственный дизайн
- Значение слова «причесать»
- причеса́ть
- Как делать презентации, или почему не все взлетает? Часть 1
- Зачем вообще нужно делать презентации?
- Про цели
- Как готовить презентацию?
- 1. Поместите себя в суп
- 2. Добавляйте специи и дрова
- 3. Говорите
- 4. Нарисуйте структуру
- 5. Повторяйте
- Что важно помнить о структуре и композиции?
- Композиция
- Смешивание тем
- И еще про время
Как сделать красивую эффективную презентацию для школы и для жизни
Объясняем, как качественно оформлять слайды с помощью основных принципов дизайна и онлайн-редакторов
Материал подготовлен при участии контент-директора Canva Россия Дарьи Серединской и коммуникационного дизайнера Пола Герналя
Что значит «красивая презентация»
Каждое выступление индивидуально, и важно подобрать такой дизайн слайдов, который легко воспринимается аудиторией. В одном случае подойдут фотографии, в другом — цитаты или диаграммы. Красивая презентация помогает раскрыть тему и запоминается слушателям.
Для создания красивой и понятной презентации не нужно быть дизайнером. С помощью нескольких простых инструментов с этой задачей справится даже младшеклассник. В этом помогут сервисы для создания презентаций и обложек.Обычно они содержат бесплатные шаблоны: пользователю нужно только заменить текст и добавить собственные иллюстрации. Если в последний момент, например, на перемене перед уроком, ученик решил добавить что-то на слайд, презентацию легко отредактировать с телефона в мобильном приложении.
Хорошее оформление не гарантирует «пятёрку» за работу, но стильная презентация оставляет приятное впечатление и притягивает внимание. На конференции ученических работ красивая презентация лучше запоминается жюри и повышает шансы на успех.
Главные элементы презентации
Лучше полностью раскрыть узкую тему, чем пытаться объять необъятное. От одной захватывающей биографии писателя на уроке литературы будет больше толку, чем от втиснутой в 10 минут истории Золотого века.
Самый интересный материал будет испорчен, если докладчик перепрыгивает с одной мысли на другую и путается в словах. Следует разделить выступление на блоки и выделить в них основные мысли. Лучше просмотреть финальную презентацию на свежую голову и убедиться, что тезисы не повторяются.
Секрет хорошего дизайна — сочетание уместных изображений, шрифтов и цветов. В презентации по физике может вообще не быть картинок, однако формулы и графики должны быть видны даже сидящим за последней партой. Доклад по истории, напротив, лучше ярко иллюстрировать, чтобы одноклассники прочувствовали атмосферу эпохи, о которой идёт речь.
Дизайн зависит от темы презентации, места выступления и аудитории, однако базовые принципы всегда едины.
Как сделать хорошую презентацию
Нестандартное начало
Чтобы завладеть вниманием аудитории, успешные ораторы начинают речь с фразы на отвлечённую тему или неожиданного вопроса. Подобные приёмы превращают слушателей в участников презентации, они уже не могут оставаться равнодушными к происходящему. Если начать выступление нетривиально, есть вероятность вызвать живой интерес и вовлечь одноклассников в изучение темы доклада.
Проблема
Полезно сразу обозначить цель выступления: зачем докладчик решил высказаться и почему слушателям стоит уделить ему внимание. Например, научная теория, которую нужно доказать или проблема, которую решает проект. Подчеркнуть актуальность сообщения поможет инфографика, фото или другие иллюстрации.
Решение
В качестве доказательств или идей, которые решают проблему приводят расчёты или опыты. Хорошая презентация понятна не только преподавателю, но и всем ученикам независимо от успеваемости по предмету.
Определения из энциклопедий лучше объяснить своими словами, а текстовые описания заменить короткими схемами и графиками.
Примеры
Истории из жизни помогают примерить на себя чужой опыт, представить ситуацию наглядно. Яркие примеры запоминаются: понятие гравитации все усвоили по-разному, однако историю про яблоко и Ньютона под деревом знает каждый.
Выводы
В заключение выступления следует подвести итоги презентации и продемонстрировать главные тезисы.
Пол Герналь: «Держите аудиторию визуально вовлеченной, используйте минимум разных элементов. Благодаря простому, последовательному и универсальному дизайну слушатели легче усваивают информацию и возвращают внимание к вам и вашей истории. Не теряйте эту связь с ними».
Выбираем дизайн
Времена, когда презентации составляли с чистого листа или из стандартных слайдов PowerPoint, давно прошли. С помощью бесплатных инструментов и шаблонов легко оформить эффектную презентацию с собственными текстами и изображениями. Готовые варианты дизайна подсказывают, как красиво разместить элементы на слайде и какого размера сделать шрифт.
Как подобрать шрифт
Самый простой и стильный вариант – взять один шрифт, заголовки набирать жирным начертанием, а основной текст тонким. Если хочется поэкспериментировать, не стоит использовать более трёх разных шрифтов — это визуально перегружает презентацию.
Пол Герналь: «Используйте простые шрифты с засечками и без. Старайтесь избегать трудночитаемых шрифтов, например, декоративных или рукописных, особенно в основном тексте. Один из лучших простых шрифтов без засечек — Helvetica. Он легко сочетается с другими шрифтами без засечек. Для более строгого начертания подойдёт шрифт с засечками Garamond.
Заголовки, подзаголовки и основной текст должны быть выдержаны в едином стиле: размер шрифта и начертание».
Обычно в презентациях используют шрифты без засечек — так текст легче читается на большом экране.
Один слайд – одна мысль
Не следует перегружать слайды. Пусть каждый из них поддерживает только одну мысль. Нет идеального размера презентации: лучше сделать 20 простых и понятных слайдов, чем уложиться в 3 страницы, заполненных мелким шрифтом.
Презентация – это иллюстрация
Когда слушатели вчитываются в текст на слайде, они не слушают докладчика. Перегруженная презентация отвлекает внимание от устного сообщения, поэтому информацию на слайд лучше помещать в сжатом виде. Тезис или цитата на слайде служат для иллюстрации мысли, помогают слушателям представить то, о чём идёт речь, а не дублируют доклад.
Пол Герналь: «Используйте узнаваемые значки и иллюстрации, чтобы чётко и быстро донести ваши идеи. Иконки и другие понятные образы сделают презентацию более эффективной и креативной одновременно.
Придерживайтесь единого стиля: если вы использовали цветное изображение на одном слайде, не вставляйте черно-белые картинки на других. Определитесь, какие иконки будете использовать: линейные или 3D-иконки, и не применяйте оба типа в одной презентации».
Говорящие фото дают +100500 к харизме
Каждое изображение в презентации должно служить какой-то цели: вызывать сильные эмоции, смешить, создавать настроение.
Пол Герналь: «Иллюстрации делают презентацию более интересной, но важно не переусердствовать: 1-2 изображений для одной идеи достаточно. Чтобы не выбрать из фотобанка снимок, который использует каждый второй докладчик, попробуйте использовать собственные фотографии. Возможно, они не так хороши, как профессиональные кадры с фотостока, зато более реалистичны и уникальны».
Вот несколько ресурсов, где можно найти фотографии на любой вкус:
Огромный бесплатный фотобанк, в котором много фотографий пользователей. Можно найти фото практически на любую тему. Чтобы выбирать из бесплатных изображений, необходимо установить фильтр «All Creative Commons».
Удобный бесплатный фотосток с поиском изображений на разных банках. Здесь есть и портреты, и отдельные предметы, и красивые пейзажные фото.
Здесь, кроме фото, есть и компьютерные иллюстрации. Удобные фильтры — можно задать тип, ориентацию, размеры и даже цвет изображения. Есть поиск на русском языке, хотя на английском работает лучше. Легко искать фото для иллюстрации абстрактных понятий вроде «успех» или «неудача».
Сколько цветов использовать
Презентация — единая композиция, где каждая деталь имеет значение. Следует делать акцент на одном цвете, остальные (не более четырёх, а лучше два) могут его дополнять.
Пол Герналь: «Используйте цвета осмысленно, чтобы они наилучшим образом представляли вашу тему или идею. Изучите символику каждого цвета, прежде чем использовать его.
Нужно помнить, что дальтоникам трудно понять инфографику зелено-коричневого и зелено-красного цветов.
Для большего контраста вместо сплошной заливки цветом можно использовать цветные узоры».
Чтобы правильно подобрать цветовую гамму, лучше пользоваться готовыми схемами и сервисами подбора цвета по ключевым словам.
Как научиться создавать собственный дизайн
Готовые шаблоны подойдут, если нужно быстро и красиво оформить презентацию. Если же ученик решил разобраться в тонкостях дизайна, помогут книги, образовательные видео, статьи и курсы.
Полезно смотреть выступления профессиональных спикеров: изучать, как они говорят, оформляют презентации и работают с аудиторией. Для этого отлично подходит TED Talks – крупнейшая библиотека лекций выдающихся людей планеты. Здесь можно найти видео на любую тему: от коротких мотивирующих спичей (пригодятся перед экзаменами!) до лекций про чёрную материю. Ролики на английском языке часто сопровождаются русскими субтитрами.
Ресурсы Arzamas и Big History Project — отличные примеры сторителлинга в образовании. На этих платформах материал подаётся простым языком, даже скучные или слишком банальные темы раскрыты с интересной и увлекательной точки зрения.
Советы и шаблоны для презентаций, графиков и даже постов в соцсетях можно найти в блогах профессионалов, например, в блоге Canva. Например, у Ильи Бирмана много примеров, теории и советов, которые помогут сделать качественный дизайн.
Курсы для новичков
Тем, кто решил разобраться в тонкостях художественного оформления текстовых работ, стоит обратить внимание на курсы по графическому дизайну, веб-дизайну, типографике или инфографике. Онлайн-курсы на английском и русском языке можно попробовать бесплатно.
Книги о дизайне и презентациях
Тренды в дизайне меняются быстро, но чтобы научиться основам и отличать хороший дизайн от плохого, стоит прочесть несколько книг:
- «Мастерство презентации», Алексей Каптерев — универсальная книга по дизайну презентаций. Обязательна к прочтению тем, кто будет презентовать проекты перед большой аудиторией.
- 100 Things Every Designer Should Know About People, Susan Weinschenk — психологические основы восприятия визуальной информации. Книга о том, что думают люди, когда видят презентацию и как пробудить интерес к слайдам. Книга не переведена на русский, однако ключевые моменты можно прочитать в этой статье.
- «Рисовый штурм», Майкл Микалко — практикум для творческих людей: сотни упражнений, головоломок и задач, которые помогут развить креативное мышление.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Значение слова «причесать»
ПРИЧЕСА́ТЬ, —чешу́, —че́шешь; прич. страд. прош. причёсанный, —сан, -а, -о; сов., перех. (несов. причесывать и чесать). Гребенкой, щеткой пригладить, привести в порядок (волосы). Он только что умылся и причесал гладко назад свои волосы, смочив их водой. Куприн, Черный туман. || Привести в порядок кому-л. волосы. Мама достала из сумочки гребешок и причесала Сережу. Панова, Сережа. || Расположить волосы на голове в каком-л. порядке расчесыванием, стрижкой, завивкой. Черные волосы ее были взбиты и причесаны по-модному. Л. Толстой, Воскресение. || (несов. только причесывать) перен. Разг. Сделать гладким, убрать шероховатости в чем-л. Мне предложили редактировать его очерки, исправить грамматические грехи его жарких речей, причесать их буйный, встрепанный язык. М. Горький, Книга рабкора Гудка-Еремеева.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРИЧЕСА’ТЬ, ешу́, е́шешь, сов. (к причесывать). 1. что. Гребенкой пригладить. П. волосы. || кого-что. Гребенкой пригладить кому-н. волосы. П. ребенка. 2. кого. Сделать кому-н. ту или иную прическу. По моде причешу. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
причеса́ть
2. сделать кому-либо ту или иную причёску ◆ По моде причешу. Пушкин
Источник
Как делать презентации, или почему не все взлетает? Часть 1
В силу своей работы и в целом из любви к исскуству, а также из наличествующего большого желания делиться с окружающими полезной информацией мне довольно часто приходится выступать с докладами перед почтенной публикой на самых разнообразных, как правило, айтишных конференциях. Не все из моих выступлений удачные, что-то получается лучше, что-то хуже. Как бы там ни было за несколько лет практики накопился некоторый опыт, которым захотелось поделиться, в связи с чем 12 апреля и был проведен одноименный вебинар, запись которого можно посмотреть на techdays.ru.
Подумав (не очень долго), я решил, что было бы также неплохо поделиться своими мыслями в текстовом формате: тут можно и конкретизировать, и лучше по полочкам разложить, да и читать многим сподручнее.
Про подготовку и создание презентаций (тут я имею в виду как сценическое действо, так и физический, обычно, цифровой объект творчества) написано много — и я в конце приведу ссылки на несколько книг, которые мне показались интересными в контексте обсуждаемой темы. В своей статье я сконцентрируюсь на двух вещах:
- подготовке истории, лежащей в основе презентации, и далее проработке ее структуры,
- некоторым аспектам и техническим нюансам, которые я нахожу полезными с практической точки зрения при непосредственном создании презентации (слайдов).
Зачем вообще нужно делать презентации?
Первое, чем надо озадачиться, звучит примерно так: «какого черта мне вообще нужно что-то делать?» Конечно, в зависимости от контекста формулировка может меняться: начиная с банального «на кой?» или «оно мне надо?» и заканчивая меркантильным «что я от этого получу?». И задать себе подобный вопрос обязательно нужно. Честно.
Чтобы было проще найти ответ, вот вам небольшая подсказка: если вы не отъявленный бездельник, которому просто хочется потрепать языком, тем самым удовлетворив свою физиологическую и ментальную потребность, то ключевое слово для вас — «sharing».
Sharing — это обмен, дележка, добровольное перетекание флюидов и потоков информации из одного места в другое. Как правило, насыщающей мотивацией доклада является тот факт, что вам нужно или вы хотите чем-то с кем-то поделиться.
Как вариант: вам нужно что-то рассказать, потому что в ваши должностные обязанности входит составление планов и отчетов, или, скажем, без защиты дипломной работы вам отказываются выдать диплом. Вам хочется что-то рассказать, чтобы кого-то в чем-то убедить или заставить слушателей смотреть по-другому на какие-то вещи.
Между эти двумя вопросам («почему?» и «чтобы что?») есть тонкая разница. Первый скорее касается вводных, побуждающих и обязательствующих факторов («поделиться, потому что. »), второй — скорее мотивирующих и проектируемых на будущее («поделиться, чтобы. »). На практике часто актуальны оба, однако, превалирование одного или другого также оказывается важным, так как может предопределять формат выступления и накладываемые ограничения.
Например, отчет на научной конференции или защита дипломной работы, как правило, предполагают довольно строгий формат изложения и соответствующую структуру доклада и презентации, начиная с постановки задачи и заканчивая выводами и дальнейшими планами. Выступление перед инвесторами с презентацией по заданному шаблону как бюрократическая процедура также может предполагать весьма конкретные блоки в рассказе, причем обычно без котяток и прочих шалостей.
С другой стороны, если вы делитесь опытом в неформальном кругу близких друзей или выступаете перед коллегами на индустриальной it-конференции, где вы можете позволить себе вольности или вам, что называется, надо работать с аудиторией, то ваше пространство для маневров значительно расширяется. Это может быть и просто беседа с зарисовками на салфетках, и махание руками без слайдов. И тут иногда можно немного побезобразничать, конечно, в рамках приличия 🙂
Поэтому, повторю, готовясь к докладу, важно ответить себе на два вопроса: почему вам нужно поделиться информацией и чего вы хотите этим добиться. В принципе, думать над ними можно в рамках дихотомии: что вы потеряете, оставив сокровенное при себе, и что вы приобретете, неся свет мысли в массы.
Про цели
Теперь, когда вы знаете ответы на оба вопроса, вы готовы сформулировать цель вашего выступления. На мой взгляд, такая цель обязательно должна содержать выхлоп — некоторый результат, проецируемый на будущее ваших слушателей.
Представьте себе, что прямая линия в центре на картинке выше — это отрезок вашей жизненной линий. В какой-то момент (левая точка) вы рассказываете свой доклад: тут ваша жизненная линия пересекается с линиями всех ваших слушателей. Далее презентация закончится и ваши линии разбегутся в разные стороны.
Цель, которую вы формулируете для вашей презентации должна касаться того, как жизненные линии слушателей или ваша собственная будут вести себя в будущем. Например, своим выступлением вы можете провоцировать их пересечения — будь это продажи, совместные проекты, другие мероприятия или просто новые полезные контакты, на которые вы подпишитесь в твиттере 🙂 С кем-то из слушателей, возможно,
вы никогда в жизни больше напрямую не пересечетесь, но ваше выступление может повлиять на их модели поведения, образ мышления и отношение к тем или иным объектам и обстоятельствам — например, имиджу компании или событиям в обществе. Или, еще полезный выхлоп: измениться может ваша собственная линия — как результат обратной связи во время или после доклада.
Конкретизация изменения в будущем вашей или внешних жизненых линий и есть цель вашего перформанса.
Полезная модель для формулировки цели — поиск ответа в виде 5W+H: кто, что, когда, где, почему и как. На кого вы собираетесь влиять? Что в их линиях вы хотите изменить? Когда и где эти изменения должны произойти? Почему ваши «кто» будут менять свои линии и как именно они это будут делать?
Конечно, на практике, это может оказать слишком сложным упражнением (у вас, наверняка, уже давно чешутся ручки и открыт PowerPoint с первым слайдом?). Поэтому не усердствуйте слишком много в казуистике ответов на странные вопросы. Простое «я хочу поделиться своим опытом, чтобы слушатели не делали моих ошибок и стали лучше относиться к нашей компании, думая о ней как о прогрессивной it-компании» — уже звучит вполне убедительно.
Как готовить презентацию?
Имея в голове цель, самое время перейти к подготовке презентации. Хм. Думаю, пора закрыть ваш PowerPoint и отложить его на несколько дней. Подготовка презентации — длительный и мучительный процесс, который может тянуться днями и даже неделями. Конечно, если у вас есть столько времени. На практике бывает и так, что вам нужно делать презентацию «завтра», тогда весь этот процесс скукоживается до нескольких часов, что есть не очень хорошо, если только вы не знаете заранее, что именно вы будете рассказывать, кому и зачем.
Надо сказать, что последнее — вполне традиционный сценарий в жизни евангелиста, которому необходимо одну и ту же мысль доносить в разных похожих аудиториях. В таких ситуациях, как правило, достаточно освежить память и причесать презентацию, с учетом контекста обновив отдельные слайды и актуализировав информацию. Как правило, это означает, что подготовительная работа серийных выступлений проведена раньше — и она не сильно отличается от всего того, о чем я буду рассказывать далее.
Итак, вам нужно подготовить уникальное или серийное выступление. Что делать? Готовиться!
1. Поместите себя в суп
Первым делом нужно погрузить себя в тематику планируемого выступления, повариться в теме, порассуждать на разные связанные темы, пообщаться с коллегами, пособирать информацию, по… поделать что-нибудь.
Отвлекайтесь, перепрыгивайте свободно на связанные темы, ищите параллели.
Ваша задача — дать затравку вашему мозгу, побудить его начать думать о выступлении и о том, что конкретно вы будете рассказывать.
2. Добавляйте специи и дрова
Время от времени важно добавлять специи в суп и дрова в огонь. Ищите вкусные детали, просматривайте потенциально интересные материалы, продолжая «накачивать» свой мозг темой выступления. Это все укрепляет связи между вашими нейронами и позволяет мозгу все четче и четче «видеть» пространство для выступления: как целиком всю картину, так и отдельные яркие штрихи будущей истории.
Пока вы перелопачиваете горы информации или просто что-то изучайте, возможно, связанное с вашей темой, но, кстати, не обязательно — делайте заметки, записывайте все, что может потом пригодиться.
Например, когда я готовился к выступлению на конференции «Тостер» с рассказом про эволюцию веба, так получилось, что параллельно я читал несколько книг про эволюцию живой природы (в частности, «Паразиты. Тайный мир» Карла Циммера), что в общем-то хорошо пересекалось с темой планируемого доклада. Чем больше я погружался в оба направления, тем больше я видел интересных аналогий, которые можно было провести между эволюцией различных тварей и эволюцией веба.
Все такие интересности и вкусности заносились в блокнотик и отмечались закладками в книге:
Позже отдельные находки удачно вплелись в доклад:
На этом этапе также важно отдавать себе отчет, когда процесс варки должен закончиться и будет пора приступать к следующим шагам. Если время есть, можно вариться. Если остается несколько дней (до выступления, отправки слайдов или любой другой важной контрольной отметки), нужно закругляться.
3. Говорите
Следующий важный шаг — начать говорить на тему своей презентации, проговаривать как отдельные куски, так и пытаться рассказать целиком все то, что вы хотите донести до аудитории. Причем ключевая задача не научиться выступать, например, проделывая это упражнение перед зеркалом, а облечь в вербальную форму все то, что крутится в вашей голове. Выстроить в словесной форме логические связи, переходы, вопросы и обращения к аудитории.
Делайте это сами с собой наедине. Обсуждайте отдельные детали с коллегами, друзьями, знакомыми. Заставьте ваш мозг думать на тему вышего выступления. Чем больше вы это делаете, тем свободнее будет речь и поток мысли и, кстати, тем проще вам будет отвечать на вопросы зрителей. Укрепляйте связи между нейронами вашего мозга 🙂
Важный момент в «говорении» заключается в том, что, проходя через эту процедуру, вы можете на практике (своем собственном опыте) увидеть и услышать проблемные точки:
- блокеры, в которых вы не знаете, что сказать или как сформулировать мысль;
- зацикливания, в которых ваша мысль начинает повторяться, и вы крутитесь вокруг одной и той же идеи и не можете перепрыгнуть дальше;
- поглотители времени, в которых вы начинаете говорить очень много и углубляетесь слишком сильно в детали.
Отмечайте для себя все такие моменты. Упрощайте речь и четче формулируйте мысли.
4. Нарисуйте структуру
Теперь, когда у вас в голове более-менее сложилась структура рассказа, попробуйте зафиксировать ее. Я обычно использую простые списки или интеллект-карты (mindmap), либо другие схематичные композиции. В качестве носителя подойдет и обычный блокнот или лист бумаги, и маркерная доска, и просто любое приложение с соответствующим функционалом, которое не будет вас отвлекать на дополнительные действия.
Например, когда я готовился к проведению мастер-класса по дизайну для Windows Phone в какой-то момент в моем блокноте появился вот такой список:
Здесь важно отметить ключевые темы, отсортировать, расставить приоритеты, выстроить порядок изложения и… прикинуть тайминг. В примере выше у меня было 3,5ч на мастер-класс, что можно было условно разделить на 21 слот по 10 минут (3,5ч = 210 минут), соответственно, нужно было оставить примерно 21 мини-тему.
В итоге это также отразилось и на итоговой презентации, сопровождающей мероприятие:
Еще пример: когда я готовился к докладу на UserExperience’11, имея уже в голове фрагментарную картину (в том числе в силу того, что ранее мне приходилось выступать с докладами и писать статьи на схожие темы), я выписал в блокноте ключевые темы, которые довольно быстро трансформировались в принцип 5А (Accessible, Adaptive, Agile, Async, Attractive):
На последующих этапах оставалось это воплотить в презентации и выступить с докладом:
А вот как выглядела интеллект-карта этой статьи и соответствующего вебинара:
Так что: говорите и рисуйте.
5. Повторяйте
Фиксация и развитие — взаимосвязанные и поддерживающие друг друга процессы. Часто бывает трудно сходу рассказать все содержание доклада или хотя бы целиком представить его в голове. В этом смысле, фиксация на бумаге (или другом носителе) является отличным инструментом для развития мысли, так как позволяет наглядно отобразить ключевые точки рассказа. Такие опорные фразы и понятия позволяют также держать фокус и не отвлеваться очень сильно от основного изложения.
Поэтому на практике можно двигаться итерационно: подумать-поговорить на тему доклада, зафиксировать. Попробовать еще поговорить с учетом зафиксированного плана — посмотреть, что получается. Далее расширить, углубить, внести коррективы или переписать все полностью с нуля. Повторять цикл до нужной готовности.
Время от времени можно также возвращаться ко второму шагу: отвлекаться на время, расширять кругозор, искать дополнительные детали и дать мозгу возможность продолжить думать над темой в пассивном режиме.
Что важно помнить о структуре и композиции?
Если вы интересовались ранее теорией (рекомендациями) по созданию презентаций, вы наверняка встречались с такой схемой:
Возможно, вы встречали ее в какой-нибудь другой вариации. Например, вам могли рассказывать про 5 буллетов, минимальный размер текста и какие-нибудь другие «важные» параметры.
Моя практика показывает, что все это полезно только на первых этапах, когда у вас мало опыта, так как позволяет избежать совсем уж детских глупостей и ошибок. Однако далее, если у вас есть голова на плечах и вы не лишены здравомыслия, забудьте:
Правда заключается в том, что нет одного единого и универсального подхода на все случаи жизни, подходящего для всех типов презентаций. Его просто нет. Поэтому единственное, что может вас спасти — это логика, здравый смысл и чувство вкуса, подкрепленные опытом.
А вот если что и есть, так это некоторые общие советы и понимание некоторых важных аспектов функционирования живого мозга. Немного об этом и поговорим.
Композиция
В любом произведении (книга, кино, опера и т.п.) есть некоторая композиция — структура построения повествования, ведущего зрителя от начала и до конца истории, поддерживающая в нем интерес и направляющая к ключевым идеям, которые хотел донести автор (композитор, писатель, режиссер и т.д.).
В произведении можно условно выделить несколько актов, описывающих введение в ситуацию, ее развитие вплоть до ключевого действа и завершение истории. В ходе своего путешествия герой проходит через ряд важных этапов, встречает вызовы, переживает трансформации и в конце концов побеждает:
Конечно, на практике конкретная схема одного рассказа всегда будет отличаться от схемы другого. Будет разный сюжет, разный тайминг и разные пропорции. Где-то вы будете делиться горьким опытом, а где-то удачными решениями. В одних случаях вы в течение всего рассказа будете рассказывать одну конкретную историю, а в других много маленьких, связанных некоторой общей идеей.
Вообще, надо отметить, на схему композиции можно смотреть по-разному, отмечая для себя отдельные важные нюансы:
Во-первых, оказывается важным «подвешивать» историю на некоторые якоря (крючки), которые будут поддерживать изложение и помогать зрителю ориентироваться в том, что происходит, и отслеживать динамику развития. Это опорные точки, устанавливающие контекст. На практике, например, они могут быть отсылками-напоминанием того, что было рассказано ранее и какую роль в связи с этим играет то, что вы собираетесь рассказать сейчас. Это также может быть некоторая сквозная линия, пронизывающая ваши отвлеченные рассуждения.
Например, когда я делал доклад на Software People про разработку под Windows 8, такими опорными точками были как визуальное разделение на 5 частей («5 основных моментов, о которых вам надо помнить»), так и сквозная тема «кто вам нужен в команду»:
Во-вторых, чтобы история развивалась по направлению к основной мысли вашего рассказа (кульминации повествования), необходимо периодически толкать зрителя наверх. Это могут быть как подкрепляющие промежуточные идеи истории (например, в докладе про эволюцию веба, о котором я рассказывал выше, такими историями были аналогии с эволюцией живой природы), так и некоторые точки привлечения внимания (аттракторы), концентрирующие интерес зрителей перед следующим скачком.
В-третьих, ваш рассказ может требовать определенной последовательности изложения, постепенно вводящей слушателя в курс дела. У вас появятся фундамент, в котором вы можете обозначить отправную точку, возникающие проблемы, с которыми необходимо справиться, пути решения, как альтернативы, стоящие перед героем, выбор и разрешение истории, как кульминация. Этакая пирамида, в которой каждый последующий слой опирается на предыдущий.
Смешивание тем
Еще одним важным моментом является переплетение историй, когда у вас есть параллельные сюжетные линии, либо вам нужно в ходе рассказа переплести разные проявления какой-то ключевой темы или разные типы контента (например, картинки, видео, демонстрации и т.п.).
В этом случае можно рассматривать линию вашего рассказа как спираль, последовательно проходящую через все темы, подлежащие сплетению в одну иторию. При таком подходе вы можете как четко отслеживать развитие истории, так и убедиться, что не пропускаете вставку важных связанных идей.
Например, готовя ключевой доклад-открытие для HTML5Camp:
мы в голове держали такую схему. Основная история крутилась вокруг эволюции веба и противопоставления веб-приложений и нативных приложений, подводя к выводу о постепенному размытию границы между этими понятиями. Ключевыми темами при этом были: развитие веба, веб-стандарты и Internet Explorer + инструменты разработки.
Рассказ начинался с эволюции веба, переходил к эволюции веб-стандартов, далее проекции на цикл развития Internet Explorer. Второй цикл начинался с противопоставления веба и нативной разработки, переходил к вызовам в вебе и способами решения стоящих проблем, проецируясь на возможности, поддерживаемые IE и необходимыми инструментами разработки. Третий цикл говорил о трендах в IT-индустрии и их пересечениях с вебом, переходил к важности стандартизации и заканчивался инвестициями в IE, в том числе в мобильной версии. Завершающий четвертый цикл описывал саму конференцию: от разных тем и разных докладчиках к напоминанию о последующей конференции DevCon’12.
В целом, у нашего keynote была более-менее классическая структура, хотя, возможно, это и не очевидно сразу из описания выше. Постепенно переходя от одной темы к другой, в том числе в ходе демонстраций развивалась идея о том, что сегодняшний веб все большо по возможностям догоняет десктоп. Кульминация истории приходилась на конец второго цикла, когда, подводя итог поискам ответов, Александр Ложечкин говорил о том, что веб-технологии и браузер не просто догоняют, но и вполне становятся платформой для нативной разработки, намекая на Windows 8. Далее следовали два коротких завершающих цикла.
Ваша структура может отличаться от классики. Например, вы можете инвертировать изложение, начав с результата и далее рассказывая о том, как и почему вы к нему пришли. Каким бы ни было ваше изложение, самое важное — это чтобы структура была в принципе:
И еще про время
Я уже упоминал про 10 минут, когда рассказывал про подготовку мастер-класса по Windows Phone. Возможно, вы успели озадачиться, с чем связана такая цифра? Так вот, наш мозг
устает, когда в него пихают одно и тоже:
Поэтому время от времени необходимо привлекать внимание аудитории, сменяя тему, контекст, рассказывая истории, переходя от слов к демонстрации, видео и т.д.
Отсюда важный вывод: необходимо не просто выстроить структуру рассказа, но и побить ее на части около 10 минут или меньше, каждая из которых будет «заново» завоевывать внимание аудитории. Конечно, если только ваш рассказ длится более 10 минут.
Как известно, одну и ту же мысль, можно донести:
- одним твитом,
- коротким минутным «элеватор-питчем»,
- за 5 минут, как это делается в Ignite Show,
- за 20 минут, как это делается в TED,
- за 30 минут, 45, час, два.
- и т.д.
Ваша мысль может оказаться достаточно хорошо масштабируемой во времени, однако, ее восприятие аудиторией может начать страдать просто в силу особенностей восприятия информации человеком. Поэтому, как только вы перепрыгиваете через порог в 10-15 минут монотонного рассказа, ваш зритель начинает засыпать — и его надо будить. В этом смысле, не забудьте на схеме вашего доклада особенно отметить те точки, где вы будете фокусировать внимание аудитории, и убедиться, что их достаточно для поддержания интереса.
Наконец, прежде чем мы таки перейдем (во второй части) к PowerPoint и составлению презентаций, не могу не напомнить пирамиду Сета Година:
История важнее слайдов. Да. Если у вас нет единой истории и нет структуры, это плохо. Конечно, вы просто можете травить анекдоты, но это, наверное, не то, ради чего пришли ваши зрители. В лучшем случае они запомнят несколько удачных шуток. Если вы рассказываете слишком много и распыляетесь, это плохо. Никто не запомнит главного. Если вы забываете привлекать внимание аудитории, все просто уснут.
Источник