Что значит пресный хлеб

Пресный хлеб

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое «Пресный хлеб» в других словарях:

Пресный хлеб — ♦ (ENG unleavened bread) хлеб, приготовленный без добавления дрожжей. Используется иудеями во время приема пасхальной пищи (Исх. 12:8, 17 20) и христианами во время причащений (в Западной церкви) … Вестминстерский словарь теологических терминов

ПРЕСНЫЙ — ПРЕСНЫЙ, в чем нет никакого резкого, ясно сознаваемого вкуса, кроме разве небольшой сладковатости, или приторности; ·противоп. кислый, соленый, горький и пр. Пресная вода, питейная, не соленая. Пресное тесто, неквашеное. Пресное молоко. Пресная… … Толковый словарь Даля

Хлеб — У этого термина существуют и другие значения, см. Хлеб (значения). Хлеб нескольких сортов … Википедия

Хлеб дрожжевой и пресный — ♦ (ENG bread, leavened and unleavened) римско католическая церковь использует во время евхаристии пресный хлеб, восточные церкви (за исключением армянской) обычно используют дрожжевой хлеб … Вестминстерский словарь теологических терминов

пресный — пресен, пресна, пресно, укр. прiсний, др. русск., ст. слав. прѣснъ – то же, опрѣснъкъ пресный хлеб (Вондрак, Aksl. Gr.2 186; Vgl. Gr. I, 172; Дильс, Aksl. Gr. 105), болг. пресен, сербохорв. приjѐсан, приjѐсна, словен. prẹsǝn, prẹsna, чеш.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Читайте также:  Краймбрери что значит с английского

Хлеб для причастия (алтарный) — ♦ (ENG Communion (altar) bread) хлеб, используемый для совершения таинства причащения. В нек рых христианских церквях используется пресный хлеб, подобный еврейской пасхальной лепешке (маца) (Исх. 12:15) … Вестминстерский словарь теологических терминов

Хлеб — разного вида пищевые продукты, приготавливаемые из муки зерновых злаков. 1) Осн. злаковая культура, используемая в питании. Растение на корню, в снопах, чистое зерно в амбарах ( Урожай хлебов , Сеять Х. , Уборка хлебов ). 2) Всякая пища чел.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Хлеб — I. ХЛЕБ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ Х. с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; 14:18; 21:14 и др.). В 2Цар 9:7 под Х. подразумевается еда в целом, так же как и в молитве Отче наш : Хлеб наш насущный дай нам на сей… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Хлеб — Под именем X. известны разного вида пищевые продукты, приготовленные из зерновой муки некоторых злаков и служащие важнейшей составной частью народного продовольствия. Главнейшие хлебные злаки: пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овес,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

опреснок — пресный хлеб … Cловарь архаизмов русского языка

Источник

Пресный хлеб — Unleavened bread

Тип Хлеб (обычно лепешка ) Вариации Маца , роти , тортилья и многие другие

Пресный хлеб — это любой из множества видов хлеба , приготовленных без использования разрыхлителей, таких как дрожжи . Пресный хлеб — это, как правило, лепешки ; однако не все лепешки пресные. Пресный хлеб, такой как тортилья и роти , является основным продуктом питания в Центральной Америке и Южной Азии , соответственно.

СОДЕРЖАНИЕ

Религиозное значение

Пресный хлеб имеет символическое значение в иудаизме и христианстве . Евреи едят пресный хлеб, такой как маца, во время Пасхи, как сказано в Исходе 12:18. Согласно Торе , недавно освобожденным израильтянам пришлось покинуть Египет в такой спешке, что у них не было даже свободного времени, чтобы подняться их хлеб; как таковой хлеб, который не может подняться, едят как напоминание.

Canon Закон о латинском обряде в Римско — католической церкви предписывает использование пресного хлеба для хозяина , и пресные вафли для общения верующих. Более литургические протестантские церкви склонны следовать латино-католической практике, тогда как другие используют либо пресный хлеб, либо вафли, либо обычный (квасный) хлеб, в зависимости от традиций их конкретной деноминации или местного использования.

С другой стороны, большинство восточных церквей прямо запрещают использование пресного хлеба ( греч . Azymos artos ) для Евхаристии. Восточные христиане связывают пресный хлеб с Ветхим Заветом и разрешают употреблять только дрожжевой хлеб как символ Нового Завета в крови Христа. Действительно, это использование фигурирует в качестве одного из трех пунктов спора, которые традиционно считались причинами (наряду с проблемами верховенства Петра и filioque в Никено-Константинопольском Символе веры ) Великого раскола 1054 года между Восточной и Западной церквями.

Источник

Опресноки

Опре́сноки, или опресно́ки (др.-греч. ἄζυμα; ст.‑слав. опрѣсно́ки) — 1) неква­шен­ный, прес­ный хлеб; хлеб, при­го­тов­лен­ный на основе без­дрож­же­вого теста; 2) хлеб­ные изде­лия, при­го­тов­ляв­ши­еся иуде­ями на основе без­дро­же­вого теста к празд­нику опрес­но­ков.

В связи с чем был уста­нов­лен празд­ник опрес­но­ков?

Празд­ник опрес­но­ков был уста­нов­лен в связи с исто­ри­че­скими собы­ти­ями, пред­ше­ство­вав­шими и спо­соб­ство­вав­шими выходу Изра­иль­ского народа из Египта. Явив­шись Моисею, Бог напра­вил его в Египет с осо­бен­ной мис­сией: выве­сти Изра­иль из страны пира­мид ( Исх.3:2-10 ).

Несмотря на то, что Моисей, испол­няя реше­ние Божье, тре­бо­вал от фара­она, чтобы тот отпу­стил еврей­ский народ, фараон не желал этого. И это при том, что ему было ска­зано Мои­сеем, что он высту­пает не сам от себя, а в каче­стве Божьего послан­ника.

Для того, чтобы при­ну­дить пра­ви­теля к под­чи­не­нию, Гос­подь стал насы­лать на Египет страш­ные бед­ствия, одно за другим. О каждом из этих бед­ствий, впо­след­ствии назван­ных каз­нями еги­пет­скими, Моисей пре­ду­пре­ждал фара­она зара­нее. Таким обра­зом, бед­ствия имели для него зна­че­ние угрозы.

Казни сле­до­вали одна за другой, но несмотря на то, что они нано­сили серьёз­ный урон еги­пет­скому цар­ству, пра­ви­тель про­дол­жал упор­ство­вать. Послед­нее, самое страш­ное бед­ствие сло­мило его сопро­тив­ле­ние, и он вынуж­ден был под­чи­ниться Боже­ствен­ному Про­ви­де­нию, вынуж­ден был отпу­стить еврей­ский народ. Это послед­нее бед­ствие состо­яло в том, что у егип­тян погибли пер­венцы, вклю­чая пер­венца самого фара­она и пер­вен­цев среди скота ( Исх.12:29-31 ).

Сыны же Изра­иля были избав­лены от гибели своих пер­вен­цев. Обсто­я­тель­ства избав­ле­ния были свя­заны с жерт­вой Богу — пас­халь­ными агн­цами, — кровь кото­рых евреи пред­ва­ри­тельно нанесли на косяки и пере­кла­дины дверей своих жилищ ( Исх.12:7 ), и плоть кото­рых, после того, как агнцы были запе­чены на огне, потреб­ля­лась всем обще­ством Изра­иля ( Исх.12:3-6 ).

Пасхальные агнцы поеда­лись вместе с горь­кими тра­вами и прес­ным хлебом ( Исх.12:8 ). В связи с упо­мя­ну­тыми собы­ти­ями еврей­ский народ, поки­нул Египет, осво­бо­дился от раб­ства и сде­лался сво­бод­ным. В память об этом Гос­подь утвер­дил празд­ник опрес­но­ков, одной из обря­до­вых черт кото­рого стало: вку­шать семь дней прес­ный хлеб ( Исх.12:15 ). При этом в домах евреев не должно было нахо­диться квас­ного ( Исх.12:15 ).

В чём смысл спора с като­ли­ками об опрес­но­ках?

Наряду с тем, что Рим­ская цер­ковь, отда­ля­ясь от Пра­во­сла­вия, поз­во­ляла себе иска­жать дог­маты Все­лен­ской Церкви, она иска­жала и тра­ди­ци­он­ные нормы бого­слу­жеб­ной прак­тики хри­стиан. Одно из таких иска­же­ний отно­сится к исполь­зо­ва­нию в Таин­стве Евха­ри­стии опрес­но­ков. Есть весо­мые осно­ва­ния счи­тать, что начало этой прак­тике было поло­жено не ранее чем в X–XI вв.

Чем же римо-като­лики оправ­ды­вают эту прак­тику? На каких осно­ва­ниях зиждется их убеж­ден­ность, что Евха­ри­стию нужно совер­шать не на квас­ном хлебе, а на опрес­но­ках?

В защиту данной идеи пред­ста­ви­тели Рим­ской церкви ука­зы­вают, глав­ным обра­зом, на два “биб­лей­ских” осно­ва­ния: 1) на то, что Тайная вечеря будто бы была совер­шена в первый день опрес­но­ков, когда вку­ше­ние квас­ного хлеба не доз­во­ля­лось зако­ном, и, сле­до­ва­тельно, Спа­си­тель, уста­нав­ли­вая Таин­ство Евха­ри­стии, исполь­зо­вал не квас­ной хлеб, но прес­ный, не вскис­ший; 2) на слова апо­стола Павла: «Посему станем празд­но­вать не со старою заквас­кою, не с заквас­кою порока и лукав­ства, но с опрес­но­ками чистоты и истины» ( 1Кор.5:8 ).

Однако оба этих так назы­ва­е­мых «осно­ва­ния» не оправ­ды­вают прак­тику совер­ше­ния Евха­ри­стии на опрес­но­ках.

Что каса­ется вре­мени совер­ше­ния Тайной вечери по отно­ше­нию к вет­хо­за­вет­ной Пасхе, то она, оче­видно, состо­я­лась не 14-го, а 13-го Нисана (то есть до празд­ника вет­хо­за­вет­ной Пасхи ( Ин.13:1 )), когда опрес­ноч­ные дни ещё не насту­пили.

Что каса­ется слов апо­стола Павла об опрес­но­ках, их, как сле­дует из кон­тек­ста речи, сле­дует пони­мать не бук­вально, при­ме­ни­тельно к пра­ви­лам совер­ше­ния Таин­ства Евха­ри­стии в Церкви Хри­сто­вой, а ино­ска­за­тельно, духовно. В этом выра­же­нии он при­зы­вает после­до­ва­те­лей воз­дер­жаться от вет­хого кваса, при­зы­вает их к нрав­ствен­ной чистоте и духов­ному совер­шен­ство­ва­нию.

Сле­дует отме­тить, что потреб­ле­ние иуде­ями опрес­но­ков было свя­зано с вет­хо­за­вет­ным обря­до­вым зако­ном, а поскольку этот закон был отме­нен Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, постольку утра­тила зна­че­ние закон­ной и обря­до­вая прак­тика их потреб­ле­ния.

Обра­тим вни­ма­ние, что согласно Еван­гель­скому повест­во­ва­нию Мессия, утвер­ждая Таин­ство Евха­ри­стии на Тайной вечери, исполь­зо­вал квас­ной хлеб (по-гре­че­ски «артос», что в эти­мо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии ука­зы­вает на хлеб вскис­ший, под­няв­шийся) ( Мк.14:22 ). Такой же квас­ной хлеб, согласно Писа­нию, исполь­зо­вали, совер­шая Таин­ство Евха­ри­стии, и апо­столы ( Деян.2:42 ).

Рас­суж­де­ния пред­ста­ви­те­лей Рим­ской церкви о том, что опрес­ноки при­лич­нее упо­треб­лять, так как они служат сим­во­лом чистоты, не имеет под собой дей­стви­тель­ной почвы. На это можно воз­ра­зить, что квас­ной хлеб соот­вет­ствует суще­ству Таин­ства Евха­ри­стии в боль­шей сте­пени: как имев­ший про­цесс бро­же­ния, он явля­ется сим­во­лом жизни, тогда как опрес­ноки скорее ука­зы­вают на скорбь и без­жиз­нен­ность.

Согласно заме­ча­нию свя­того Епи­фа­ния, в древ­но­сти обык­но­ве­ние совер­шать Таин­ство Тела и Крови на опрес­но­ках было свой­ственно только неко­то­рым ере­ти­кам, напри­мер, еви­о­неям, кото­рые ложно учили о Христе и во многом при­дер­жи­ва­лись иудей­ских зако­нов.

Источник

Как приготовить пресный хлеб? Пошаговый рецепт с фото

Пресный хлеб примечателен прежде всего тем, что для его приготовления не нужно использовать вредные термофильные дрожжи или закваски. Кроме всего прочего, процесс замешивания теста предельно прост! Отличительной чертой этого вида хлеба является продолжительность выпекания (в некоторых случаях — обжаривания): она крайне мала. В целом, пресный хлеб является здоровой и экономичной альтернативой классическому. Дело в том, что для его приготовления требуется всего парочка продуктов и минимум кулинарных навыков.

Бездрожжевой продукт

Пресный хлеб выигрывает у хлеба, приготовленного с использованием дрожжей, как минимум в том, что его готовка не отнимает много времени. Ему не требуется опара или закваска. Его серьезное преимущество — скромный список ингредиентов. Рецепт пресного хлеба крайне прост: смешать муку с водой, раскатать тесто в лепешку и поддать термической обработке. Да, все настолько просто! Это проще, чем сбегать в ближайшую булочную или магазин.

Пресный хлеб богат микро- и макроэлементами, в нем содержится жизненно необходимая нашему организму углекислота. Итак, хотите узнать, как приготовить это мучное изделие? Выбирайте оптимальный рецепт из представленных ниже!

Рецепт пресного хлеба, в духовке испеченного

По классическому рецепту в основе хлеба без использования дрожжей лежит газированная вода. Желательно использовать воду «Ессентуки» или «Боржоми». На 250 мл воды следует подготовить следующее количество ингредиентов, необходимых для приготовления теста:

  • 1,5-2 стакана отрубной муки;
  • 4 ст. ложки оливкового масла;
  • 1 чайную ложку сухого молока;
  • специи по вкусу.

Пошаговая инструкция приготовления далее.

Как готовить?

Чтобы приготовить пресный хлеб в духовке, необходимо прокалить муку на сковороде, просеять ее и смешать со всеми сухими ингредиентами. Теперь необходимо соединить охлажденную газировку с мукой: постепенно вливайте воду к сухим ингредиентам, постоянно помешивая. Не забудьте добавить растительное масло!

После этого следует отправить тесто в форму и оставить его на 30-40 минут, дабы оно поднялось — в это время вы как раз успеете нагреть печь. В разогретую до 190 градусов по Цельсию духовку отправьте форму для выпечки, наполненную тестом, на 25 минут. Стоит отметить, что по истечении этого времени не стоит немедленно доставать хлеб. Поставьте духовку на минимальную температуру нагрева (50 градусов) и позвольте ему постоять в тепле еще 30-40 минут. Теперь достаньте его из духовки, накройте салфеткой или оберните в полиэтиленовую пленку. Уже через несколько часов его можно будет кушать. Приятного аппетита!

Пресные лепешки: рецепт № 1

Если у вас нет духовки или хочется быстро приготовить пресные лепешки на сковороде вместо хлеба, рецепт ниже создан специально для вас! Проверьте, что дома имеются все следующие продукты, и можете смело приступать к готовке.

  • 250 мл чистой воды.
  • 300 грамм пшеничной муки.
  • 1 ½ чайной ложки соли.

Сначала необходимо растворить в воде соль. Смешать муку с соленой водой и тщательно вымесить тесто. Убедитесь, что в нем не осталось мучных комочков! Позвольте тесту настояться в течение получаса.

Теперь необходимо разделить тесто на 8-12 частей и каждую раскатать в тоненькую лепешку. Отправить на раскаленную сковороду. Одну лепешку обжаривать в течение 30-60 секунд с каждой стороны. Обратите внимание, что хранить готовые лепешки следует в холодильнике, спрятав их в целлофановый пакет. Срок хранения не должен превышать трех суток.

Совет: если вы не хотите в итоге получить хрустящие лепешки, то после того, как снимете их с огня, необходимо сбрызнуть их водой, используя бытовой распылитель — так они останутся мягкими и податливыми даже после остывания.

Пресные лепешки: рецепт № 2

Фактически пресный хлеб, на сковороде приготовленный,— это лаваш, поэтому предыдущий и следующий рецепт представляют собой различные вариации этого мучного изделия. Лаваш, приготовленный по данному рецепту, получится сдобным и калорийным, а также будет иметь богатый вкус за счет лежащего в основе теста кефира. Что нужно?

  • 250 мл кефира.
  • 1 столовая ложка растительного масла.
  • 1 чайная ложка пищевой соды.
  • 350 грамм просеянной муки.

Соедините все ингредиенты, тщательно перемешайте. Оставьте тесто на 30 минут в покое, тем самым дав ему настояться.

Разделите тесто на желаемое количество частей и раскатайте каждую порцию в лепешку толщиной в 1-2 мм. Отправляйте их на сковороду, предварительно раскалив ее. Включите сильный огонь и поджаривайте лепешки по 15 секунд с каждой стороны.

Чапати

Существует множество вариаций и способов приготовления пресного хлеба. Так, следующий рецепт — версия индийской кухни.

Замесите тесто из 150 граммов муки, 125 мл воды и небольшого количества соли. Дайте ему отдохнуть в течение 30 минут. Теперь необходимо смазать руки маслом растительного происхождения, повторно обвалять тесто в муке и должным образом его замесить. После того как вы разделите тесто на одинаковые шарики, которые в размере не будут крупнее среднего куриного яйца, расплющите их и, обваляв в муке, отправьте на сухую раскаленную сковороду.

Можете снимать лепешки с огня, когда они зарумянятся, а поверхность покроется светло-коричневыми пятнышками. В среднем выпекание одной такой лепешки на сковороде занимает чуть больше 3-4 минут. Главной особенностью приготовления индийских лепешек чапати является то, что пока они еще не остыли, их необходимо смазать сливочным маслом.

Ближневосточная пита

Пита — это название пресного бездрожжевого хлеба, используемое на Ближнем Востоке. Здесь это мучное изделие крайне распространено, ведь из него можно приготовить множество вкусных закусок: сладких, острых и соленых. Главное — выбрать подходящую начинку, например овощную, мясную, сырную или фруктовую.

Примечательны эти лепешки тем, что в процессе выпечки в их середине образуется воздушный «рукав», который необходимо «вскрыть» и нафаршировать любимой начинкой.

Советы по приготовлению

Каким бы простым ни казался рецепт плоского пресного хлеба, не стоит забывать о некоторых мелочах, которые, объединяясь, создают совершенство. А совершенство (особенно на кухне) — это вовсе не мелочь! Итак, давайте выясним, какие существуют секреты выпекания пресного хлеба.

Ингредиенты

Для начала убедитесь, что все продукты, необходимые для приготовления хлеба, хорошего качества. Так, в вопросе воды следует отдать предпочтение газированной. Мука должна быть в обязательном порядке просеянная. В качестве альтернативы кефиру или воде можно использовать сыворотку. Желательно, чтобы она не была слишком кислой, но и не была свежей. В идеале же она должна быть суточной. Тем не менее кислую сыворотку также можно использовать. Главное — разбавить ее небольшим количеством воды.

Готовим тесто

Правильная последовательность соединения ингредиентов не менее важна, чем качество продуктов. Так, рекомендуется для начала объединять друг с другом все сухие продукты. После чего, сформировав из них «горку» на рабочей поверхности, сделать в ней небольшое углубление и постепенно вливать в муку жидкость. Также стоит отметить, что растительное масло следует либо заранее вливать в жидкость либо добавлять к тесту в последнюю очередь.

В итоге тесто должно отличаться однородностью и эластичностью. Стоит также отметить важность 30-минутной «передышки» для теста. Перед тем как оставить его настаиваться, рекомендовано сформировать из него шар.

Формируем лепешки

Разделив тесто на одинаковые кусочки, обязательно придайте им форму шара. После этого начните проводить по шару скалкой, меняя стороны после каждого движения — за счет этого маневра тесто готовых лепешек будет напоминать слоеное.

Выпекание

Итак, ключевой этап — этап выпекания. Что нужно знать о нем? Первым делом, до того, как вы отправите лепешки на сковороду или форму с тестом в духовку, нужно убедиться, что сковорода раскалена, а печь разогрета до 190-200 градусов по Цельсию.

В случае, если вы готовите лепешки на сковороде, не используйте масло для обжарки. Его следует добавлять исключительно в тесто — это правило номер один в приготовлении лаваша.

Источник

Оцените статью