Что значит преподаватель специальных дисциплин

Преподаватель специальных дисциплин учебного заведения среднего профессионального образования

Должностные обязанности. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования. Проводит обучение учащихся на высоком научно-методическом уровне, организует и контролирует их самостоятельную работу. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Формирует у учащихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности. Прививает учащимся прочные и глубокие знания, развивает у них профессиональные умения и навыки, готовит к практическому применению полученных знаний, организует, направляет и контролирует их самостоятельную работу. Участвует в деятельности методических объединений и других форм методической работы. Изучает личные качества учащихся, проводит работу с их родителями. Участвует в разработке и выполнении образовательных программ, несет ответственность за реализацию их в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; отвечает за качество образования обучающихся. Вносит предложения по совершенствованию учебного процесса. Повышает свое педагогическое мастерство и профессиональную квалификацию. Выполняет требования правил охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии при эксплуатации учебного оборудования.

Должен знать: Конституцию РФ, закон РФ “Об образовании” и другие нормативные правовые акты по вопросам образования, основы педагогики, физиологии; содержание предмета и его практическое применение, формирование научно-практического мировоззрения учащихся; основные технологические процессы и приемы работы по профилю профессии; основы экономики и организации производства и управления; основы законодательства о труде; формы, методы и прогрессивные технологии обучения и воспитания обучающихся; организацию учебно-воспитательной работы; правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

  1. Техническое оснащение и оборудование кабинета.
Читайте также:  Что значит физический диктант по физике

Исторический обзор методов преподавания специальных дисциплин показывает, что проблемой создания наглядных пособий и необходимого оборудования занимались вьщающиеся педагоги-художники Леон Батиста Альберта, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, братья Дюгаои, А.П. Сапожников, А. Ашбе, П.П. Чистяков, Д.П. Кардовский, К.Ф. Юон и др. Им принадлежит заслуга в разработке различных методов рисования с натуры (метод «завесы», метод «обобщения формы», «метод обрубовки» для демонстрации которых были разработаны специальные приспособления и модели (проволочные, деревянные плоские фигуры, геометрические тела, модели арок, колонн, лестниц, мебели, частей человеческого тела, экарше), учебные таблицы, специальные приспособления для демонстрации законов перспективных искажений.

В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберта, А. Дюрер предложили различные методики обучения рисованию с натуры. В основу обучения Альберти положил метод рисования с помощью «завесы», который критиковал Леонардо да Винчи, называя его «механическим рисованием». Методика обучения рисованию Леонардо да Винчи была основана на изучении и анализе натуры. Л.Б. Дюрер обучение рисованию построил на методе «обобщения формы», который позднее был назван «методом обрубовки».

Братья Александр и Фердинанд Дюпюи для обучения рисованию создали специальные модели, классифицировав их на пять категорий. Все модели последовательно использовались при обучении рисованию. Специальные группы моделей головы, частей тела, человеческой фигуры, разработанные и выполненные Александром Дюпюи отражала определенную методическую последовательность в построении изображений. Ф.Дюгаои сконструировал специальный станок для установления моделей и демонстрации явлений перспективы.

Сапожников А. П. предложил изучать законы перспективы, изменение освещенности различных поверхностей от их освещения, законы светотени с помощью специально сконструированных моделей. Для демонстрации конструкции человеческой головы им разрабатывается специальная проволочная модель. Сапожниковьгм А.П. разрабатываются анатомические модели для изучения строения человеческого тела.

Читайте также:  Что значит уфк по свердловской области

В основополагающих работах ЯЛ. Коменского выдвигается принцип наглядности и показываются пути и средства к практическому его применению.

Философское, психологическое и дидактическое обоснование принципа наглядности сделано великим классиком педагогики К.Ф. Ушинским. Этот принцип был положен в основу разработки различных современных педагогических систем и методик.

Научно-теоретическим обоснованиям вопроса наглядности и наглядных пособий посвящены монографии, статьи известных педагогов-исследователей изобразительного творчества (Н.Н. Ахутина, Р.С. Бондарчук, В. Н. Бейер. В.П. Вахтеров, О.Н. Галкина, Н.К. Гончаров, Л.В. Занков, И.П. Конобеевский).

Опираясь на педагогические труды основоположников «наглядного обучения» ученые-методисты Н.Н. Анисимов, Г.В. Беда, А.И. Васильев, Ю.А. Волков, СЕ. Игнатьев. В.А. Королев, Н.В. Одноралов, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.С. Рындин, A.M. Серов, А.В. Славин, Б.Г. Смирнов, А.Е. Терентьев, А.В. Триселев, Е.В. Шорохов, А.А. Унковский, А.П. Яшухин занимались вопросами оборудования живописных мастерских, разработкой наглядных пособий. В трудах названных ученых, находим прекрасные примеры, иллюстриругопще содержание учебных таблиц, которые используются ими в преподавательской деятельности на занятиях по живописи, рисунку, методике преподавания изобразительного искусства по многим темам программы. Так, большая заслуга принадлежит Ростовцеву Н.Н. в отборе иллюстративного материала, для раскрытия последовательности выполнения рисунка на занятиях по рисунку и уроках изобразительного искусства. Н.Н. Анисимов много внимания уделял разработке методических аспектов обучения школьников техническому рисунку, цветоведения и формированию начальных изобразительных навыков. Им предложены различные наглядные пособия и методика использования демонстрационных моделей на уроках изобразительного искусства.

Ведущие ученые-методисты, преподаватели живописи Беда Г.В., Пучков А.С, Триселев А.В., Унковский А.А., Шорохов Е.В., Яшухин А.П. большое внимание уделяли исследованию вопросов организации и методики проведения пленэров, аудиторных занятий по живописи, обучению студентов наброскам, композиции. В арсенале у каждого были авторские разработки учебных таблиц, методики работы с натуры и т.д.

Большое внимание использованию художественных материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в процессе обучения живописи уделяется в работах Н.В. Одноралова. Им собран и систематизирован материал по технологии живописи. Описаны инструменты, материалы и приспособления, выпускаемые промышленностью для оснащения процесса занятий живописью. В своих работах Одноралов Н.В. неоднократно подчеркивает, что совершенствование художественного воспитания невозможно без творческого подхода к работе преподавателя, одной из сторон которого является творческий подход к оснащению и оборудованию кабинетов.

Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что имеется достаточное количество необходимого научно-теоретического материала посвященного отдельным психологическим аспектам активизации обучения, формированию различных способностей, в том числе художественных, на которые можно опереться при разработке проблемы нашего исследования. В этой связи необходимо отметить труды М. В. Гамезо, Е. И. Игнатьева, Л. Ф. Обуховой, С. Л. Рубинштейна, Г. 3. Бедного, Т. В. Кудрявцева, Б. Ф. Ломова, Й. С. Якиманской.

Как показал анализ научной психолого-педагогической и методической литературы имеется достаточное количество теоретического материала, посвященного различным аспектам активизации обучения живописи и рисунка студентов посредством использования различного оборудования и наглядных пособий. Тем не менее, не исследовалась проблема активизации процесса обучения посредством комплексного использования различных наглядных средств, и приобщения студентов к поисковой деятельности, направленной на разработку, конструирование и изготовление учебных пособий, приспособлений, оборудования мастерских для занятий по специальным дисциплинам (рисунку и живописи) и школьных кабинетов изобразительного искусства.

Комплексное применение типовых средств обучения в сочетании с спроектированными и изготовленными студентами учебным оборудованием, приспособлениями и наглядными пособиями активизирует процесс преподавания специальных дисциплин (Рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства), развивает художественно-творческие способности обучаемых, стимулирует развитие навыков проектирования и поэтому должно рассматриваться как фактор и средство активизации процесса подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

  1. В учебном процессе по специальным дисциплинам необходимо предусмотреть обучение проектированию учебного оборудования и созданию наглядных пособий для живописных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства, что дает должный эффект активизации обучения живописи.
  1. Проектирование объектов учебного оборудования и наглядных пособии в процессе обучения специальным дисциплинам способствует развитию таких качеств личности, как художественно-творческих, творческо-конструкторских, методических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Преподаватель — специальная дисциплина

Преподаватели специальных дисциплин сталкиваются в своей деятельности с необходимостью рассмотрения вопросов мировоззренческого характера. Преподавая специальные дисциплины в течение многих лет, автор понял, что правильное научное мировоззрение нельзя формировать в одной-двух вводных лекциях. [1]

Начиная с 1967 г., преподаватели специальных дисциплин высших учебных заведений проходят стажировку на передовых предприятиях, в ведущих вузах и научно-исследовательских организациях сроком до трех месяцев с отрывом и без отрыва о г работы в вузах. Руководители предприятий, вузов и научно-исследовательских организации обязаны принимать преподавателей вузов па стажировку и создавать им необходимые условия для ознакомления с технологией, с современным оборудованием, экономикой и организацией производства. Министерство высшего и среднего специального образования СССР по согласованию с ВЦСПС и Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы утверждает инструкцию о порядке стажировки на предприятиях, в учреждениях и организациях преподавателей высших учебных заведений. [2]

Решение о включении в курс тех или иных дополнительных вопросов программы следует принимать, посоветовавшись с преподавателями специальных дисциплин . [3]

Такой вид связи кафедры физики с ведущими техническими кафедрами втуза полезен ще потому, что он повысит квалификацию преподавателей специальных дисциплин в области физики. [4]

Распространить на директоров, заведующих учебной частью, учителей и других работников трехгодичных школ мастеров или отдельных классов мастеров, а также на преподавателей специальных дисциплин , для которых основным местом работы являются эти школы или классы, условия оплаты труда, льготы, преимущества и продолжительность отпусков, установленные решениями правительства СССР для соответствующих категорий работников вечерних ( сменных) средних общеобразовательных школ. [5]

Теоретическое обучение включает изучение оборудования, приспособлений, инструмента, используемых на рабочем месте, изучение общетехнических и специальных дисциплин ( математики, физики, материаловедения, технической механики, горного дела и др.), от усвоения которых зависит успешное овладение специальностью, а также основных данных по себестоимости, хозяйственному расчету и режим-у экономии. Преподавателями общетехнических и специальных дисциплин , как правило, являются инженерно-технические работники, имеющие опыт работы по обучению кадров. [6]

Установить, что расходы на содержание классов мастеров в составе вечерних ( сменных) общеобразовательных школ производятся за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджетах союзных республик на просвещение. Оплату труда преподавателей специальных дисциплин возложить на предприятия, работники которых обучаются в ука занных школах. [7]

Рассмотренная ранее специфика целей подготовки, содержания образования, дидактических процессов требует от преподавателей общетехнических, специальных и психолого-педагогических дисциплин, ведущих занятия с будущими инженерами-преподавателями, дополнительных знаний, умений и навыков. В частности, преподаватели общетехнических и специальных дисциплин должны дополнительно знать систему обучения учащихся в ПТУ и техникумах; содержание учебных предметов ПТУ и техникумов, по отношению к которым дисциплины вуза являются базовыми; методику преподавания соответствующего предмета; содержание педагогических дисциплин, изучаемых студентами в вузе, и в первую очередь содержание курса МПМД; современные методы обучения, разработанные учеными психологами и педагогами. [8]

С точки зрения В.Н. Татищева, учитель — не только преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин , но и воспитатель молодежи, который готовит ее к полноценной жизни в обществе и к труду. Он должен подходить к ученикам с учетом их индивидуальных способностей, больше внимания уделяя тем предметам и наукам, к которым ученик проявляет склонность. [9]

Источник

Профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин юридического факультета (на примере Университета современных знаний)

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Дата публикации: 07.02.2014

Статья просмотрена: 1403 раза

Библиографическое описание:

Насиленко, Л. А. Профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин юридического факультета (на примере Университета современных знаний) / Л. А. Насиленко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5046/ (дата обращения: 13.12.2021).

В статье проанализированы профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин на юридическом факультете Университета современных знаний.

Ключевые слова: профессионально-педагогические компетенции, преподаватель, юрист, специальные дисциплины.

In the article is analyzed the conditions of communicative competence’s formation of the future lawyers in the process of teaching in the universities. It is also considered the features of the research-experimental work in the University of Modern Knowledge in the process of special subjects’ learning.

Keywords: professional and pedagogical competence, the academic, lawyer, the special subjects.

Современный этап образования характеризуется изменениями в его направленности, целях, содержании, которое ориентируется на свободное развитие личности, ее самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность. В условиях повышенной требовательности работодателя к профессиональным качествам и компетенциям выпускника юридических высших учебных заведений возрастает роль передовых педагогических технологий, профессионально-педагогических технологий.

Профессия преподавателя вуза находится на стыке систем “человек — человек”, “человек — наука”, именно поэтому важно насколько гармонично в его деятельности связаны научно-исследовательская, педагогическая и научно-педагогическая деятельности, которые взаимообогащают друг друга.

Актуализировалась проблема профессиональной подготовки с учетом общемировых и региональных тенденций. Личностный подход к организации образовательного процесса требует учета индивидуальных особенностей студентов в ходе их профессионализации и изучения путей становления личности профессионала. Именно поэтому идут активные процессы исследования профессиональной компетентности преподавателя.

Понятие о профессиональной, профессионально-педагогической компетентности является ключевым во многих исследованиях по подготовке педагогов и актуальность их повышения отмечается в работах как украинских, так и русских ученых. Своеобразной концептуальной основой профессиональной подготовки педагогов в высшей школе, формирование их профессиональной компетентности стали работы Г. О. Балла, Е. О. Климова; профессиональной компетентности педагога и педагогического мастерства — И. А. Зязюна, Е. Н. Семеног, В. Н. Кузьминой, А. К. Марковой, И. О. Сластенина; педагогического призвания — Л. М. Ахмедзяновой; профессиональной культуры педагога — И. Ф. Исаева и др.

Однако некоторые аспекты профессиональной компетентности преподавателя высшей школы остаются открытыми и актуальными.

В связи с этим в пределах статьи на примере Университета современных знаний остановимся на особенностях профессионально-педагогической компетентности преподавателей специальных дисциплин юридического факультета.

В научной литературе проблема компетентности и компетенций преподавателя рассматривается как “профессиональная компетентность” [1, c.87] или “педагогическая компетентность” [2, c.46], или “профессионально-педагогическая компетентность” [3, c.90].

Профессионально-педагогическая компетентность в работе Н. В. Кузьминой [3] рассматривается как “свойство личности” и включает 5 видов компетентности:

1) специальная и профессиональная компетентность в области преподавания дисциплин;

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся;

3) социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся;

5) аутопсихологическая компетентность в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности.

Учитывая наличие нескольких точек зрения на понимание компетентности, в данной статье компетентность преподавателей специальных дисциплин юридического высшего учебного заведения определяем как знания, умения, опыт, личностные качества, позволяющие осуществлять образовательную деятельность.

Требования к преподавателю высшего учебного заведения обусловлены требованиями к специалисту, который формируется в процессе обучения в высшем учебном заведении. Профессия юриста интегрированная: объединяет виды деятельности ряда профессий, тем самым обуславливаются характерные ее особенности. Юрист — профессия политическая, так как он занимается вопросами законотворчества, входит в многочисленную часть служащих правоохранительных и государственных органов. Деятельность юриста выражается деонтологическим поведением, основу которого представляют духовно-нравственные нормы поведения. Таким образом, учебный процесс в вузе должен осуществляться в таких формах и такими средствами, которые «воссоздают в сознании и повседневных позициях человека интегрированный потенциал нравственности и системного правосознания» [4, с.131].

Университет современных знаний осуществляет подготовку за областью знаний/направлением подготовки Право/Правоведение образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» и специальности «Правоведение» образовательно-квалификационных уровней «специалист», «магистр». Учебными планами и рабочими учебными планами при подготовке специалистов в Университете современных знаний предусмотрено изучение целого ряда учебных специальных дисциплин: «Украинский язык за профессиональным направлением»(108 ч), «Судебная риторика»(81 ч), «Основы современного делопроизводства»(108 ч), «Юридическая деонтология»(81 ч).

Специальные дисциплины согласно с образовательными стандартами подготовки юристов представляют собой цикл дисциплин, содержащих требования к профильной подготовки будущего специалиста, это те дисциплины, которые объединяют в себе знания как профессиональных, гуманитарных и отраслевых дисциплин. Например, изучение вопроса о правовом статусе государственного языка — с конституционным правом Украины; учет элементов почерка, идентификации голоса того или другого человека, — с криминалистикой; особенности создания текстовых процессуальных документов — с криминально-процессуальным правом. К тому же умение подобрать правильное слово или словосочетание, учет многозначительности, свободное владение юридической терминологией, — все это играет важную роль в работе юриста.

Анализ научной литературы [3, 5], опыт работы в Университете современных знаний позволяет отметить ряд профессионально-педагогических компетенций, которыми должен владеть преподаватель специальных дисциплин: психологические, личностные, общекультурные, педагогические, специальные. Наличие этих компетенций подтверждается глубоким знанием предмета; знанием последних мировых достижений по преподаваемой дисциплине; владение основами педагогики; знанием основ общей и возрастной психологии; знанием педагогических технологий и владение ими; умение эффективно использовать различные формы, методы, средства и технологии обучения; умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов; владение различными формами, методами и приемами педагогической деятельности с учетом своих педагогических способностей, специфики преподавания специальных дисциплин.

Во время изучения таких специальных дисциплин, как «Судебная риторика», «Основы современного делопроизводства», «Украинский язык за профессиональным направлением», «Юридическая деонтология», усвоение теоретического материала практикуем с ориентацией на будущую профессиональную деятельность и ее коммуникативную составляющую. Для этого используем презентации будущей специальности, аудио- и видеозаписи выступлений известных правоведов, выдающихся судебных ораторов, опорные конспекты лекций с акцентом на профессиональную лексику, юридическую терминосистему. С целью формирования коммуникативной компетентности будущих юристов нами был разработан сборник мини-кейсов «Судебная риторика» [6], который направлен на углубление знаний из судебной риторики, совершенствование практических навыков будущего юриста к работе с аудиторией. В ходе экспериментальной работы мы разработали и внедряем на занятиях по судебной риторике специально разработанные ситуации судебного процесса. Это помогает студентам активно использовать имеющиеся знания и коммуникативные умения в смоделированных ситуациях профессионального взаимодействия, творчески развиваться, совершенствоваться, улучшать дикцию, обогащать вещание, с уважением относиться к мысли других. Помогает адекватно реагировать на замечание и предложению, которое в той или иной степени отображает реальные особенности профессионального общения будущих юристов, в результате чего учебная деятельность приобретает личностный смысл.

У каждого преподавателя профессиональная компетентность складывается неравномерно и по существу в течении всей профессиональной жизни. Для достижения позитивного результата необходимо работать в динамике по нарастающей. В святи с этим в Университете современных знаний профессорско-преподавательским составом разрабатываются учебно-методический комплексы, электронные курсы лекций, методические рекомендации по выполнению ученого плана для студентов заочной формы обучения, электронные учебники. Ежегодно проводятся семинары, лекции, олимпиады, конференции как для студентов, так и для преподавателей университета, профессорско-преподавательский состав повышает квалификацию как на областном, так и на республиканском уровнях.

Важную роль в развитии профессионально-педагогических компетенций преподавателя играет, помимо перечисленного, эффективное педагогическое самообразование, самосовершенствование, самостоятельная методическая работа по изучению передового педагогического опыта.

Основные показатели профессионально-педагогической компетентности преподавателя высшего юридического университета, по нашему мнению, следующие: умение использовать в практической деятельности профессиональные психолого-педагогические знания в зависимости от педагогической ситуации, целей и задач профессиональной деятельности, владение современными образовательными технологиями, на достаточно высоком уровне владеть культурой педагогического общения.

1. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной деятельности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 82–88.

2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина.- М.:Флинта, 1998. — 200 с.

3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя / Н. В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.

4. Соколов В. О деонтологической подготовке юристов // Высшее образование в России. — 2007. № 5. С. 131–133

5. Основы педагогического мастерства / И. А. Зязюн. — К., 1987. — 370 с.

6. Насиленко Л. А. Судебная риторика: Сборник мини-кейсов. В., 2013. 148 с.

Источник

Оцените статью