Что значит предметный интерес

Откуда берется интерес и почему он угасает

Любовь Карась

Интерес побуждает к действию, дает энергию и создает условия для лучшего восприятия информации, но иногда он пропадает так же быстро, как и появляется. Почему это происходит? Как можно поддерживать интерес в работе, обучении и межличностных отношениях? Что происходит в организме, когда человек заинтересован? Т&Р рассказывают об особенностях этой базовой эмоции, ее функциях, мимических проявлениях и о том, как сохранять интерес.

Интерес как базовая эмоция

Американский психолог Кэррол Изард выделял 10 эмоций, образующих основу мотивационной системы человека: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и интерес. Последнее считается главным мотиватором человека в работе и обучении и основным элементом творческой деятельности . Именно интерес побуждает к действию, созданию чего-либо и помогает доводить дела до конца.

Иммануил Кант отмечал, что испытывать интерес свойственно только человеку, а не животным, так эта эмоция предполагает целеобразование, волю. Социологии и психологи разграничивают эту эмоцию с понятием потребностей, которое обусловливается непосредственным отношением к предмету, в то время как интерес опосредован . В исследовании «Интерес как эмоция, как аффект и как схема», опубликованном в книге «Интерес к математике и естествознанию», авторы отмечают несколько характеристик этой эмоции:

Читайте также:  Что значит российский сектор арктики

Проявляется с рождения

Основана на подкорковых нейронных процессах

Активируется небольшим количеством специфических факторов окружающей среды

Провоцирует желание действовать целенаправленно

Создает отчетливое выражение лица

Заинтересованный человек чувствует себя воодушевленным, у него появляется острое желание исследовать, расширить опыт, получая новую информацию. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным . Это оживление обеспечивает связь с познавательной и двигательной активностью.

Интерес возбуждается и поддерживается переменами и новизной

Когда человек испытывает интерес, у него повышается концентрация, тело находится в некотором напряжении, а в течение 5 секунд могут быть такие мимические проявления, как приподнятые брови, перемещение взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытый рот или поджатые губы. Эти реакции могут через время исчезнуть, а сам интерес остается. Если мимических проявлений нет на протяжении долгого времени, это может говорить об угасании интереса . Когда человек заинтересован, снижается частота сердечных сокращений, что способствует вниманию, более четкой обработке информации и более эффективному обучению.

В книге Изарда «Психология эмоций» упоминалось исследование, в котором наблюдали за лицами новорожденных детей. У заинтересованного ребенка уменьшалась частота сердечных сокращений. Это создает оптимальные условия для восприятия сенсорной информации, ее обработки и выработки оптимальной реакции.

Зачем нужен интерес

Биологическая функция

Сами по себе эмоции не вырабатывают энергию, но являются ее источником и создают соответствующие условия. «Умеренный уровень интереса необходим для энергетического обеспечения поведения, продолжительной деятельности. Работая над долгосрочным проектом, человек должен постоянно испытывать интерес нему, в противном случае работа будет вызывать у него негативные эмоции и он плохо справится с ней», — писал Изард.

У первобытного человека интерес, проявляющийся в расширении глаз и повороте головы в направлении к объекту, служил сигналом для соплеменников. Так индивид сообщал об опасности и другом важном событии. Только по одному взгляду вожака можно было установить местонахождение объекта, от которого могло зависеть выживание племени .

Мотивационная функция

Умеренный уровень интереса необходим для поддержания энергии и выполнения продолжительных проектов. Однако интерес все-таки является краткосрочным явлением, ученые не могут определить его среднюю продолжительность, так как на это влияет множество факторов, начиная от биологических особенностей индивида и заканчивая его эмоциональным состоянием и жизненными целями .

Для поддержания интереса необходимо постоянно привносить в саму деятельность что-то новое. Менять способы выполнения задачи, привлекать интересных людей, расширять кругозор по теме

Безусловно, интерес трудно поддерживать, если вы утомлены, поэтому необходимо позволять себе отдыхать, а в течение дня делать перерывы. Если же интерес пропадает, даже если вы стараетесь привнести что-то новое, возможно, эта деятельность, на самом деле, не соотносится с вашими желаниями и целями . Тогда их необходимо пересмотреть, зафиксировать, в какой момент пропал интерес, как часто это происходило, и сопоставить действия с целями.

Социальная функция

Австрийский психолог Альфред Адлер считал социальный интерес одной из движущих сил человеческого поведения. И особую роль он играет в коммуникации. В своей книге «Социальный интерес» автор отмечал, что именно благодаря интересу ребенок учится отличать мать от других людей, понимает расстояние между предметами, замечает их формы . Интерес к пространству побуждает детей ходить, слушать, трогать объекты окружающего мира, а впоследствии читать, смотреть картинки.

Интерес является необходимым компонентом для построения межличностных отношений. Нередко его угасание приводит к тому, что люди отдаляются друг от друга. Поэтому для поддержания интереса необходимо придумывать новые виды совместной деятельности, увлечения, путешествовать.

Познавательная функция

Интерес побуждает к познанию мира и становится необходимым компонентом обучения. Если взрослый человек, будучи более дисциплинированным, способен выполнить неинтересную ему задачу, то детей нужно постоянно завлекать, для чего и создаются различные игры.

Как уже было сказано выше, когда человек испытывает интерес, организм создает благоприятные условия для восприятия и обработки информации. Соответственно, когда интерес пропадает, обучение становится сложнее, теряется концентрация, и человек уже не получает удовольствия от процесса .

Интерактивные элементы в процессе обучения стимулируют интерес и, как следствие, повышают мотивацию

Поэтому в процессе обучения необходимо пробовать новые методы, комбинировать способы восприятия информации (слушать аудио, смотреть видео, обсуждать темы с единомышленниками). В педагогике познавательный интерес определяют как одно из социально значимых качеств, которое формируется у обучающихся в самом процессе учебной деятельности .

Эмоция интереса обеспечивает не только нормальное течение процессов восприятия, но и поддерживает состояние бодрствования. Действительно, бессонница охватывает человека не только при беспокоящем отрицательном аффекте, но и вследствие устойчивого интенсивного возбуждения. Не будь эмоции интереса, развитие мышления и формирование концептуального аппарата человека могли бы быть серьезно нарушены. Взаимосвязи между эмоцией интереса и функциями мышления и памяти настолько многообразны и тесны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны эмоции интереса угрожает развитию интеллекта почти так же, как физическое разрушение мозговой ткани . Чтобы думать, нужно переживать, нужно быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Пожалуй, нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без участия устойчивого интереса .

Сильван Томкинс. «Влияние на воображаемое сознание» («Affect Imagery Consciousness»)

Познавательный интерес может быть трех уровней: низкий (обучающийся находится в инертном состоянии, он не способен справиться с трудностями самостоятельно), средний (требуется постоянное стимулирование интереса со стороны педагога), высокий. В последнем случае учащийся самостоятельно стремится к получению знаний и имеет высокую мотивацию, это чаще всего происходит в том случае, когда его познавательная деятельность соотносится с истинными желаниями и целями . Этот факт стоит учитывать при формировании системы развития сотрудников в организации. Не стоит навязывать образовательные программы. В первую очередь, учащийся должен обладать внутренней мотивацией. Тогда произойдет органичное профессиональное развитие.

Для поддержания интереса в обучении необходимо:

Расширять знания об объекте

Пробовать новые способы выполнения привычных задач

Менять форматы обучения

Обмениваться опытом с единомышленниками

Комбинировать способы восприятия информации

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.

Источник

Предметный интерес

Кризисный период заканчивается: крупнейшие компании возобновляют инвестиции. Причем самые дальновидные вкладываются в собственный интеллект, подчеркивает проректор УрФУ по экономике и стратегическому развитию Даниил Сандлер

Формирование Уральского федерального университета и начало нового посткризисного периода в жизни крупнейших предприятий региона удачно совпали во времени и пространстве. Уникальность момента — не только в том, что государство инвестирует серьезные средства в вуз как механизм производства интеллектуального продукта, инновационных разработок, кадрового потенциала для экономики. Для бизнеса важно, что сам процесс организации федерального университета как ядра инновационной экономики региона предполагает создание в его структуре новых институтов. Потому что главное условие существования таких институтов — востребованность их продукта крупнейшими предприятиями региона.

— Даниил Геннадьевич, кто ставит перед УрФУ такое условие?

— Во-первых, правительство, которое выделило немалые деньги под принятую недавно программу развития вуза, направленную в конечном итоге на сбалансированное обновление традиционных и развитие постиндустриальных отраслей экономики. Выполнение этой программы вне партнерства с крупнейшими предприятиями региона просто невозможно.

Во-вторых, наблюдательный совет и руководство университета: разработан комплекс ресурсов и мероприятий, нацеленных на достижение стратегических целей вуза, а также ключевые индикаторы. В том числе — увеличение объема научных разработок. Объем НИОКР и продажа лицензий на одного преподавателя с 2010 до 2020 года должны возрасти втрое — с 80 до 250 тыс. рублей, доля науки в доходах увеличиться до 25%. Так вот, важнейшим инструментом достижения этих целей должно стать партнерство с бизнесом. И процесс уже пошел: определены конкретные предприятия, влияющие на состав лабораторий, будущих институтов, на направление их развития.

— В чем такое партнерство может быть выражено? Допустим, предприятие заинтересовалось. Что оно должно сделать?

— Элементарно войти с университетом в контакт. В принципе такие контакты были всегда: структура университета изначально ориентировалась на отраслевые потребности экономики региона. Так что их нужно где-то усилить, а где-то оживить, если они прервались. Компании достаточно проявить интерес при создании соответствующего института — и университет будет ориентироваться на ее запросы.

— Какова материальная сторона этого интереса?

— Речь не идет о сиюминутном материальном вкладе. Скорее, о совместных проектах. Здесь важно понимать взаимную выгоду. Согласитесь, предприятию, заинтересованному в создании и применении разработок, нет смысла самому приобретать исследовательское оборудование в собственность.

Хотя есть примеры совместных проектов крупнейших уральских предприятий и УрФУ, где речь идет и о софинансировании: университет направляет средства на приобретение научного оборудования, а предприятие довкладывает деньги, чтобы довести разработки до конкретных продуктов.

— Летом министерство образования и науки объявляло гранты на финансирование совместных программ университетов и предприятий. Это не то же самое?

— Нет. Эти конкурсы уже прошли, часть из них мы выиграли, проекты сейчас реализуются. Я говорю о том, что более половины из 5 млрд рублей по программе, подписанной премьером Путиным, пойдет на приобретение оборудования. И при выборе конкретного оборудования создаваемые институты будут ориентироваться в том числе на сотрудничество с предприятиями. Таким образом, проявив сейчас предметный интерес к конкретным направлениям научных разработок, компании могут повлиять на направление вложения этих средств. А проявив интерес к будущему выпуску студентов конкретных специальностей — на вложение средств в модернизацию учебного процесса.

— Это следующая статья расходов?

— Я бы сказал, это следующая задача — задача решения кадрового вопроса для предприятия, а значит, разработки учебных программ и приобретение учебного оборудования. Повторюсь, далеко не всегда и не по всем проектам материальное участие предприятия обязательно, во многом это может быть совместная корректировка будущих учебных процессов.

— А каков формат взаимодействия бизнеса и вуза? Наблюдательные и попечительские советы?

— Да, и туда могут быстро войти профильные предприятия, имеющие предметный интерес.

— Что значит «быстро»?

— Это значит в этом учебном году. Сейчас в первоочередной разработке находятся программы десяти институтов (список опубликован на сайте УрФУ. — Ред.). При успешном их рассмотрении с участием представителей наблюдательного совета, включающего власти и бизнес, до 1 февраля мы должны эти программы принять. Институты, например, такие: физико-технологический, металлургии и материаловедения, энергетический (новый институт с комплексным набором компетенций, в который объединяются два известных факультета с богатой историей, электротехнический и тепло­энергетический). Вслед за этим пойдет вторая волна создания институтов — до 1 сентября. Поспешность тут неуместна: требуется серьезная проработка программ.

Уральский федеральный университет — крупнейший вуз Урала и Западной Сибири. Создан в 2009 году на базе технического университета (УГТУ — УПИ) с последующим присоединением классического (УрГУ). По данным на 1 октября, объединенный штат преподавателей составил 4 тыс. человек, количество студентов — 50 тыс. человек. Претендует на статус университета мирового уровня, приоритет по образовательному, научному и инновационному потенциалу на интеллектуальном рынке региона.

Источник

Оцените статью