- Как связаны слова в предложении. 2-й класс
- Что такое словосочетание?
- Понятие о словосочетании
- Словосочетание и предложение
- Виды словосочетаний
- Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»
- Что такое словосочетание – даю два определения, учу определять тип словосочетания и тип связи слов в нем
- Как понять, что такое словосочетание и больше никогда не путаться
- Что не является словосочетанием
- Типы словосочетаний по главному слову
- Виды связи слов в словосочетании
- Что надо знать про подход Бабайцевой
Как связаны слова в предложении. 2-й класс
Класс: 2
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- развивать интерес к родному языку;
- наблюдение над тем, какая связь существует между словами в предложении;
- развивать умение ставить вопросы от слова к слову в предложении.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель. Какие группы слов мы уже изучили?
Дети. Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Обозначают предметы. Например: Кот, дом.
– Слава, которые отвечают на вопросы: что делает? Что делают? Что будут делать? Обозначают действие предмета.
Слова-предметы |
Д. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Обозначают признак предмета.
Слова-признаки |
Слова-действия |
У. Как они связаны между собой?
Д. Слава связаны между собой по смыслу. От слова к слову можно задать вопрос.
3. Словарная работа.
У. Назовите знакомые вам слова.
Сорока, синица, воробей, ворона, соловей.
У. На какие вопросы отвечают эти слова? Почему?
Д. На вопрос кто? Это одушевленные предметы.
У. А какие еще предметы знаете?
Д. Неодушевленные предметы.
У. Составьте предложения с любым словом.
– О чем говорится в предложении?
– Назовите действие предмета.
4. Слова в предложении связаны по смыслу.
В предложении от слова к слову можно задать вопрос.
У. Составьте предложения по схеме:
(какая?) ( кто?) (что делает?) .
(кто?) и (кто?) (как?) (что делают?).
(какие? ) (кто?) (что делают?).
У. Запишите 3-е предложение в тетрадь.
5. Вставьте сочетания.
Знаешь ты наверняка, где ЧН, а где ЧК:
Ре… ка, но … ка, стро …ка, то …ка,
Ко …ка, коро …ка и по …ка,
Сро … ный, гре … евый, му …ой,
То …ый, встре …ый и ре …ой.
У. На какие вопросы отвечают эти слова?
Д. Кто? Что? Какой?
У. Так какие группы слов в этом задании есть?
Д. Предметы, признаки предметов.
6. Составьте из предложений рассказ.
Увидел ежик яблоко.
Шел ежик по дороге.
Вот обед для ежика!
Наколол его на иголки.
У. Что такое текст.
Д. Это несколько предложений связанных между собой по смыслу.
7. Озаглавьте текст.
Шел ежик по дороге.
Увидел ежик яблоко.
Наколол его на иголки.
Вот обед для ежика!
У. Найдите грамматическую основу первого предложения. Обозначьте графически.
8. Игра: “Найдите зверей, которые спрятались среди букв”.
Фывапренотм
Ячсволкиялик
Эждмедведьпа
Кеироленьдос
У. На какие вопросы отвечают эти слова?
У. Почему они отвечают на этот вопрос?
Д. Одушевленный предмет.
У. Как связаны слова в предложении?
Д. По смыслу, от слова к слову можно задать вопрос.
10. Домашнее задание: упр. 102, с. 49 (дидактический материал).
Источник
Что такое словосочетание?
Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.
Узнаем, что такое словосочетание в русском языке, какие слова можно назвать словосочетанием, чем словосочетание отличается от предложения.
Понятие о словосочетании
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому:
- красная роза — роза (какая?) красная;
- плыть по реке — плыть (по чему?) по реке;
- рукава реглан — рукава (какие?) реглан.
Уточним, что такое словосочетание в русском языке.
Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.
Сравним:
- сестра — родная сестра;
- идти — идти по тропинке;
- юбка — юбка в клетку.
Словосочетание и предложение
Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и поэтому не имеет интонации сообщения. Основной единицей общения людей является предложение. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого.
Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение.
Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения.
Белые облака плывут по синему небу.
В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут).
Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:
- светл ая комнат а
- танцу ешь в зал е
- ид ешь у озер а .
Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:
В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:
- наречие (медленно, долго)
- неопределенная форма глагола (победить)
- деепричастие (вздыхая).
Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.
Запомним, что подлежащее и сказуемое , которые являются главными и равноправными членами предложения, не составляют словосочетание.
Посмотрите видео, в котором рассказывается, что такое словосочетание:
Виды словосочетаний
Словосочетание по своему строению и значению бывает разным. Оно может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак:
В словосочетании главным словом может быть глагол , а существительное — зависимое слово. Такая пара слов обозначает действие и предмет, который с ним связан:
- купать (кого?) щенка
- брошу (что?) палку
- нарисуем (что?) дом
- отправить (что?) посылку
- накормить (кого?) котёнка
- убрать (с чего?) со стола
- приводить (во что?) в школу
- оплатить (что?) проезд
- пойти (на что?) на ярмарку
- вернуться (во что?) в среду.
От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях:
- быстро прочитать — прочитать как? быстро;
- сказать сгоряча — сказать почему? сгоряча;
- поступить назло — поступить с какой целью? назло;
- рано встать — встать когда? рано;
- двигать вверх — двигать куда? вверх.
Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»
Источник
Что такое словосочетание – даю два определения, учу определять тип словосочетания и тип связи слов в нем
2 слова, одно главное, второе – зависимое.
Словосочетание – это два слова, из них одно главное другое зависимое. То есть от главного можно задать вопрос к зависимому. Например: устал (от чего?) от школы – «устал» – главное слово, «школа» – зависимое.
Полное определение такое. Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, из которых одно главное, а другое – зависимое.
Как понять, что такое словосочетание и больше никогда не путаться
Разбираем каждый компонент определения.
Два самостоятельных слова. Есть слова самостоятельные и служебные. Служебные – это предлоги, союзы, частицы. Они «обслуживают» самостоятельные.
Самостоятельное слово – это такое слово, к которому можно задать вопрос и которое что-то означает. То есть когда вы это слово произносите, у вас в мозгах что-то рисуется. И вы можете объяснить, что это слово значит.
Например: дом, девушка, смеркалось, сопли, страсть, уши, вдоволь, всмятку – это все самостоятельные слова. А вот слова «на», «под», «из», «не», «а», «и» – служебные. Что они означают? Ничего. Какой вопрос к ним можно задать? Никакой.
«Иду в» – не словосочетание, потому что «иду» – самостоятельное слово, а «в» – служебное. «Иду в школу» – словосочетание, ибо «иду» и «школа» – два самостоятельных слова. К каждому можно и вопрос задать, и значение у них есть.
«Думаю о» – не словосочетание. «Думаю о девушке» – словосочетание.
Связанные по смыслу и грамматически. По смыслу – то есть логически. Хлеб может быть ржаным? Да, потому что он из ржи. А шерстяным? Нет, потому что где вы видели хлеб из шерсти?
Грамматически – то есть с помощью окончаний и предлогов. Смотрите, мы говорим: «иду в школу» – используем предлог «в» и добавляем окончание «у», чтобы таким образом описать наше направление. Мы не можем сказать «иду в школа» или «иду школа» – не будет грамматической связи.
Одно слово главное, другое зависимое. Это мы уже разобрали.
Что не является словосочетанием
Не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, два слова, связанных сочинительной связью, сочетание самостоятельного и служебного слова. Разберем каждый элемент.
Подлежащее и сказуемое. Это не словосочетание, потому что вместе они уже образуют предложение – новую синтаксическую единицу.
Я в школе вот этого понять не мог. И запомнить тоже.
Запомните так. Непонятно, кто главнее, подлежащее или сказуемое. Смотрите – «ученик читает». Ученик (что делает?) читает, читает (кто?) ученик. Оба одинаково сильные, можно задать вопрос и от подлежащего к сказуемому, и наоборот. Нарушается третий критерий «одно подчиняется другому».
Два слова, связанных сочинительной связью. Сочинительная связь отличается от подчинительной тем, что связывает равноправные слова: Маша и Вася, спать и есть, грустно, но сладко, медленно, но без перерывов, быстрый и увертливый.
Это не словосочетания, потому что в словосочетании одно должно подчиняться другому.
Сочетание самостоятельного и служебного слова. Уже разобрали, противоречит первому пункту определения.
Я записал для вас видео на эту тему, вот оно.
Типы словосочетаний по главному слову
Три типа: именные, глагольные, наречные.
Именные. Когда главное слово – «имя»: имя существительное (крутой пацан), имя прилагательное (безумно красивый – красивый (в какой степени?) безумно), числительное (первый из заболевших) и местоимение (мы с собакой – мы (с кем?) с собакой).
Глагольные. Главное слово – глагол (играю в шахматы), причастие (танцующий на сцене), деепричастие (играя в бутылочку).
Наречные. Главное слово – наречие (вдали от суеты) или категория состояния (тяжело на душе).
Категорию состояния надо уметь отличать от наречия. Статья уже пишется, завтра выложу ее и поставлю сюда ссылку.
Виды связи слов в словосочетании
Их три: согласование, управление, примыкание.
Согласование. Это когда зависимое слово отвечает на вопрос «какой?»: классный парень, дряхлый старик, гуляющая молодежь, четвертый номер, эта печенька.
Как точно не ошибиться. Если у вас согласование, то при изменении главного слова, ВСЕГДА изменяется зависимое. Смотрите: любимая девушка, нет любимой девушки, про любимую девушку, с любимой девушкой. Меняю главное (девушка), меняется зависимое.
Учителям в школе надо говорить, что согласование – это когда зависимое слово «согласуется с главным» в роде, числе, падеже. Какие род, число, падеж у главного слова, такие и у зависимого.
Я на практике в школе пытался вот это объяснить детям. Всеобщий вынос мозга.
Управление. Когда зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть всех кроме именительного.
Запоминалочка, чтобы не путать порядок падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». По первым буквам каждого слова вспоминаем порядок: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Мне ее сказали в 3 классе, с тех пор я никогда падежи не путал.
Если изменяется главное – зависимое НИКОГДА не изменяется: люблю пельмени, любим пельмени, буду любить пельмени. Варю супчик, варил супчик, сварим супчик – как ни меняй главное, зависимое не меняется.
Примыкание. Зависимое слово неизменяемое. В принципе. Примыкать могут инфинитивы (желание знать), деепричастия (сижу, читая), наречия (сразу вспомнишь), прилагательные и наречия в сравнительной степени (бежать дальше)
Если слова «примыкают», они никак не связаны грамматически. То есть нет предлогов или окончаний, которые бы эти слова соединяли. Связь в этом случае только по смыслу.
Что надо знать про подход Бабайцевой
Вера Васильевна Бабайцева считает, что есть «сочинительные словосочетания», то есть такие, в которых сочетаются два равноправных слова: Андрей и Даша, гулять и веселиться, темно и сыро.
Короче, если у вас вот такой учебник:
– то вы должны говорить: «Словосочетание – это сочетание 2 и более самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически». Про то, что одно подчиняется другому, забудьте.
Этот учебник сейчас мало где встречается, у большинства Ладыженская, Лекант. Там все ок.
Источник