- Лимиты бюджетных обязательств: как принять и распределить на госзакупки
- Что такое ЛБО
- Порядок утверждения и изменения
- Порядок доведения
- Срок доведения
- Учет у распорядителей
- Что значит предельный объем финансирования
- В начале календарного года федеральному учреждению доводятся лимиты бюджетных обязательств. Согласно расходному расписанию установлен предельный объем финансирования по месяцам. Переносится ли остаток предельного объема финансирования на следующий месяц? В случае, если остаток не переносится, может ли учредитель снизить лимиты бюджетных обязательств?
Лимиты бюджетных обязательств: как принять и распределить на госзакупки
Доведенные лимиты бюджетных обязательств — это сумма финансирования, выделенная конкретному получателю средств. Получив ЛБО, госучреждения планируют расходы с учетом установленного объема денежных средств. Правила работы закрепляет БК РФ, и за их нарушение положена административная ответственность.
Что такое ЛБО
По статье 6 БК РФ ЛБО в бюджете — это сумма финансирования, которая доведена до подведомственной организации. По сути, это объем прав в денежном выражении. В пределах лимитной суммы учреждение принимает обязательства и исполняет их в текущем финансовом году.
Учреждение не вправе принять обязательства сверх доведенного лимита. Простыми словами, бюджетники не смогут заключить договор или контракт на сумму больше, чем довел ГРБС на финансовый год. Что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток: контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств — передвинуть средства из другой статьи расходов, если на ней остались средства, или же отказаться от контракта. Заключать контракт под нулевые лимиты нельзя. Казначейство не подпишет акт проверки ЛБО с договорами, заключенными с превышением. Принятие БО сверх доведенных лимитов — это прямое нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ.
Помимо ЛБО, подведомственным учреждениям выделяют и ПОФ. Вот расшифровка, что такое ПОФ в бюджете, — это предельный объем финансирования. ПОФ утверждают на определенный период времени — месяц, квартал (приказ Минфина № 204н от 21.12.2015). ПОФ и лимиты — это разные понятия: ЛБО — это сумма, на которую принимают бюджетные обязательства (контракты, договоры). А ПОФ — фактическое количество денег, которое вправе потратить учреждение.
Порядок утверждения и изменения
По определению БК РФ бюджетные ассигнования — это максимальный объем средств бюджета, который предусмотрен для исполнения учреждением своих обязательств. Ассигнования выделяют на (ст. 69 БК РФ):
- оказание государственных и муниципальных услуг;
- социальное обеспечение;
- предоставление бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов;
- субсидирование юридических лиц;
- предоставление платежей субъектам международного права и обслуживание госдолга.
Ключевые отличия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств связаны с их назначением: ЛБО — это объем прав в денежном выражении, а ассигнования — предельный объем фактически выделенных денег. Каждый ГРБС разрабатывает и утверждает собственный порядок, как распределяются и принимаются ассигнования на 2022 год. Несмотря на полномочия ввести индивидуальные правила, утвержденные порядки редко отличаются друг от друга. Единые нормативы закрепляет БК РФ. Распорядители не имеют права уклониться от исполнения действующего бюджетного законодательства.
Вот кто утверждает ЛБО для главных распорядителей средств федерального бюджета на различных уровнях:
- На федеральном уровне финансирование определяет министр финансов. Процедура производится в рамках соответствующих видов расходов. Затем ЛБО передают в Федеральное казначейство для дальнейшего доведения лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений через ГРБС.
- На региональном и муниципальном уровнях объем определяет финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования.
Главный распорядитель формирует плановые показатели на основании сводных расчетов (обоснований), которые составляются по потребностям получателей средств бюджета. Утверждение ЛБО по подведомственным учреждениям производится в рамках доведенных лимитов по конкретному ГРБС. Изменения в утвержденные лимиты вносятся органом Федерального казначейства или финансового органа на основании предложений ГРБС. Затем идет принятие бюджетных обязательств — это доведение расходных показателей до получателя и постановка их на бухгалтерский учет.
Бесплатно узнайте, как получить ЛБО и правильно отразить их в бюджетном учете, из инструкций от экспертов КонсультантПлюс.
Порядок доведения
Средства бюджета имеют строго целевой характер. Получатель (ПБС) самостоятельно определяет, для каких целей учреждению могут быть выделены из бюджета лимиты бюджетных обязательств: целевое финансирование тратят только по направлениям, напрямую связанным с деятельностью организации. К примеру, для образовательных учреждений допускается закупка учебников и мебели, канцелярских и хозяйственных товаров, обслуживание и ремонт здания школы (детского сада). Для медучреждений — закупка лекарств и оборудования, диагностика и обслуживание медизделий, ремонт. Все направления затрат фиксируются в плановых документах учреждений.
Порядок, по которому производится учет ЛБО, устанавливает местный финансовый орган. Например, финансовый отдел муниципального образования или департамент финансов субъекта РФ. Чиновники предусмотрели единый алгоритм:
- ГРБС распределяет свободные лимиты бюджетных обязательств по подведомственным ему нижестоящим распределителям и получателям средств (пп. 5 п. 1 ст. 158 БК РФ).
- ГРБС вправе довести объем финансирования только до тех учреждений, которые включены в перечень подведомственных ему РБС и(или) ПБС (ст. 38.1 БК РФ).
- Лимиты финансирования доводятся до конкретных получателей с указанием целевого назначения использования (ст. 38 БК РФ).
Финансовый орган, главный и нижестоящий распорядители составляют и направляют ГРБС, РБС, ПБС уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) (ф. 0504822), если иное не установлено порядком доведения указанных ассигнований и(или) ЛБО до ГРБС.
На федеральном уровне регламент установлен следующими нормативными актами:
По правилам доведение ЛБО до бюджетных учреждений не предусмотрено действующим законодательством. Финансы доводят только в отношении учреждений казенного типа и органов местного самоуправления. Затем распределители предоставляют финансирование бюджетникам и автономным организациям. Деньги доводят в виде:
- субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;
- целевых субсидий (субсидии на иные цели);
- субсидий на капитальные вложения;
- прочее.
ЛБО для БУ и КУ не предусмотрены нормами БК РФ.
Срок доведения
Распорядитель бюджетных средств обязан довести объем финансирования до начала финансового календарного года, на который предоставляются ЛБО. Объем финансирования 2022 года ГРБС обязан довести в 2021-м. Исключением являются действия по временному исполнению бюджета (п. 2 ст. 219.1 БК РФ). ГРБС осуществляет и отзыв ЛБО с лицевых счетов в случае неиспользования выделенных средств (письмо ФК № 07-04-05/03-20245 от 20.09.2019).
Федеральные распорядители приступают к распределению финансирования по подведомственным учреждениям с начала декабря года, предшествующего году, на который доводят лимиты. Завершают распределение 31 декабря. Например, ЛБО на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд распорядитель доводит до получателя не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах ГРБС (РБС). В течение года допускается и увеличение лимитов по статьям — за счет дополнительного выделения средств под конкретные потребности или передвижек ЛБО в рамках бюджета учреждения с одной статьи расходов на другую.
В Федеральной контрактной системе указано, что делать с ЛБО, если заключен договор, а работы не выполнены на конец года, — снимать лимиты и расторгать контракт в одностороннем порядке по ст. 95 44-ФЗ.
За нарушение сроков доведения финансирования до РБС и ПБС распорядителю предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.11 КоАП РФ).
Учет у распорядителей
Правила и особенности ведения учета и составления отчетности в рамках полученных лимитов бюджетных обязательств закреплены п. 315, 316 инструкции № 157н, п. 129, 130 инструкции № 162н. Учет ЛБО осуществляется на счете 0 501 00 000, по установленным группировочным счетам:
Номер синтетического счета
Номер группировочного счета бухгалтерского учета
0 501 10 000 — для текущего финансового года
0 501 20 000 — для первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)
0 501 30 000 — для второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)
0 501 40 000 — для второго года, следующего за очередным
0 501 90 000 — для отражения на иные очередные годы (за пределами планового периода)
Аналитический учет ЛБО ведите в разрезе расходов бюджета по КБК, по требованиям п. 317 инструкции № 157н. Учитывайте новый порядок составления КБК, приведенный в приказе Минфина России 85н от 06.06.2019 (ред.15.04.2021).
Пример проводок в таблице:
Отражение доведенных (утвержденных) финансовым органом показателей ЛБО на текущий финансовый период
КРБ 1 501 11 000
КРБ 1 501 12 000
Отражение сумм лимитированного финансирования, переданных ГРБС подведомственным ему РБС и ПБС:
Источник
Что значит предельный объем финансирования
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В начале календарного года федеральному учреждению доводятся лимиты бюджетных обязательств. Согласно расходному расписанию установлен предельный объем финансирования по месяцам.
Переносится ли остаток предельного объема финансирования на следующий месяц? В случае, если остаток не переносится, может ли учредитель снизить лимиты бюджетных обязательств?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Предельные объемы финансирования прекращают свое действие по истечении периода, на который они были установлены.
Остатки предельных объемов финансирования, установленных на месяц, прекращают свое действие первым рабочим днем следующего месяца. Тогда как остатки предельных объемов финансирования, установленных на квартал, прекращают свое действие первым рабочим днем следующего квартала.
Если у учреждения на конец месяца (квартала) имеется остаток предельных объемов финансирования, то оно может обратиться к главному распорядителю с просьбой принять решение о перераспределении неиспользованных остатков предельных объемов финансирования.
Наличие неиспользованного остатка предельных объемов финансирования не влечет за собой в обязательном порядке уменьшение лимитов бюджетных обязательств.
Обоснование вывода:
Под лимитом бюджетных обязательств подразумевается объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ).
В случае и порядке, установленных финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), при организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (далее — предельные объемы финансирования) (ст. 226.1 БК РФ). Предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств помесячно или поквартально (п. 2 ст. 226.1 БК РФ).
В рассматриваемой ситуации федеральному бюджетному учреждению для исполнения переданных ему полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, доводятся лимиты бюджетных обязательств. При этом учреждению установлены предельные объемы финансирования с распределением по месяцам.
Порядок утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета предельного объема оплаты денежных обязательств утвержден приказом Минфина России от 21.12.2015 N 204н (далее — Порядок N 204н).
Предельные объемы финансирования утверждаются Минфином России помесячно или поквартально в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета (далее — главный распорядитель). Таким образом, устанавливается соответствующий период действия предельных объемов финансирования: месяц или квартал. При этом предельные объемы финансирования на соответствующий квартал могут содержать помесячную детализацию (п. 2 Порядка N 204н). В свою очередь, главные распорядители осуществляют распределение доведенных до них предельных объемов финансирования по отдельным или по всем распорядителям, получателям, иным получателям (п.п. 28, 32 Порядка N 204н).
В период действия предельных объемов финансирования остатки предельных объемов финансирования, отраженные на лицевых счетах главных распорядителей, распорядителей, получателей, иных получателей, учитываются нарастающим итогом. Так, в случае, если учреждению установлены предельные объемы финансирования на квартал, то остатки предельных объемов финансирования текущего месяца могут быть использованы для осуществления кассовых выплат в следующем месяце в пределах одного квартала (смотрите, например, письма Федерального казначейства от 21.01.2016 N 07-04-05/03-39, от 30.03.2016 N 07-04-05/03-216).
Предельные объемы финансирования по истечении периода, на который были установлены, прекращают свое действие, и не позднее следующего рабочего дня орган Федерального казначейства аннулирует показатели предельных объемов финансирования, учтенных на лицевых счетах главных распорядителей, распорядителей, получателей, иных получателей (п.п. 13, 30 Порядка N 204н).
Таким образом, остатки предельных объемов финансирования, установленных на месяц, прекращают свое действие первым рабочим днем следующего месяца. Тогда как остатки предельных объемов финансирования, установленных на квартал, прекращают свое действие первым рабочим днем следующего квартала.
В случае если у учреждения отсутствует информация, на какой срок установлены предельные объемы финансирования, то оно может обратиться в орган Федерального казначейства, которому согласно п. 29 Порядка N 204н доводится информация о датах начала и окончания действия предельных объемов финансирования.
Главные распорядители (распорядители) вправе в период действия предельных объемов финансирования осуществлять перераспределение (отзыв) неиспользованных (нераспределенных) остатков предельных объемов финансирования, учтенных на соответствующих лицевых счетах распорядителей, получателей, иных получателей, а также принимать решение об их отмене (п. 28 Порядка N 204н). Так, в случае принятия решения о перераспределении неиспользованных остатков предельных объемов финансирования между получателями, иными получателями, до которых ранее не были доведены предельные объемы финансирования, главный распорядитель (распорядитель) формирует расходные расписания и (или) реестры расходных расписаний, в которых суммы предельных объемов финансирования не должны быть меньше суммы кассовых выплат, произведенных в соответствующем месяце (квартале) соответствующими получателями, иными получателями (п. 33 Порядка N 204н).
Таким образом, если у учреждения на конец периода, на который установлены предельные объемы финансирования (месяца, квартала), имеется остаток предельных объемов финансирования, то оно может обратиться к главному распорядителю с просьбой принять решение о перераспределении неиспользованных остатков предельных объемов финансирования.
Вместе с тем лимиты бюджетных обязательств, как и предельные объемы финансирования текущего финансового года, прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ). При этом наличие неиспользованного остатка предельных объемов финансирования не влечет за собой в обязательном порядке уменьшение лимитов бюджетных обязательств.
В любом случае при недостаточности предельных объемов финансирования, установленных на соответствующий период, учреждение не может осуществлять кассовые выплаты в этом периоде сверх установленных предельных объемов финансирования даже при наличии принятых денежных обязательств в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна
24 сентября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник