- Праздность — это что такое? Происхождение, значение, синонимы и толкование
- Происхождение
- Значение
- Синонимы
- Польза и вред праздности
- Сознание
- Праздность
- Определение ошибки
- Близкие по значению слова
- Словесные выражения ошибки
- Формы проявления
- Механизм ошибки
- Вред
- Мотивы и альтернатива
- Приёмы преодоления ошибки и профилактика
- Праздность Праздный
Праздность — это что такое? Происхождение, значение, синонимы и толкование
Праздность – это что такое? Есть два ответа на подобный вопрос. С одной стороны, это безделье, а с другой – приятное отдохновение от трудов праведных. Чтобы понять разницу между одним и другим, нужно углубиться в вопрос, где и постигнем суть явления праздности. Или предложим один из вариантов толкования. Синонимы и значение, разумеется, также узнаем.
Происхождение
Если посмотреть в этимологический словарь, задавая вопросом: «Праздность – это что такое?», то ответа там не найти. Потому что «праздник» там есть, а «праздности» — нет. Но мы все равно узнаем, что значит это слово.
Сказано, что «праздник» был заимствован из старославянского, где было прилагательное «праздный», то есть «свободный от работы». Кстати, именно поэтому праздники, с одной стороны, это выходные, а с другой – их устраивают тогда, когда не нужно никуда идти.
Значение
Теперь посмотрим, что говорит нам современник – толковый словарь. В нем записано следующее:
- то же, что и праздный;
- безделье, праздное времяпрепровождение.
Понимаете теперь, что мы не зря вспомнили прилагательное чуть раньше? А сложность ответа на вопрос, праздность – это что такое, в том, что безделье не имеет универсального смысла и содержания. Это предмет спора, а толкование зависит от ценностей. Например, для многих людей, которые заняты физическим трудом, чтение книг – это безделье, праздность. А для ученого или писателя, критика, журналиста чтение – это часть работы.
А еще праздность может быть частью размышления, когда нужно решить какие-нибудь задачи. Можно вспомнить то, как думает, например, доктор Хаус. В этом есть психологический смысл: порой, чтобы сознание и подсознание решили задачу, их нужно отвлечь.
Синонимы
Какие существуют слова, заменяющие «праздность»? Их достаточно много в русском языке. Вот их список синонимов праздности:
Сейчас, когда всем говорят, что они должны развиваться и каждую минуту тратить на то, чтобы стать лучше, наверное, почти преступно утверждать: праздность полезна! Об этом далее.
Польза и вред праздности
Итак, выяснили, что такое праздность, но интересно и другое: есть в ней какая-нибудь польза? О вреде праздности нам говорят беспрестанно. Есть даже такое мнение, что лучший отдых – это смена деятельности. Но если представить, что мы постоянно меняем деятельность, то наступит такой момент, когда нам захочется полежать, ничего делая. И этому желанию не стоит противиться, иначе психика в какой-то момент нарушится, произойдет нервное истощение организма.
Правда, совет нельзя воспринимать в том духе, что каждый приступ лености нам сигнализирует о нашей чрезвычайного переутомления, поэтому нам срочно требуется прилечь и поспать недели две. Нет, рекомендация хороша только для тех, кто занят хоть чем-то.
Кстати, вопрос, праздность – это что такое, предполагает и банальный ответ: мы должны сказать и о вреде ничегонеделанья.
У безработных людей, которые долго остаются без занятия, наблюдаются признаки клинической депрессии. К ним праздность поворачивается своей демонической стороной, а отдых превращается в тяжкое бремя. Лень, отсутствие ежедневных занятий не только отрицательно сказывается на физическом состоянии, но и на психологическом. Человека начинают одолевать тяжелые и мрачные мысли, безвыходность ситуации, могут появиться вредные привычки. В итоге он оказывается недовольным собой, перестает радоваться жизни, объективно воспринимать картину мира.
Выход, конечно, есть. Он в разумном сочетании периодов труда и отдыха. Всех денег не заработать, а хорошо отдохнуть (кайфануть) время от времени никому не мешает. И если вы думаете, что кайф – это какой-то нехороший термин, то вы ошибаетесь. Слово «кайф» известно еще с XIX века, и тогда оно означало «отдых».
Источник
Сознание
Путь к Совершенству личности
Праздность
Праздная жизнь — это преждевременная старость.
Определение ошибки
Праздность — заполнение времени развлечениями вместо полезной деятельности.
Близкие по значению слова
Увеселение — проведение времени в безделье, в бесполезных хождениях.
Развлечение — занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие.
Забава — развлечение, игра.
Словесные выражения ошибки
«Погуляем на славу (на «широкую ногу)!»
«Соберемся, отметим это событие».
«В этот день можно и расслабиться».
«Заняться нечем, посмотрю свой любимый сериал».
«Устроим перерыв, немного поболтаем».
«Такое увлекательное мероприятие я пропустить не могу».
«Дело сделано — можно расслабиться» и другие.
Формы проявления
- Предвкушение праздника (мысленная подготовка к увеселениям: обдумывание нарядов, ожидание развлечений, забав и др.).
- Продумывание и устраивание потех, розыгрышей для развлечения гостей.
- Поиск поводов что-либо «отметить».
- Организация и участие в увеселительных мероприятиях (гулянки, «девичники», «мальчишники», корпоративные вечеринки и т. д.), участие в тусовках, «встречах в гараже», чтобы весело провести время.
- Устраивание необоснованных «перерывов» в работе (перекуры, «легкие» разговоры, компьютерные игры, «зависания» в интернете, просмотр развлекательных сайтов и т. д.).
- Просмотр «впустую» (от нечего делать) телепередач, перелистывание журналов.
- Посещение казино, развлекательных заведений (баров, кафе, ресторанов, ночных клубов и др.) с развлекательной целью.
- Организация и участие в азартных играх (карты, игровые автоматы, наперстки и т. д.).
- Бесцельные прогулки, хождения по магазинам и гостям, лишь бы куда-нибудь сходить.
- Участие в розыгрышах, лотереях, развлекательных конкурсах, чтобы поразвлечься, «отдохнуть».
- Выполнение каких-либо посторонних дел вместо актуальной или срочной работы.
Механизм ошибки
В основе праздности лежит убежденность человека: «чтобы полноценно отдохнуть, нужно развлечься», «Жизнь становится интересней, когда время заполняешь развлечениями (жизнь трудна — без праздников не обойтись)».
Причиной праздности являются легкомыслие и расточительство. Не задумываясь о последствиях своих действий, нецелесообразно расходуя свое время, силы и денежные средства. Человек устраивает для себя и других «праздники» (собирает «мальчишники», «девичники», «гуляет» в кафе и ресторанах, ночных клубах, участвует в забавах, развлекательных конкурсах, бесцельно просиживает с друзьями в гостях и т. д.).
К праздности ведут лень и неорганизованность человека. Не желая прилагать усилия в труде, полезной деятельности, не желая планировать свои дела, выискивая повод для «отдыха», человек заполняет свое время занятиями, доставляющими ему удовольствие (смотрит «бесконечные» сериалы, «расслабляется» часами на диване, зачитывается увлекательными романами, «пребывает» в компьютерных играх и т. д.).
Невоздержанность человека и его склонность к наслаждениям также являются причинами развлечений. Не желая ограничивать себя в поступках, словах, мыслях, стремясь к удовлетворению чувственных наклонностей, человек «разбавляет» свою жизнь чем-либо приятным (просматривает развлекательные передачи и сайты, посещает соответствующие заведения, «смакует» в разговорах с людьми подробности из жизни «звезд» др.).
Не умея организовать свое время с пользой, склоняясь к развлечениям, человек становится зависимым от них, приобретая такую черту характера как праздность.
Вред
- «От праздности происходит умственная и физическая дряблость» (Д. Писарев).
- «Тратить свои молодые годы на какие бы то ни было увеселительные потехи — значит наверняка готовить из себя в будущем дрянного, тяжелого и несчастного человека» (Д. Писарев).
- Позволяя себе проводить время в безделье, в развлечениях, человек ослабляет свой организм, подвергает себя риску заболеть, нравственно деградирует, теряет способность различать вредное и полезное, утрачивает наработанные в своей жизни навыки и умения, ослабляет свой интеллект.
- Праздное времяпровождение требует много времени и денег. Потом не хватает ни того, ни другого.
- Расточая время на развлечения, занятия, доставляющие удовольствия, человек лишает себя возможности осуществить необходимые дела и спланировать дальнейшие, «создает» ситуацию «нарастающего кома» дел.
- Нежелание члена семьи участвовать в домашней работе из-за «занятости» у телевизора, компьютера, «отдыха» на диване ведет к бытовой запущенности, конфликтам (разбирательствам, скандалам) в семье, ответным отказам других членов семьи помогать первому, к распаду семьи.
- Праздный образ жизни родителей приучает детей к подобному, из-за чего дети попадают в различные зависимости (игровую, алкогольную, наркотическую), склоняются к воровству и бродяжничеству. Родители не получают поддержки со стороны детей, вынуждены впоследствии кормить повзрослевших «потребителей» и «нахлебников» или решать сложные ситуации с зависимостями детей.
- Устраивание человеком для себя постоянных перерывов на работе, отлынивание от дел (хождение по кабинетам, имитация занятости) ведет к недовольству со стороны коллег и начальства, переводу на менее оплачиваемую должность или к увольнению.
- Человек, «прожигающий» свою жизнь в веселье, формирует в своем сознании модель поведения современного человека, безучастного к событиям и делам общества, человека инфантильного, живущего «одним днем». Такой человек становится слабым перед жизненными трудностями, бесполезным для окружающих.
Мотивы и альтернатива
Мотивы (заблуждения, установки) | Альтернатива |
«Пока молодой, надо развлекаться, чтобы было что вспомнить». | Воспоминание (ностальгия) о веселых днях не накормит, не согреет, не поддержит в трудную минуту. А с навыками и способностями, приобретенными в труде и полезном общении, нигде не пропадешь. |
«После тяжелой работы надо расслабиться (развлечься), чтобы восстановить силы». | Отяжеляет работу однообразие, чрезмерность и бессмысленность. Стараться планировать дела, рационально распределять свои силы и время. Лучший отдых — смена занятий. |
«Кто умеет «хорошо проводить время», тот интересный человек». | Человек интересен, если он открыт общению с людьми, рад помочь им, готов поделиться своим опытом, умениями, знаниями. |
Приёмы преодоления ошибки и профилактика
- «Ничто так не поощряет праздность как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее». (Л.Н. Толстой)
- «Быть праздным — значит, поневоле прислушиваться всегда к тому, что говорят, видеть, что делают. Тот же, кто работает и занят, мало слышит и мало видит» (А. Чехов).
- Интерес к делу и видение его пользы вызывает желание трудиться. «Женщина, которая любит стирать, всегда найдет воду.» (швейцарская пословица). «Труд делает заботы незаметными» (латинское изречение).
- Время, проводимое впустую, тяготит. «Праздность утомляет нас быстрее, нежели труд»
(Л. Вовенарг). Часто появляется усталость от озабоченности в делах, внутреннего напряжения. Чтобы их снять, можно переключиться на нетрудоемкие полезные занятия, которые всегда есть (например: вытереть пыль, полить цветы, сложить вещи, почистить обувь, помочь кому-нибудь в его работе: подать инструмент, собрать мусор, порезать овощи на салат, помыть посуду и т.п.). При этом мысли направляются на другое, становится легче. - Чтобы силы не убавлялись, им нужно разумное применение. Если спланировать свои дела и распределить силы так, чтобы не уставать, то не захочется заполнять время развлечениями.
Другая крайность: аскетизм, уныние, мрачность, угрюмость.
Положительные качества: рассудительность, жизнерадостность, трудолюбие, ответственность.
Источник
Праздность Праздный
Праздный человек есть животное, поедающее время.
Праздный человек — точно часы без стрелок.
Праздная жизнь — это преждевременная смерть.
Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.
Праздность более утомляет, чем труд.
Праздность как качество личности – склонность бесцельно проводить время без всякого дела, в бесполезных хождениях и шатаниях.
Один человек умер и очутился в прекрасном саду, среди фонтанов и плодовых деревьев, на ветвях которых пели нежными голосами прекрасные птицы. Перед ним появилась сияющая крылатая фигура и сказала: — Я к твоим услугам, мой господин. Требуй, чего только пожелаешь. Человек попросил еды — и прислужник, взмахнув рукой, сотворил стол с самыми роскошными блюдами. Человек захотел пить — перед ним появились кувшины с родниковой водой, соками и лучшим вином. Человек захотел отдохнуть — возникла кровать, и рядом стояли прекрасные девушки с опахалами. Человек захотел секса — и девушки отложили опахала… Так прошёл день, другой, третий… И человеку стало скучно проводить дни за едой, прогулками и прочими развлечениями. Он сказал прислужнику: — Я хотел бы заняться какой-нибудь работой. — Проси о чём угодно, но не об этом. Желаешь насладиться музыкой, прекрасными танцовщицами, конной прогулкой, охотой на львов, пением птиц, изысканными винами? Только скажи! Человек провёл в праздности и развлечениях ещё несколько недель. И снова ему стало скучно. Он опять вызвал прислужника и сказал: — Дай мне какую-нибудь работу. — Здесь нет работы. Здесь для тебя есть только отдых и развлечения. Тебе предстоит вечно жить в праздности и удовольствиях. — Тогда лучше отправь меня в ад! — в гневе закричал человек. Крылатый прислужник рассмеялся и спросил: — А ты до сих пор не понял, где ты?
Праздность – это оскорбление времени. Она – мать всех пороков. От ничегониделания в праздную голову приходят дурные, а порой и безумные мысли. Для «кудрявой» жизни нужны деньги, но под праздноваляющегося человека монеты не сыплются. Приходится измышлять разные, нередко подлые и преступные, средства, как добыть деньги. Ложь, предательство, коварство, вероломство, воровство, манипуляторство – это далеко не полный список инструментов, используемых праздношатающейся особью для добычи денег. А. П. Чехов верно заметил: «Праздная жизнь не может быть чистою». Она влечет за собой порочность, болезни и страдания. Целеустремленный разум, напротив, дарит человеку бодрость и радость жизни. Еще Гиппократ писал: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье — напротив того, устремление ума к чему-нибудь приносит собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Ему вторит Ибн Сина (Авиценна): «Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни».
Если принудительный труд – дорога к несчастью, то праздность – накатанная дорога к безумию. Для человека, находящегося под влиянием энергии благости, праздная жизнь хуже смерти. Благостный человек и праздность – антиподы. Каждое мгновение своей жизни должно быть потрачено с пользой. Человек в благости считает убитым временем мгновения, не потраченные на свое самосовершенствование, служение другим людям и Богу.
Тот, кто находит удовольствие в праздности, находится под влиянием силы невежества, живет в иллюзии счастья. Когда человек постоянно находится в состоянии «расслабухи», позволяет себе наслаждений больше, чем надо, он постепенно становится пленником своего вожделенного, неугомонного ума и ненасытных чувств, то есть, в конечном счете, превращается в раба и безумца.
Безумный и праздный римский император Калигула однажды принял решение объявить войну богу морей — Посейдону, после чего приказал своим солдатам беспорядочно бросать свои копья в воду. Праздность и болезнь превратила его в настоящего монстра. Для плотских утех Калигула отнимал знатных женщин у их законных мужей, сожительствовал со всеми тремя родными сестрами. Свою среднюю сестру – Друзиллу, Калигула любил особо сильно и, как и прочих, отобрав ее у мужа, без стеснения держал в качестве законной жены. А после ее смерти Калигула объявил такой траур, во время которого смертельным преступлением считались любые проявления радости. Сам же он, не в силах вынести горя утраты, внезапно ночью покинул Рим и отправился в пустыню, а вернулся так же стремительно с отросшими волосами и бородой. Уже в 38 году Калигула объявил себя богом и стал появляться в одежде божеств и с их атрибутами – молнией Юпитера, трезубцем Нептуна и жезлом Плутона, а иногда даже в одежде Венеры. Широко известна история о том, как Калигула попытался сделать из своего любимого коня сенатора.
Праздность – это зарастание души. Жирный минус праздности ставится за то, что она гибельна для разума и духовной жизни. Если не удовлетворять свои интеллектуальные и духовные потребности, разум и душа без тренировки утрачивают свои способности. Например, если пианист долго не играет, ему понадобится время, чтобы достичь совершенства в игре. Бицепсы разума и души нуждаются в постоянных упражнениях, иначе они станут дряблыми и вялыми. Праздность – это анемия души и разума. Брошенная душа превращается в невозделанное поле, заросшее бурьяном. Жан-Жак Руссо писал: «От праздности происходит умственная и физическая дряблость».
В народе праздным человеком называют того, кто бьет баклуши, валяет дурака. Интересна этимология этого крылатого выражения. В древней Руси крестьяне в буквальном смысле катали по полям попов, чтобы получить хороший урожай или вызвать дождь.
Как отмечается в этнографических описаниях, «крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы «снопы были тяжелыми», «посевы тучными»; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно». Обычай этот батюшкам, понятное дело, не нравился, но что только за деньги-то не сделаешь… Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб. А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть. Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания.
Весной, как только озимые пойдут в рост, карелы приглашают священника в поле отслужить молебен. После молебна они хватают священника, валят его на землю и катают по озими. По представлению карел, это способствует такому получению урожая, что рожь от тучности зерна будет склоняться до земли, как теперь склоняются озимые под тяжестью священника. Священник мог доказать крестьянам тщетность такого мероприятия, но тогда крестьяне не стали бы приглашать его служить молебен, и он бы лишился добавочного дохода. Оказывается, что для священника лучше было кататься по озими, чем лишиться его. А почему дурака? Вспомним А.С. Пушкина: «»Жил был поп, толоконный лоб». «Толоконный лоб» — презрительная кличка глупца либо дурака.
Английский дипломат Ф. Честерфилд писал: «Праздность — один из способов самоубийства». Понять сущность праздности можно лишь после того, как появится понимание, на какой добродетели она паразитирует. Праздность (если отталкиваться от русской этимологии) — это не плохое состояние. Вопрос, ради чего? Ведь, по-славянски, праздность — это необремененность, незанятость, свобода. Для такого понимания праздности подходит греческое слово σχολάζων от σχολή — досуг. Недаром торжества, когда человек освобождается от своих обязанностей, называются праздниками. Например, в некоторых духовных традициях суббота – день покоя. Человек должен иметь время для удовлетворения своих эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностей. Для этого и нужны праздники. Совсем другое дело праздность, как постоянная незанятость и опустошенность. Она мешает человеку приобщаться к высшим ценностям и самосовершенствоваться.
Источник