Правовая защита
Под правовой защитой, в самом распространенном смысле, следует понимать возможность человека отстаивать свои законные права и интересы, используя любые способы защиты прав, не запрещенные законом. Согласно ст. 45 Конституции РФ помимо государственной защиты прав человека и гражданина, к законным способам восстановления нарушенных прав также можно отнести самозащиту – деятельность самого лица, направленную на устранение препятствий в реализации его правового статуса, – и юридическую защиту, которая «defacto» выражается в представлении интересов физических и юридических лиц профессиональными представителями (юристами, адвокатами).
В зависимости от того, какие права человека подверглись ущемлению, правовая защита может осуществляться в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, в каждом из которых применяется определенная система нормативных источников являющаяся правовой основой защиты. В общем смысле к таким источникам относятся:
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;
- Конституция РФ;
- федеральные законы, кодифицированные законы (кодексы);
- подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств и другие;
- нормативные правовые акты субъектов РФ;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
- договоры и соглашения субъектов правоотношений, интересы которых подлежат правовой защите.
Понятие правовой защиты
Понятие правовой защиты следует отличать от понятия правовой охраны, которые соотносятся между собой как часть и целое. Правовая охрана – это комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов субъекта, а правовая защита – ее составной элемент. Правовая защита применяется лишь в случаях негативного воздействия на объекты правовой охраны и не имеет превентивной направленности, в отличие от последней. В качестве примера употребления вышеназванных понятий можно привести нормы IV части Гражданского кодекса РФ о правовом регулировании интеллектуальной собственности, которой предоставляется правовая охрана, выражаемая в правовом регулировании порядка приобретения, изменения, прекращения интеллектуальных прав, в объеме предоставляемых субъекту прав и в урегулировании иных подобных вопросов (например, ст. 1267, 1509 ГК РФ). Правовая защита в контексте гражданского законодательства сводится не только к пресечению противоправных деяний, но и к восстановлению нарушенных прав, а также к установлению ответственности (например, ст. 1251, 1252, 1515 ГК РФ).
Правовая защита, как в широком, так и в узком понимании этого понятия – всегда юридический процесс, который, в первом случае вытекает из различных форм правовой деятельности государственных органов и общественных объединений, а во втором – понимается как система последовательных правовых операций, приемов, приводящая к конкретному результату – защите и восстановлению нарушенных прав человека. Одной из основных форм выражения правовой защиты является юридическая деятельность, как на уровне правотворчества, так и в сфере правоприменения.
Выбор способа защиты права
Обеспечение правовой защиты – обязанность государства, специальные органы которого отвечают за те или иные сферы общественной жизни, в которых может возникнуть угроза нарушения прав личности. Например, законодательством закреплено несколько возможных способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ):
1) признание права;
2) пресечение противоправных действий и восстановление того первоначального состояния в правах, которое этими действиями было нарушено;
3) признание недействительными юридических действий граждан и организаций, актов органов власти как на государственном, так и на муниципальном уровне, а также неприменение судами указанных актов, если они противоречат закону;
5) присуждение к исполнению соответствующего обязательства в натуре, помимо штрафа или иной денежной компенсации;
6) компенсация материального (возмещение убытков) и морального вреда;
7) взыскание неустойки (штрафа) – денежной суммы, которую должник обязан выплатит кредитору в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательства (ст. 330 ГК РФ);
8) изменение или прекращение правоотношения.
Приведенный перечень способов, однако, не является исчерпывающим, поэтому граждане также вправе прибегать (в рамках закона) к иным различным способам правовой защиты как самостоятельно, так и с помощью профессиональных юристов, консультацию которых можно получить в специальных центрах правовой защиты. Выбор истцом того или иного способа защиты права, когда федеральным законом для отдельных категорий дел не предусмотрены конкретные способы защиты, осуществляется по его усмотрению (ст. 9 ГК РФ) и определяется спецификой защищаемого права и характером правонарушения. Следует отметить, что, несмотря на важность правильного определения квалификации спорного правоотношения, возможная ошибка в таком определении или в выборе истцом ненадлежащего способа защиты права не является основанием для отказа судом в принятии искового заявления, его возвращения или оставления без движения (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Может показаться, что данная правовая позиция порождает неопределенность в вопросе о соотношении права суда на юридическую квалификацию спорного правоотношения и права истца на выбор гражданско-правового способа защиты. Однако, принимая во внимание тот факт, что изменение предмета и основания иска – суть принципа диспозитивности – это прерогатива истца, а суд лишь вправе уточнять предмет иска, не выходя за рамки искового требования и не изменяя его по своей инициативе, названная выше неопределенность устраняется, и судьба процесса в данном случае будет зависеть от волеизъявления истца.
В то же время на практике переквалификация требования зачастую происходит без какого-либо ознакомления сторон, что ограничивает права и интересы как истца, чьи интересам может не соответствовать новый способ защиты, так и ответчика, который будет приводить контраргументы в рамках выбранного истцом, а не судом способа защиты, что негативно влияет на состязательность в процессе.
Международная защита прав человека
К основным правовым источникам, регламентирующим международную защиту прав человека, относятся:
- Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.);
- два Пакта (1966 г.): о гражданских и политических правах; об экономических, социальных и культурных правах;
- договоры ООН по правам человека (конвенции);
- региональные акты и конвенции (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (1975 г.), Американская конвенция о правах человека (1969 г.), Арабская хартия прав человека (2004 г.) и другие).
Международная защита прав человека осуществляется на трех уровнях:
1. Международный. Его формирование связывают, в первую очередь, с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированных органов по правам человека (Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека – контролирующий орган ООН, Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Международный Суд ООН). Благодаря принятым ООН международным нормативным правовым актам и была создана международная система гуманитарной защиты.
2. Региональный. Его основа – территориальная общность государств и уровень их социально-экономического развития, что позволяет выделить несколько самостоятельных региональных систем защиты прав человека:
- Европейская;
- Межамериканская;
- Африканская;
- Арабская;
- региональная система стран СНГ.
3. Национальный. Он существует для индивидуальной адаптации международных стандартов защиты прав человека на уровне отдельного государства, с учетом его культурных традиций, менталитета и господствующей религии.
Для достижения необходимого уровня реализации и надлежащего применения и соблюдения международных гуманитарных норм существует несколько контрольных механизмов:
1) рассмотрение жалоб, представляемых Комитету ООН, который выносит по ним соответствующие решения, обязательные для исполнения государствами, которым они адресованы;
2) представление докладов государствами с информацией о соблюдении прав человека и их защите на национальном уровне;
3) судебный контроль, осуществляемый Европейским, Межамериканским Судами по правам человека и Международным уголовным судом.
Следует отметить, что Комитет ООН, а также Европейский Суд принимают к рассмотрению только те жалобы, которые соответствуют определенным условиям:
- исчерпаны все внутренние способы защиты нарушенного права;
- срок исковой давности для обращения в Европейский Суд – 6 месяцев с момента вынесения последнего судебного решения на территории государства;
- жалоба обоснована заявителем, не анонимна, подается самим потерпевшим;
- подача жалобы одновременно в Комитет ООН и в Европейский Суд невозможна.
Источник
Правовая охрана бренда
В современном мире бренды являются одними из самых дорогостоящих и ценных активов компаний. Ведь порой люди готовы платить огромные деньги за одежду только ради желаемого логотипа на ней, как например простые белые футболки с логотипом Gucci или с вышивкой имени и фамилии российского дизайнера Гоши Рубчинского. В 2019 году стоимость самого дорогого бренда достигла 205,5 млрд долларов. Догадываетесь что это за бренд? Apple, именно бренд американской компании Apple Inc. на данный момент занимает первое место в топ-10 рейтинга «самых дорогих брендов мира 2019 по версии Forbes» [1] .
Бренд
Оценка
Выручка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Для чего нужен бренд? Во-первых, бренд индивидуализирует продукцию на рынке множества аналогичных товаров и услуг. Это своего рода метка продавца, производителя или иного лица данной цепочки. С помощью неё покупатель с легкостью сможет найти понравившуюся продукцию или, наоборот, избежать уже разочаровавшую ранее. Во-вторых, бренд позволяет информировать потребителей о качестве, определенных характеристиках, свойствах товара, которые свойственны данному бренду. В третьих, следует упомянуть, что одним из наиболее ценных активов любого бренда является его goodwill, иными словами его репутация, доброе имя. Со временем бренд приобретает в глазах потребителей определенные положительные или отрицательные свойства. Так, потребитель скорее предпочтет товар бренда уже положительно зарекомендовавшего себя и качество своей продукции. К тому же, при грамотной маркетинговой компании может сформироваться определенное отношение к самому бренду, его стилю, ассоциации с тем или иным классом общества, статусностью клиентов. Об этом я рассказывала в прошлой статье о product placement, или органично интегрированной рекламе в кинофильмы, мультфильмы и т.д.
Понятие бренд может быть рассмотрено в различных сферах: экономической, юридической, социологической и т.д. Подробнее остановимся на определении бренда в экономическом и юридическом аспекте.
- Бренд в экономическом аспекте означает некий знак, логотип и т.д. способный индивидуализировать продукцию продавца на рынке, а также совокупность его активов, ценность, популярность, которая обеспечивает получение максимальной прибыли от его использования.
- Бренд в юридическом или правовом аспекте: легальное определение бренда в российском законодательстве отсутствует. Многие страны мира используют определение бренда, которое было дано Американской ассоциацией маркетинга[2]: «имя, термин, знак, символ или дизайн» или их комбинацию, предназначенную для идентификации товаров и услуг одного продавца или группы продавцов и для их отличия от товаров других продавцов». Тем не менее, определяя бренд в российском законодательстве можно рассмотреть его в соотношении с ближайшими к нему институтами — средствами индивидуализации.
Бренд может быть оформлен как товарный знак, коммерческое обозначение, фирменное наименование или наименование места происхождения товара. Однако наиболее предпочтительным и популярным на практике видом оформления бренда является регистрация его в качестве товарного знака. Это обусловлено несколькими причинами:
- Наиболее близким по определению с брендом стоит товарный знак, который согласно ст. 1477 ГК РФ означает: «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей»;
- Сохраняется независимая оборотоспособность в отличие от фирменного наименования, где распоряжение исключительным правом не допускается в силе ГК РФ, и коммерческого обозначения, где бренд привязан к предприятию. Это в свою очередь повышает рыночную стоимость бренда — товарного знака на рынке;
- Прямая связь бренда с продукцией в отличие от фирменного наименования, когда например компания А может производить продукцию под обозначением Б;
- Позволяет обезопасить правообладателя бренда-товарного знака от регистрации тождественного или схожего товарного знака в отношении одинаковых классов товаров и/или услуг, а если товарный знак общеизвестный, то в отношении всех классов;
- Зарегистрированный товарный знак не требует доказывания исключительных прав на него в отличие от коммерческого обозначения (в случае нарушения прав потребуется доказывать известность на определенной территории).
Однако не каждый товарный знак может быть брендом. Бренд – это тот товарный знак, который приобрел определенную известность и репутацию на рынке, т.е. к брендам точно относятся общеизвестные товарные знаки.
Так, товарный знак, чтобы стать брендом должен пройти несколько этапов:
- Первым этапом будет регистрация будущего бренда в качестве товарного знака с целью закрепления желаемого обозначения.
- Вторым этапом будет активное продвижение своего бренда на рынке. Однако, продвижение своей продукции под конкретным брендом может начаться и до его официальной регистрации. Таким образом, первый и второй этапы могут проходить параллельно друг с другом.
- На последнем третьем этапе происходит превращение товарного знака в непосредственно бренд, обладающий в сознании потребителей определенным имиджем, совокупностью присущих ему свойств и характеристик, узнаваемостью.
Регистрация бренда позволяет защитить свои права от незаконного использования вашего обозначения, а также сохранить его ценность и репутацию. Ведь с ростом популярности незарегистрированного обозначения существует большая вероятность, что недобросовестные продавцы могут воспользоваться чужим обозначением и разместить его на своей продукции, которая может оказаться менее качественной, чем оригинальная. Так, добросовестный продавец оригинальной продукции потеряет доверие обманутых клиентов и испортит репутацию о своём продукте.
Источник