Что значит право сильного

Содержание
  1. По праву сильного
  2. Полезное
  3. Смотреть что такое «По праву сильного» в других словарях:
  4. По праву сильного
  5. Содержание
  6. Примеры [ править ]
  7. Фольклор [ править ]
  8. Литература [ править ]
  9. «Право сильного» и «право власти».
  10. Читайте также
  11. 6.3. Мораль і право. Право природне й позитивне
  12. § 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
  13. а) Право как закон
  14. § 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
  15. А. Право
  16. I. Право
  17. I. Право
  18. I. Право
  19. 3. Тоталитарный «нормативизм»: право как совокупность приказов власти
  20. Право и умирение власти.
  21. Высшее право — революционное право, служащее коммунизму.
  22. Советское право — право «нового, высшего» типа.
  23. «Обнаженное» право.
  24. Глава XIX Показывается, что право относительно священных вещей принадлежит всецело верховной власти и что внешний культ религии должен быть приспособлен к соблюдению спокойствия в государстве, если мы хотим правильно повиноваться Богу
  25. 1. Идея права: право власти и власть права

По праву сильного

По праву сильного
Из истории Древнего Рима. Как пишет древнегреческий историк Плутарх (ок. 45 — ок.127), однажды галлы (племена, обитавшие в древности на территории современной Франции) перешли Альпы и вторглись в Италию. Жители осажденного ими города Клузиума призвали на помощь римлян. Римские послы попросили галльского вождя Бренна (IV в. до н. э.) помириться с жителями этого города, поскольку те были давними союзниками римлян.
Бренн согласился, но потребовал отступного от города Клузиум — часть его плодородных земель с виноградниками. Римляне возмутились: «Но по какому праву вы отнимаете земли у их законных владельцев?» На что Бренн ответил словами, ставшими известной исторической фразой: Наше право мы носим на конце нашего меча. Сильным принадлежит весь мир!
На следующий день началось сражение между галлами и клузиумца-ми. Римские послы, нарушив обычаи войны, также встали в ряды своих союзников. Заметив это, Бренн тут же прекратил битву и обратился к римскому сенату с требованием выдать ему послов, преступивших законы войны. Сенат ответил насмешливым отказом. Тогда Бренн двинул свои войска против римлян и, наголову разбив их в первом же сражении, овладел их столицей — Римом. (Там Бренн произнес свою другую историческую фразу. см. Горе побежденным! ).
На основе фразы Бренна и сложилось выражение «право сильного» — сделать что-либо по праву сильного и т. д.

Читайте также:  Что значит если мужчина говорит тебе что ты красивая

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое «По праву сильного» в других словарях:

По праву сильного — ПРАВО 1, а, мн. права, прав, правам, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Львиная доля — Выражение восходит к басне «Лев, Лисица и Орел» легендарного древнегреческого поэта баснописца Эзопа (VI до н. э.), который рассказывает, как делят свою добычу эти три хищника. Позже этот же сюжет использовали другие авторы Федр и Лафонтен. Эту… … Словарь крылатых слов и выражений

Лопухин, Иван Владимирович — родился 24 февраля 1756 года, в селе Воскресенском (Ретяжи тож), Кромского уезда Орловской губернии. Имение это приобрел отец Л., Владимир Иванович (1703 1797 гг.), в царствование имп. Анны Иоанновны на деньги, вырученные от продажи изумрудов,… … Большая биографическая энциклопедия

право — ПРАВО, а, мн. права, прав, правам, ср. 1. ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Конституционное, гражданское,… … Толковый словарь Ожегова

Право собственности — Собственность отношение между субъектом и объектом (человеком и вещью),[1] когда данному объекту приписывается принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование этим объектом; отношения между … Википедия

Виды собственности — Собственность отношение между субъектом и объектом (человеком и вещью),[1] когда данному объекту приписывается принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование этим объектом; отношения между … Википедия

Права собственности — Собственность отношение между субъектом и объектом (человеком и вещью),[1] когда данному объекту приписывается принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование этим объектом; отношения между … Википедия

Форма собственности — Собственность отношение между субъектом и объектом (человеком и вещью),[1] когда данному объекту приписывается принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование этим объектом; отношения между … Википедия

Правовая система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Фердинанд V Католик — король Кастилии, Арагонии, Сицилии и Неаполя (род. 1452 г., ум. 1516). За свое почти сорокалетнее царствование ему удалось благодаря стечению счастливых обстоятельств и собственным дарованиям играть значительную роль в общеевропейской политике.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

По праву сильного

Золото — хозяйке, серебро — слуге,
Медяки — ремесленной всякой мелюзге.
«Верно, — обрубил барон, нахлобучив шлем,
— Но хладное железо властвует над всем».

» — Р. Киплинг

« У сильного всегда бессильный виноват. »
— И. А. Крылов

Богатство — это хорошо, купить можно всё. Но что делать богачу, когда он повстречается с вооружённым отморозком, чихавшем на законы? Только расставаться со своими деньгами. Ему можно даже из имущества иметь один только лишь меч (ну и доспех к нему, а ещё хорошо бы доброго коня) — и все равно глумиться над богатыми купцами, забирая их имущество по праву сильного (оно же — по праву меча).

Право силы действует там, где отсутствуют не только законы, но даже преступные «понятия». Наличие дубины, меча, пистолета или хотя бы крепких кулаков позволяет забрать что угодно у кого угодно. Если же за спиной есть компания верных друзей-приятелей — то и вовсе подняться можно очень высоко. Обычно адепты «права сильного» не видят в своих делах ничего дурного: ещё бы, если они сумели что-то забрать — значит, всё по справедливости, а лох должен страдать!

Реально право сильного работает тогда, когда сильный ещё и умный и организованный. В противном случае, сильный рискует обнаружить, что соблюдение уставов, хорошее снабжение и продвинутые военные технологии делают его противников внезапно сильнее, чем он.

Характерный подтроп — клингонское повышение, о ситуациях, когда по этому самому праву сильного победителю передается статус проигравшего.

Содержание

Примеры [ править ]

Фольклор [ править ]

  • Анекдот про сына, сменявшего подаренный отцом пистолет на дорогие часы. Отец, в гневе: «Вот подойдёт к тебе в тёмном переулке мужик — и что ты ему скажешь, „половина десятого“?!»

Литература [ править ]

  • Конан — ярчайший пример и одновременно субверсия. Подняться от рядового вора и наёмника до короля Аквилонии? Что в этом трудного, если есть сильная рука и острый меч? Не суметь нейтрализовать недовольную переворотом аристократическую партию, лишиться трона в результате придворных интриг, осложненных чёрным колдовством и иноземным вторжением, после чего оказаться в темнице? Это тоже не трудно, а вот «вернуть все взад» путем все тех же интриг, все того же колдовства и вдобавок рискованного квеста даже при наличии помощи удачно подвернувшейся партии лоялистов намного сложнее.
  • Анонимное французское «Le Fer et l’Or», блистательно переведённое А. С. Пушкиным («„Всё куплю“, — сказало злато; „Всё возьму“, — сказал булат»)
    • А вот в издевательском продолжении А. К. Толстого оказывается, что булат только понтуется и до «сильного» не дотягивает: «„Ну, так что ж?“ — сказало злато; „Ничего!“ — сказал булат. „Так ступай!“ — сказало злато; „И пойду!“ — сказал булат.»
  • Г. Гаррисон «Фантастическая сага» — попытка «купить» настоящего викинга с помощью виски и заставить его учить английский и преподавать свой язык лингвисту из будущего провалилась мгновенно: стоило остальной команде умчаться на времятроне в XX век, как викинг сразу же дал учёному по голове и забрал всё, начиная от ящиков с виски и кончая одеждой и консервами. И верно, зачем работать, если славное пойло можно и так взять? [1]
  • Вейская империя — таков образ жизни Киссура Белого Кречета: кончились деньги — не беда, сейчас ещё награбим. Правда, став государственным деятелем, Киссур вынужден был слегка поменять привычки.
  • А. Пехов, «Хроники Сиалы» — легенда о мягком золоте:
«

Тогда улыбнулся солдат-человек,
С усмешкой солдат сказал:
Не надо платы. Мы все возьмем.
Золото — мягкий металл.

»
— Автор стихов — Вячеслав Доронин
  • В. Скотт, «Айвенго» — незавидна судьба несчастного еврея Исаака из Йорка, попавшего в лапы барона Фрон де Бефа.
  • Волкодав — редкий пример, когда право сильного оказывается справедливее обычного права. Боярин замыслил измену, но доказательств нет — что ж, пусть всё решит поединок:

Тебе не поладить со мной добром,
Как водится меж людьми.
В гробу я видал твое серебро,
А силой — поди сломи!

Не будет пощады или ничьей,
Не кликнешь наемных слуг:
С тобой нас рассудит пара мечей
И Правда, что в силе рук.

Источник

«Право сильного» и «право власти».

«Право сильного» и «право власти».

То обстоятельст­во, что право может не только «рассчитывать» на власть, на ее поддержку, но и попасть под ее пяту, стать инструмен­том политической государственной власти, означает, что перед нами — особый феномен, интегрированный в систе­му политико-государственных отношений, который допус­тимо так и назвать — «правом власти» и который, помимо всего иного, приводит к утверждению специфической идеологии, господствующей повсеместно и поныне, — юридиче­ского этатизма.

Здесь необходимо затронуть проблему более общего характера, ранее уже упомянутую, проблему о силе, которая служит основой юридических механизмов.

И этой связи нужно еще раз подчеркнуть, что право — такой нормативно-ценностный регулятор, который нуждается в известной поддержке «со стороны», в силовых методах гарантирования. Наряду с природной необходимостью, этическим (религиозно-этическим) освящением права, требуется и просто сила, способная воздействовать на волю людей, при необходимости — преодолеть ее сопротивление и добиться фактической реализации права.

С этой точки зрения позитивное право с первых же, фаз своего формирования и до последнего времени выступало и выступает в качестве «силового» нормативно-ценностного регулятора, то есть такого социального образования, которое для людей является внешним фактором, напрямую поддерживается силовыми институтами и рычагами, с той или иной степенью навязывается извне.

Но существо и характер этой силы, стоящей за спиной права, различны.

В данном отношении история позитивного права во многом состояла в трансформации и модификации силы, определяющей жизнь и реальность юридических установ­лений, когда право, оставаясь «силовым», меняло стоящие, за ним силовые институты и рычаги.

Логику такой трансформации и модификации можно выразить в формуле: от права сильного к праву власти, а затем — к праву государства[72].

Право сильного — это первичный, по своей основе в немалой степени биологический, способ устройства жизни «организованных сообществ». Он образует исходный, начальный блок иерархического построения жизни «органи­зованных существ», в том числе и человеческого сообщества.

Право сильного, при всем негативном или сдержанном отношении к нему с точки зрения современных этических и гуманитарных представлений, необходимо отличать от бес­предела насилия. Право сильного в естественном бытии — суровый, жесткий, порой жестокий, но вместе с тем — природно-нормальный, неизбежный и вполне целесообразный способ первобытной социальной организации при безраздельном или преимущественном господстве в сообществе биологических начал. Этот способ — преграда для проникновения в сообщество того, что в жизни людей реализовалось в насилии (в частности, того, что характерно для законов и истребительных сторон межвидовой борьбы, грозящих здесь, во внутривидовых отношениях, смертельным хаосом правового состояния, неизбежным в этом случае само­уничтожением), и одновременно — наилучшая в условиях зоологического мира форма достижения и обеспечения спло­чения сообщества «организованных существ».

В условиях цивилизации право сильного постепенно модифицировалось, шаг за шагом освобождалось от «чисто» биологических свойств и приобретало черты социального явления. Одной из таких модификаций стало кулачное право, когда реализация преимуществ «просто сильного» полу­чила юридическую регламентацию (в виде нормативно-регламентированной системы турниров, поединков в сфере юридических доказательств).

Иную оценку должна получить та специфическая мо­дификация права сильного, которая нашла выражение в на­силии, в праве войны; она выявила негативные стороны человеческого разума и сыграла глубоко отрицательную, тра­гическую роль в истории человечества. Хотя право войны и получило некоторую юридическую регламентацию (jus gladii) и даже некое этическое и художественно-романтическое обоснование, порой возвеличивание, оно по сути не просто отбросило людей во внеправовое состояние, но и даже с био­логической стороны стало глубоко противоестественным яв­лением: право войны дало некое оправдание насилию, переносу истребительных сторон межвидовой борьбы на внут­ривидовые отношения в человеческом сообществе, оправда­ние самому страшному, «бесовскому» греху — возможности физического уничтожения себе подобных — убийству.

Право власти. Это уже существенный шаг вперед в правовом прогрессе. Такой крупный скачок в «со­циализации» права сильного произошел в результате того, что силовые формы выражения и обеспечения юридических норм и институтов монопольно сосредоточиваются в руках политической, государственной власти.

Право власти знаменует существенное развитие позитивного права. И прежде всего — в его прогрессивных характеристиках. Здесь возможное насилие, принуждение прерогативой «одного лица» — политической государственной власти, которая — именно как власть — не только способна решать дела по усмотрению, но и oбременена ответственностью. К тому же возможное насилие, принуждение по мере развития общества все более становится предметом закона, юридической регламентации, приобретая черты правового принуждения.

Вместе с тем право власти — такой юридический феномен, который свидетельствует о том, что право еще не имеет в полной мере своего собственного бытия, суверенности. По основным своим параметрам оно является орудие, инструментом власти, его прямым выражением и воплощением. Поэтому оно не только не реализует своего исторического назначения, связанного с самими основами человеческого бытия, но и может выступать, и в жизни общества, действительно, нередко выступает, в качестве формы массового, крупномасштабного произвола, средства реализации групповых, узкоклассовых и этнических интересов авторитарных и тоталитарных режимов, утопий, узкодок­тринерских фантазий, бесчеловечных экспериментов и на­силия над людьми.

Конечно, категорию права власти не следует тракто­вать упрощенно. В юридических системах, которые можно отнести к рассматриваемой категории, значительное место — пожалуй, со времен позднего первобытного общества — за­нимают нормы, институты и целые отрасли, существование которых напрямую обусловлено требованиями экономической жизни общества, необходимостью охраны общественного по­рядка, упорядочения семейно-брачных отношений, другими элементарными требованиями (институты частного права, полицейского и налогового права, семейного права).

Кроме того, коль скоро власть использует именно «пра­во», она хочешь — не хочешь вынуждена считаться со свой­ствами правовой материи, юридическими формами и про­цедурами, общепринятыми юридическими канонами. И по­тому, в частности, при известном уровне развития данной юридической системы оказывается возможным проведение в жизнь элементов законности, поддержание определённого — пусть и ограниченного, ущербного, но все же — правопорядка. И произвол, своеволие власти в такого рода усло­виях не всегда в полной мере осуществимы.

И еще, надо заметить, в реальной исторической ситуации нынешнего времени в различных странах, включая демократические, сложившиеся юридические системы отли­чаются разноплоскостными характеристиками. Они нередко соединяют черты разноуровневых по «силовому обеспечению» правовых образований (в том числе, увы, и «право войны»); и по этому их особенности как права власти проявляются в качестве тенденции, впрочем подчас доминирующей.

И все же, как бы то ни было, юридическая система в пильной обстановке, когда политическая государственная власть остается решающим фактором в жизни общества и когда, следовательно, наличествует и тем более доминирует право власти, юридическая система в подобной обстановке так или иначе приспосабливается к властному диктату, и потому существуют «легитимные», оправдывае­мые действующим правом и порой приобретающие юриди­чески утонченные, изощренные формы возможности для произвола и насилия.

«Право власти» — это господствующее начало построе­ния юридических систем в странах, существовавших дол­гие тысячелетия в Древнем мире, средневековье, на на­чальных этапах буржуазного общества (да и в настоящее время в условиях, когда в той или иной стране господствует авторитарный или тоталитарный режим власти). Только в эпоху Просвещения в ходе и в результате буржуазных революций под влиянием идей естественного права (обра­щенных, надо заметить, в то время к власти, ее умирению) произошла первая, условно говоря, «революция в праве», существо которой и состояло в том, чтобы начать долгий и мучительный процесс отрыва права как высокой цивилизационной ценности от власти, ее произвола.

Одно из последствий того обстоятельства, что в тече­ние исторически долгого времени, вплоть до наших дней, право выступало и ныне по большей части выступает в облике права власти, — это последствие идеологического характера. Под влиянием рассматриваемого феномена во все поры жизни общества, в официальную идеологию и, к сожалению, в интеллектуально-духовную жизнь внедри­лась идеология юридического этатизма, то есть представ­ления о том, что право по своей природе, органике — явление, порожденное властью и государственной волей и существующее исключительно в государственно-полити­ческой сфере общества, замкнутое в ней. Начиная с древ­негреческой философии софистов и до наших дней разнообразные версии юридического позитивизма, позволяющие ценить догму права как значительную ценность общечеловеческой культуры, в то же время так или иначе, исподволь или открыто, утверждают неизбежную для юридического позитивизма идеологическую предпосылку — юридический этатизм, препятствующий постижению исторического предназначения и истинной ценности в жизни людей[73].

Читайте также

6.3. Мораль і право. Право природне й позитивне

6.3. Мораль і право. Право природне й позитивне Усі, хто коли-небудь замислювався над походженням права, його сутністю і межами, неодмінно заглиблювався у проблеми співвідношення моралі й права. Звернемось і ми до взаємин моралі й права, обмежившись тільки питаннями про

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО Мы видели, что всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с различными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй

а) Право как закон

а) Право как закон § 211То, чт? есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, т.е. определено для сознания мыслью, и определено как то, чт? есть право и считается правом, чт? известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО Мы видели, что всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с различными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй

А. Право

А. Право а. СОБСТВЕННОСТЬ<§ 488>Дух в непосредственности своей для себя самой сущей свободы есть дух единичный, но такой, который эту свою единичность знает как абсолютно свободную волю; он есть лицо, знание этой свободы о себе самой, которое, в качестве внутри себя

I. Право

I. Право А. Канонизация вообще: СвятоеДругой пример Святого есть право.Право не есть Я= не Моё право= чужое право= существующее право. Всё существующее право = Чужое право= право, исходящее от чужих Святое (не от Меня)= данное Чужими право= (право, которое Мне кто-то

I. Право

I. Право А. Канонизация вообще: Другой пример Святого есть право.Право не есть Я= не Мое право= чужое право= существующее правоВсе существующее право = Чужое право= право, исходящее от чужих (не от Меня)= данное Чужими право= (право, которое Мне кто-то предоставляет, которым

I. Право

I. Право § 181Дух как свободное, сознающее себя существо есть то равное самому себе Я, которое в своем абсолютно отрицательном отношении является прежде всего исключающим Я, единичным свободным существом, или лицом.§ 182Право – это отношение людей друг к другу, поскольку они

3. Тоталитарный «нормативизм»: право как совокупность приказов власти

3. Тоталитарный «нормативизм»: право как совокупность приказов власти Определение права, предложенное Вышинским и одобренное Совещанием 1938 г., вошло в литературу как «нормативный» (а затем и «узконормативный») подход к праву. Однако и в предварительной, и в окончательной

Право и умирение власти.

Право и умирение власти. При разумно-прогрессив­ном общественном строе, при развитой демократической и правовой культуре власть благодаря приверженности к де­мократическим ценностям умиряет свои императивные административно-приказные стремления, сдерживает

Высшее право — революционное право, служащее коммунизму.

Высшее право — революционное право, служащее коммунизму. Если социализм и коммунизм, согласно мар­ксизму, являются не возможной исторической перспекти­вой, не отдаленной мечтой, а социальным проектом, практической задачей сегодняшнего дня, то спрашивается: каковы пути

Советское право — право «нового, высшего» типа.

Советское право — право «нового, высшего» типа. Новая полоса развития советского общества, утверждение в нем новых коммунистических «идолов» — все это непосредственным образом отразилось на советской юридической системе, вызвало и в ней известную смену координат,

«Обнаженное» право.

«Обнаженное» право. Война в Чечне потрясла Россию, сбросила с общества жалкий «маскарадный костюм», разом раскрыла, «кто есть кто» и «что есть что».В результате войны в Чечне в обнаженном, во многом неприглядном виде предстала перед всем миром россий­ская юридическая

Глава XIX Показывается, что право относительно священных вещей принадлежит всецело верховной власти и что внешний культ религии должен быть приспособлен к соблюдению спокойствия в государстве, если мы хотим правильно повиноваться Богу

Глава XIX Показывается, что право относительно священных вещей принадлежит всецело верховной власти и что внешний культ религии должен быть приспособлен к соблюдению спокойствия в государстве, если мы хотим правильно повиноваться Богу Когда я говорил выше, что только те,

1. Идея права: право власти и власть права

1. Идея права: право власти и власть права Правопорядок как власть закона. Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права

Источник

Оцените статью
«