- Основные формы и виды досуга
- Проще не бывает
- Пассивный
- Активный
- Уровнем выше
- Третья ступень
- А что дальше?
- Теории Маслоу
- Человек, отдых и фундаментальные вопросы
- Творчество: о чем идет речь?
- А если поподробнее?
- Это любопытно
- Мой отдых – создавать его для других
- Содержание досуга
- А на примерах?
- Отдых и личностные качества
- Виды семейного досуга
- Молодежный досуг
- Так ли все однозначно?
- На что еще посмотреть?
- Как организвать досуг ребенка статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные формы и виды досуга
Основные виды досуга – это не просто разные варианты проведения времени обычными людьми, но настоящая тема для полноценного научного исследования, что уже не раз было доказано авторами серьезных работ. При этом внимание уделялось не только формулировке самого понятия досуга, но и выделению его структуры. Принято говорить о нескольких уровнях, отличных один от другого значимостью с точки зрения культуры, психологии, эмоционального отклика и духовной активности.
Проще не бывает
Из всех видов проведения досуга наиболее простой – отдых. Этим термином принято обозначать такое время, которое тратится на восстановление энергии, потраченной при трудовой активности. Выделяют разновидности отдыха: пассивный, активный.
Пассивный
Этим термином принято обозначать такой вид досуга, развлечение, при котором человек спокоен, утомление постепенно проходит, запасы сил восстанавливаются. Человек, планируя подобное времяпрепровождение, не преследует никаких далеких целей. Фактически позитивный досуг в пассивном отдыхе присутствует в зачаточном состоянии. Это индивидуальное проведение времени в пассивном состоянии. Для любого здорового человека пассивный отдых – залог сохранения психического и физического здоровья. Психологи говорят, что это времяпрепровождение позволяет подготовиться к усложненным формам творческой активности.
Активный
К этой категории относятся такие виды и формы досуга, когда силы человека не просто восстанавливаются в прежнем объеме, но даже становятся больше. Деятельность в рамках времяпрепровождения предполагает активирование психических, физических функций организма, не задействованных в основной занятости. Человек может двигаться и наслаждаться этим процессом, его эмоции сменяют друг друга. Активный отдых – это еще и взаимодействие с приятелями, друзьями, близкими людьми.
Активный довольно сильно отличается от пассивного вида, формы досуга. Чтобы начать действия, нужно располагать некоторым минимальным запасом сил, иметь подходящую подготовку, прикладывать усилия воли. Классические способы подобного проведения времени — спорт, упражнения, связанные с психической активностью, туризм, просмотр фильмов, посещение музеев, театров, концертных площадок, чтение, контакт с друзьями.
Уровнем выше
Вторая категория современных видов досуга – развлечения. В привычном обывателю понимании этим термином обозначают такую активность в свободное от работы и прочих обязательных задач время, когда индивидуум веселится, забывает про заботы и получает всевозможное удовольствие. Развлечения по умолчанию требуют некоторого уровня активности, поэтому здесь нельзя говорить о пассивном или активном вариантах.
Отдых – это такой вид досуга, который предназначен для восстановления сил организма. Развлечения, в свою очередь, дают возможность снять психическое напряжение, переутомление, связанное с душевными, эмоциональным состоянием. Нельзя пренебрегать развлечениями или считать их, как это стало модным в последнее время в определенных кругах, пустым времяпрепровождением. Эмоциональный заряд, который получает во время такого отдыха человек, исключительно важен для адекватного восприятия повседневности. Это позволяет легче переносить стрессы, обусловленные повседневной работой, проблемами.
Третья ступень
Следующий уровень видов досуга – еще более сложный, но и более продуктивный. Это познавательная деятельность. Она базируется на активном отдыхе и предполагает регулярное внимательное исследование серьезных изданий. Необходимо посещать выставки, музеи. Если описанное ранее времяпрепровождение в первую очередь направлено на разрядку при стрессе, эмоциональном перенапряжении, то познавательная деятельность – это метод воспитания собственных чувств и путь к расширению кругозора.
Познавательный вид досуга – целенаправленная человеческая активность, которая должна быть систематической, чтобы приносить реальную пользу. Проводя время таким образом, человек тем самым расширяет свои знания и возможности, знакомится с культурными ценностями. Наиболее важно это для людей молодого возраста, так как помогает расширить свой духовный мир и стать полноценной, всесторонней, глубокой личностью.
А что дальше?
Четвертый, наиболее сложный и эффективный уровень из всех известных видов досуга – творчество. Это наиболее серьезный метод траты свободного времени. Фактически это единственная разновидность досуга, которая направлена на созидание, а не потребление. Как говорят психологи, внутри любого человека есть потребность к творчеству, но зачастую мы этого просто не может осознать. Наиболее выражено стремление к созиданию в молодом возрасте. Творчество – источник невероятного удовольствия, это средство, через которое можно развиваться, совершенствовать себя и свой дух.
Теории Маслоу
В соответствии с постулатами этого ученого все человеческие потребности можно разделить на:
- базовые (сон, питание);
- необходимость быть в безопасности;
- необходимость принадлежать, любить;
- потребность уважения к себе со стороны себя самого и других личностей;
- потребности роста.
Последняя категория включает в себя стремление к бытию цельной, совершенной личностью. Человеку свойственно стремление к справедливости, завершенности. Именно они и выражены в творческой активности.
Человек, отдых и фундаментальные вопросы
Вне зависимости от того, какие виды досуга предпочитает человек, они в той или иной степени связаны с его личностью, сам процесс формирования которых сопряжен с поисками себя и уникальных ответов, раскрывающих суть существования и цели этого явления. Для любого человека рано или поздно становится исключительно важным выяснить, что представляет собой природа и ради чего необходимого поддерживать отношения с иными представителями социума. Через творческий процесс, представляющий собой самый сложный из возможных видов досуга, личность получает возможность отыскать для себя подходящий ответ. Конечно, нет никакого универсального и окончательного решения, но духовность – это сам процесс поиска подходящих для конкретного индивида формулировок, убедительных ответов.
Творчество: о чем идет речь?
Считается, что лучшие виды досуга для детей – именно связанные с творчеством. В то же время термин этот довольно обширный, поэтому не все сходу могут сообразить, что за активность он предполагает, а что к творчеству уже не отнесешь. В общем случае понимают:
- техническое;
- прикладное, декоративное;
- художественное.
А если поподробнее?
Технические виды досуга детей и взрослых – конструирование, изобретение чего-либо нового. Сюда относится и рационализаторство. К декоративному и прикладному направлениям можно причислить кулинарию, создание своими руками каких-либо изделий, предметов, выжигание и чеканка. Даже разведение цветов в домашних условиях – это тоже творчество.
Наконец, художественное – это самое понятное для широких масс времяпрепровождение, очевидно связываемое в сознании человека с творчеством. Сюда относятся танцы и пение, фольклор и живопись, участие в художественной самодеятельности. Очень важный вид досуга – творчество, связанное со сценой, не менее значима и литературная деятельность.
Это любопытно
Преимущественно виды досуга и отдыха, связанные с творчеством – это любительские занятия. Довольно редко деятельность доходит до профессионального уровня, немногие способны достигнуть действительно вершин. Но даже любительский уровень – это уже немаловажная база для раскрытия собственного потенциала, выявления и развития таланта. Во многом это связано и с сильным эффектом, оказываемым на общественность результатами такой деятельности.
Мой отдых – создавать его для других
Это такой особенный досуговый подвид, который предполагает организацию коллективного времяпрепровождения. Берущий на себя за это ответственность человек тем самым обязуется придумать способы для включения в решение общей задачи всех участников ситуации. Для этого нужно уметь находить компромиссы между личными интересами: своими и окружающих. Чтобы результат был максимально эффективным, необходимо уметь увлечь всех участников времяпрепровождения организационным процессом. Результат определяется не только качеством организации, но и способностью и навыками отдыха каждого отдельного индивида, задействованного в ситуации.
Содержание досуга
Популярные в настоящее время виды досуга молодежи можно разделить на группы с учетом особенностей:
- содержание (развлечения, познавательная деятельность);
- время (краткие, систематические, время от времени);
- характер (активность, пассивность);
- направленность контактов.
А на примерах?
- зрелищные мероприятия, в которых зрители принимают активное участие;
- игры, требующие подвижности участников и привлекающие наравне подготовленных, нетренированных участников;
- оздоровительные, призванные регулировать психическую, физнагрузку, мероприятия, помогающие добиться общего баланса и улучшения самочувствия;
- логические игровые ситуации, имитирующие частые жизненные проблемы, характерные участникам;
- игры, позволяющие развить ловкость, реакцию и другие параметры;
- ритуалы, церемонии, танцы, позволяющие общаться, проводить время, передавать между поколениями культурный багаж нации.
Отдых и личностные качества
Как говорят психологи, выбор в пользу конкретного досуга человек делает на основании собственного духовного богатства: связь прямая, но одновременно присутствует и обратная. Культурный – это всегда насыщенный досуг, который эффективен и сильно влияет на выбравшую подобный метод проведения времени личность.
Умение организовать правильный и интересный отдых, увлекающий всех потенциальных участников – задача не из простых. Нужно уметь подобрать подходящую форму с учетом конкретной группы, объяснить, что предполагается, увлечь участников, создать условия, в которых они могут получать впечатления, навыки, знания.
Виды семейного досуга
Сложность этого метода проведения времени в том, что дети и взрослые имеют кардинально расходящиеся интересы, представления о том, что ценно, полезно, важно, значимо. Задача старших по возрасту – подбирать такие способы проведения времени, которые будут интересны всем участником, но вместе с тем помогут развивать детей, прививать им культурные навыки. Как выше было упомянуто, лучший отдых – это творчество, через которое личность может реализовать свой потенциал. Семейный досуг должен строиться с учетом этого постулата. Если ребенок проявляет стремление творить, необходимо создавать ему для этого подходящие условия. Если такового не наблюдается, задача родителей – в игровой форме организовать досуг таким образом, чтобы постепенно подвести младшее поколение к желанию создавать что-то новое своими силами.
Классические варианты семейного отдыха:
- совместный поход на природу;
- можно отправиться в музей или на выставку всей семьей, выбрав такой вариант, который будет интересен взрослым и понятен детям;
- проведение времени за настольными играми, развивающими стратегическое мышление.
Молодежный досуг
В настоящее время наибольшее внимание молодежи приковывают всевозможные объекты аудио и визуальные. В большей степени это заметно по крупным городам, но в последние годы и в небольших населенных пунктах, деревнях, где есть компьютеры, доступ ко Всемирной паутине, подобные тенденции не могут быть незамеченными. Не только молодежь, но и лица постарше не представляют свою повседневность без компьютера – средства для учебы, работы, общения, развлечения и приобретения полезных навыков.
Одновременно есть довольно многочисленный круг противников такого обилия электронной вычислительной техники в нашей повседневности. Считается, что это препятствует нормальному индивидуальному развитию личности и портит детство, корежит подростковый возраст, не позволяет в полной мере насладиться молодостью. Вместо привычных несколько десятилетий назад форм общения в наше время многие стараются выбрать интернет, где представлено много форматов взаимодействия, и не последнее место занимают игры. Иные убеждены, что время, которое подростки тратят на общение через компьютер, не позволяет им получать полноценное культурное и духовное развитие, не дает возможности читать, заниматься спортом и развиваться как творческой натуре. Бытует также мнение о том, что психологическая зависимость от компьютера – тяжелая болезнь, от которой необходимо срочно разрабатывать лекарство.
Так ли все однозначно?
Психологи обращают внимание: нельзя винить компьютер в узости развития конкретной личности. Машина – это лишь инструмент, который каждый человек использует по своему усмотрению. Настрой, с которым личность эксплуатирует попавшую ей технику, определяет результат этого процесса. Подготовленный пользователь заинтересован в получении новых знаний, и именно компьютер дает ему к этому немало возможностей. В частности, те же игры позволяют оказаться в нестандартных ситуациях, где можно принять решение и стать независимым, понять важность несения ответственности за свои поступки.
На что еще посмотреть?
Еще один популярный досуг современной молодежи связан с разнообразной музыкой. Считается, что аудио – это самый глобальный, максимально охватывающий широкую аудиторию, приспособленный к нашей цивилизации вид отдыха. В странах, достигших высокого уровня развития, даже есть институциональный комплекс, включающий в себя многочисленных творцов, фирм, производящих и реализующих их записи, организовывающих концерты. Музыкальный продукт доступен всем и каждому, и всякий человек волен выбирать наиболее подходящее для него – в том числе и то, что помогает совершенствовать собственные музыкальные вкусы, развиваться, расширять представление об эстетике.
Источник
Как организвать досуг ребенка
статья на тему
В этой статье рассказывается о том, как правильно и интересно для себя и ребенка организовать детский досуг. Статья будет интересна родителям, воспитателям группы продленного дня и классным руководителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_organizvat_dosug_rebenka.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как организовать досуг ребенка
Статья для родителей и воспитателей группы продленного дня
Автор Талапова Ксения Александровна
Учитель начальных классов
ГБОУ школы №371 с углубленным изучением русского, английского и французского языков
Наверное, нет таких родителей, которые бы не стремились к правильной организации досуга своего ребенка. Но каждый ли знает о том, что такое правильный досуг и каким именно он должен быть? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно для начала определиться, что именно вы ждете от вашего ребенка.
В первую очередь, конечно же, чтобы ребенок развивался всесторонне. Многие родители считают свою роль в воспитании организации досуга ребенка исчерпанной в связи с появлением в последнее время компьютеров, большого количества разнообразных развивающих современных игр, различных новомодных школьных предметов. Но они глубоко заблуждаются, это совсем не так. Именно родители несут ответственность за интересный, а главное правильный досуг ребенка на протяжении его детства и юности. Чтобы правильно организовать отдых ребенка и в дальнейшем избежать проблем отцов и детей, нужно знать основные простые правила.
Чтобы ребенок не испытывал нехватки чувства любви и привязанности к своим родителям, им нужно хотя бы два часа в день посвящать время непосредственно ребенку. По утверждениям психологов, дети и их родители, вместе проводящие досуг (прослушивание музыки, совместные игры, просмотр телевизора), поддаются чувству всепоглощающей любви и семейственности. В итоге внутрисемейные отношения укрепляются , а взаимопонимание младшего и старшего поколения увеличивается. Так вот, организация правильного досуга для ребенка начинается именно тогда, когда родители находят для своего ребенка достаточное количество времени. Если ваш ребенок будет проводить все свое свободное время за компьютером, это совсем неправильно. И это не есть показатель домашности ребенка, а скорее всего, показатель того, что у родителей совсем нет времени заниматься своим собственным ребенком.
Для того, чтобы как-то отвлечь ребенка от компьютера или телевизора, нужно заинтересовать его более интересным и полезным занятием . Это не значит, что нужно предлагать ребенку заниматься коллекционированием каких-то фантиков или марок. Современным детям такие устаревшие занятия могут быть неинтересны, а вот занятия каким-то видом спорта может быть и полезно и интересно . Любого ребенка наверняка заинтересует какой-либо вид спорта с интересным названием и времяпровождением. Это может быть, к примеру, айкидо. Такая борьба успешно подойдет и для мальчиков и для девочек. Это, наверное, один из всех видов борьбы, в котором любой ребенок может достичь самовыражения и достойного результата, так как основное обучающее направление айкидо – умение постоять за себя и в итоге достичь внутренней гармонии.
Можно сделать досуг ребенка более красивым и предложить заняться ему, например, бальными танцами. Это яркое и необычайно красивое занятие научит вашего малыша чувствовать музыку, хорошо двигаться и держать правильную осанку. Это всего лишь немногие примеры тех полезных и правильных занятий, которые можно предложить своему ребенку, но учтите, что, выбирая тот или иной вид занятия вы должны все согласовать со своим ребенком. Только полное соответствие вкусам ребенка и желание заниматься тем или другим видом спорта сможет создать именно правильный досуг . А если ваш ребенок, например, любит музыку, а вы заставляете его плавать, это ни к чему хорошему не приведет.
В раннем возрасте ребенок еще не может конкретно сказать о том, чем он хочет заниматься, поэтому его занятия в основном определяются интересами и желаниями родителей. Но все равно стоит обязательно прислушиваться к желаниям ребенка и пытаться как-то определить его предпочтения. Это поможет избежать разногласий с ребенком в дальнейшем и организовать правильный, полезный и интересный его отдых.
Что касается досуга ребенка в интеллектуальном плане, то стоит заметить, что умственный досуг служит базисом для всестороннего развития и получения дальнейших знаний . Такими занятиями могут быть шашки, шахматы (развивают стратегическое мышление и математические наклонности), игра монополия, собирание
мозаики (развивает логическое мышление, внимание и моторику пальцев).
Для организации окончательно правильного досуга нужно распределять все занятия по определенным промежуткам времени. Так, для досуга в интеллектуальном плане лучше выделить время с 15 до 17 часов. Именно в это время по наблюдениям специалистов у детей наблюдается самая высокая концентрация внимания и способность к умственному развитию. А вечер – самое подходящее время для занятий спортом. Вот главные аспекты организации правильного активного и пассивного отдыха ребенка, следование которым помогут вашему ребенку всесторонне развиться в умственном и физическом плане.
Чем можно заняться с ребенком дома
Организуйте веселый пикник в столовой.
Расскажите детям, как летом вы всей семьей поедете за город, установите палатку, будете готовить еду на костре. Объясните им, как интересно можно провести время на природе, и предложите отрепетировать будущую прогулку прямо в доме: расстелите на полу покрывало, расставьте стаканы с соком и бутерброды. Затем пригласите всех усесться на подушки или просто на пол и устроить веселый пикник.
Предложите детям всем сообща замесить тесто.
Конечно же, в доме всегда найдется мука, соль и вода. Замесите тесто и предложите детворе вылепить из него кренделя, булочки, рогалики и все, что подсказывает им фантазия. Малышам это занятие доставит огромное удовольствие. И какой простор для воображения! Если малыш случайно и проглотит кусочек теста, нет причин для волнений, ведь все ингредиенты вполне съедобны!
Приближается праздник!
Посмотрите на календарь — что за праздник впереди — Новый год, День Святого Валентина, 8-ое марта, Пасха или какое-нибудь семейное торжество? Сначала напомните детям, что это за праздник, и как его обычно празднуют в вашей семье, и предложите начать подготовку к нему, изготовив своими руками нехитрые поделки. К Новому году можно вырезать из бумаги цветные гирлянды, ко Дню всех влюбленных — картонные сердечки с наклеенными на них бусинками или палетками. К пасхальным праздникам можете вместе с детьми научиться делать крашенку — расписное декоративное пасхальное яйцо. Для этого сделайте с обоих концов яйца дырочки и аккуратно выдуйте содержимое, затем протрите яйцо спиртом, просушите и, вооружившись яркими красками и своей фантазией, вместе с малышами начните его разукрашивать орнаментом и узорами.
Игра в речку.
Попросите детей представить, что ковер в комнате — это река, и если они наступят на него, то промочат ноги. Затем предложите им перебраться на другой берег — противоположную сторону комнаты — не замочив ног, то есть ни разу не наступив на ковер. Это занятие доставит детям массу удовольствия, они часами могут играть в эту игру, карабкаясь по мебели, переставляя стулья, чтобы выстроить «мосты через речку». Внимание! Во время этой игры вы должны находиться рядом, чтобы уберечь детей от возможных травм.
Возведение крепости.
Постройте вместе с детьми неприступную крепость. Для этого принесите в общую комнату как можно больше подушек, одеял, пледов и возведите крепостную стену, которую ваши детишки с удовольствие будут атаковать.
Танцевальная вечеринка.
Поставьте диск с веселой танцевальной музыкой и потанцуйте вместе с вашими детьми. Если долго находитесь дома то танцы — это наилучший способ освободить лишнюю энергию и всем поднять настроение.
Есть диски с аудио сказками , которые, кстати, в отличие от мультиков развивают воображение. Любимый детьми пластилин и акварельные краски, настольные игры, лото и пазлы. Поручите малышу вытереть пыль с игрушек или помыть пол (не обязательно наливать воду в ведро, достаточно просто влажной тряпки).
Учить детей играть в шахматы шашки, нарды и просто проводить с ними время с какой-нибудь развлекательной игрой.
Готовка вместе с детьми – тоже прекрасный вариант. Во время приготовления любого рецепта можно найти что-то, что сделает ребенок: он может отмерить муку или сахар (дайте чайную ложку и пусть насыпает целый стакан), почистить яйца или размешать тесто. Или намазать маме бутерброды (мой сын обожает это делать). Загляните в раздел Готовим вместе с детьми , наверняка найдете, что можно приготовить вместе с детками.
Если подходить к вопросу «Чем занять детей дома?» творчески, всегда найдется вариант.
Посмотрите с вашим ребенком какой-нибудь мультик, разберите его, чтобы он еще научился анализировать.
Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори — итальянского педагога и врача, 1870-1952 гг.). Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в «обе стороны», т. е. по очереди обеими руками.
Вот их примерный перечень: (Развивающая программа!)
- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.
- Подготовьте рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, «липучками» и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги.
- Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить «грязный» ботинок, небольшую обувную щетку и крем для обуви.
- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).
- Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора «мусора».
- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.
- Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.
- Хорошее упражнения для развития координации движений — складывание салфеток по размеченным линиям.
- Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме.
- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.
- Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену.
- Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
- Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.
- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.
- На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
- Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.
- Ваш ребенок приобретет хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи «ершика».
- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов — указательным и большим пальцами в другую миску.
- Хорошим занятием послужит игра с телефоном.
- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.
- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.
- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
- Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину.
- Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч.
- Изготовление гирлянд, бус.
- Продевание тесьмы в дырочки.
- Игра «поймай рыбку»: сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.
- Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять целая группа, тогда из различных рисунков сделайте картину-аппликацию, посвященную одной теме.
- Очень интересна работа с сухим и мокрым песком. При помощи мокрого песка можно лепить различные формы, а сухой песок можно раскрасить в разные цвета и при помощи кулечка, напоминающего кулинарный, но с очень тонким отверстием, можно рисовать.
Сюжеты сказок для проигрывания их с детьми при помощи настольных игрушек
Для начало хотелось бы отметить, что через моделирование и проигрывание сказок ребёнок наиболее полно выражает себя, приближается к взрослому и открывает ему свой внутренний мир. Подобная деятельность с детьми дошкольного возраста, помимо всех названных аспектов, открывает логопеду широкие возможности для арттерапии в различных её видах: имаготерапии, куклотерапии, сказкотерапии.
Настоящий профессионал, при определённых психологических знаниях, имеет возможность:
— выявлять скрытые, травмирующие психику ребёнка, факторы,
— помогать ребёнку освобождаться от ϖ агрессии, враждебности и других деструктивных импульсов в безопасной, социально приемлемой форме,
— находить и закреплять способы конструктивного ϖ взаимодействия ребёнка со сверстниками,
— учить ребёнка различать свои переживания, оценивать своё эмоциональное состояние,
— углублять самопонимание ребёнка, адекватность самооценки.
Для наглядности хочу привести пример:
Возраст: 4-10 лет.
Направленность : Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности.
Ключевая фраза : «Я некрасивая и плохая».
В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта — стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, — думала ромашка. — Оказаться бы мне на ее месте», — не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.
Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.
Вопросы для обсуждения: почему Ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит «все цветы хороши по-своему»? Можно ли эту фразу сказать про людей?
Что могут дать такие истории детям?
Во-первых , ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых , он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих , истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают .
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.
Занятие длится около часа.
Очень важно посещать с ребёнком различные парки, музеи, парки аттракционов и другие досуговые места. Расскажите всем, куда в последний раз вы ходили со своим ребёнком? Какие ещё досуговые места вы знаете? Мы тоже подготовили небольшой список мест с адресами, куда можно сходить с ребёнком, возможно вам это пригодится.
1. Парк Инструментальщиков
Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, д.15
2. Ботанический сад
Профессора Попова ул., 2, Аптекарская наб., Аптекарский просп., набережная реки Карповки
4. Сад у Египетских ворот
Пушкин, между Октябрьским бульваром, Школьной ул. и Академическим пр.
5. Крытый парк аттракционов HAPPYLON
ТРК «Галерея» Лиговский пр., 30 а
М. «Пушкинская», ул. Марата 86, ТРК «Планета Нептун» 2 этаж
ТРК «Норд» пр. Просвещения, д. 19
8. Аквапарк Родео Драйв
Культуры пр., д. 1
9. Детский парк развлечений ДИНОЗАВРиЯ
ТРК Лидер пр. Энгельса, д. 154
в «Невском центре» Невский проспект, д. 114
Торфяная дорога, 7 (торговый комплекс «Гулливер», 4-й этаж)
12. Музей живых тропических бабочек
ул. Ропшинская, 17. ст. м. Чкаловская
13. Музей «Вселенная воды»
м. Чернышевская, ул. Шпалерная, 56
м. «Приморская», ул. Одоевского д. 29
15. Музей гигиены
Итальянская ул., 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический климат семьи и семейный досуг как основа духовно-нравственного воспитания ребенка
Психологический климат семьи и семейный досуг как основадуховно-нравственного воспитания ребенка.Виноградова Татьяна ПавловнаУчитель начальных классовМКОУ «Муромцевский лицей» Се.
презентация «Психологический климат семьи и семейный досуг как основа духовно-нравственного воспитания ребенка»
Характеристики семьи:- Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между .
Как правильно организовать досуг ребенка
Перед педагогами и родителями непременно рано или поздно встанет вопрос, как организовать детский досуг с пользой для здоровья. Еще с дошкольного возраста родители стараются максимально задействовать .
Психологический климат семьи и семейный досуг как основа духовно-нравственного воспитания ребенка.
Семья – это счастье, любовь и удачаСемья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.Рождение детей, первый шаг, первый лепет,Мечты о хорошем, волн.
для родителей ..Психологический климат семьи и семейный досуг как основа духовно-нравственного воспитания ребенка.
Психологический климат семьи и семейный досуг как основадуховно-нравственного воспитания ребенка.Виноградова Татьяна ПавловнаУчитель начальных классовМКОУ «Муромцевский лицей&ra.
Консультация для родителей «Как организовать досуг ребенка дома»
Полезная информация для родителей о том, как организовать досуг своего ребенка дома.
Консультация для родителей «Роль семейного досуга в воспитании ребенка».
Консультация для родителей «Роль семейного досуга в воспитании ребенка».
Источник